Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

31 Октября 2018Инвентаризация-2018


А. Шихов
эксперт-консультант компании «Первый БИТ Семеновская», отдел по работе с бюджетными учреждениями

Особенностью проведения годовой инвентаризации в этом году является необходимость соблюдения требований федеральных стандартов учета, введенных с 01.01.2018. При этом работы инвентаризационным комиссиям учреждений госсектора заметно прибавится, но опыта инвентаризации введенных стандартами новых объектов учета еще ни у кого нет.

Нормативная база

Еще в прошлом году Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49), были главным нормативным документом, на основании которого в составе учетной политики учреждения устанавливался внутренний порядок проведения инвентаризации. Напомним, в Методических указаниях № 49 раскрываются общие правила проведения инвентаризации, особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств, а также порядок составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации. Но уже с этого года в ходе инвентаризации учреждениям госсектора нужно опираться (кроме Методических указаний № 49) на требования ФСБУ «Концептуальные основы»[1]. Согласно п. 2 этого стандарта именно он теперь определяет основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений госсектора. А раздел VIII стандарта (п. 79 – 82) содержит как раз эти основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Отметим, что разд. VIII ФСБУ «Концептуальные основы» повторяет основные положения инструкций по бухгалтерской и бюджетной отчетности, Инструкции № 157н[2]. Тем не менее при формировании учетной политики, а также локальных актов о проведении инвентаризации в 2018 году целесообразно ссылаться именно на названный стандарт. Последний вовсе не отменяет использование Методических указаний № 49 в учреждениях госсектора, положения которых по‑прежнему можно применять при проведении инвентаризации.

Описи и ведомости

Инвентаризационные описи различных объектов учета, ведомость по расхождениям результатов инвентаризации и другие унифицированные формы первичных документов, используемые при проведении инвентаризации, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Вместе с названными формами данным приказом утверждены и методические указания по их применению. Однако в настоящее время эти формы не отражают изменений, связанных с применением федеральных стандартов учета.

Напомним, Минфин согласно своему Приказу от 28.02.2018 № 36н планировал в июле этого года ввести поправки в Приказ № 52н, но этого не произошло. Можно предположить, что финансовое ведомство собиралось внести изменения и в инвентаризационные формы с целью приведения их в соответствие требованиям вступивших в 2018 году стандартов учета.

Годовая инвентаризация в учреждениях проводится, как правило, в октябре – ноябре. Очевидно, что Минфин уже не успеет скорректировать инвентаризационные формы до начала инвентаризационной кампании.

Отметим, в ноябре прошлого года финансисты издали Приказ от 17.11.2017 № 194н, которым внесены поправки в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) и ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В пункте 2 данного приказа сказано, что обновленные формы применяются субъектами учета по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2018, хотя сам приказ вступил в силу 29.12.2017. Тем не менее, вполне вероятно, Минфин в течение осени даст разъяснения или рекомендации по применению унифицированных форм при проведении инвентаризации в этом году.

Новый результат

В связи с внесением весной в Инструкцию № 157н и другие инструкции по учету изменений в этом году государственным и муниципальным учреждениям при проведении инвентаризации необходимо будет устанавливать наличие или отсутствие новых объектов учета. Но, пожалуй, самым важным при этом станет выявление фактов обесценения активов.

Напомним, что согласно п. 6 ФСБУ «Обесценение активов»[3] выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется:

– разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям по выявлению активов с признаками обесценения;

– подготовить соответствующие формы учетных документов, в которых будут фиксироваться решения инвентаризационных комиссий по обесценению активов;

– внести соответствующие уточнения в учетную политику по порядку отражения обесценения активов исходя из особенностей деятельности учреждения.

И это далеко не весь перечень мероприятий, которые нужно осуществить до начала инвентаризации. Все это потребует времени и сил. Кроме того, очевидно, что наделение инвентаризационных комиссий новыми полномочиями, скорее всего, несколько замедлит их работу. Следовательно, увеличатся сроки проведения инвентаризации.

Кроме того, инвентаризация новых объектов учета, установление результатов обесценения не только повлияют на сроки подведения итогов инвентаризации, но и потребуют дополнительного времени для отражения результатов инвентаризации в учете. Ведь бухгалтерам понадобится время на анализ полученных результатов инвентаризации и освоение новых учетных записей, а также последующее отражение их в отчетности.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 10 ФСБУ «Обесценение активов» в случае выявления любого из признаков обесценения актива, которые ранее не являлись основанием для признания его обесценения, принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Очевидно, что такое решение должно приниматься комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно с решением об определении справедливой стоимости данная комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива. Примерный алгоритм выявления признаков обесценения в ходе инвентаризации представлен в виде схемы.

Другими словами, если раньше результатом инвентаризации было в основном выявление излишков и недостач, то теперь такие результаты будут основанием для принятия пока непривычных и непростых решений.

В настоящее время инвентаризационные описи не содержат граф для отражения признаков обесценения активов. В пункте 6 ФСБУ «Обесценение активов» указано, что соответствующие признаки следует выявлять индивидуально для каждого актива. Очевидно, что признаки обесценения в ходе инвентаризации инвентаризационной комиссией будут установлены лишь у некоторых объектов имущества. Поэтому фиксировать признаки обесценения целесообразно не в инвентаризационной ведомости, а в отдельном документе, который будет приложением к ней.

Форма такого приложения приведена на стр. . Сведения, указанные в этом приложении, далее станут основанием установления справедливой стоимости актива, а также корректировки срока его полезного использования, которые будут рассматриваться комиссией по поступлению и выбытию активов. Очевидно, что заседание этой комиссии должно состояться уже после подведения итогов инвентаризации.

