Меню

Актуально









Бесплатный онлайн мастер-класс “7 шагов к грамотному управлению финансами компании”


Публикация

27 Марта 2017Отказ от льготы по НДС и возмещение налога


В феврале 2017 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу УК на постановление окружного суда, вынесенное по налоговому спору относительно права на возмещение НДС в ситуации отказа от применения освобождения от налогообложения задним числом (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015). Пожалуй, это первый судебный акт по поводу применения льготы по НДС, принятый на столь высоком уровне. Всем компаниям, которые осуществляют операции, подпадающие под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, нужно взять на заметку сделанные судом выводы. Несмотря на то, что при рассмотрении дел суды не обязаны руководствоваться ими, применять другую логику они вряд ли будут.

Отказ от освобождения от налогообложения

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1‑го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от уплаты налога или приостановить его использование. В 2014 году Пленум ВАС подчеркнул: при применении пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщик имеет право применить налоговые вычеты по приобретениям, использованным для осуществления операций, которые освобождены от налогообложения, но по которым НДС был начислен, а счета-фактуры были выставлены покупателям с выделением суммы налога (п. 6 Постановления от 30.05.2014 № 33). В Письме от 10.12.2015 № 03‑07‑14/72142 Минфин сообщил, что налогоплательщики вправе руководствоваться разъяснениями Пленума ВАС.

Между тем далеко не все арбитры на местах признавали законным применение вычетов управляющими организациями по приобретенным коммунальным ресурсам, подрядным работам по содержанию и ремонту общего имущества, если они вовремя не представили заявление об отказе от освобождения от налогообложения. К примеру, в Определении ВС РФ от 29.09.2014 № 305‑КГ14-1990 отмечено: порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. А в Постановлении АС МО от 12.09.2016 № Ф05-13023/2016 (которое и было отменено рассматриваемым определением ВС РФ) сказано: ссылка заявителя на то, что установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, основана на ошибочном толковании нормы права. Отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором налогоплательщик планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщикам. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления. Тем более что налогоплательщик в первоначально представленных декларациях исчислял НДС с учетом права на освобождение от уплаты налога. Эти действия прямо свидетельствуют о применении льготного налогообложения, ретроспективный отказ от которого нельзя признать правомерным.

Верховный суд взглянул на ситуацию с неожиданной стороны, назвав льготой право начислять НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, а не само освобождение от уплаты налога, что более привычно. Действительно, отказ от освобождения от налогообложения дает возможность не только начислять НДС, но и получать право на возмещение из бюджета части «входного» налога.

Так, исходя из положений п. 1 ст. 80 НК РФ в качестве письменного заявления о налоговых льготах может рассматриваться налоговая декларация. Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе путем подачи уточненной налоговой декларации (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Решение о возмещении налога: камеральная или выездная проверка?

По итогам проверок уточненных деклараций инспекция приняла решение об отказе в возмещении НДС, однако впоследствии в рамках проведения выездной проверки подтвердила правомерность возмещения налога. Поводом для судебного разбирательства стало бездействие инспекции (налоговики не возвращали суммы налога налогоплательщику). Окружной суд высказал следующее мнение: поскольку в соответствии со ст. 176 НК РФ обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, на основании представленной налогоплательщиком декларации, вынесение налоговым органом решения о возмещении суммы НДС по результатам выездной налоговой проверки не влечет правовых последствий ни для налогового органа, ни для налогоплательщика.

Судебная коллегия ВС РФ не согласилась с этим утверждением, поскольку:

  • выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа, представляет собой более высокий (углубленный) уровень налогового контроля;

  • не исключена возможность пересмотра ранее сделанных налоговым органом по результатам камеральной проверки выводов относительно обоснованности возмещения налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11).

Произвольный отказ налоговых органов от исполнения принятого ими решения приводит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов.

Пересмотр по результатам выездной проверки выводов о необоснованности возмещения НДС, ранее сделанных в решении, вынесенном по результатам камеральной проверки, влечет и пересмотр последующих решений инспекции, принимаемых согласно ст. 176 НК РФ и опосредующих процедуру возмещения налога.

* * *

Итак, получается, что УК фактически имеет возможность пересчитать свои налоговые обязательства за истекшие налоговые периоды (если она изначально сдавала декларации исходя из применения освобождения от налогообложения), заявив налоговые вычеты, и даже претендовать на возмещение налога из бюджета. Обратим внимание, Верховный суд не рассматривал по существу порядок принятия сумм НДС к вычету, поскольку стороны не оспаривали его, а ограничился процедурными моментами.





Последние публикации

24 Мая 2018

Региональные льготы по движимым ОС старше 3 лет

В НК появилась норма о праве регионов вводить дополнительную льготу для движимых ОС не старше 3 лет. Читатели спрашивают: если регион установил льготу для всех движимых ОС, можно ли не начислять налог на имущество по тем, которые старше 3 лет?

До 1 июня надо отчитаться о движении денег на зарубежных счетах

У россиян остается неделя на то, чтобы предоставить в Федеральную налоговую службу (ФНС) информацию о движении средств по счетам и вкладам, открытым в банках за пределами страны. Крайний срок подачи сведений за 2017 год - 1 июня.

Минфин России разработал очередные стандарты бухучета

Ведомство подготовило проекты приказов, утверждающих федеральный стандарт бухучета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" и федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора "Концессионные соглашения". Соответствующие документы направлены на независимую антикоррупционную экспертизу.

23 Мая 2018

Некоторые особенности обработки персональных данных сотрудников

Можно ли хранить копии документов (паспорта, СНИЛС, трудовой книжки и др.) в личном деле работника? Если нет, какие риски возникают для автономного учреждения в случае хранения копий? У учреждения есть положение о защите персональных данных (ПД), в котором в том числе урегулированы вопросы их хранения, и заявление работника на хранение ПД.

Как уведомить ИФНС о смене директора компании

Новый руководитель в компании может появиться по разным причинам. И если акционеры или участники организации уже приняли решение о смене директора, значит, теперь об этом нужно сообщить в налоговую.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

25 Мая 2018

Если компания использует офис для ведения переговоров, то может потребоваться регистрация обособленного подразделения

Работодатели могут лишиться права изменять трудовые договоры с беременными женщинами по организационным или технологическим причинам

ФНС России планирует обновить формы запросов налоговых органов в банк

На сумму курортного сбора чек ККТ пробивать не надо

Минфин России рассказал об НДС за услуги по сборке и гарантийному ремонту для иностранного контрагента

24 Мая 2018

Граждане РФ не могут уплачивать страховые взносы со своих доходов

В России могут создать реестр иностранцев, работающих на основании патента

ФНС и дальше будет искать уклоняющихся от налогов предпринимателей через соцсети

Минфин напомнил, кто выставляет счета-фактуры, если агент действует от имени принципала

Минприроды России предложена форма декларации о воздействии на окружающую среду

23 Мая 2018

С замороженного счета заплатить налог и взносы за другого нельзя

Если у одного контрагента первичка электронная, у другого она не может быть бумажной

Формирование информации о доходах организаций госсектора регламентировано новым ФСБУ

За уклонение от уплаты страховых взносов предлагается временно лишать налоговых льгот

Налоговый орган вправе истребовать документы даже в последний день проверки

читать все Новости