Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

19 Марта 2018Изменения в правилах закупок


31.12.2017 Президент РФ подписал несколько федеральных законов, которые изменяют правила закупок, причем как в рамках контрактной системы, так и для отдельных видов юридических лиц. Поскольку автономные учреждения руководствуются Законом № 223‑ФЗ[1], сегодня рассмотрим, какие изменения были внесены именно в него, и узнаем, что же нового будет в закупках в 2018 году.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 505‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ) скорректировано несколько нормативных актов, в том числе Закон № 223‑ФЗ. Изменений и нововведений не мало, но обо всем по порядку.

Расширен перечень ситуаций, когда Закон № 223‑ФЗ не применяется

В части 4 ст. 1 Закона № 223‑ФЗ сказано, что он не регулирует отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, закупкой в области военно-технического сотрудничества; отбора аудиторской организации и т. д.

С 01.01.2018 Закон № 223‑ФЗ не регулирует отношения, связанные:

– с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности;

– с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;

– с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с НК РФ и перечень которых определен правовыми актами, предусмотренными ч. 1 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ и регламентирующими правила закупок. В таких правовых актах указывается обоснование включения в указанный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями НК РФ;

– с закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на его территории.

О типовом положении о закупке

Согласно новой ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, предоставлено право утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные или автономные учреждения, для которых применение такого положения будет обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в отношении автономных учреждений субъекта РФ или муниципального автономного учреждения.

Типовое положение о закупке должно:

1) содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими автономными учреждениями положения о закупке следующие сведения:

– порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

– способы закупок и условия их применения;

– срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223‑ФЗ;

2) предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством РФ.

Типовое положение размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения. В этот же срок размещаются изменения в документе. В последнем случае указывается срок, в течение которого автономные учреждения должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.

Введено понятие конкурентной закупки

С 01.07.2018 в Законе № 223‑ФЗ вступят в силу положения о конкурентных закупках. Согласно новой редакции ч. 2 ст. 3 заказчики в положении о закупке должны предусматривать конкурентные и неконкурентные закупки и определить порядок их проведения.

Законом № 505‑ФЗ введено определение конкурентной закупки. В частности, таковой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

– путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

– посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Закона № 223‑ФЗ, не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие или окончательных предложениях участников такой закупки.

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ.

Конкурентные закупки можно проводить в следующих формах (см. схему).

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным выше. Способы таких закупок, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

Торги:

– конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

– аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

– запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

– запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)

Иные способы, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям Закона № 223‑ФЗ

Новой ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ определен общий порядок проведения конкурентных закупок. Коротко рассмотрим его.

Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – поставщика) с 01.07.2018 автономному учреждению нужно:

– создать комиссию по осуществлению конкурентной закупки;

– разработать, утвердить документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме) и разместить ее в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик размещает разъяснение в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил данный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Заказчик вправе установить требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках при осуществлении закупок с начальной (максимальной) ценой договора более 5 млн руб. В извещении и документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в извещении и документации о закупке осуществляется участником закупки.

Все протоколы, составляемые учреждением в ходе закупки, должны храниться не менее трех лет (ч. 12 ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ).

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.

Отметим, что в ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ:

1) даны определения всем видам конкурентных закупок – конкурсу, аукциону, запросу котировок и запросу предложений. Например, под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка, окончательное предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, а под запросом котировок – форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого содержит наиболее низкую цену договора (ч. 16 – 23);

2) установлены сроки размещения извещения о проведении закупки тем или иным способом. Например, в случае конкурса или аукциона документация размещается в ЕИС не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а при запросе котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие.

При проведении закупки (за исключением закупки у единственного поставщика и закупок, осуществляемых закрытыми способами) в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение, документация о закупке, изменения в извещение и документацию, разъяснения положений документации, протоколы. При этом в случае изменений условий договора сведения об этом должны быть размещены в ЕИС в течение 10 дней со дня внесения изменений.

Новыми ст. 3.5 и 3.6 Закона № 223‑ФЗ установлены требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом, и закупке у единственного поставщика. В последнем случае законодатели предоставили заказчику полную свободу в установлении случаев и порядка проведения, главное – закрепить это все в положении о закупке.

Описание объекта закупки

Установлены правила, которые должны соблюдать заказчики при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке. В частности, согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ с 01.07.2018 заказчик должен:

  • в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические, качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

  • в описание предмета закупки не включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что это влечет за собой необоснованное ограничение количества участников. Исключение – случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

  • использовать слова «(или эквивалент)» при указании в описании предмета закупки на товарный знак.

Отметим, что слова «или эквивалент» можно не использовать в случае:

– несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

– закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

– закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

– закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ.

О закупках в электронной форме

Следующее, на что стоит обратить внимание, – это введение возможности осуществления конкурентных закупок в электронной форме. Для этого Законом № 505‑ФЗ введены несколько статей, регламентирующих процедуру функционирования электронной площадки для целей проведения закупки и особенности осуществления закупки в электронной форме.

Определено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях также должны осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. В любом случае такие закупки проводятся на электронных площадках.

Согласно ч. 3 ст. 3.3 Закона № 223‑ФЗ участник закупки должен получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором такой площадки.

Документооборот при электронных закупках осуществляется с помощью электронных документов, которые подписываются усиленной квалифицированной подписью.

Отдельно нужно сказать о закупках, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства:

1. Конкурентная закупка с их участием проводится на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44‑ФЗ[2], и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ. Кроме того, именно Правительство РФ утверждает перечень операторов таких электронных площадок.

