2 Октября 2018Изменение типовой формы договора с руководителем учреждения
В соответствии с трудовым законодательством трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы (ТФД), утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году[1]. Отметим, что положения фактически заключенного договора, не соответствующие типовой форме, могут стать основаниями для претензий контрольных органов[2].
В июле 2018 года в эту форму были внесены изменения, связанные с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя[3] и вступающие в силу с 29.10.2018. В данной статье рассматриваются некоторые особенности этой типовой формы и ее практическое применение.
Единоличное выполнение прав и обязанностей по руководству учреждением
Таким образом, в период отсутствия руководителя исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя, которые вменены в его полномочия (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей). Это право должно быть оформлено следующим образом:
1) оформляется приказ руководителя о назначении работника на должность в период отсутствия руководителя (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в определенный период);
2) к трудовому договору заключается допсоглашение, в котором указывают возможность реализации тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя, уже прописаны эти права и обязанности).
Выдача доверенностей
В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).
Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.
Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:
1) номер доверенности;
2) дату выдачи;
3) срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи[4]);
4) сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);
5) реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;
6) реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;
7) реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
8) сведения о доверяемых полномочиях.
Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве[5].
Выполнение плановых показателей деятельности учреждения
Согласно ТФД руководитель обязан обеспечивать достижение всех плановых показателей деятельности учреждения. В первую очередь к таковым относятся показатели установленного для учреждения государственного (муниципального) задания и плана ФХД. Обратите внимание на то, что работодатель (учредитель) может учитывать факт ненадлежащего выполнения этих плановых задач при аттестации, устанавливать зависимость стимулирующих выплат руководителю от исполнения плана и даже применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 81 и 192 ТК РФ) в связи с невыполнением учреждением плана.
Передача дел вновь назначенному руководителю учреждения
Для этого нужно составить передаточный акт, который бывший руководитель подписывает. Требований к форме и содержанию акта закон не устанавливает, поэтому можно оформить его произвольно. Как правило, в акте перечисляют документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель. Акт может содержать такие сведения, в частности: Ф. И. О. лиц, сдающих и принимающих дела; период времени, когда уходящий руководитель отвечал за хранение документов; дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел; название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель; список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел. Акт составляется в двух экземплярах, один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.
Предоставление сведений о доходах и имуществе
Согласно ТФД руководитель обязан предоставлять работодателю (учредителю) в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей[6]. Сведения подаются ежегодно, а правила их предоставления для руководителей и поступающих на должность утверждаются Правительством РФ в отношении федеральных госучреждений, органом государственной власти субъекта РФ – в отношении госучреждений субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении муниципальных учреждений (абз. 4 ст. 275 ТК РФ).
Отметим, что в разных регионах и муниципальных образованиях эти правила различаются. Например, по требованиям, действующим в г. Муроме (Владимирская область), руководитель муниципального учреждения, обнаруживший, что в предоставленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, вправе представить уточненные данные в течение месяца после окончания срока предоставления подачи информации (30 апреля)[7]. А вот в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) сведения должны быть предоставлены к тому же сроку (30 апреля), но «подчищать» их руководитель муниципального учреждения имеет право до 30 июня[8].
Также отметим, что нередко на практике руководителей учреждений заставляют предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах (например, в г. Усолье-Сибирское), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах, а контроль расходов установлен исключительно в отношении государственных и муниципальных чиновников, руководителей федеральных учреждений[9].
[1] Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.
[2] Например, Представление Счетной палаты РФ от 04.03.2015 № ПР 04-20/04-01 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дипломатическая академия МИД России» на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений».
[3] Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».[4] Часть 1 ст. 186 ГК РФ.
[5] Пункт 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
[6] Также это требование обусловлено нормами федерального антикоррупционного законодательства – п. 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
[7] Правила представления лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утв. Постановлением администрации округа Муром от 19.04.2016 № 378.
[8] Порядок предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 № 524.
[9] Подпункты «л» и «м» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».