Меню

Актуально









Публикация

9 Августа 2016Начисление, поступление и возврат субсидии на госзадание: отражаем в учете


Л. Ларцева / редактор журнала «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

С 2016 года доходы в виде субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по новому коду доходов. Кроме того, введена обязанность возвращать остатки субсидий в бюджет в случае невыполнения государственного (муниципального) задания. На основании данных новшеств изменился порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с начислением и поступлением указанных субсидий, а также добавлена корреспонденция счетов по их возврату в бюджет. О новых требованиях расскажем в статье.

Начисление и поступление субсидии

Cогласно Указаниям № 65н[1] с 2016 года (в том числе при формировании остатков на 01.01.2016) доходы в виде субсидий, предоставленных учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, ранее использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Исходя из этого, с учетом того, что в зависимости от применяемого кода КОСГУ используется тот или иной аналитический счет бухгалтерского учета, с 2016 года для отражения начисления и поступления субсидий на госзадание применяются следующие новые аналитические счета:

Новый счет

Старый счет

Счет 4 205 30 000 (4 205 31 000) «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Счет 4 205 80 000 (4 205 81 000) «Прочие доходы»

Счет 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Счет 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В соответствии с новыми счетами необходимо скорректировать остатки субсидий, образовавшиеся на 01.01.2016. В случае наличия дебетовых остатков по субсидиям на госзадание, числящихся на начало года на старом счете 4 205 80 000 (4 205 81 000), их следует перенести на новый счет 4 205 30 000 (4 205 31 000) (Письмо Минфина РФ от 22.04.2016 № 02‑07‑05/23571). Перевод остатков осуществляется порядке, приведенном в Письме Минфина РФ от 14.03.2016 № 02‑07‑07/14989.

С учетом применения новых счетов скорректированы проводки в инструкциях № 174н[2], 183н[3], устанавливающих порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях. При этом изменена лишь корреспонденция счетов, используемая для отражения поступления субсидий на госзадание (соответствующие изменения внесены приказами от 31.12.2015 № 227н, 228н). Бухгалтерские записи по начислению указанных субсидий пока отражены в инструкциях еще со старыми счетами. Однако законодатели планируют исправить это в ближайшее время путем внесения дополнительных изменений в названные инструкции (соответствующий проект приказа размещен на сайте Минфина и проходит процедуру общественного обсуждения (далее – Проект)).

Не дожидаясь принятия очередных изменений, Минфин в целях оказания методической помощи бухгалтерам бюджетных и автономных учреждений выпустил Письмо от 01.04.2016 № 02‑06‑07/19436 с разъяснениями о порядке учета в 2016 году операций, связанных с начислением и поступлением субсидий на госзадание. В письме приводится следующая корреспонденция счетов:

Содержание операции

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем

4 205 31 560

4 401 40 130

4 205 30 000

4 401 40 130

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания*

4 401 40 130

4 401 10 130

4 401 40 130

4 401 10 130

Начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания*

4 205 31 560

4 401 10 130

4 205 30 000

4 401 10 130

    *
Данные проводки отражаются при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта ее перечисления.

Как видно из приведенной таблицы, Минфин предлагает два варианта начисления субсидий: либо путем отнесения на доходы будущих периодов с последующим списанием в доходы текущего года, либо сразу на текущий доход. При этом не уточняется, в какой ситуации необходимо применять той или иной вариант.

По мнению автора, на доходы будущих периодов следует относить сумму субсидии 2016 года в том случае, если соглашение о ее предоставлении заключено в предшествующем году (то есть в 2015 году). Если же такое соглашение заключено (утверждено) в 2016 году, тогда субсидия начисляется в доходы текущего года.

