Меню

Актуально






Бух. программы



Публикация

1 Марта 2016Проверьте, насколько энергоэффективны ваши ОС с налоговой точки зрения


Л.Елина

Для основных средств с высоким уровнем энергетической эффективности есть льгота по налогу на имущество, а также предусмотрена возможность применения повышенного коэффициента налоговой амортизации (не выше 2) при расчете налога на прибыль <1>. "Имущественная" льгота действует только в течение 3 лет с момента принятия ОС к учету, а вот специальный коэффициент не ограничен какими-то временными рамками.

Напомним, что с точки зрения налогообложения высокоэнергоэффективным оборудованием признается:

<или> поименованное в правительственном Перечне высокоэнергоэффективных объектов и технологий, для которых не предусмотрено установление классов (Перечень N 600) <2>;

<или> имеющее высокий класс энергоэффективности - но только в случае, если определение такого класса предусмотрено законодательством <1>.

Однако не всегда бухгалтеру просто определить, относится ли то или иное основное средство к высокоэнергоэффективному. Мы рассмотрим несколько сложных ситуаций.

СИТУАЦИЯ 1. ОС упомянуто в разделе 2 правительственного Перечня N 600 и по технической документации является таковым в любых условиях эксплуатации. Тогда все хорошо, льготы применять можно.

Но что делать, если при одних условиях эксплуатации ваше ОС подпадает под высокоэнергоэффективное, а при других - нет? Можно попробовать обратиться за разъяснениями в Минпромторг или Минэнерго <3>. И в случае получения положительного ответа - что ваше ОС относится к высокоэнергоэффективным - вы сможете применять налоговые преференции.

СИТУАЦИЯ 2. Для вашего оборудования производителем/импортером в технической документации указан класс энергетической эффективности (ЭЭ), и он равен "А", "А+" или "А++".

Примечание. Классы "В" и ниже не считаются высокими, если речь идет об оборудовании <4>.

Чтобы понять, имеете ли вы право на "имущественную" льготу и повышенный коэффициент амортизации, нужно посмотреть, предусмотрено ли законодательством определение классов энергетической эффективности таких ОС. Для ответа на этот вопрос потребуется многоходовая проверка.

ШАГ 1. Ищем наименование вашего оборудования в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 31.12.2009 N 1222 (Перечень N 1222).

В нем не так и много видов оборудования (другие товары нам не интересны, так как лампочки и тому подобное не могут быть основными средствами):

1) холодильники и морозильники бытовые;

2) машины стиральные бытовые;

3) кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители;

4) машины посудомоечные бытовые;

5) телевизоры;

6) электродуховки бытовые;

7) лифты пассажирские и грузопассажирские.

Если ваше оборудование в нем есть - хорошо, тогда переходим к шагу 2.

ШАГ 2. Изучаем Перечень, утвержденный Приказом Минпромторга от 07.09.2010 N 769 (Перечень Минпромторга N 769). В нем указано, для каких категорий оборудования (из правительственного Перечня N 1222) производитель/импортер обязан установить класс энергоэффективности, а для каких - нет. К примеру, если объем холодильника не более 800 литров, то класс ЭЭ необходим, если объем 800 литров и более, то такой класс не надо устанавливать.

Итак, если в Перечне Минпромторга N 769 указано, что для вашего оборудования должен быть определен класс ЭЭ, все идеально: по вашему оборудованию можно использовать налоговые преференции, не опасаясь споров с проверяющими.

К примеру, если вы купили в организацию бытовой кондиционер, в техпаспорте которого указан класс "А", то по нему можно применять налоговые преференции.

В противном случае этого делать не нужно. Так, если по техническому паспорту ваш прибор называется "электровоздухоохладитель", а не "кондиционер", то с налоговой точки зрения его нельзя считать высокоэнергоэффективным оборудованием.

Такая же ситуация, если производитель вашего суперхолодильника объемом 1000 литров указал в его техпаспорте класс потребления "А", Вам это не поможет: для такого оборудования не предусмотрено установление класса ЭЭ. Следовательно, вы не имеете права на налоговые преференции.

(!) Но бывает и наоборот: оборудование есть в Перечне Минпромторга N 769, однако его нет в правительственном Перечне N 1222. Причина этого в том, что Приказ Минпромторга N 769 разрабатывался на основе первоначальной редакции Постановления Правительства N 1222. Позже и в тот и в другой нормативный акт вносились изменения, однако, как видно, не всегда симметричные.

Приказ Минпромторга N 769 не должен противоречить Постановлению N 1222 <5>. К примеру, в Приказе Минпромторга N 769 указано, что класс ЭЭ устанавливается для принтеров, копировальных аппаратов и компьютерных мониторов. Кроме того, для них утверждены правила для определения класса ЭЭ <6>. Но в Постановлении Правительства N 1222 сейчас нет ни принтеров, ни ксероксов, ни мониторов <7>. Поэтому нельзя относить их к высокоэнергоэффективному оборудованию. Согласен с этим и специалист Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - Государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

"Приказ Минпромторга от 07.09.2010 N 769 является соподчиненным по отношению к Постановлению Правительства от 31.12.2009 N 1222.

