Меню

Актуально










Публикация

14 Февраля 2017Изменения в бухгалтерском учете автономных учреждений


Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н внесены очередные изменения в инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях, а также в методические указания по применению первичных учетных документов. Приказ вступил в силу 15.12.2016. При этом его необходимо применять при формировании показателей бухгалтерского учета и отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 2017 года. Рассмотрим основные изменения, актуальные для автономных учреждений.

Изменения в Инструкции № 157н

Новые счета в Едином плане счетов государственных (муниципальных) учреждений:

Номер счета, наименование

Начало применения

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»

При формировании учетной политики за 2016 год

0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»

С 2017 года

0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»

С 2017 года

0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

С 2017 года

42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» (забалансовый счет)

При формировании учетной политики за 2016 год

Также необходимо отметить, что появился еще один новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы», но он предусмотрен в другой инструкции (рассмотрим ее далее).

Событие после отчетной даты. В пункт 3 Инструкции № 157н[1] введено дополнение о том, что если первичные учетные документы поступили поздно, то для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности данные о событии после отчетной даты не используются при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в пояснительной записке.

Требования к передаче активов и обязательств при реорганизации учреждения. Принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения, сформированных с учетом положений Инструкции № 157н, подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи этих регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета. Обозначенное положение введено в п. 2 указанной инструкции.

Правила документооборота при ведении бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией. В пункт 9 Инструкции № 157н внесено дополнение о том, что правила документооборота, в частности порядок и сроки передачи первичных учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, технология обработки (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления на его основе отчетности по договору (соглашению) иным учреждением, организацией (централизованной бухгалтерией), устанавливаются в порядке, предусмотренном договором (соглашением).

Исправление ошибок в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с п. 18 Инструкции № 157н. В нем сказано, каким образом необходимо вносить поправки в регистры учета в зависимости от периода обнаружения ошибок. Данный пункт дополнен новым положением следующего содержания: «По решению органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной ему бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается в учреждении последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Порядок проведения инвентаризации. В пункте 20 Инструкции № 157н теперь содержится перечень случаев, при наступлении которых проведение инвентаризации обязательно. К таким случаям относятся:

– установление фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей;

– стихийные бедствия, пожары, аварии или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;

– смена материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

– передача имущества в аренду, управление, безвозмездное пользовании, выкуп, продажа комплекса объектов учета (имущественного комплекса);

– другие случаи, предусмотренные законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Также в названном пункте теперь уточнено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Отражение в учете изменения стоимости земельных участков. Согласно дополнениям, внесенным в п. 28 Инструкции № 157н, изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете того финансового года, в котором произошли эти изменения, с их отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Мягкий инвентарь, не подлежащий маркировке. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с проставлением года и месяца выдачи их со склада. Согласно поправкам, внесенным в этот пункт, не подлежат маркировке одежда и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Забалансовый учет. Согласно уточнениям, внесенным в п. 332, 333 Инструкции № 157н, на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» теперь учитываются объекты, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (в том числе музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда).

Также поправки касаются применения забалансовых счетов 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств». Как видим, их названия стали короче, из них исключены слова «на счета учреждения», «со счетов учреждения».

Кроме того, в п. 365, 367 Инструкции № 157н внесены дополнения, которыми уточнено, что:

– операции по перечислению возвратов поступлений (излишне полученных доходов), учитываемых на соответствующих счетах аналитического учета счета 17, отражаются со знаком минус;

– операции по возврату произведенных расходов (восстановлению кассовых расходов) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18, отражаются со знаком минус.

Изменения в Инструкции № 183н

Введены новые счета в План счетов бухгалтерского учета для автономных учреждений:

Номер счета, наименование

Начало применения

0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»

При формировании учетной политики за 2016 год

0 401 10 174 «Выпадающие доходы»

40 «Активы в управляющих компаниях» (забалансовый счет)

Скорректирован порядок формирования отдельных счетов в рабочем плане счетов. Так, в разрядах 5 – 17 номера счета необходимо отражать нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества, у следующих счетов:

– 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг») и по корреспондирующим с ним счетам 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270);

– 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (в том числе 0 201 35 000 «Денежные документы»);

– 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)»;

– 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам».

