Меню

Актуально









Публикация

17 Ноября 2016Минфин о необязательности применения формы КМ-4 и других форм для ККТ


На вопрос отвечает:

Н. К. Сенин
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма»

Вопрос:

Стало известно, что Минфин не считает обязательным при оформлении операций с ККТ пользоваться формой КМ-4 «Журнал кассира-операциониста». Как в таком случае отражать операции, которые проводятся через ККТ?

Экономические субъекты привыкли, что при учете денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ они должны использовать формы, которые перечислены в разд. 1.1 Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»:

– КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;

– КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;

– КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

– КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;

– КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;

– КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;

– КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;

– КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;

– КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Последняя форма в данном списке применяется для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации или предпринимателя и заполняется представителями контролирующей организации по результатам проверки. А вот остальные формы в ходе этой проверки должны быть предъявлены проверяемым лицом, предварительно правильно заполнены и оформлены.

Так вот, в Письме Минфина России от 16.09.2016 № 03‑01‑15/54413 указывается, что согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» законодательство РФ о применении ККТ состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

С учетом того, что Постановление Госкомстата России № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54‑ФЗ, оно, по мнению финансистов, не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Можно предположить, что это разъяснение вызвано именно появлением в Федеральном законе № 54‑ФЗ указания на то, из каких нормативных актов состоит законодательство о ККТ. Оно присутствует в новой редакции закона, которая на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 290‑ФЗ действует с 15.07.2016. В предыдущей редакции не было подобной нормы.

Получается, чтобы нормативный акт относился к законодательству о применении ККТ, он должен содержать ссылку на Федеральный закон № 54‑ФЗ. А в Постановлении Госкомстата России № 132 такой ссылки нет.

Так что же, формы, указанные в ККТ, применять больше не обязательно? Необходимо разобраться.

В предыдущей редакции Федерального закона № 54‑ФЗ в ст. 5 перечислялись обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ. Одной из данных обязанностей назывались обеспечение, ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ. О какой конкретно документации идет речь, в законе не говорилось.

Еще более скупа на этот счет новая редакция закона. В той же ст. 5 пользователям вменяется в обязанность:

– предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

– обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять указанным должностным лицам документацию на них.

Опять же не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

В Постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (в нем указывается, что оно принято в соответствии с Федеральным законом № 54‑ФЗ) говорится лишь о таком документе, как паспорт ККТ.

Правда, не утратили силу Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением[1] (далее – Типовые правила). Пожалуй, это самый подробный и приближенный к практической деятельности налогоплательщиков документ, который поясняет, как им пользоваться ККТ с фискальной точки зрения. И он даже имеет ссылку на то, что принят в соответствии с законом, регулирующим применение ККТ, правда, имеется в виду закон, который действовал до принятия Федерального закона № 54‑ФЗ.

В Типовых правилах, в числе прочего, упомянуты ситуации, в которых надо заполнять определенные формы, и указано, какие. Эти формы приведены непосредственно в названном документе. Однако как раз вместо этих форм и применялись все последние годы те, которые поименованы в Постановлении Госкомстата России № 132 (см. письма МНС России от 27.08.1999 № ВГ-6-16/685, ФНС России от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941).

Но в п. 3.4 Типовых правил вполне определенно говорится, что на кассовую машину администрация заводит книгу кассира-операциониста, которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера предприятия и печатью. То есть (с учетом Постановления Госкомстата России № 132) речь шла, безусловно, о форме КМ-4 (см. Письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03‑01‑15/6-311).

Кроме того, необходимо сказать еще о двух нормативных документах, в которых указано, что их исполнение регулируется, в частности, Федеральным законом № 54‑ФЗ:

– Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей[2];

– Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения[3].

В обоих этих документах, как и в Федеральном законе № 54‑ФЗ, установлено, что специалисты территориальных ИФНС при исполнении соответствующих государственных функций имеют право запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением ККТ и учетом денежных средств (регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ею информации о платежах и ее хранением).

А далее в них прямо указывается, что в число проверяемых документов входят, в частности, журнал кассира-операциониста, акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. Иными словами, это именно те формы, о которых говорится в Типовых правилах. Но сами эти формы в указанных административных регламентах не приводятся, в них также отсутствуют отсылки к Постановлению Госкомстата России № 132 или к другим документам.

Конечно, в связи с предстоящим повсеместным переходом налогоплательщиков на применение онлайн-касс эта документация, вероятно, утратит в значительной степени свое значение для налоговиков в части контроля за применением ККТ. Но о полной ее отмене говорить, во всяком случае, пока, не приходится, тем более что некоторые, хотя и немногочисленные, категории налогоплательщиков даже после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ «по старинке», то есть без передачи фискальных данных налоговикам через оператора. И им‑то использования журнала кассира-операциониста и других документов, связанных с применением ККТ, не избежать.

Но другое дело, в какой форме эти документы теперь должны оформляться. И здесь имеет значение не только разъяснение Минфина о том, что формы, приведенные в Постановлении Гос­комстата России № 132, можно не применять. Кстати, данное постановление, как и многие другие подобные документы, принятые названным ведомством, стало необязательным для применения в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 4 ст. 9 поименованного закона формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Нет обязанности применять унифицированные формы, утвержденные Росстатом.

Правда, Минфин в Информации № ПЗ-10/2012 указал на то, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.

