Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

14 Ноября 2018Поступление «грантового» имущества по окончании проектов


В последние годы одним из источников поступления имущества в учреждения стали гранты. К сожалению, многие бухгалтеры считают, что учет имущества, приобретаемого за счет грантов, должен вестись в общем порядке. Но это не так. Рассмотрим далее ряд проблем, связанных с имуществом, которое поступает в учреждение после завершения его сотрудниками своих проектов.

Гранты и грантодатели

Система грантового финансирования (то есть получения финансовых средств на конкурсной основе) деятельности достаточно давно и успешно развивается в нашей стране. Наиболее популярно финансирование различных проектов в виде грантов в области науки, образования и культуры. Кроме того, все чаще выделяются гранты для решения проблем в социальной сфере.

Получателями грантов могут быть как сами учреждения, так и физические лица, являющиеся его сотрудниками. Если получателем гранта является учреждение, то есть юридическое лицо, то бухгалтерский учет приобретаемого за счет гранта имущества почти не отличается от общего порядка. Такое имущество, как правило, сразу ставится на балансовый учет и используется учреждением в его деятельности.

Однако если получателем гранта является сотрудник учреждения, то есть физическое лицо, то задачей учреждения становится лишь создание условий для реализации сотрудником целей проекта, ради которых ему и был выделен грант.

В настоящее время существует большое количество фондов, распределяющих гранты как юридическим, так и физическим лицам. Несмотря на различие в целях и правилах реализации проектов, порядок финансовой отчетности, требуемой фондами, как правило, один и тот же. При этом требования по распоряжению имуществом, приобретенным за счет средств грантов, в основном совпадают.

В области науки и образования наиболее популярным грантодателем является Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Этот фонд имеет длительный и богатый опыт распределения грантов, контроля за использованием выделенных средств и сбора финансовой отчетности. А рекомендации фонда по распоряжению «грантовым» имуществом можно считать универсальными. Поэтому далее будем их использовать при рассмотрении особенностей учета поступающего в учреждение имущества после окончания проектов.

Бремя содержания

По завершении проекта имущество, приобретенное сотрудником за счет средств выделенного ему гранта, как правило, остается в учреждении. Такой порядок установлен не только РФФИ, но и другими фондами, распределяющими гранты.

Раз имущество остается в учреждении, его нужно не только правильно отразить в учете, но и найти финансовые ресурсы для его содержания. Условиями грантов, как правило, предусматривается закупка оборудования и материальных запасов только на период выполнения проекта. Как только проект завершается, все бремя содержания «грантового» имущества ложится на получателя гранта и учреждение, которое предоставило площадку для выполнения проекта.

Напомним, что финансовым обеспечением в рамках субсидии на госзадание предусматриваются затраты на содержание имущества, которое непосредственно участвует в выполнении госзадания или участвует в общехозяйственных расходах. Имущество, не участвующее в оказании госуслуг (выполнении работ) в рамках госзадания, должно содержаться за счет иных источников или целевых средств. Если учреждение оплачивает затраты на электроэнергию, охрану, текущий ремонт «грантового» имущества и тому подобные расходы за счет субсидии на госзадание, то контролирующие органы могут ему предъявить вполне справедливые претензии. Содержание такого имущества должно осуществляться за счет средств собственника, то есть грантополучателя, или иных источников учреждения.

Стоит обратить внимание на Постановление АС ВСО от 21.06.2018 № А58-3561/2017. В данном постановлении судом вынесено решение о том, что учреждение образования не вправе платить зарплату работникам столовой за счет субсидии на госзадание.

Суд установил, что в рассмотренном случае организация питания обучающихся возложена на образовательные организации. Ее финансирование в средних профессиональных образовательных учреждениях необходимо осуществлять за счет иных средств (собственных и выделенных). За счет средств бюджета субъекта обучающихся обеспечивают питанием только в случаях и в порядке, которые установлены органами власти субъекта. Работники столовой и буфета не осуществляют образовательную деятельность. Оплата их труда не связана с оказанием госуслуги, которая определена в госзадании. Поэтому расходы нельзя признать целевыми.

Аналогичное судебное разбирательство только из‑за содержания «грантового» имущества может возникнуть и в любом учреждении, которое не ведет раздельного учета затрат на выполнение госзадания и содержание «грантового» имущества.

Как избежать судебных споров и обвинений в нецелевом использовании средств?

Рассмотрим возможные решения на примере рекомендаций РФФИ.

