Меню

Актуально









Публикация

17 Октября 2016Уплата участником СЭЗ авансовых платежей по налогу на прибыль


На вопрос отвечает:

М. В. Подкопаев
редактор журнала «Бухгалтер Крыма»

Вопрос:

Организация является участником Свободной экономической зоны (СЭЗ) с 18.05.2016. В связи с этим с 01.06.2016 она применяет ставку по налогу на прибыль, равную 2%.

ИФНС Республики Крым, опираясь на ст. 286 НК РФ, настаивает на уплате авансовых платежей в III квартале 2016 года суммы исчисленного налога на прибыль, полученного за полугодие, за вычетом исчисленного налога на прибыль за I квартал.

При этом у организации возникает большая сумма переплаты, которую можно будет вернуть только по итогам III квартала, написав письмо в ИФНС.

Просим пояснить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль при условии изменения ставки в течение года с 20 до 2%.

Исходя из Федерального закона от 29.11.2014 № 377‑ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях названных регионов установлен особый правовой режим, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования СЭЗ. Данный правовой режим включает в себя особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 377‑ФЗ). В связи с этим для участников СЭЗ Федеральным законом от 29.11.2014 № 379‑ФЗ установлены, в частности, пониженные ставки по налогу на прибыль в специальном п. 1.7 ст. 284 НК РФ.

Так, по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена налоговая ставка в размере 0%, а по налогу, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым или г. Севастополя, она не может превышать 13,5%. Согласно Закону Республики Крым от 29.12.2014 № 61‑ЗРК/2014 ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет данного региона, установлена в размере 2%.

Обратите внимание:

Указанная пониженная ставка применяется налогоплательщиком с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ (ст. 2 Закона Республики Крым № 61‑ЗРК/2014). По нашему мнению, это означает, что налогоплательщик, задавший вопрос, пользуется такой ставкой с 18.05.2016, поскольку, как он дал понять, именно с названной даты он внесен в единый реестр участников СЭЗ.

Это означает также, что уже за II квартал 2016 года в отношении периода с 18.05.2016 по 30.06.2016 ему необходимо уплачивать налог на прибыль в бюджет Республики Крым по ставке 2% и представлять декларацию по налогу на прибыль с учетом поименованного факта[1].

В отличие от ставки по налогу на прибыль в региональный бюджет, нулевая ставка, установленная для федерального бюджета, применяется начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

То есть теоретически может возникнуть ситуация, когда федеральная пониженная (нулевая) ставка начнет применяться позже региональной – при отсутствии прибыли в первом налоговом периоде.

Очень важно, что, как подчеркивается в п. 1.7 ст. 284 НК РФ, пониженные ставки по налогу на прибыль применяются только к деятельности, которая ведется в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ. Иными словами, налогоплательщик вправе помимо такой деятельности осуществлять и иную, в отношении которой будут применяться обычные ставки по налогу на прибыль, установленные п. 1 ст. 284 НК РФ (2% в федеральный бюджет и 18% – в региональный).

Сказанное подтверждается требованием ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Соответственно, авансовые платежи от этой иной деятельности уплачиваются в общем порядке. Статья 286 НК РФ не содержит положений для освобождения от уплаты авансовых платежей в том случае, если налогоплательщик не предполагает иметь доходов, облагаемых налогом на прибыль (имеется в виду обычная ставка). Нет также исключений для тех участников СЭЗ, которые не осуществляют иную деятельность, кроме деятельности, преду­смотренной договором об участии в СЭЗ.

Следовательно, необходимо рассчитать авансовые платежи на III квартал 2016 года, руководствуясь абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ. Согласно обозначенному абзацу сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, исчисленной по итогам I квартала.

Пример.

По итогам I квартала 2016 года организация получила прибыль в размере 80 000 000 руб. Сумма ежемесячного авансового платежа к уплате во II квартале: в федеральный бюджет – 1 600 000 руб. (80 000 000 руб. х 2%), в региональный – 14 400 000 руб. (80 000 000 руб. х 18%).

С 01.06.2016 организация стала участником СЭЗ в отношении всей своей деятельности. Прибыль за период с 01.04.2016 по 31.05.2016 составила 60 000 000 руб., за период с 01.06.2016 по 30.06.2016 – 30 000 000 руб.

