Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

8 Октября 2018Положение об оказании платных услуг в автономном учреждении. Часть 2


К. Г. Чагин

консультант по социальной политике Института экономики города

Тема оказания платных услуг всегда вызывает интерес у государственных и муниципальных учреждений. В предыдущей статье мы начали разбирать вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального регулирования, как положение (порядок) об оказании платных услуг, и рассмотрели некоторые его разделы («Общие положения», «Используемые понятия», «Перечень платных услуг»). Сейчас речь пойдет об остальных содержательных блоках, встречающихся в положениях об оказании платных услуг автономных учреждений.

Порядок предоставления платных услуг

Обычно это самый большой раздел положения. В него могут входить следующие блоки.

1. Правила информирования о платных услугах. Например, в силу этих правил учреждение должно обеспечивать граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, к которой относятся:

– адрес места нахождения учреждения;

– режим работы учреждения, номера телефонов лиц, ответственных за предоставление платных услуг;

– прейскурант на оказываемые услуги, включая сведения о предусмотренных льготах и скидках;

– порядок и формы оплаты услуг.

Информация о платных услугах, как правило, размещается на информационном стенде в помещении учреждения и на его сайте.

2. Действия руководителя учреждения. В частности, к функциям руководителя могут быть отнесены:

– издание приказа об организации платных услуг в учреждении;

– издание приказа, регламентирующего оформление учетной документации;

– утверждение прейскуранта на оказываемые услуги;

– утверждение порядка распределения средств, полученных от оказания платных услуг;

– оформление гражданско-правовых отношений с лицами, занятыми в организации и предоставлении платных услуг.

3. Условия, необходимые для оказания услуг, – соблюдение санитарных норм и правил, правил техники безопасности, защита жизни и здоровья потребителей и т. д. Сюда могут войти и требования, адресованные получателям услуг, – следование определенным нормам поведения (к примеру, вежливое отношение к сотрудникам учреждения, предоставляющим услугу, несовершение противоправных действий).

4. Ссылка на то, что платные услуги оказываются на основе договора и (или) иного документа (абонемента, билета). Отметим, что форма такого договора зачастую становится приложением к положению об оказании платных услуг, а содержание данной формы определяется, как правило, нормами гражданского законодательства в отношении договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Нередко эти нормы (ответственность сторон и т. д.) переписываются в самом положении об оказании платных услуг, хотя, по мнению автора, это излишне. Достаточно сделать ссылку на ГК РФ и, конечно, соответствующим образом составить саму форму договора.

В данном подразделе можно указать и на то, что потребителю при оплате услуги выдается документ, подтверждающий оплату (кассовый чек, билет, квитанция и т. д.). Есть и практика, когда в положении об оказании платных услуг прописывают, что услуги могут предоставляться без заключения договора. Однако правильнее говорить здесь о заключении договора в устной форме – что позволяет гражданское законодательство, если для заключения договоров соответствующего вида не предусмотрена именно письменная форма (п. 1 ст. 434, ст. 158 ГК РФ).

Иногда в положении об оказании платных услуг прописывается, что они могут предоставляться без заключения договора. Однако правильнее говорить здесь о заключении договора в устной форме.

5. Перечень документов, которые должен предоставить потребитель для получения платных услуг. В зависимости от отраслевой специфики деятельности учреждения это могут быть заявление, документ, удостоверяющий личность, справка об отсутствии медицинских противопоказаний, документы, подтверждающие право потребителя получать услуги со скидкой (если такая возможность установлена – см. ниже). В данном блоке указываются и противопоказания к получению услуг (например, наличие инфекционных заболеваний).

6. Случаи, при которых предоставление платных услуг прекращается или приостанавливается. В частности, сюда относятся нарушение получателем услуги условий ее оплаты и установленных правил поведения, добровольный отказ от получения услуг (в том числе по причине несогласия потребителя с ценой на услугу).

7. Механизмы оплаты услуг. Здесь могут предусматриваться наличные и безналичные способы, применение контрольно-кассовой техники.

Бывает, что учреждения устанавливают для себя правило, согласно которому оплата услуг производится только безналичным путем. Такая практика обычно имеет место тогда, когда услуги предоставляются в основном организациям (к примеру, проведение мероприятий, тематическое консультирование). Очевидно, что если автономное учреждение оказывает услуги физическим лицам, отказаться от приема наличных средств оно не сможет.

