Меню

Актуально









Публикация

24 Августа 2017Комментарий к Письму Минфина России от 13.07.2017 № 03 03 06/1/44593 о правомерности создания резервов по гарантийному ремонту


Т. Ю. Кошкина
редактор журнала «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»

Письмо Минфина России от 13.07.2017 № 03‑03‑06/1/44593 посвящено вопросу о правомерности создания резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию субъектами строительной деятельности. Суть запроса налогоплательщика в Минфин в следующем.

По условиям контракта после передачи объекта строительства заказчику подрядчик в течение определенного периода (гарантийного срока) устраняет выявленные при эксплуатации объекта недочеты. Заказчик производит гарантийное удержание части суммы договора, которая возвращается после окончания гарантийного срока.

Имеет ли право подрядная организация на дату реализации строительных работ (передачи объекта строительства заказчику) создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию на основании ст. 267 НК РФ в размере суммы гарантийного удержания? Вправе ли организация списывать за счет начисленного резерва понесенные затраты на гарантийный ремонт?

Традиционно Минфин указал, что он не рассматривает обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Дополнительно в письме процитированы некоторые положения ст. 267 НК РФ. Какого‑либо вывода письмо не содержит, а потому может показаться бесполезным.

На самом деле это не так. Важной в письме является фраза, что дата реализации товаров (работ) определяется в соответствии с положениями ст. 39 НК РФ. Полагаем, этой фразой Минфин подчеркнул, что резерв создается только при условии передачи на возмездной основе результатов выполненных работ (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Почему это важно? Во-первых, потому, что наименования заключаемых в сфере строительства договоров нередко не отражают сути взаимоотношений сторон. Так называемые инвестиционные договоры, как указал Пленум ВАС в Постановлении № 54[1], могут по своей правовой природе признаваться договорами купли-продажи, подряда, простого товарищества и т. д. и, соответственно, регулироваться нормами гл. 30, 37, 55 ГК РФ. Вместе с тем в силу п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ:

  • передача имущества, имеющая инвестиционный характер (пп. 4);

  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) (пп. 6).

Следовательно, чтобы понять, вправе ли организация создавать резервы, необходимо исходя из условий и обстоятельств исполнения каждого конкретного договора (контракта) установить, возникает ли реализация результатов работ. При положительном ответе на этот вопрос налогоплательщик вправе принять решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. В противном случае – если в налоговом учете доходы от реализации не отражаются – нет оснований для формирования резерва.

Во-вторых, по долгосрочным договорам, не предполагающим поэтапной сдачи работ, доходы признаются расчетным способом (п. 2 ст. 271 НК РФ, письма Минфина России от 12.07.2016 № 03‑03‑06/1/40699, от 07.12.2012 № 03‑03‑06/1/637 и др.), а не на дату реализации, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ. Соответственно, Минфин дал понять, что отчисления в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание включаются в расходы только в периоде передачи результатов выполненных работ заказчику, несмотря на то, что доходы от реализации отражалась и ранее. Отметим, что этот нюанс особо подчеркнут в Письме Минфина России от 18.04.2017 № 03‑03‑06/1/23139.

Полагаем, есть в комментируемом письме и ответ на вопрос, можно ли создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в сумме гарантийного договорного обеспечения, удерживаемой заказчиком из стоимости работ. Ответ на него дан в последнем абзаце письма: на основании п. 3 ст. 267 НК РФ предельный размер резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. Иными словами, согласованный партнерами в договоре размер гарантийного удержания не влияет на величину резерва, который налогоплательщик вправе создать в налоговом учете.