Кроме того, как отмечает Минфин, и в том и в другом случае начисление (признание) текущих доходов осуществляется на дату предоставления субсидии. Такие даты, как правило, указываются в графике предоставления субсидии, прилагаемом к соглашению. Напомним, что согласно п. 45 Положения № 640[4] предоставление субсидии на госзадание федеральным бюджетным (автономным) учреждениям должно осуществляться не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

– 25 % годового размера субсидии в течение первого квартала;

– 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение первого полугодия));

– 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

С учетом обновленной корреспонденции счетов, приведенной в п. 72 Инструкции № 174н и п. 72, 77 Инструкции № 183н, операции по поступлению субсидий на госзадание отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

4 201 11 510

4 205 31 660

4 201 11 000

4 201 21 000

4 205 30 000

Одновременно сумма поступившей субсидии учитывается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» с аналитикой по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н[5]). Стоит отметить, что Указаниями № 65н предусмотрена возможность введения дополнительной детализации операций по названной статье (в рамках третьего разряда кода). Учреждениям целесообразно ввести такую детализацию для разделения доходов в виде субсидии (например, код 134) и доходов от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности (например, код 132).

Бюджетное учреждение культуры (театр) заключило с учредителем соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год (№ 45/78/41 от 29.12.2015). Годовой объем субсидии составляет 4 683 598 руб. Порядок предоставления субсидии осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению (приведен ниже).

По состоянию на 11 января 2016 года учреждение осуществило перевод остатков по начисленной субсидии со старого счета на новый.

В I квартале 2016 года (12 января) субсидия поступила на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК, в сумме 1 000 378 руб. Аналитический учет доходов в виде субсидии на госзадание ведется по коду 134 КОСГУ.

Приложение к Соглашению о предоставлении

субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год

№ 45/78/41 от 29.12.2015

График предоставления субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год

Сроки предоставления субсидии

Объем субсидии, руб.

До 31.03.2016

1 000 378

До 30.06.2016

1 289 320

До 30.09.2016

1 020 400

До 31.12.2016

1 373 500

Итого

4 683 598

В бухгалтерском учете учреждения операции по начислению и поступлению субсидии отражены следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

29.12.2015

Начислены доходы будущих периодов на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии

4 205 81 560

4 401 40 130

4 683 598

11.01.2016

Осуществлен перевод остатков по начисленной субсидии со старого счета на новый на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833)

4 205 31 000

4 205 81 000

4 683 598

12.01.2016

Поступила субсидия на лицевой счет

4 201 11 510

4 205 31 660

1 000 378

Отражено поступление субсидии на забалансовом счете

Забалансовый счет 17

(код 134 КОСГУ)


31.03.2016

Начислена субсидия на дату ее предоставления согласно графику поступлений*

4 401 40 130

4 401 10 130

1 000 378

 

    *
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме № 02‑06‑07/19436, данная операция отражается независимо от того, поступила субсидия фактически на счет учреждения или нет.

Возврат субсидии

Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии на госзадание могут быть израсходованы бюджетными (автономными) учреждениями в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, но только при условии выполнения госзадания (то есть при достижении показателей, установленных в госзадании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых такое задание считается выполненным) (п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83‑ФЗ[6], п. 3.15 ст. 2 Федерального закона № 174‑ФЗ[7]).

При невыполнении госзадания остатки субсидии подлежат возврату в бюджет в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания. Такая обязанность введена Федеральным законом от 03.11.2015 № 301‑ФЗ, начиная с субсидий на госзадание, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям в 2015 году.

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения обязаны до 1 июля 2016 года обеспечить возврат остатков субсидий на госзадание 2015 года, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей.

Расчет объема остатка, подлежащего возврату. При определении объема остатка субсидии, по мнению Минфина, необходимо учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, устанавливающие, что размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания, затрат на выполнение работ, нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. Такие разъяснения даны в Письме от 05.02.2016 № 02‑01‑09/5870. В нем же Минфин приводит следующие формулы для расчета объема остатка субсидии на госзадание, подлежащего возврату в бюджет:

Rост = ∑i Niуслуга + ∑w Nwработа, где:

Rост – объем остатка субсидии на выполнение госзадания, предоставленной федеральному бюджетному (автономному) учреждению в 2015 году, образовавшийся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ);

Niуслуга – затраты, связанные с невыполнением государственного задания по i-ой государственной услуге;

Nwработа – затраты, связанные с невыполнением государственного задания по w-ой работе.