При этом в положении об оказании платных услуг иногда отдельно прописывается, что принимать наличные средства от потребителей уполномочены только те сотрудники учреждения, на которых приказом руководителя возложена полная материальная ответственность за обеспечение сохранности принятых денежных средств. Заметим: если используемые механизмы оплаты описываются достаточно подробно (вплоть до ссылки на установленные инструкции по бухгалтерскому учету), этот содержательный блок можно оформить как отдельный раздел положения об оказании платных услуг.

8. Условия и механизмы возврата средств потребителю при его отказе от дальнейшего получения услуг и расторжении договора. В частности, устанавливается правило, согласно которому учреждение может вернуть потребителю денежные средства за не полученные по договору услуги, но удержать при этом определенную долю этих средств (например, несколько процентов) – в таком размере оцениваются понесенные учреждением фактические затраты в случае расторжения договора по желанию потребителя.

9. Отраслевые правила осуществления той или иной деятельности. Например, если автономное учреждение, являющееся СМИ, публикует в своем издании рекламу, в положении об оказании платных услуг можно указать, что размещаемая реклама должна соответствовать Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Если же речь идет об оказании платных медицинских или образовательных услуг, в положении об оказании платных услуг автономного учреждения необходимо учесть нормы, установленные Правительством РФ[1].

Порядок определения цен на платные услуги

Правила эти могут сильно варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности учреждения и уровня его подчинения. В частности, цены на услуги любых муниципальных учреждений в силу федерального законодательства о местном самоуправлении устанавливает учредитель – кроме случаев, предусмотренных федеральными законами[2]. Таким исключением стали услуги учреждений культуры. Эти учреждения вне зависимости от того, являются они государственными или муниципальными, вправе самостоятельно определять цены на свои услуги[3].

Отдельная норма имеется для государственных учреждений социального обслуживания. Здесь цены на социальные услуги подлежат регулированию со стороны исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, существуют и определенные ограничения по максимальной сумме оплаты[4]. Однако учреждения социального обслуживания не могут устанавливать не только размер платы, но и порядок ее взимания – последний утверждается региональным органом социальной защиты населения. А потому автономному учреждению соцобслуживания следует повторить в своем положении об оказании платных услуг нормы, установленные учредителем, или сделать ссылку на нужный нормативный правовой акт.

Описывая порядок определения цен на платные услуги, учреждение может указать на свое право устанавливать скидки для отдельных категорий получателей услуг или даже назвать эти категории и размер предоставляемой скидки.

Если в силу законодательства учреждение вправе определять цены на платные услуги самостоятельно, в данный раздел можно включить следующую информацию.

1. Виды затрат, учитываемые учреждением при формировании цены. В частности, к ним относятся прямые затраты (оплата труда персонала, непосредственно участвующего в предоставлении услуг, закупка материалов, необходимых для их оказания, амортизация используемого оборудования и т. д.) и косвенные (общехозяйственные) – оплата труда административно-вспомогательного персонала, коммунальных услуг и т. д.

2. Срок регулярного пересмотра установленной цены. Пересмотр может проводиться ежегодно либо не чаще одного раза в год.

3. Внешние условия, учитываемые при пересмотре установленной цены (в том числе внеплановом). Сюда относятся величина инфляции, рост тарифов на коммунальные услуги, изменение правил налогообложения, размеров оплаты труда работников учреждения и т. д. К примеру, можно прописать, что внеплановый пересмотр стоимости проводится при изменении затрат учреждения на предоставление услуг по сравнению с затратами, принятыми при установлении действующих цен, более чем на 5%.

4. Норма рентабельности (прибыли), закладываемая в цену. Эта норма бывает разной. Автору статьи приходилось встречать положения об оказании платных услуг автономных учреждений, где верхний порог названной нормы устанавливался в размере до 50% себестоимости услуги.

В положении об оказании платных услуг указываются и факторы, влияющие на установление конкретной нормы прибыли. Главные из них – конечно же, уровень потребительского спроса и конкурентоспособность учреждения на рынке тех или иных услуг.