Подведем итог. Для решения вопроса о правомерности создания резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию строительной организации необходимо учитывать следующее. Резерв создается только по операциям реализации результатов выполненных работ. Отчисления в резерв осуществляются в том периоде, когда отражена реализация, а не по мере признания расчетной суммы дохода от выполнения работ по длительному безэтапному договору. Установленный в договоре размер (процент) гарантийного удержания не имеет значения для целей формирования резерва. Резерв формируется, корректируется и используется в соответствии с требованиями ст. 267 НК РФ. Налогоплательщик не может по своему усмотрению изменить установленные этой статьей правила, закрепив свое решение в учетной политике (Письмо Минфина России от 22.02.2008 № 03‑03‑06/1/129). Организация вправе формировать резерв на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и ремонту независимо от того, что расходование указанного резерва может наступить не в текущем, а в последующих годах (Письмо Минфина России от 23.05.2005 № 03‑03‑01‑04/1/280).


[1] Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем».

Источник: Журнал «Строительство: актыи комментарии для бухгалтера»



Последние публикации

15 Февраля 2018

Изменения в бухгалтерской отчетности

Приказом Минфина РФ от 14.11.2017 № 189н (далее – Приказ № 189н) внесены изменения в Инструкцию № 33н. Новшества необходимо учитывать уже при составлении бухгалтерской отчетности за 2017 год. Что это за изменения, расскажем в данной статье.

Суд признал сделку недействительной. Подавать ли «уточненку» по налогу на прибыль?

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если сделка признана таковой и за ней последовала двусторонняя реституция, то стороны возвращаются в первоначальное состояние. В отличие от гражданского, налоговое законодательство не содержит специальных положений, регламентирующих порядок отражения последствий признания сделки недействительной. Нужно ли пересчитывать налоговое обязательство по тому или иному налогу, в частности налогу на прибыль? При ответе на этот вопрос приходится исходить из общих правил НК РФ, разъяснений контролирующих органов и выводов арбитров.

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ[1] (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале.

14 Февраля 2018

Об изменениях, направленных на предотвращение возникновения дебиторской задолженности бюджетных учреждений

27.11.2017 вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон № 83-ФЗ Федеральным законом № 347-ФЗ. Указанные изменения направлены на оптимизацию операций, связанных с привлечением средств бюджетных учреждений в соответствующий бюджет в целях повышения ликвидности единого счета бюджета и их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены. Кроме того, предусмотрено ограничение авансовых платежей при заключении бюджетными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Как всегда, в конце года Минфин выпускает ряд налоговых изменений, вступающих в силу с 1 января следующего года. Этот год не исключение. Федеральными законами от 27.11.2017 № 335‑ФЗ, 346‑ФЗ, 361‑ФЗ приняты основные нововведения, вступающие в силу с 1 января 2018 года. Рассмотрим, какие из них должны учесть автономные учреждения.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?




Налоговые новости

16 Февраля 2018

Самозанятых могут обложить 6% единым налоговым платежом

Какие недоимки по страховым взносам "простили" предпринимателям, уточнили финансисты

Доход иностранца – нерезидента от полученной в дар квартиры не подлежит налогообложению в России

Возврат НДС иностранцам: утверждены пункты пропуска через госграницу РФ

Индивидуальный пенсионный коэффициент, необходимый для получения страховой пенсии по старости, предлагают снизить вдвое

Депутаты приняли в первом чтении проект, позволяющий уточнять ошибочный счет в налоговой платежке

Работодатели вправе представлять справки о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ за 2017 год по новой и старой формам

15 Февраля 2018

Регионы смогут обнулить ставку ЕСХН

Компенсацию стоимости учебы нельзя учесть в расходах на обучение, если договор заключал сам работник

Доплаты работникам за вредные или опасные условия труда облагаются НДФЛ в общем порядке

Предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС могут отменить

Налоговики разъяснили, что при заполнении налоговых платежек физлицами СНИЛС не указывается

Пособия на детей освободят от налогов

14 Февраля 2018

Расходами в целях налогообложения прибыли организаций признаются любые затраты, соответствующие признакам расходов

Вычет НДС можно применить, даже если в счете-фактуре указан полный номер ГТД, а не регистрационный

читать все Новости