Прибыль за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 получена в размере 100 000 000 руб. (все в рамках договора об участии в СЭЗ).

Всего по итогам I полугодия прибыль в рамках деятельности, осуществляющейся вне договора участия в СЭЗ, оказалась равной 140 000 000 руб. (80 000 000 + 60 000 000). В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ надо рассчитать авансовые платежи на III квартал в части этой деятельности.

Сначала рассчитаем авансовые платежи по итогам I полугодия: в федеральный бюджет – 2 800 000 руб. (140 000 000 руб. х 2%), в региональный – 25 200 000 руб. (140 000 000 руб. х 18%). К уплате в III квартале авансовые платежи в федеральный бюджет составят 1 200 000 руб. (2 800 000 - 1 600 000), в региональный – 10 800 000 руб. (25 200 000 - 14 400 000).

Прибыль по деятельности рамках участия в СЭЗ за I полугодие составила 30 000 000 руб. Необходимо отдельно по этой деятельности рассчитать авансовый платеж по итогам I полугодия в региональный бюджет (в федеральный бюджет налог в отношении данной деятельности не уплачивается). Он равен 600 000 руб. (30 000 000 руб. х 2%).

Авансовый платеж по этой деятельности на III квартал также составит 600 000 руб. (600 000 - 0). То есть в общей сложности на III квартал надо уплатить авансом в федеральный бюджет 1 200 000 руб., в региональный – 11 400 000 руб. (10 800 000 + 600 000).

Завершим данные расчеты, определив авансовый платеж на IV квартал. Это разница между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, исчисленной по итогам полугодия.

По итогам III квартала образовалась прибыль: в части деятельности по договору об участии в СЭЗ – 130 000 000 руб. (30 000 000 + 100 000 000), в части иной деятельности – 140 000 000 руб., то есть как по итогам I полугодия. Следовательно, авансовые платежи на IV квартал надо платить только по деятельности в СЭЗ. При этом авансовых платежей в федеральный бюджет нет, в региональный – 2 000 000 руб. ((130 000 000 - 30 000 000) руб. х 2%).

То есть переплата в федеральный бюджет составит 1 200 000 руб. (1 200 000 - 0), в региональный – 9 400 000 руб. (11 400 000 - 2 000 000).

Как видно из примера, только после того, как подана декларация по налогу на прибыль за III квартал, налоговая инспекция обязана признать наличие переплаты у налогоплательщика. Возврат данной переплаты как излишне уплаченного налога производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, на основании заявления налогоплательщика[2].

Необходимо также учесть, что согласно п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 000 000 руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Иначе говоря, такие организации при отсутствии доходов не уплачивают авансовые платежи, а при их наличии уплачивают эти платежи только по факту. Причем в расчете участвуют все доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за четыре предшествующих квартала, включая облагаемые по разным ставкам (Письмо Минфина России от 18.02.2016 № 03‑03‑06/1/8988).

В рассматриваемом нами случае нужно определить общий доход, в который включить доход по деятельности в рамках договора об участии в СЭЗ и доход от иной деятельности. Если он не превысит в среднем 15 000 000 руб., то можно перейти на уплату квартальных авансовых платежей.

Если у организации доходы за III, IV кварталы 2015 года, I и II кварталы 2016 года в среднем не превысили 15 000 000 руб., то она уже в III квартале 2016 года вправе уплачивать квартальные авансовые платежи только по итогам отчетного периода (девять месяцев), а предварительные авансовые платежи может не уплачивать.

К такому выводу можно прийти на основании примера, приведенного в Письме Минфина России от 24.12.2012 № 03‑03‑06/1/716. Причем несмотря на то, что до 01.01.2016 предельный уровень, при превышении которого на уплату квартальных платежей нельзя было перейти, составлял 10 000 000 руб., при оценке возможности перехода в течение 2016 года надо применять новый уровень, равный 15 000 000 руб., в том числе в отношении III и IV кварталов 2015 года (см., например, Письмо ФНС России от 14.03.2016 № СД-4-3/4129@).