В данном разделе также можно прописать право учреждения устанавливать скидки для отдельных категорий получателей услуг или даже прямо указать эти категории (допустим, дети из многодетных семей, лица пенсионного возраста) и размер предоставляемой скидки (к примеру, 50%). Более того, для потребителей отдельных категорий может быть вообще предусмотрено право получать услуги со скидкой 100% (например, детям-сиротам). Отметим, что на политику учреждения в области скидок на его платные услуги во многом влияет учредитель, который, пользуясь возможностью неформального давления на руководителя АУ, способен заставить учреждение следовать соответствующей ценовой стратегии.

Общей практикой также стало установление правила, согласно которому по определяемой цене каждой платной услуги должна составляться калькуляция. Обычно эта обязанность возлагается на бухгалтерскую или финансово-экономическую службу учреждения.

Порядок расходования средств, полученных от оказания платных услуг

В силу федерального законодательства об автономных учреждениях такие учреждения вправе самостоятельно определять направления и размеры расходования средств, полученных от оказания платных услуг, если данные направления соотносятся с целями, ради которых создано учреждение (а это реализация установленных полномочий учредителя)[5]. В принципе, АУ в своем положении об оказании платных услуг может использовать соответствующую формулировку из закона и больше ничего не расписывать – такая практика есть.

Однако существуют нормативные правовые акты федерального уровня, несколько противоречащие приведенной норме федерального законодательства, и с ними приходится мириться. В частности, в отношении учреждений социального обслуживания субъекта РФ определено, что порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается уполномоченным органом субъекта РФ, при этом порядок должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие учреждения социального обслуживания, стимулирование его работников (ч. 6 и 7 ст. 30 Закона № 442-ФЗ). Так что в своем положении об оказании платных услуг автономное учреждение соцобслуживания фактически должно повторить нормы, установленные его учредителем, или просто сослаться на соответствующий нормативный правовой акт.

Прейскурант на платные услуги лучше оформлять не в виде приложения к положению об оказании платных услуг, а в виде отдельного документа. Так он может меняться чаще, чем само положение.

Если же автономное учреждение не имеет подобных ограничений, оно может определить направления и размеры расходов самостоятельно. В положениях об оказании платных услуг этих учреждений встречаются следующие позиции:

– расходы на зарплату работникам в соответствии с утвержденным штатным расписанием и на взносы во внебюджетные фонды;

– стимулирующие выплаты всем работникам учреждения (включая начисления на данные выплаты), на которые направляется определенная доля средств от оказания платных услуг (например, 25%);

– расходы учреждения, связанные с оказанием платных услуг и укреплением его материально-технической базы.

К общепринятой практике относится и указание на то, что расходование полученных средств осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.

Контроль предоставления платных услуг

В этом разделе устанавливается персональная ответственность работников автономного учреждения, занятых в оказании платных услуг. В частности, общую координацию данного процесса может осуществлять сам руководитель учреждения или его заместитель. Ответственность за соблюдение прейскуранта на услуги, учет и контроль поступления и расходования финансовых средств возлагается на главного бухгалтера, за оформление документов с потребителями – на заместителя руководителя.

Бывает, что предусматривается отдельная отчетность об оказании платных услуг, которую нужно подавать руководителю учреждения: например, статистическая отчетность по платным услугам должна ежемесячно поступать от заместителя руководителя, а финансовая – от главного бухгалтера.

Приложения к положению об оказании платных услуг

В таких приложениях, как уже говорилось, обычно содержатся формы договоров с потребителями услуг. Форм может быть несколько – в зависимости от номенклатуры оказываемых платных услуг. К примеру, такое учреждение, как дворец спорта, может заключать отдельные договоры об оказании услуги массового катания на коньках, занятиях танцами, хоккеем, временном хранении спортивной формы и инвентаря, размещении рекламы на спортивных мероприятиях.

Широко распространена и практика, когда одним из приложений становится прейскурант на платные услуги. Хотя, по мнению автора, этот документ лучше оформлять и утверждать отдельно – так его можно менять чаще, чем само положение об оказании платных услуг. В качестве отдельного приложения нередко оформляется и конкретный перечень платных услуг, оказываемых учреждением.

* * *

Подведем итог обзора, посвященного формированию и применению автономными учреждениями положений об оказании платных услуг.

1. Законодательство не требует наличия в АУ такого положения. Но на практике оно необходимо и имеет нормативный статус.