Варианты содержания

Отношения сторон в период выполнения проекта регулируются трехсторонним договором между грантодателем (РФФИ), грантополучателем (физическим лицом) и организацией (учреждением, которое обеспечивает условия для выполнения проекта, в том числе поступление средств гранта на счет учреждения, осуществление расчетов по поручениям руководителя проекта, заключение договоров с третьими лицами).

Во всех случаях собственником приобретенного оборудования становится получатель гранта. У получателя гранта есть обязанность после окончания проекта оставить оборудование в организации. У последней есть обязанность оставить у себя приобретенное для получателя гранта оборудование.

При этом организация по согласованию с получателем гранта имеет возможность поступить одним из следующих способов:

– получить оборудование от получателя гранта в собственность и учитывать его на своем балансе;

– получить оборудование в безвозмездное пользование и учитывать за балансом;

– принять оборудование на ответственное хранение.

В любом случае организация имеет право вести учет такого оборудования по действующим в ней правилам. Необходимо отметить, что имущество у государственных и муниципальных учреждений находится в оперативном управлении, а не в собственности, но для краткости далее будем использовать терминологию РФФИ.

Таким образом, как бы ни приобреталось оборудование, оно должно быть передано учреждению по окончании проекта.

Процедуры, регламентирующей передачу имущества от физических лиц (грантополучателей) учреждениям, в настоящее время не существует. Однако такая процедура может быть разработана самостоятельно на основе положений Гражданского кодекса.

Получить оборудование в собственность можно только по основанию, предусмотренному гражданским законодательством. К таким основаниям можно отнести:

– соглашение о купле-продаже;

– договор дарения;

– договор пожертвования.

Соглашение о купле-продаже, то есть договор о поставке товара учреждением, должен заключаться в рамках действия законодательства о закупках, которое устанавливает серьезные ограничения в порядке заключения такого договора, поскольку существует закрытый перечень оснований для «прямой» закупки у грантополучателя принадлежащего ему имущества. Поэтому более приемлемыми вариантами являются соглашения о безвозмездной передаче оборудования.

Балансовый учет

Инструкциями № 157н[1], 183н[2] не предусмотрено каких‑то учетных записей для поступления «грантового» имущества в собственность учреждения. Однако такая операция по своему экономическому смыслу аналогична принятию на балансовый учет объектов основных средств, полученных по результатам исполнения учреждением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В бухгалтерском учете поступление такого имущества отражается проводкой:

Дебет счета 0 101 00 000 «Основные средства» (по соответствующим счетам аналитического учета)

Кредит счета 0 401 10 189 «Прочие доходы»

Основанием для такой записи будут договор дарения или пожертвования и соответствующее решение комиссии по поступлению и выбытию активов.

Как уже отмечалось, любой имущественный «подарок», оказавшийся на балансе учреждения, требует дополнительных источников финансирования. Поэтому сделать соответствующие расчеты и запланировать такие затраты лучше заранее. В случае, когда имущество поступает от грантополучателей в середине или в конце года, найти финансовые средства на его содержание, а также провести закупочные процедуры будет значительно труднее или совсем невозможно (например, если требуется заключение договора для ремонта или обслуживания оборудования).

Забалансовый учет

В своих рекомендациях РФФИ[3] подчеркивает, что организация по согласованию с получателем гранта может получить оборудование в безвозмездное пользование, но использовать его могут только получатели грантов фонда. При этом такое имущество организация должна учитывать за балансом.

В этом случае учреждение должно решить две задачи:

1) организовать забалансовый учет полученного от грантополучателей для их нужд имущества;

2) создать условия для грантополучателей использования ими такого имущества.

К сожалению, РФФИ не уточняет, в какой степени другие сотрудники учреждения, которые не являются и не являлись грантополучателями этого фонда, могут пользоваться оборудованием РФФИ, а также за счет каких средств должно обеспечиваться содержание и обслуживание данного оборудования. Однако если учреждение пойдет по такому пути, то оно столкнется с рядом проблем.

Первая – выделение помещения для «пользователей». Так как в рекомендациях РФФИ отмечает, что организация не может пользоваться «грантовым» имуществом, но она должна оставить его у себя, вероятно, потребуется выделение отдельного помещения для такого имущества. Однако если помещение для этой цели будет выделено, то, очевидно, что такое помещение будет исключено из хозяйственной деятельности самого учреждения. Со временем, по мере накопления «грантового» имущества, учреждение может превратиться в склад без возможности пользования своими помещениями в уставных целях. Следовательно, учреждение не заинтересовано в ущемлении себя и в «уплотнении» своих площадей.