[1] Подробно о представлении данной декларации рассказано в статье «Сдача годовой отчетности участником СЭЗ», № 4, 2016, стр. 23.

[2] Форма данного заявления приведена в приложении 9 к Приказу ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»



Последние публикации

27 Апреля 2017

Как доказать получение необоснованной налоговой выгоды?

Федеральная налоговая служба России разъяснила, как доказывать получение необоснованной налоговой выгоды и поручила налоговым органам исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок. Соответствующее письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ опубликовано на сайте службы.

Минфин: При перечислении страховых взносов в поле 101 платежного поручения компания-страхователь ставит «01»

25 апреля 2017 года вступил в силу новый Приказ Министерства финансов РФ от 05.04.2017 №58н, которым ведомство внесло корректировки в правила заполнения платежных поручений для перечисления сумм на уплату страховых взносов в бюджет РФ.

Обновленную форму расчета авансовых платежей по налогу на имущество можно подать уже с 1 квартала 2017 года

Налоговая служба РФ выпустила недавно письмо от 14.04.2017 № БС-4-21/7139@, которым разрешила сдавать расчет авансового платежа по имущественному налогу за 1 квартал 2017 года уже по новой утвержденной форме, хотя бланк еще официально не вступил в силу. Чиновники отметили, что налоговые инспекции обязаны принимать расчеты и на старых, и новых бланках. Поводов для отказа в принятии любых таких форм нет.

У россиян может появиться шанс не платить налог на недвижимость

Освободить собственников жилых и нежилых помещений в энергоэффективных домах от уплаты налога на имущество предложили депутаты Госдумы.

26 Апреля 2017

Исправить ошибку прошлого периода в текущем можно, только если у компании была в нем прибыль

Министерство финансов РФ в своем новом письме от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177 четко определило свою позицию об исправлении выявленных в прошлых периодах ошибок при исчислении базы по налогу на прибыль. Так, исправление такой ошибки прошлых периодов допустимо только, если в текущем периоде, когда нужна корректировка, компания – юридическое лицо получило прибыль.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

10 - 12 Мая Бухгалтерский учет, налоги и финансы стоматологической клиники в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

10 - 12 Мая Правовое регулирование деятельности организаций (учреждений) в области спорта Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

14 Мая - 16 Апреля Надзор и контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

15 - 19 Мая Согласование, оформление, контроль исполнения отдельных видов договоров Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

15 - 19 Мая Современный государственный и муниципальный архив Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

16 - 19 Мая Бюджетный (бухгалтерский) учет и отчетность в организациях здравоохранения в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

16 - 19 Мая Юрист предприятия: инструменты правового обеспечения деятельности организации Алушта (Крым), ЦНТИ Прогресс

17 - 19 Мая Земельный кодекс : практика применения по состоянию на 2017 год Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

27 Апреля 2017

За непредставление нулевого расчета по страховым взносам с организации могут взыскать 1000 руб.

Центробанк разъяснил, как некредитным финорганизациям отражать в бухучете НДС при покупке материалов

На ЕПГУ появилась интерактивная форма декларации 3-НДФЛ

Обновлён реестр контрольно-кассовой техники и список операторов фискальных данных

Быть ли прогрессивной шкале по НДФЛ?

26 Апреля 2017

Минтруд России ответил на некоторые вопросы, касающиеся независимой оценки квалификации

Москвичам необходимо уплатить налог на имущество за 2015 год до конца апреля

Производителям медицинских изделий теперь придется сдавать статформу N 1-медизделия ежеквартально

ФНС сообщила, как в 6-НДФЛ отразить пособие по больничному, если день уплаты налога - выходной

Отчитаться о суммах, потраченных на сокращение профзаболеваний, юрлицо может по обновленной форме

Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, может быть принято только после погашения имеющейся задолженности по страховым взносам

25 Апреля 2017

Шувалов: Налоговые изменения вступят в силу с 1 января 2019 года

Если переплата по налогу превышает недоимку, то штраф за его неуплату не придется платить

Росприроднадзором разъяснен порядок действий плательщиков в случае переплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды России предлагает закрепить 3 варианта определения размера авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду

читать все Новости