В связи с этим ФНС в Письме от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941 разъяснила, что Типовые указания и Постановление Госкомстата России № 132 разработаны в целях реализации положений законодательства о применении ККТ и на основании него. Но теперь Минфин опроверг данное утверждение, по крайней мере, в части того, что упомянутое постановление основано на федеральном законодательстве о ККТ.

* * *

Все изложенное подвело нас к следующему выводу. Применение документов, связанных с применением ККТ, необходимо, причем в том минимальном составе, который определен в Типовых правилах и упомянутых административных регламентах. Но формы этих документов, утвержденные каким‑либо уполномоченным органом, в настоящий момент, по нашему мнению, отсутствуют.

Поэтому любое лицо, применяющее ККТ, теперь вправе разработать свои собственные первичные документы, связанные с применением ККТ, лишь бы в них имелись обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402‑ФЗ. В то же время каждый экономический субъект вправе сам решить, а не принять ли ему все‑таки эти первичные документы в такой форме, которая приведена в Постановлении Госкомстата России № 132 (нет запрета на использование в этом качестве унифицированных форм), тем более что данные документы должны соответствовать требованиям по указанию в них информации, установленным Типовыми правилами. Очевидно, что обозначенным требованиям именно унифицированные формы больше всего и соответствуют.


[1] Утверждены Минфином России 30.08.1993 № 104.

[2] Утвержден Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н.

[3] Утвержден Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н.

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»



Последние публикации

25 Мая 2017

Минфин: у обособленного подразделения должен быть самостоятельный адрес для постановки на учет

В своем письме от 25.04.17 № 03-02-07/1/24969 чиновники Министерства финансов РФ дали разъяснения о том, каков порядок постановки на учет по месту расположения обособленного подразделения компании. В частности, в письме было определено, что одним из главных требований в этом вопросе является наличие самостоятельного физического адреса у обособленного подразделения.

Минфин: как ИП, внесенному в ЕГРИП в 2017 году, нужно заполнять счет-фактуру?

Минфин РФ в своем письме от 27.04.17 № 03-07-09/25676 пояснил порядок выставления счета-фактуры, если физлицо зарегистрировалось в статусе ИП после 1 января 2017 года. Согласно разъяснениям чиновников, строка «реквизиты свидетельства о государственной регистрации ИП» заполняется сведениям из Листа записи ЕГРИП.

При переходе с УСН на ОСН расходы на капитальные вложения не учитываются при налогообложении прибыли

Минфин России разъяснил, что если объект основных средств был введен в эксплуатацию в период применения налогоплательщиком УСН, то при переходе организации на ОСН расходы на капитальные вложения не могут быть учтены для целей налога на прибыль организации (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. № 03-11-06/2/25443).

Налогообложение доходов организации от реализации недвижимости не зависит от ее кадастровой стоимости

Должна ли организация платить имущественный налог от кадастровой стоимости на незавершенные объекты? Какие последствия могут быть, если продавать недвижимость по цене меньше, чем кадастровая стоимость?

24 Мая 2017

Отнесение линейных объектов к объектам движимого имущества для целей использования льготы

Ни гл. 30 «Налог на имущество организаций», ни другие главы НК РФ не разъясняют, какие объекты признаются движимым имуществом. В подобных ситуациях в силу п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины для целей налогообложения необходимо использовать в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства. Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться к ст. 130 ГК РФ и правовым позициям ВС РФ и ВАС, разъясняющим ее применение.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

29 Мая - 02 Июня Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Недвижимое имущество и сделки с ним с учетом изменений гражданского и земельного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Мая Гособоронзаказ. Нововведения в нормативно-правовое обеспечение, ценообразование, ответственность за недобросовестное выполнение Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Подземные источники водоснабжения. Проектирование, строительство и эксплуатация артезианских скважин. Новые требования природоохранного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Договор: как правильно составить и проверить Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Мая - 02 Июня Бухгалтерский учет и отчетность в санаторно-курортных организациях (организациях оздоровительной сферы) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

26 Мая 2017

Страховые взносы на выплаты авторам изобретения

Уровень доходов россиян от предпринимательской деятельности упал до рекордно низкого уровня

Уполномоченным представителем налогоплательщика-физлица может выступать ИП

Премии покупателю могут быть отнесены на расходы в размере не более 5% от сделки

Правительство РФ предлагает продлить до 2023 года льготный тариф страхового взноса в ПФР для IT-компаний

Минфином России предложены критерии отнесения продавцов алкоголя к определенной категории для целей применения риск-ориентированного подхода при проведении проверок

25 Мая 2017

Сертификация продукции иностранной организацией

Вычет НДС по основным средствам

Разъяснены особенности уплаты страховых взносов в случае командировки работника с декабря 2016 года по январь 2017 года

С 1 июня размер ежемесячного пособия на ребенка в малообеспеченных семьях в Москве увеличится на 33%

Россия присоединилась к конвенции против вывода прибыли из страны

Пенсионным фондом РФ рекомендованы формы заявлений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года

24 Мая 2017

При покупке квартиры по частям имущественный вычет можно получить только один раз

Затраты на приобретение недвижимости, понесенные одним из супругов-предпринимателей, нельзя включить в расходы второго супруга

Отменено лицензирование деятельности по производству криптографического оборудования для ККТ

читать все Новости