Niуслуга = ∑i Ni Viне вып, где:

N– нормативные затраты на оказание i-ой государственной услуги;

Viне вып – не выполненный объем государственного задания по i-ой государственной услуге.

Vwне вып = Viгз - Viоткл - Viфакт, где:

Viгз – объем i-ой государственной услуги, установленный госзаданием;

Viоткл – установленное органом-учредителем возможное отклонение от показателей, установленных в государственном задании по i-ой государственной услуге, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении);

Viфакт – фактическое значение объема i-ой государственной услуги за отчетный период в соответствии с отчетом о выполнении госзадания.

Затраты, связанные с невыполнением государственного задания по w-ой работе (Vwне вып), определяются аналогичным образом, исходя из затрат на выполнение w-ой работы пропорционально невыполненному объему w-ой работы с учетом возможного отклонения от показателей, установленных в госзадании по w-ой работе, в пределах которых госзадание считается выполненным (при установлении).

Согласно государственному заданию, утвержденному для бюджетного учреждения культуры (республиканский музей) на 2015 год, общее число посещений в отчетном году должно составлять не менее 40 270 посетителей (показатель, характеризующий объем оказываемой государственной услуги «Предоставление доступа к музейным фондам»). Учредителем не предусмотрено отклонений от данного значения.

Утвержденный объем нормативных затрат на оказание такой услуги составил 7 530 490 руб. (187 руб. – затраты на единицу услуги (на одного посетителя)).

Согласно отчету о выполнении госзадания фактическое число посетителей составило 38 530 посетителей.

Поскольку показатели, утвержденные в госзадании, музеем достигнуты не полностью, необходимо рассчитать объем субсидии, подлежащей возврату в бюджет.

Используя приведенные формулы, определим объем остатка субсидии, подлежащий возврату в бюджет музеем в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании. Он составит 325 380 руб. (187 руб./чел. x (40 270 чел. - 38 530 чел.)).

Если фактический объем отдельных оказанных услуг выше, чем это пре­дусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете общего объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02‑01‑09/20628).

Бухгалтерский учет операций по возврату субсидии. Корреспонденция счетов по возврату в бюджет остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением показателей такого задания, приведена в Письме Минфина РФ № 02‑06‑07/19436. Также аналогичные проводки предусмотрены Проектом и с его принятием будут внесены в инструкции № 174н и 183н. Рассмотрим их.

Содержание операции

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности бюджетного (автономного) учреждения по возврату в доход бюджета остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных таким заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, представленного учредителю

4 401 10 130

4 303 05 730

4 401 10 130

4 303 05 000

Перечисление (возврат) в бюджет остатков субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

4 303 05 830

4 201 11 610

4 303 05 000

4 201 11 000

4 201 21 000

    *
Одновременно с указанной проводкой на сумму возращенной в бюджет субсидии отражается уменьшение показателя на забалансовом счете 17 по статье 130 КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н).

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что общий остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания музея на 2015 год составил 450 000 руб., из них остаток в размере 325 380 руб. образовался в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании (расчет приведен в примере 2). Аналитический учет доходов в виде субсидии на госзадание ведется по коду 134 КОСГУ.

Операции по возврату в бюджет остатка субсидии отразятся в учреждении следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность бюджетного учреждения по возврату в доход бюджета остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей

4 401 10 130

4 303 05 730

325 380

Перечислен в бюджет остаток субсидии

4 303 05 830

4 201 11 610

325 380

Отражен возврат субсидии на забалансовом счете


Забалансовый

счет 17

(код 134 КОСГУ)

Стоит отметить, что разницу между общим неиспользованным остатком субсидии на госзадание и остатком, определенным в связи с недостижением показателей госзадания, в сумме 124 620 руб. (450 000 ‑ 325 380) руб. музей вправе использовать в 2016 году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

* * *

При отражении в 2016 году в бухгалтерском учете операций по начислению и поступлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также операций по возврату в бюджет остатков субсидий, возникших в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания на 2015 год, бюджетным (автономным) учреждениям культуры следует руководствоваться Письмом Минфина РФ № 02‑06‑07/19436. Помимо операций, связанных с субсидиями на госзадание, в данном письме приведена также новая корреспонденция счетов по возврату в бюджет неиспользованных остатков целевых субсидий.