2. Иногда учредитель полностью берет на себя функцию по утверждению положения об оказании платных услуг – в этом случае он превышает свои полномочия.

3. Разработка и утверждение положения входят в компетенцию сотрудников и руководителя автономного учреждения. У наблюдательного совета АУ такой компетенции нет.

4. Перечень платных услуг обычно устанавливается одним из двух способов: либо приводится в самом положении об оказании платных услуг, либо утверждается руководителем АУ в виде отдельного документа, а в положении делается отсылка на перечень.

5. Перечень платных услуг должен соответствовать тем видам деятельности, осуществление которых на платной основе предусмотрено уставом учреждения.

6. Формы договоров с потребителями услуг зачастую становятся приложением к положению об оказании платных услуг.

7. Степень свободы при определении цен на платные услуги зависит от отраслевой принадлежности учреждения и уровня его подчинения (государственное или муниципальное).


[1] Постановления от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

[2] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[3] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[4] Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», п. 14 ст. 8, ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

[5] Части 1 и 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"



Последние публикации

20 Февраля 2019

Правила расчета резерва на оплату отпусков в бухучете

Составляя бухотчетность за 2018 г., надо, в частности, определить сумму резерва на оплату отпусков на 31.12.2018. Как правильно ее рассчитать? Надо ли выводить точные суммы затрат, связанных с оплатой неотгулянных дней отпуска, по каждому работнику или есть менее трудозатратный способ?

Сельхозпроизводителям предложили проверить кадастровую стоимость земли

С 1 января 2020 года земельный налог в Крыму начнут начислять не по нормативной стоимости участка, как было последние годы, а по кадастровой. Оценку уже провели, и в прошлом году республиканский Совмин утвердил ее. В результате на многие сельхозземли налог вырастет в несколько раз.

Иностранных работников предложено обложить новым налогом

МВД России предлагает с 2020 года распространить обязанность уплаты авансовых платежей, которые выплачиваются иностранными гражданами, работающими в России на основании патента, на иностранцев, имеющих вид на жительство или разрешение на проживание и работающих на территории страны. Проект соответствующего закона полицейские разместили для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов.

18 Февраля 2019

Плата "Платону" не уменьшит транспортный налог

В 2019 г. организации, владеющие большегрузными автомобилями, больше не смогут уменьшать транспортный налог на плату "Платону". Однако плательщики налога на прибыль, ЕСХН и те, кто применяет "доходно-расходную" упрощенку, смогут учитывать всю сумму "отъезженной" платы в расходах.

"Вредность" - не всегда повод для уплаты взносов по доптарифам

Если плательщик не заполнит разделы 1.3.1 и 1.3.2 расчета по страховым взносам, в то время как рабочим местам по итогам проведения спецоценки присвоен вредный или опасный класс условий труда, то велик риск, что налоговики потребуют представить уточненный расчет.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

20 Февраля 2019

Удерживать ли НДФЛ с чаевых, поступивших на банковскую карту официанта или счет ресторана?

Начисленные пени и штрафы по результатам налоговой проверки можно взыскать с руководителя юрлица в качестве убытков

Минфин: компенсация затрат на проезд к месту работы и обратно облагается взносами

Налогоплательщик не вправе ссылаться на окончание налоговой проверки, если документы истребуются в рамках допмероприятий

Минфин России уточнит перечень репетиторских услуг, которые могут быть освобождены от НДФЛ

Иностранные организации будут вставать на налоговый учет по новым правилам

18 Февраля 2019

ФНС России запустила новый интерактивный сервис "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки"

ТПП предложила вдвое сократить срок блокировки счетов малых компаний

При определении налоговой базы по НДС дата перехода права собственности на товар не имеет значения

Минфин России разъяснил, по какой ставке земельного налога облагаются участки с несколькими видами разрешенного использования

Три года на возврат НДФЛ считают с даты уплаты налога, а не с окончательного расчета базы за год

13 Февраля 2019

Минфин пояснил, является ли дефектная ведомость "первичкой" для учреждения

С 17 февраля компании должны будут сообщать в военкомат о работниках, не вставших на воинский учет

Долго шло по почте: суд восстановил срок обжалования решения ФСС и поддержал плательщика взносов

ФНС исключила из своего "черного" списка девять стран

читать все Новости