Вторая – источник содержания «грантового» имущества. Поскольку (по рекомендациям РФФИ) организация не может пользоваться таким имуществом, она не имеет оснований и для его содержания. Тогда грантополучателям придется самостоятельно искать финансовые средства для оплаты затрат на электроэнергию, отопление, ремонт, обслуживание и тому подобные расходы.

Однако, несмотря на наличие вышеназванных проблем, такой вариант передачи и приема «грантового» имущества возможен. В учреждении на этот случай в локальных актах нужно указать:

– срок, на который учреждение принимает в пользование имущество от грантополучателей;

– помещение, в котором будет находиться полученное имущество;

– ответственное лицо, которое будет контролировать доступ грантополучателей и использование ими имущества;

– источники содержания имущества и порядок компенсации соответствующих затрат.

До недавнего времени в бухгалтерском учете имущество, принятое в пользование, отражалось на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Однако в действующей редакции Инструкции № 157н применение этого счета несколько ограничилось. Теперь согласно п. 333 Инструкции № 157н на забалансовом счете 01 может учитываться имущество, полученное учреждением в пользование и не являющееся объектом аренды:

– ценности, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ);

– неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, права ограниченного пользования чужими земельными участками.

Причем перечень имущества, указанный в п. 333 Инструкции № 157н, закрытый и не содержит указаний на имущество, переданное в учреждение для пользования физическими лицами.

А если учитывать требования ФСБУ «Основные средства»[4], то имущество, обладающее выгодой и потенциалом, следует учитывать на балансовых счетах. И как быть: учитывать «грантовое» имущество за балансом или на балансе? Очевидно, что пока учреждениям придется самостоятельно решать этот вопрос в рамках своей учетной политики.

Еще одним вариантом оформления отношений с бывшим грантополучателем является заключение договора ответственного хранения имущества.

Напомним, что по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ст. 161 ГК РФ договор хранения заключается в письменной форме в случае, если одной из сторон является юридическое лицо. Следовательно, если учреждение и грантополучатель решили использовать данный способ передачи и приема имущества, то заключение договора в простой письменной форме – обязательное условие.

Особенностью такого договора является то, что имущественные риски по обеспечению сохранности переданного учреждению «грантового» имущества ложатся на хранителя, то есть учреждение. При этом использование такого имущества учреждением, при соблюдении условий сохранности, должно быть предусмотрено в договоре хранения.

В бухгалтерском учете имущество, принятое на ответственное хранение, отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении». Согласно п. 335 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении названного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т. п.), и т. д. Требования Инструкции № 157н к учету на счете 02 позволяют использовать его достаточно активно при отражении различных объектов учета, в том числе для забалансового учета «грантового» имущества.

Регламент

Чтобы «договориться на берегу» с сотрудниками учреждения, получающими гранты, и избежать в дальнейшем конфликтов, в учреждении целесообразно разработать свой порядок приема соответствующего имущества от грантополучателей. Такой регламент следует утвердить локальным актом и довести на сведения грантополучателей.

Очевидно, что в регламенте необходимо предусмотреть:

– дату, по состоянию на которую грантополучатели должны передавать «грантовое» имущество учреждению;

– срок, в течение которого должна быть осуществлена передача имущества;

– представление грантополучателем документов (паспорта, инструкций к данному имуществу, а также накладных, товарных чеков и других документов, подтверждающих факт покупки);

– информацию о возможном использовании передаваемого имущества в учреждении;

– примерную форму договора дарения или пожертвования.

Такая информация необходима не только для закрепления прав собственности, но и для оформления инвентарной карточки учета, определения срока полезного использования, закрепления за материально ответственным лицом и т. д.

Кроме того, определение даты, по состоянию на которую будет передаваться имущество, крайне необходимо для расчета затрат на содержание полученного от грантополучателей имущества, формирования бюджетных смет и плановой финансово-хозяйственной деятельности учреждения. А в случае соответствия такого имущества критериям особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) учреждению потребуется внести коррективы в перечень ОЦДИ, согласовать такие коррективы с учредителем, что повлечет изменения и в расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания.

Стандарты

Некоторые вопросы поступления основных средств раскрыты в разд. III ФСБУ «Основные средства». Точнее, в этом разделе говорится о порядке признания актива основным средством.

Именно наличие экономических выгод и полезного потенциала, а также ряд других моментов должна учесть комиссия по поступлению и выбытию активов при принятии от грантополучателей имущества.