Признание убытка

Согласно п. 15 ФСБУ «Обесценение активов» убыток от обесценения актива признается в бухгалтерском учете, когда его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива. После того как убыток от обесценения актива признан на годовую отчетную дату, он единовременно отражается в составе расходов отчетного периода.

То есть выявление убытка от обесценения и его признание теперь будут одними из итогов инвентаризации!

Однако применение указанных положений стандарта порождает непростую ситуацию. С одной стороны, убыток от обесценения актива единовременно признается в составе расходов отчетного периода. То есть в конце года «одним махом» расходы за отчетный период будут увеличены на сумму убытков от обесценения. Иными словами, расходы учреждения по итогам года увеличатся «из воздуха». С другой – возникает вопрос с покрытием таких убытков. Как будут покрываться эти расходы? Что будет источником финансирования?

Например, в прошлом году Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101 в порядок формирования госзадания были внесены изменения. Теперь в госзадании должна быть учтена годовая сумма плановой (расчетной) амортизации по особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), используемому в процессе оказания госуслуг. То есть амортизация основных средств финансируется, а убыток от обесценения пока нет. Хотя сам убыток согласно ФСБУ «Обесценение активов» Минфин уже предлагает отражать в учете.

Разрешение этой ситуации, вероятно, должно найти отражение в нормативных актах Правительства РФ и Минфина. Можно предположить, что в порядок формирования госзадания Правительством РФ будут внесены изменения с учетом положений федеральных стандартов. Возможно, что и убыток от обесценения каким‑то образом будет учтен в субсидии на госзадание.

* * *

Участие в инвентаризационных мероприятиях всегда требовало от бухгалтера терпения, собранности и четкого понимания конечных результатов. Однако в этом году бухгалтеру нужно быть еще более внимательным, так как от итогов инвентаризации, скорее всего, будет зависеть финансовое состояние учреждения.


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора «Концептуальные основы», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 21.12.2016 № 259н.

Источник: Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

20 Марта 2019

О включении в состав взыскиваемого ущерба суммы «входного» НДС

Последствия выполнения подрядных работ (в том числе строительных) с недостатками предусмотрены положениями ст. 723 ГК РФ. Так, из ч. 1 названной статьи следует, что стороны договора подряда вправе установить в договоре меры воздействия на подрядчика, выполнившего свои обязательства некачественно. Согласно ч. 3 этой же статьи, если недостатки результата работ существенны или неустранимы, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Но предусматривает ли этот принцип включение суммы НДС в расчет убытков?

Постоянные и временные разницы и активы будут учитываться по‑новому

Среди положений о бухучете есть одно, которое влияет скорее не на бухгалтерский учет, а на налоговый. Речь, конечно, идет о ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Оно, как и прочие нормативные документы по бухгалтерскому учету, довольно консервативно. Но иногда изменения просто необходимы, и вот появился Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, который внес в ПБУ 18/02 поправки.

Правила оформления и выдачи расчетных листков

Минтруд периодически в своих письмах напоминает работодателям о той или иной их обязанности в сфере трудовых отношений. Недавно, в Письме от 23.10.2018, № 14‑1/ООГ-8459, чиновники ведомства отметили, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан информировать работника о составляющих его заработной платы, то есть оформлять расчетные листки, и отменить эту обязанность ни соглашением с работником, ни коллективным договором нельзя. О том, как нужно оформлять и выдавать работникам расчетные листки, расскажем в статье.

18 Марта 2019

Об обложении страховыми взносами компенсации «северянам» проезда к месту проведения отпуска за границей

В Письме Минфина РФ от 19.12.2018 № 03‑15‑08/92607 разъяснены особенности освобождения от обложения страховыми взносами компенсации учреждением стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска за пределами РФ и обратно, выплачиваемой сотруднику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учет выплат при расчете среднего заработка для оплаты отпусков

Учитываются ли при расчете среднего заработка для оплаты отпусков средний заработок за время командировки, а также доплата до оклада в части превышения оклада над средним заработком в период командировки, и пособие по временной нетрудоспособности, а также доплата до средней заработной платы сверх этого пособия?



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

20 Марта 2019

Организация исправила в заявлении ошибку о виде деятельности - ФСС должен пересмотреть тариф взносов

Подали "уточненку" по прибыли, поздно получив документы, - пени нужно заплатить, иначе будет штраф

Стандартный вычет по НДФЛ предоставляется до конца года, в котором ребенку-учащемуся исполнилось 24 года

Нюансы заполнения РСВ некоммерческими организациями, применяющими пониженные тарифы

Разовые платежи за пользование недрами не учитываются единовременно в расходах по налогу на прибыль

18 Марта 2019

Госдума отказалась отменять возмещение НДС экспортерам

Налоговики рассказали, с какого момента прекращается статус адвоката для целей страховых взносов

ФФОМС планирует изменить отчетность о защите прав застрахованных в системе ОМС

Оплату допвыходных по уходу за детьми-инвалидами суд посчитал господдержкой и освободил от взносов

Снижена величина прожиточного минимума за IV квартал 2018 года

1 апреля истекает срок представления бухгалтерской отчетности за 2018 год

13 Марта 2019

ФНС уточнила порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, сборов и взносов

Автомобиль называется немного иначе, чем в перечне дорогих машин: уточните, как платить транспортный налог

При совмещении автотранспортных и ряда других услуг по вывозу бытовых отходов нельзя применять ЕНВД

Неоднократное подписание товарных накладных с иной стоимостью не свидетельствует о наличии ошибки

читать все Новости