2. Субъекты малого и среднего предпринимательства для участия в закупках должны получить аккредитацию в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ.

3. Порядок действий заказчика, участника, оператора электронной площадки при осуществлении закупки в электронной форме четко регламентирован. Определены:

– виды и порядок проведения закупок в электронной форме. Например, конкурс в электронной форме может включать до пяти этапов, одним из которых является сопоставление дополнительных ценовых предложений участников о снижении цены, расходов на эксплуатацию и т. д.;

– сроки размещения извещения о проведении закупки (например, при проведении конкурса в электронной форме извещение о закупке размещается в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания приема заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб. Если цена договора выше этой суммы, извещение должно быть размещено не менее чем за 15 дней);

– действия с обеспечением заявок, поступившим в денежных средствах;

– требования к заявкам участников;

– порядок взаимодействия заказчика и оператора электронной площадки.

Об отчетности по Закону № 223‑ФЗ

Изменен перечень отчетов, подготавливаемых заказчиками. Согласно новой редакции ч. 19 ст. 4 Закона № 223‑ФЗ (вступает в силу с 01.07.2018) заказчик не позднее 10‑го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком:

  • по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;

  • по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

  • с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежегодный отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства никуда не делся, и составлять его придется. Вместе с тем скорректированы положения о последствиях размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, а также невыполнения обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ. В этих случаях в силу новой редакции ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ заказчики с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года должны руководствоваться Законом № 44‑ФЗ в части:

  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;

  • выбора способа определения поставщика;

  • осуществления закупок у СМП и СОНО;

  • применения требований к участникам закупок;

  • оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;

  • создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

  • определения поставщика в соответствии с § 2 – 5 гл. 3 Закона № 44‑ФЗ;

  • осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ.

Отметим, что автономные учреждения не проводят согласование с ФАС заключения контракта с единственным поставщиком по правилам Закона № 44‑ФЗ в случае признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса или запроса предложений несостоявшимся и не направляют в ФАС уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Иные изменения

Закон № 505‑ФЗ скорректировал и иные положения Закона № 223‑ФЗ. В частности:

1) расширен перечень сведений, которые не подлежат размещению в ЕИС. Так, не нужно размещать сведения о закупках:

– услуг по привлечению во вклады денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

– связанных с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества;

2) введен ведомственный контроль. Согласно ст. 6.1 Закона № 223‑ФЗ с 31.12.2017 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта РФ, муниципальных учреждений, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РРФ осуществляют ведомственный контроль за соблюдением требований Закона № 223‑ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

Подведем итог

Как видим, Закон № 223‑ФЗ претерпел существенные изменения. Новшеством стала необходимость проведения конкурентных закупок в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Определены виды закупок, порядок их проведения, последствия несоблюдения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, предусмотрена возможность разработки типового положения о закупке и определения автономных учреждений, для которых применение такого положения является обязательным. Отметим, что часть поправок уже вступила в силу и действует с 31.12.2017, а часть (например, касающаяся закупок в электронной форме) вступит в силу лишь с 01.07.2018.


[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] Федеральный закон о 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Источник: Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

18 Октября 2018

Покупка СИЗ за счет средств ФСС

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок приобретения СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье.

Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами.

Нетактичное поведение сотрудника

Вправе ли работодатель указать в локальных нормативных документах учреждения на обязанность сотрудников вести себя на работе тактично? Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за нетактичное поведение – наложить дисциплинарное взыскание или снизить размер премии?

17 Октября 2018

Новые правила проведения налоговых проверок

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302‑ФЗ внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Новшества применяются с 03.09.2018. Рассмотрим их подробнее.

Учет платы за НВОС при УСНО

Согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в коммерческой деятельности объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны за это платить (плата за НВОС). Обязанность вносить данный платеж возникает независимо от режима налогообложения и от того, находится ли объект в собственности. Освобождены от этой обязанности только так называемые офисные компании. Как получить соответствующее освобождение? Как учесть плату за НВОС в налоговом учете в отсутствие освобождения? Обо всем этом поговорим в рамках данного материала.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

19 Октября 2018

При блокировке счета банком налогоплательщик может перечислить зарплату, если операции по счетам приостановлены в качестве обеспечительной меры

ФНС России разъяснила нюансы заполнения РСВ в отношении лиц, работающих по гражданско-правовым договорам

Пилотный проект ФСС России по прямым выплатам охватит почти всю Россию

Отказ в приеме на работу не поможет избежать расходов на медосмотр соискателя

Многодетные семьи получат льготы по налогам на имущество

Для обоснования ставки НДС 0% в отношении услуг по компенсации НДС в системе "tax free" применяется рекомендованная ФНС России форма (формат) реестра

18 Октября 2018

Печать на налоговых декларациях и копиях документов, представляемых в налоговую инспекцию, не обязательна

Решение по выездной налоговой проверке не может пересматриваться на основании рекомендаций ФНС России по их проведению

Международные холдинговые компании: ФНС предложила форму сведений об их контролирующих лицах

Ставка налога на прибыль 0% по дивидендам: нюансы расчета срока владения долей при присоединении

За налоговый период 2018 года отчитаться о полученных доходах необходимо по новой форме налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ)

17 Октября 2018

В связи с увеличением НДС пользователям онлайн-касс рекомендовано вовремя обновить ПО

Суд: работодатель вправе уволить работницу-совместителя, имеющей малолетнего ребенка, в связи с приемом основного работника

Налоговики рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках при заполнении декларации по НДС

Компания не добилась в суде процентов за неправомерно заблокированный инспекцией счет

читать все Новости