Меню

Актуально






Бух. программы



Публикация

24 Мая 2016Учет бортового устройства оператора системы «Платон»


Каким образом должен быть организован бухгалтерский учет бортового устройства, полученного от оператора системы взимания платы «Платон»?

С 15.11.2015 действует система взимания платы за движение ТС с разрешенной максимальной массой более 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (данная система получила название «Платон»). (Путем внесения платы владелец автомобиля компенсирует вред, причиненный указанным дорогам.) Представленное требование установлено ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Получение бортового устройства

Внесение платы может осуществляться с помощью бортового устройства – технического устройства, позволяющего при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения автомобиля по соответствующим дорогам[1]. Если у владельца ТС такого устройства нет, его можно получить у оператора системы взимания платы (лица, обеспечивающего функционирование системы «Платон»). В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое назначено оператором системы взимания платы и реализует полный цикл создания системы с ее последующей модернизацией. Информация об этом размещена в Интернете на сайте системы взимания платы «Платон» (http://platon.ru). Таким образом, на сегодняшний день оператором системы взимания платы является ООО «РТИТС».

В силу требований п. 4 Правил взимания платы для обеспечения функционирования системы взимания платы оператор должен опубликовать в средствах массовой информации порядки, регулирующие вопросы взаимодействия владельца транспортного средства и оператора, в том числе порядок пользования владельцем ТС предоставленным ему бортовым устройством. ООО «РТИТС» соответствующие порядки, в том числе Порядок пользования[2], опубликовало в «Российской газете», № 258, 16.11.2015.

Оператор предоставляет бортовое устройство бесплатно на основании договора безвозмездного пользования (его форма приведена в приложении 1 к Порядку пользования). Бортовое устройство выдается владельцу ТС, зарегистрированному в реестре транспортных средств системы взимания платы, и закрепляется только за определенным (одним) ТС, зарегистрированным в реестре за данным владельцем (п. 1.1 Порядка пользования).

Таким образом, владельцы ТС могут не затрачиваться на приобретение бортовых устройств, обратившись за их получением к оператору системы взимания платы «Платон». В качестве документа, подтверждающего факт получения бортового устройства, выступает акт передачи, который составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку пользования. (Формой договора безвозмездного пользования предусмотрено, что ссудополучатель обязан принять бортовое устройство по акту передачи не позднее трех рабочих дней с даты подписания сторонами договора.)

Поскольку бортовое устройство предоставляется владельцу ТС в безвозмездное пользование (то есть предполагается возврат оборудования) и его использование никак не способствует притоку денежных средств в организацию, то есть получению экономических выгод, его получение не приводит к возникновению в бухгалтерском учете актива (в том числе в виде имущественного права пользования)[3].

В то же время с целью организации контроля за наличием и движением бортового устройства его следует учесть на забалансовом счете. Для этих целей можно использовать забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства», предусмотренный Планом счетов[4] (предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией), или ввести дополнительный счет, например забалансовый счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование». Бортовое устройство отражается на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре безвозмездного пользования. Форма договора безвозмездного пользования, представленная в приложении 1 к Порядку пользования, содержит такое условие.

3.3. В целях определения размера убытков стоимость Бортового Устройства (за единицу) согласована Сторонами в размере 6 822 (шесть тысяч восемьсот двадцать два) руб. 98 коп.

Следовательно, в бухгалтерском учете владельца ТС на дату получения бортового устройства должна появиться такая запись.

Содержание операции

Дебет

Сумма, руб.

Документ

Отражен факт получения бортового устройства от оператора системы взимания платы «Платон»

Забалансовый счет 001 (012)

6 822,98

Акт передачи бортового устройства

Возврат бортового устройства

Согласно п. 5.2 Порядка пользования основаниями для возврата бортового устройства являются:

– отказ владельца ТС от использования бортового устройства;

– неисправность бортового устройства;

– намерение владельца ТС осуществить отчуждение транспортного средства и (или) снять его с учета в Госавтоинспекции;

– исключение ТС или его владельца из реестра транспортных средств системы взимания платы.

Условиями договора безвозмездного пользования установлено, что в случае отчуждения ТС либо передачи прав владения или пользования им ссудополучатель обязан вернуть соответствующее бортовое устройство в течение трех рабочих дней с даты перехода права собственности на ТС, прав владения или пользования им третьему лицу.

При возврате бортового устройства оператором и владельцем ТС подписывается акт возврата, который составляется по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку пользования. В бухгалтерском учете данный факт находит отражение: бортовое устройство списывается с соответствующего забалансового счета на дату возврата оборудования.

Содержание операции

Кредит

Сумма, руб.

Документ

Отражен факт возврата бортового устройства оператору системы взимания платы «Платон»

Забалансовый счет 001 (012)

6 822,98

Акт возврата бортового устройства

Утрата бортового устройства

В случае утраты бортового устройства владелец ТС должен немедленно известить об этом оператора и возместить убытки, а как мы выяснили ранее, размер убытков – это стоимость бортового устройства. Если виновным лицом в утрате бортового устройства является работник организации – материально ответственное лицо, убытки в соответствующем размере могут быть взысканы с него.

* * *

Владельцы ТС с разрешенной максимальной массой более 12 т обязаны компенсировать государству вред, который данные автомобили наносят дорожному покрытию при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Взимание платы может осуществляться с использованием бортового устройства, предоставленного в безвозмездное пользование оператором системы взимания платы «Платон». Так как назначение бортового устройства не связано с получением экономических выгод владельцем ТС, его использование не приводит к возникновению в бухгалтерском учете актива, однако с целью организации контроля за ним его следует учесть на забалансовом счете в оценке, предусмотренной договором безвозмездного пользования.