Следовательно, по принтерам, мониторам, а также по иным объектам, которые поименованы в Приказе Минпромторга N 769, однако в настоящее время отсутствуют в Постановлении Правительства N 1222, льгота по налогу на имущество не положена и повышенный коэффициент по амортизации при расчете налога на прибыль также не применяется".

СИТУАЦИЯ 3. На вашем балансе - высокоэнергоэффективное здание.

По мнению Минфина, "имущественные" льготы для высокоэнергоэффективных ОС на объекты недвижимости вообще не распространяются <8>. Поскольку для признания объекта ОС высокоэнергоэффективным надо ориентироваться на принципы определения энергетической эффективности товаров <9>, в которых речи о недвижимости вообще нет. Некоторые судьи поддерживают такую точку зрения, указывая, что энергоэффективным для целей использования налоговых льгот может быть только движимое имущество <10>.

Однако есть и другая точка зрения. Следуя ей, нужно проверить, предусмотрено ли законодательством в принципе определение классов энергетической эффективности для таких зданий <11>.

Так, в соответствии с Законом об энергосбережении определение классов ЭЭ обязательно для строящихся, реконструируемых или прошедших капремонт многоквартирных домов, а для других зданий - возможно по желанию застройщика или собственника <12>.

Исходя из этого, налоговая служба разрешает применять льготу по налогу на имущество по высокоэнергоэффективным многоквартирным домам, если соблюдены иные льготные условия <13>. Причем многоквартирные дома не только с классом "А", но и с классом "В" могут быть признаны высокоэффективными: ведь для зданий класс энергетической эффективности "А" означает наивысший, "В+" и "В++" - повышенные, а "В" - высокий <14>.

А по другим видам недвижимости "имущественную" льготу без споров с налоговиками применить не удастся <15>. Аргумент такой: "В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности". Однако не будем утверждать это так категорично.

Как мы уже сказали, для нежилых зданий застройщик или собственник может установить класс ЭЭ по собственному желанию (исключения - временные постройки, здания площадью менее 50 кв. м, вспомогательные сооружения) <16>. Из этого можно сделать вывод о том, что если нежилому зданию присвоен высокий класс энергоэффективности, то можно применять налоговые преференции.

Некоторые судьи считают, что для подтверждения прав на "имущественную" налоговую льготу у нежилого здания должен быть энергетический паспорт <17>. Он выдается по итогам энергетического аудита/обследования <17>.

А если нет энергетического паспорта, то и разговаривать не о чем. Так что для подтверждения класса энергоэффективности недостаточно одного его указания в проектной документации <18>.

ВЫВОД

По высокоэнергоэффективным многоквартирным домам налоговые преференции сейчас применять безопасно, ведь сама налоговая служба не против этого.

А вот по нежилым зданиям применение имущественной льготы и ускоренного коэффициента амортизации наверняка приведет к спорам с проверяющими. Если вы готовы к этому, в первую очередь сделайте энергетический паспорт. Так вы увеличите шансы на выигрыш в суде.

Однако и такой паспорт не является гарантией победы. Пока в нашем распоряжении нет решений судов, касающихся применения налоговых преференций по нежилым зданиям, на которые имелся энергетический паспорт.

* * *

Напоминаем, что специальный повышающий коэффициент амортизации по энергоэффективным ОС для целей налогообложения прибыли нельзя применять одновременно с каким-либо другим повышающим коэффициентом (к примеру, с лизинговым) <19>.

-------------------------------

<1> подп. 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ

<2> утв. Постановлением Правительства от 17.06.2015 N 600

<3> Письма Минфина от 05.02.2013 N 03-03-06/1/2423, от 31.01.2013 N 03-03-06/1/1912

<4> Письма ФНС от 29.04.2013 N БС-4-11/7889@; Минфина от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917

<5> Информация Роспотребнадзора от 11.06.2015

<6> Приказ Минпромторга от 29.04.2010 N 357

<7> Постановление Правительства от 30.12.2011 N 1243

<8> Письмо Минфина от 20.03.2015 N 03-03-06/15239

<9> утв. Постановлением Правительства от 31.12.2009 N 1222

<10> Постановление АС СЗО от 18.11.2014 N А26-707/2014

<11> подп. 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ

<12> п. 5 ст. 6, статьи 10, 11, 12 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон N 261-ФЗ); п. 3 Требований, утв. Постановлением Правительства от 25.01.2011 N 18

<13> п. 21 ст. 381 НК РФ; Письмо ФНС от 25.03.2015 N БС-4-11/4821@

<14> Правила определения классов энергетической эффективности, утв. Приказом Минрегионразвития от 08.04.2011 N 161; Закон N 261-ФЗ