[1] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.


[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[4] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

[7] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Источник: Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

22 Мая 2017

Как быть, если спецоценка выявила вредные условия труда?

Компания в соответствии с требованиями законодательства проводит спецоценку. В результате на некоторых рабочих местах условиям труда присваивается класс вредности, например 3.1 или 3.2. При этом раньше условия труда были нормальными. Как поступать работодателю в такой ситуации? Нужно ли внести изменения в трудовой договор и указать там сведения о вреде условий на рабочих местах? Каким образом предоставлять гарантии и компенсации работникам, условия труда у которых ухудшились? С какого момента это делать? Да, вопросов немало. Обо всем по порядку.

Возврат готовой продукции с точки зрения МСФО

Эта хозяйственная операция является не такой уж и редкой для промышленных предприятий. Как отразить ее в бухгалтерском учете? В национальном бухгалтерском законодательстве нет четкого ответа. В такой ситуации следует обратиться за помощью к международным методологам.

ИП на УСНО: фиксированные страховые взносы с учетом расходов

Индивидуальный предприниматель, использующий ­УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может при расчете страховых взносов в фиксированном размере ориентироваться на доходы за минусом расходов (то есть применять подход, аналогичный тому, что используют ИП – плательщики НДФЛ). Озвученный подход поддержал Верховный суд. Поясним.

18 Мая 2017

Порядок уплаты НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения

Абзац 2 п. 7 ст. 226 НК РФ гласит, что российские организации – налоговые агенты (то есть организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил облагаемые НДФЛ доходы), имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Налоговикам нужны веские основания, чтобы начать выездную проверку

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора? В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

29 Мая - 02 Июня Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Недвижимое имущество и сделки с ним с учетом изменений гражданского и земельного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Мая Гособоронзаказ. Нововведения в нормативно-правовое обеспечение, ценообразование, ответственность за недобросовестное выполнение Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Подземные источники водоснабжения. Проектирование, строительство и эксплуатация артезианских скважин. Новые требования природоохранного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Договор: как правильно составить и проверить Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Мая - 02 Июня Бухгалтерский учет и отчетность в санаторно-курортных организациях (организациях оздоровительной сферы) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

22 Мая 2017

Расходы на выплату страхового обеспечения, произведенные до 1 января 2017 года, могут быть зачтены при исчислении страховых взносов в текущем году

Студентки, родившие в период обучения, смогут доучиться в учебном заведении бесплатно

Если в платежном документе на уплату налога допущена ошибка, пеня не взимается, если сообщить об этом в налоговый орган

Ставка 15% не применяется к доходу от облигаций допвыпуска, если их основной выпуск был до 2017 года

Обновлены формы документов, используемых ФСС России для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС России

19 Мая 2017

Некоммерческие образовательные организации не платят налог на прибыль и НДС

Отдельные банковские операции в будущем могут обложить НДС

Налоговики рассказали, как заполнять 6-НДФЛ при возврате налога в связи с вычетом

Минфин пояснил, в каком случае продавцов алкоголя нельзя штрафовать за неприменение ККТ

На сумму прощенного работнику долга по займу организация не должна начислять страховые взносы

Юрлицо не должно начислять взносы на зарплату умершего работника, выплачиваемую члену его семьи

18 Мая 2017

Минфин сообщил, как исчислять налог на прибыль по облигациям, если изменились признаки обращаемости

Минфин напомнил, нужно ли облагать НДФЛ выплаты семье умершего сотрудника

Поправки в порядок ведения кассовых операций

Единовременные выплаты гражданам, имеющим право на социальную помощь, освободят от НДФЛ

читать все Новости