Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

11 Ноября 2014Срок переноса убытков на будущее может быть уменьшен


комментируемое событие Законопроект № 609446–6 о внесении изменений в статью 283 части второй Налогового кодекса РФ (в части сокращения срока переноса убытков на будущее налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций)

основные темы Перенос убытков по налогу на прибыль

В  Госдуму РФ 25 сентября 2014 года внесен законопроект № 609446–6, который предлагает существенно уменьшить предельный срок переноса убытков — с 10 до 4 лет. На момент подписания журнала в печать он прошел все внутренние согласования и рекомендован к рассмотрению.

Напомним, что суть переноса убытков на будущее заключается в возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущих годах, в пределах суммы прибыли текущего года (ст. 283 НКРФ). При этом перенос убытков сейчас ограничен 10-летним сроком, в течение которого убыток, полученный в том или ином году, может учитываться при определении налоговой базы. На практике перенос убытков на будущее является гарантией освобождения налогоплательщика от уплаты налога на прибыль до тех пор, пока общий финансовый результат деятельности налогоплательщика за 10 лет не достигнет прибыльного уровня.

Надо отметить, что ранее в период с 2002 по 2005 год сумма переносимого убытка не могла уменьшать налоговую базу текущего периода более чем на 30 процентов, а в 2006 году — более чем на 50 процентов. Причем 10-летний срок, установленный Налоговым кодексом, действовал с момента введения главы 25 НК РФ о налоге на прибыль организаций.

Без переходных положений последствия не ясны

Текст законопроекта достаточно лаконичен. Он просто вносит поправки о сокращении срока, предусмотренного статьей 283 НК РФ, и устанавливает, что с 2015 года убытки, полученные налогоплательщиком, смогут уменьшать налоговую базу в течение не 10, а только 4 лет, следующих за периодом получения убытков.

При этом документ не содержит каких-либо переходных положений, и остается непонятным следующее. В случае принятия поправок сокращается срок, в течение которого налогоплательщики будут вправе уменьшить налоговую базу на убытки. Но распространяется ли это требование и на тех налогоплательщиков, которые сейчас учитывают убытки, возникшие за пределами четырех лет? Смогут ли они продолжать уменьшать налоговую базу на эти суммы или они это право потеряют?

Пункт 2 статьи 5 НК РФ говорит о том, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Поэтому возникает вопрос о правомерности лишения с 2015 года налогоплательщиков, ранее получивших убытки и не до конца использовавших свое право на их перенос, права уменьшать на них налоговую базу. Это может обернуться для них необходимостью изыскания новых источников финансирования или необходимостью изменения их ценовой политики, что повлияет на экономическую ситуацию на их рынках, а впоследствии может повлиять и на общую экономическую ситуацию в стране, в том числе и на объем прямых инвестиций с учетом длительных сроков окупаемости многих инвестиционных проектов.

Представляется, что уточнение порядка внесения изменений или дополнение законопроекта определенными переходными положениями, основанными на более тщательном изучении экономических последствий законопроекта, позволило бы добиться устранения соответствующего правового пробела.

Законодатель сетует на потери бюджета

В пояснительной записке к законопроекту большое внимание уделено мотивировке его принятия. Основным аргументом служит существенное недопоступление сумм налога на прибыль организаций в бюджеты в связи с переносом налогоплательщиками убытков на будущее. На основании данных из отчетов ФНС России сделаны выводы о том, что потери консолидированного бюджета, вызванные переносом убытков, оцениваются в 2012–2013 годах в 4–6 процентов от общего объема поступлений по налогу на прибыль.

Впрочем, ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в упоминаемых в ней отчетах ФНС России не конкретизируется, убытки каких именно периодов являются основной причиной этих потерь бюджета. Фискальная эффективность законопроекта также может быть поставлена под сомнение неоднозначными последствиями для инвесторов, о которых упомянуто выше. В долгосрочной перспективе поправки могут ухудшить состояние налогового и инвестиционного климата в России, а значит, привести к неблагоприятным макроэкономическим последствиям.

В поддержку законопроекта в пояснительной записке также приводится аргумент об обеспечении единообразия в вопросе о сроке хранения документов, связанных с исчислением налогов. Якобы в настоящий момент компании, которые переносят убытки, вынуждены хранить документы, подтверждающие их получение, в течение 10 лет, а общий срок, установленный подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ, равен 4 годам.

Однако такого единообразия все равно добиться не удастся, так как существует множество иных исключений из правил. Например, срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, превышает четыре года. Поэтому аргументом в пользу принятия законопроекта это соображение служить не может.

Что касается прочих доводов разработчиков (повышение ответственности налогоплательщика в организации безубыточной деятельности, создание резервного капитала и использование его на покрытие образовавшихся убытков, направление нераспределенной прибыли прошлых лет на покрытие убытков отчетного года), то они направлены на изменение мотивации компании при планировании деятельности. Компания, по мысли законодателя, должна меньше думать об обновлении и расширении своих производственных возможностей, больше — о безубыточности и об интересах бюджета.


Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:

Мнение чиновника

Автор статьи верно отметил, что, согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Поскольку законопроект предусматривает сокращение срока перенесения налогоплательщиками убытка (убытков), полученного в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 10 до 4 лет, то он, очевидно, ухудшает положение налогоплательщиков. Поэтому, по моему мнению, в случае вступления законопроекта в силу с 2015 года сокращение затронет убытки, полученные в 2015 году и в последующие налоговые периоды, а убытки за периоды до 2015 года налогоплательщики по-прежнему смогут правомерно переносить в течение 10 лет.



Геннадий Сандырев, руководитель группы компаний «Налоги и право»:

Мнение эксперта

Вносимые в Налоговый кодекс изменения для организаций — плательщиков налога на прибыль могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, уменьшение срока переноса убытков позволит компании хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, не в течение 10 лет, а 4 года. Это скорее улучшает положение налогоплательщика, чем ухудшает, но уж точно не может являться обоснованием для сокращения сроков переноса убытков. С другой стороны, действующая редакция статьи 283 НК РФ позволяет плательщикам налога на прибыль переносить убыток, полученный в текущем налоговом периоде, на будущее в течение 10 последующих лет. Но в случае изменения срока переноса убытка, если в течение 4 лет суммы прибыли, полученной в этих периодах, окажется недостаточно, для того чтобы учесть сумму ранее полученного убытка, организация уже по истечении этого срока будет лишена права учесть сумму остатка убытка. С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что на большинстве налогоплательщиков поправки скажутся негативно. Многие компании используют перенос убытков на будущее как один из самых действенных законных методов снижения налоговой нагрузки компании. Поскольку это не льгота, которую предоставляют избранным, а всеобщее право.



Марина Зайкова, финансовый директор ГК СПЭЛЛ, председатель комитета по налогам общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:

Мнение практика

Многие компании пользуются переносом убытков прошлых лет на будущие периоды. Чтобы руководство не таскали по комиссиям по безубыточности в ФНС и чтобы не портить показатели финансовой отчетности, компании, как правило, растягивают убытки во времени. Они предпочитают понемногу, но уплачивать налог на прибыль. 10 лет здесь достаточный срок, для того чтобы проект средней фондоемкости начал приносить реальную прибыль и давать реальные поступления в бюджет региона. Примечательно, что такую поправку в Налоговый кодекс вносит Костромская областная дума. То есть именно региональные законодатели всерьез задумываются о том, как увеличить поступления в свои бюджеты. Давайте смоделируем последствия. Компания, инвестирующая в реальный сектор, показав реальные убытки в течение первых четырех лет, рискует оказаться без кредитной поддержки из-за плохих финансовых показателей. Далее, не списав все убытки в течение следующих четырех лет, она начинает уплачивать налог на прибыль, фактически не перейдя порога окупаемости проекта, то есть дополнительно увеличивая свои реальные убытки. Не лучше ли попробовать увеличить собираемость налога на прибыль в регионах, создавая благоприятный инвестиционный климат, а не ухудшая положение инвесторов?

Источник: www.nalogplan.ru



Последние публикации

18 Октября 2018

Покупка СИЗ за счет средств ФСС

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок приобретения СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье.

Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами.

Нетактичное поведение сотрудника

Вправе ли работодатель указать в локальных нормативных документах учреждения на обязанность сотрудников вести себя на работе тактично? Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за нетактичное поведение – наложить дисциплинарное взыскание или снизить размер премии?

17 Октября 2018

Новые правила проведения налоговых проверок

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302‑ФЗ внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Новшества применяются с 03.09.2018. Рассмотрим их подробнее.

Учет платы за НВОС при УСНО

Согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в коммерческой деятельности объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны за это платить (плата за НВОС). Обязанность вносить данный платеж возникает независимо от режима налогообложения и от того, находится ли объект в собственности. Освобождены от этой обязанности только так называемые офисные компании. Как получить соответствующее освобождение? Как учесть плату за НВОС в налоговом учете в отсутствие освобождения? Обо всем этом поговорим в рамках данного материала.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

18 Октября 2018

Печать на налоговых декларациях и копиях документов, представляемых в налоговую инспекцию, не обязательна

Решение по выездной налоговой проверке не может пересматриваться на основании рекомендаций ФНС России по их проведению

Международные холдинговые компании: ФНС предложила форму сведений об их контролирующих лицах

Ставка налога на прибыль 0% по дивидендам: нюансы расчета срока владения долей при присоединении

За налоговый период 2018 года отчитаться о полученных доходах необходимо по новой форме налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ)

17 Октября 2018

В связи с увеличением НДС пользователям онлайн-касс рекомендовано вовремя обновить ПО

Суд: работодатель вправе уволить работницу-совместителя, имеющей малолетнего ребенка, в связи с приемом основного работника

Налоговики рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках при заполнении декларации по НДС

Компания не добилась в суде процентов за неправомерно заблокированный инспекцией счет

Минэкономразвития России предлагает сделать диспозитивными отдельные положения уставов акционерных обществ

16 Октября 2018

Возможно, с 1 января 2019 года коэффициенты-дефляторы увеличатся

Периодические печатные издания можно продавать без ККТ

Уточнены контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности для бюджетников

Производитель может принять НДС к вычету, если гарантийный ремонт осуществлен дилером

Суд разобрался, какое условие о премии приводит к дискриминации

читать все Новости