24 Февраля 2016Обособленное подразделение при УСН: возможно ли это?
УСН является одной из самых выгодных систем налогообложения и именно поэтому одной их самых популярных. Перейти на данную систему возможно лишь при условии, что будут соблюдать некоторые требования. Одним из них до недавнего времени было «отсутствие филиалов и представительств». Но если у компании было обособленное подразделение? Возможно ли было иметь обособленное подразделение при УСН?
Определение
Прежде чем вести разговор о возможности применять упрощенную систему фирмам, имеющим подразделение, совершенно самостоятельное, не зависящее от этой фирмы. Попробуем понять, чем данная структура отличается от филиала и/или представительства, и отличается ли вообще.
Филиалом называется такое подразделение фирмы, которое находится на другой территории, и осуществляет при этом те же функции, что и само юридическое лицо.
Представительством также называется подразделение фирмы. Оно тоже находится на другой территории, но выполняет те же функции и задачи, что и сама фирма, и при этом имеет право защищать юрлицо и представлять его интересы.
У налоговиков есть такое понятие, как «обособленное подразделение». Это не просто подразделение, территориально удаленное от самой фирмы (головного офиса), которое может представлять ее интересы, выполнять такие же, как и у самой фирмы функции. По месту его нахождения должны быть организованы рабочие места (даже если оно 1) на длительный срок (свыше одного месяца). И в этом случае подразделение - это более широкое понятие, и такая организация может применять УСН в качестве системы налогообложения.
Это означает следующее: если у компании будет удаленный магазин, склад или производственный цех, она может применять УСН.
Заметим, что в настоящее время, а если быть более точным, с 1 января текущего года, компании совсем не обязательно соблюдать такое условие как отсутствие филиалов, чтобы перейти на «упрощенку». Это ограничение было снято.
Постановка на учет
Любое обособленное подразделение при УСН необходимо зарегистрировать, поставить на учет. Если это не будет сделано вовремя, организации придется заплатить штраф:
-
200 рублей за каждый непредставленный документ;
-
400 рублей - штраф должностного лица;
- до 40 000 рублей за ведение деятельности без регистрации.
Встать на учет необходимо не только в налоговую инспекцию (по месту нахождения подразделения), но и в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования.
Например, встать на учет в ФСС нужно в течение трех месяцев. Если это не произойдет, то штраф будет исчисляться несколькими тысячами рублей, от 5 до 10 тысяч. При этом штраф будет выписан и руководителю подразделения (500 - 1 000 рублей).
Для постановки на учет необходимо предоставить пакет документов: заявление, свидетельство о госрегистрации, документы, подтверждающие, что данное подразделение действительно является обособленным (свой устав, свой банковский счет и т.п.) и некоторый другие. Полный перечень документов определен на законодательном уровне.
На регистрацию подразделения отводится 5 дней. После этого в организацию отправляется уведомление (в двух экземплярах). Один экземпляр необходимо направить в ПФР в течение десяти дней.
Итак, обособленное подразделение при УСН возможно. Это было допустимо и ранее, нужно было, чтобы у организации был не филиал, а именно обособленное подразделение со своим уставом расчетным счетом и т.д. С 1 января текущего года ограничение, согласно которому компания не может применять «упрощенку», если у нее есть филиалы, это ограничение было снято.