<15> Письмо ФНС от 25.03.2015 N БС-4-11/4821@

<16> пп. 1, 5 ст. 11 Закона N 261-ФЗ; п. 3 Требований, утв. Постановлением Правительства от 25.01.2011 N 18

<17> ст. 15 Закона N 261-ФЗ

<18> Постановления АС СЗО от 02.04.2015 N Ф07-1135/2015; 13 ААС от 29.05.2015 N 13АП-8083/2015, от 26.05.2015 N 13АП-8085/2015

<19> п. 5 ст. 259.3 НК РФ

Источник: Журнал "Главная книга" N02, 2016




Последние публикации

20 Февраля 2017

Вносим изменения в учетную политику на 2017 год

Обязанность автономных учреждений разрабатывать учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 6 Инструкции № 157н. В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.

Оплата работы в выходные (праздничные) дни

Работникам некоторых категорий приходится трудиться, когда все отдыхают. Такой труд является частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, и оплачиваться должен соответствующим образом – в повышенном размере. Но конкретных указаний о том, как именно рассчитать плату работникам, для которых установлена «окладная» система оплаты труда, за работу в дни отдыха, в Трудовом кодексе не содержится. Как говорится, возможны варианты. Но какой из них является правильным (а значит, безопасным) для работодателя?

Курортный сбор планируется ввести в качестве эксперимента в четырех регионах

В ходе совещания в Совете Федерации директор департамента инвестиционных проектов Минкавказа России Ольга Рухуллаева представила концепцию законопроекта о введении курортного сбора в качестве эксперимента в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях, а также в Республике Крым. Когда именно такой сбор начнут взимать, не уточнялось. Она подчеркнула, что федеральный закон будет по своему характеру рамочным, то есть установит лишь общие принципы взимания курортного сбора, а в целом его особенности определят регионы-участники эксперимента.

15 Февраля 2017

Очередные изменения в учете за 2016 год

Очередные изменения инструкций по ведению учета в бюджетных, автономных и казенных учреждениях утверждены Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н). Также поправки внесены в правила применения первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Большую часть нововведений следует применять при формировании показателей учета за 2016 год. Расскажем об этих изменениях.

Анонимка может стать поводом для проверки предприятия общепита?

В рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг общественного питания, могут подвергаться проверкам, в том числе внеплановым, со стороны уполномоченных на то органов. Так, причиной назначения внеплановой проверки Роспотребнадзором (его территориальным органом) может стать обращение гражданина, посчитавшего, что его права как потребителя нарушены. Разберемся, при каких обстоятельствах обращение физического лица грозит назначением внеплановой проверки в отношении организации (ИП), оказывающей услуги общепита.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Февраль 2017

27 Февраля - 02 Марта Современный архив организации: технологии хранения, автоматизация, управление деятельностью Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Февраля - 03 Марта Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Февраля - 02 Марта Повышение квалификации руководителей организации социального обслуживания в свете 442-ФЗ и внедрения профстандартов Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Февраля - 03 Марта Учет ОС, НМА и МПЗ. Сложные вопросы и последние изменения в бухгалтерском и налоговом учете Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 03 Марта Повышение качества заявочных материалов. Практикум по составлению заявок на охранные документы с учетом нововведений Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 03 Марта Бухгалтерский учет и налогообложение бюджетных учреждений Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 04 Марта Управленческий учет и бюджетирование в строительстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 03 Марта Новое в бухгалтерско-финансовой деятельности медицинской клиники. Изменения в учете, налогообложении и отчетности в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

20 Февраля 2017

Минфин продолжит выравнивать доходы регионов

ИП на ПСН, торгующий в аптеке сопутствующими товарами, должен получить два патента

ФСС России будет получать сведения о видах экономической деятельности страхователей из ЕГРЮЛ

Минтруд России: трудовой договор о дистанционной работе не может быть заключен с гражданином, проживающим в другой стране

Опубликованы контрольные соотношения Реестров сведений для подтверждения нулевой ставки по НДС

15 Февраля 2017

Расходы на обновление программного обеспечения списываются по мере их возникновения

Финансисты рассказали, кто может не платить "налог на Google"

Налоговики уточнили, какие значения статусов необходимо указывать в платежных поручениях на уплату страховых взносов

ККТ при расчете электронными деньгами

Если вычет на жилье заявлен не в январе, юрлицо возвращает работнику удержанный НДФЛ с начала года

Минфин: передача подарков работникам по договору дарения в письменной форме не облагается взносами

14 Февраля 2017

ФНС подготовила проект формы электронной жалобы на ненормативные акты налоговых органов

НДС при покупке имущества у компании-банкрота к вычету не принимается

Списать долг можно только по истечении срока исковой давности требования о его возврате либо вследствие завершения исполнительного производства

УПД при выполнении госконтракта

читать все Новости