19 Мая 2016Расходы на госпошлину при покупке недвижимости в бухучете
Порядок бухгалтерского учета расходов на госпошлину при покупке недвижимости зависит от того, является ли государственная регистрация прав на недвижимость обязательной для использования объекта по назначению или нет. Рассмотрим, как признаются расходы в виде госпошлины.
Что влияет на учет расходов на госпошлину?
В бухгалтерском учете определяющим фактором для принятия объекта к учету в качестве ОС является лишь его готовность к использованию в производственной деятельности. И опять же в том случае, когда государственная регистрация перехода прав на недвижимость будет являться необходимой для использования этой недвижимости по назначению, расходы на уплату госпошлины будут признаваться связанными с приобретением и учитываться в первоначальной стоимости объекта (п. 8 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
Если же госрегистрация не является обязательным фактором функционирования объекта в производственной деятельности, то расходы в виде госпошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией перехода права собственности на недвижимость, будут учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности (если приобретенная недвижимость предназначена для использования в деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров) или в составе прочих расходов (при приобретении недвижимости для иных целей) (пп. 4, 5, 7, 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее - ПБУ 10/99)). Ведь согласно Методическим указаниям (п. 52 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете.
Признание расходов на госпошлину
Во втором случае расходы в виде госпошлины признаются только при выполнении условий, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 10/99, а именно:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод компании.
Так как обязанность уплатить госпошлину возникает у компании в связи с подачей заявления на государственную регистрацию, то указанные выше условия будут выполняться на момент подачи заявления.
ПРИМЕР 1
Компания в июле 2015 г. приобрела земельный участок и расположенное на нем здание. Сразу же с момента покупки она начала пользоваться данным имуществом в своей производственной деятельности. Однако документы на государственную регистрацию права на недвижимое имущество компания подала только в сентябре 2015 г.
В сентябре 2015 г. компания уплатила государственную пошлину за регистрацию права собственности на земельный участок. Бухгалтер сделал в учете следующие записи:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
- 22 000 руб. - уплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок;
ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44) КРЕДИТ 68
- 22 000 руб. - расходы на уплату государственной пошлины признаны расходами по обычным видам деятельности.
ПРИМЕР 2
Основным видом деятельности компании является предоставление в аренду жилых помещений. Для этих целей она приобрела 10 квартир в жилом доме. Так как при приобретении жилых помещений государственная пошлина является необходимым условием для ввода их в эксплуатацию, то расходы на уплату госпошлины будут признаваться связанными с приобретением и включаться в первоначальную стоимость квартир:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
- 22 000 руб. - уплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на квартиру;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 68
- 22 000 руб. - сумма государственной пошлины включена в первоначальную стоимость объекта ОС.
Аналогично делаются проводки по остальным девяти квартирам.
Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"