К сожалению, как уже отмечалось, ни в Инструкции № 157н, ни в федеральных стандартах учета особенности балансового или забалансового учета «грантового» имущества не описаны. Следовательно, учреждениям придется самостоятельно разрабатывать учетные записи, документооборот и «первичку», чтобы выполнить требования фондов-грантодателей, обязывающих их принять по окончании проектов такое имущество. Возможно, что Минфин со временем даст какие‑то рекомендации по данному вопросу.

Налогообложение

По общему правилу безвозмездное получение имущества или получение права безвозмездного пользования облагается налогом на прибыль.

Освобождается от налогообложения безвозмездно полученное имущество только в случае получения его государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, образовательным учреждениям целесообразно принимать имущество либо на баланс, либо на ответственное хранение, при этом заключать с грантополучателем отдельный договор, в котором прямо указывать, что имущество передается на ведение уставной деятельности. В этом случае оно не будет облагаться налогом на прибыль. А вот у научных учреждений такой льготы нет.

При этом имущество, полученное безвозмездно по окончании проекта по гранту и учитываемое за балансом, обложению налогом на имущество не подлежит (п. 1 ст. 374 НК РФ).


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[3] http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.

[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Источник: Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

18 Декабря 2018

ФНС России рассказала об исполнении требований о представлении пояснений при выявлении расхождений в декларации по НДС

Соответствующая информация содержится в письме ФНС России от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15-23367@ "О направлении информационного письма". Налоговое ведомство напомнило, что требование о представлении пояснений направляется налогплательщику при выявлении противоречий, несоответствий между сведениями об операциях в представляемых налогоплательщиками декларациях по НДС или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Изменения в порядок применения КОСГУ – 2019 еще раз скорректировали перед регистрацией

В Минюст России направлены поправки к вступающему в силу с 2019 года Порядку применения классификации операций сектора госуправления. Однако при подготовке документа к регистрации в него были внесены некоторые правки.

Суд: работодатель вправе определить предельный размер компенсации северянам проезда к месту использования отпуска

В силу ст. 325 Трудового кодекса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в коммерческих организациях, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

17 Декабря 2018

Работник представил поддельную справку о зарплате с последнего места работы: последствия для работодателя

В Постановлении АС ВСО от 29.10.2018 по делу № А19-22983/2017 рассматривался следующий спор. ФСС провел выездную проверку с целью контроля правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отдельных случаях было выявлено необоснованное завышение размера выплаченных пособий в связи с тем, что в справках, предоставленных сотрудниками с места работы у предыдущего работодателя, содержались недостоверные сведения. На основании изложенного проверяющие пришли к выводу, что представленные справки не могут служить основанием для начисления пособий по обязательному социальному страхованию.

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта

Пунктом 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Ситуаций, когда исполнитель нарушает условия договора, достаточно много. В этом материале рассматрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления штрафных санкций за неисполнение или несвоевременное исполнение условий контракта.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

18 Декабря 2018

Мосгорсуд: работник не вправе требовать выплаты зарплаты в кассе, если до этого он получал ее на банковскую карту

Расходы на оплату труда и страховые взносы могут учитываться в первоначальной стоимости нематериального актива

Компенсация удорожания стоимости питания, выплачиваемая работникам, не облагается взносами

Новшества в налогообложении доходов при продаже имущества, ранее используемого ИП

Роструд: за нарушение дисциплины работника можно оставить без премии

17 Декабря 2018

Разъяснено, в какие сроки физлица могут заплатить НДФЛ, если налоговый агент не имел возможности удержать налог

Налоговый агент не вправе уплачивать НДС в бюджет досрочно при приобретении услуг, работ у иностранного контрагента

Минтруд России скорректировал планы по переходу на электронные трудовые книжки

Работодатель должен выплачивать премии, если закрепил соответствующие положения в системе оплаты труда.

Минприроды России предложена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

14 Декабря 2018

Няням и репетиторам разрешили не регистрироваться в качестве ИП до 2020 года

В Госдуму внесен на рассмотрение ряд поправок по НДФЛ, транспортному и земельному налогам

Расходы юрлица на прохождение сотрудниками медосмотров могут учитываться для целей налога на прибыль

Применение УСН не освобождает ИП от транспортного и земельного налогов

ФНС России предложены обновленные формы сообщений об обособленных подразделениях российской организации и форматы их представления в электронном виде

читать все Новости