Кстати, до 01.07.2017 размер платы сохранен и составляет 1,5293 руб./км (см. Постановление Правительства РФ от 27.02.2016 № 139, вступившее в силу 01.03.2016).

Обращаем внимание читателей также на то, что 14.04.2016 КС РФ в открытом заседании должен был рассмотреть дело по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда нормативных актов РФ о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам. Заявители полагают, что данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. По своей сути она является налогом, поэтому должна устанавливаться федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ. Аналогичную претензию заявители предъявляют и к введению административной ответственности за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей. Депутаты считают, что данная мера в нарушение Конституции РФ основана не на законе, а на акте исполнительной власти. Кроме того, они указывают на то, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны. Исходя из этого, заявители требуют признать спорные нормы не соответствующими ст. 55 (ч. 3), 57, 72 (ч. 1), 74, 75 (ч. 3) и 76 Конституции РФ.


[1] Определение из п. 2 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (далее – Правила взимания платы).

[2] Порядок пользования Владельцем Транспортного Средства, в том числе зарегистрированного в иностранном государстве, предоставленным ему Бортовым Устройством, порядок и условия его возврата и замены, а также ответственность Владельца Транспортного Средства за нарушение порядка пользования Бортовым Устройством.

[3] Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).

[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Источник: Журнал "Транспортные услуги бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

30 Марта 2017

ФНС РФ: утвержден обновленный формат кассового чека

Как известно, любой кассовый аппарат обязан формировать и выдавать потребителю документ — кассовый чек, который выступает в качестве документального подтверждения совершенной сделки купли-продажи, оказания услуг или работ. В связи с началом массовой кампании по переходу на кассовую технику нового образца, так называемые, онлайн-кассы, претерпел изменения и вид выдаваемых кассовых чеков.

Комментарий к Постановлению АС МО от 02.02.2017 по делу № А40-227695/2015

Абзацем 3 пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что восстановление «авансового» НДС осуществляется исходя из сумм авансовых платежей, которые в силу договора зачтены в счет оплаты товаров, работ и услуг. Соответственно, по суммам, которые остаются авансами (то есть не зачтены в счет полученной поставки), НДС не восстанавливается. Наличие данной нормы должно было положить конец спорам о размере восстанавливаемого налога, однако этого не произошло. Более того, суды нередко встают на сторону инспекций, признавая доначисления обоснованными. Когда такое возможно и почему?

Ошибочно начисленный имущественный вычет могут взыскать в течение трёх лет

К такому выводу пришёл Конституционный Суд РФ, рассмотрев дело о проверке конституционности положений статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса, а также статей 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 Гражданского Кодекса РФ.

29 Марта 2017

Переработки в рамках ненормированного рабочего дня могут ограничить

С такой инициативой выступила группа депутатов Госдумы. В частности, предполагается закрепить правило, согласно которому к работникам с ненормированным рабочим днем применяются общие правила относительно начала и окончания работы, времени перерывов для отдыха и питания, а также освобождения от работы в выходные и нерабочие праздничные дни.

Справки 2-НДФЛ в 2017 году: что изменилось?

Все работодатели как ИП с работниками, так и юридические лица обязаны отчитываться перед налоговиками по форме 2-НДФЛ. В 2017 году требования не изменились, но в самой форме есть несколько корректировок, узнаем подробнее.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Апрель 2017

03 - 06 Апреля Конфиденциальное делопроизводство Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

03 - 07 Апреля Проверки организаций контролирующими и надзорными органами: актуальные вопросы и судебная практика Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

03 - 08 Апреля Медиация. Альтернативная процедура урегулирования споров. Базовый курс Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

04 - 07 Апреля Предупреждение и противодействие коррупции в компании Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

05 - 07 Апреля Арбитражный процесс. Практика ведения судебных споров в свете реформы процессуального законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

10 - 14 Апреля Реабилитация (абилитация) инвалидов и детей-инвалидов: правовые и организационные аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

10 - 15 Апреля Повышение квалификации юриста: инструменты правового обеспечения деятельности организации Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

10 - 14 Апреля Административно-хозяйственное обеспечение предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

30 Марта 2017

Для взносов суточные в валюте юрлицо пересчитывает в рубли по курсу на дату их начисления работнику

Работодатель не может ограничить сотрудника в получении одновременно нескольких налоговых вычетов при наличии оснований

Предприниматели на УСН возмещение расходов на ЖКХ учитывают в доходах

Как рассчитать налог в отношении помещений в административно-деловых и торговых центрах?

Готовятся поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Налоговый маневр может пройти по формуле «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%

29 Марта 2017

Tax free может заработать осенью 2017 года

ИП на ПСН может ремонтировать автомашины как для граждан, так и для организаций

Даны разъяснения как заполнить платежку при перечислении налогов за других лиц

Организация не может зачесть свою налоговую переплату в счет недоимки другого лица

Депутаты рассмотрят законопроект о расширении круга субъектов среднего предпринимательства

28 Марта 2017

ККТ при оказании риелторских услуг

В ПДД внесены изменения, касающиеся молодых водителей

Арендодатель должен уплатить НДФЛ без учета расходов, если у него нет регистрации ИП

Не исключено, что организация-банкрот должна будет удовлетворять требования работников по зарплате вне очереди

читать все Новости