В разрядах 1 – 17 номера счета отражаются нули у следующих счетов:

– 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующего с ним счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

– 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Кроме этого, в указанный пункт добавлено положение о том, что в целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также согласно требованиям учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого автономному учреждению предоставляются субсидии, в целях управленческого учета автономное учреждение в разрядах 1 – 17номера счета, в котором Инструкцией № 183н[2] предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Введены новые корреспонденции счетов. При этом многие из них применялись и ранее на основании положений, предусмотренных в учетной политике учреждения, а также исходя из разъяснений, данных в письмах Минфина. Отдельные бухгалтерские проводки предусмотрены в связи с введением новых счетов.

Далее приведем таблицу вновь введенных в Инструкцию № 183н корреспонденций счетов:

Содержание операции, пункт Инструкции № 183н

Дебет

Кредит

Изменение стоимости земельных участков

Изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости (в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости – методом «красное сторно») (п. 20)

0 103 11 000

0 401 10 180

Отнесение себестоимости работ, услуг на финансовый результат

Отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период (п. 67)

0 401 10 130

0 109 60 000

Отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг, оказанных (реализованных) заказчикам (потребителям) (основание: бухгалтерская справка (ф. 0504833)) (п. 181)

0 401 10 130*

0 109 60 000

Начисление доходов по субсидии на госзадание

Начислены доходы в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году (основание: бухгалтерская справка (ф. 0504833)) (п. 96, 178)

4 205 30 000

4 401 10 130

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты (основание: бухгалтерская справка (ф. 0504833)) (п. 96, 178)

4 205 30 000

4 401 40 130

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 178)

4 401 40 130

4 401 10 130

Возврат неиспользованного остатка субсидий (в том числе целевых)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчетов о выполнении государственного (муниципального) задания, представленных учредителю (п. 180)

4 401 10 130

4 303 05 000

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий (п. 180)

5 401 10 180

6 401 10 180

5 303 05 000

6 303 05 000

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (на осуществление капитальных вложений) прошлых лет (п. 96)

0 303 05 000

0 201 11 000

Отражена задолженность автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем (если остаток средств не перечислялся в доход бюджета) (п. 97)

5 205 81 000

6 205 81 000

5 303 05 000

6 303 05 000

Расчеты по НДС

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 115)

0 210 13 000

0 210 12 000

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 116)

0 303 04 000

0 210 13 000

Выпадающие доходы

Отражено уменьшение суммы начисленных доходов, в частности денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот) (п. 180)

0 401 10 174

0 205 00 000

0 209 00 000

    *
Ранее при отражении данной операции по кредиту применялись соответствующие аналитические счета 401 20 200.

Уточнен показатель по отложенным обязательствам (обязательствам в рамках созданных резервов предстоящих расходов). Согласно поправкам, внесенным в п. 195 Инструкции № 183н, кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств).

О применении первичных учетных документов

Оформление документов в электронном виде. В общие положения Методических указаний по применению первичных учетных документов[3] вводится новый абзац, согласно которому в случае передачи в бухгалтерию лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в электронном виде, подписанных электронной подписью, отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете данных операций и бухгалтерские записи оформляются в бухгалтерской справке (ф. 0504833). Указанный порядок также будет применяться при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формировании бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).

Оформление бухгалтерской справки (ф. 0504833). В частности, перечень операций, которые оформляются указанной справкой, расширен следующими позициями:

– при передаче лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в электронном виде, подписанных электронной подписью;

– при отсутствии возможности в оформленном первичном учетном документе заполнить раздел «Отметка о принятии к учету» (при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формировании бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии)».

Также отмечено, что при формировании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в случаях, когда в первичных учетных документах, в том числе представленных в электронном виде, подписанных электронной подписью, а также при отсутствии возможности проставления отметки о принятии их к учету и отражения бухгалтерских записей, указываются наименование первичного документа, основание, номер, дата и наименование хозяйственной операции.

* * *

В заключение еще раз отметим, что изменения, внесенные в инструкции № 157н, 183н, в части применения счетов 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным», 401 10 174 «Выпадающие доходы», а также вышеприведенные корреспонденции счетов по отдельным операциям необходимо использовать при формировании учетной политики за 2016 год.

Новые счета по санкционированию расходов (0 502 03 000, 0 502 04 000, 502 05 000), введенные в Инструкцию № 157н, необходимо применять начиная с 2017 года. В настоящее время соответствующие изменения еще не внесены в Инструкцию № 183н.

Возможно, Минфин дополнительно даст разъяснения о переходных положениях и порядке применения новых счетов.


[1] Инструкция о порядке применения Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[3] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Источник: Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости