Рекомендации по подготовке и проведению всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса "Воспитать человека" и оформлению конкурсных материалов
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСА И ОФОРМЛЕНИЮ
КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
При подготовке и проведении конкурса важно организовать участие в нем специалистов на всех уровнях, привлечь внимание научной, педагогической, родительской общественности, средств массовой информации к духовно-нравственному воспитанию обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, что позволит расширить межведомственные связи, будет способствовать повышению статуса педагогических работников - организаторов воспитательного процесса; повышению уровня воспитательного потенциала образовательного учреждения.
Организаторам конкурса при отборе участников необходимо обратить внимание на результативность воспитательной деятельности в конкретном коллективе обучающихся и воспитанников, образовательном учреждении, полноту представления педагогического опыта.
Портфолио участника конкурса должен содержать материалы, подтверждающие уникальность опыта, наличие условий для реализации воспитательного процесса, его результативность.
Опыт и система работы, представленные конкурсантом, должны раскрывать модель совместной деятельности педагога и обучающихся, воспитанников, отражающую процесс воспитания, творческого развития, формирования и становления их личности, формирования духовно-нравственных качеств. Участник может сосредоточить свое внимание на одном, наиболее важном, на его взгляд, направлении воспитания в собственной деятельности, которое имеет положительные результаты, представить методику оценки результативности своей деятельности.
При подготовке документов участника конкурса важно отразить условия, способствующие эффективной воспитательной деятельности:
- обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников;
- создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников;
- поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки;
- актуализация содержания деятельности с учетом современных интересов обучающихся, воспитанников;
- использование различных форм, методик, технологий в работе с обучающимися, воспитанниками с учетом их возраста, жизненного опыта, социокультурных традиций;
- профилактика асоциального поведения;
- использование различных методик контроля, диагностики, анализа результатов своей деятельности.
Структура представляемых материалов носит произвольный характер и не должна превышать 10 - 12 страниц текста (без приложений).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ
"Самопрезентация"
Следует обратить внимание на цель и условия проведения конкурсного задания, форму самопрезентации и представления своей работы.
Целесообразно рассказать о том, кем является конкурсант (его базовое образование, место работы, должность). Кратко показать перспективы работы. В самопрезентации рекомендуется представить себя как личность, интересную обучающимся и воспитанникам (широта кругозора, увлечения, умения и др.). Заслуживает внимания представление семейных традиций.
Информационный блок конкурсного задания может быть проиллюстрирован: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, видеоматериалы, компьютерные технологии и др. Наличие и умелое использование указанных материалов придаст выступлению наглядность, даст более полное представление о личности педагога. Важным фактором самопрезентации является личностная и профессиональная культура конкурсанта: культура речи, самобытность и оригинальность выступления.
При создании видеоматериалов "Самопрезентация" участника заочного федерального этапа конкурса необходимо учитывать, что в соответствии с условиями конкурса время, отведенное на демонстрацию видеоматериалов, ограничивается 15 минутами. Можно показать фрагмент мероприятия с обучающимися и воспитанниками, их достижения, а также индивидуальность, разнообразие мира увлечений самого участника.
"Кладовая педагогического мастерства"
При подготовке к конкурсному заданию необходимо продумать:
- ведущую идею представляемого опыта, его педагогическую значимость;
- аргументированное объяснение содержания воспитательной деятельности;
- наличие каких условий требуется для системной реализации представляемого проекта;
- как раскрыть формы и методы контроля за результативностью своей деятельности по организации воспитательного процесса.
При подготовке к выполнению второй части открытого мероприятия следует помнить о том, что:
- конкурсант проводит занятие с группой незнакомых ему обучающихся, воспитанников или коллег;
- тема мероприятия - свободная; открытое мероприятие является иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляются знания, профессиональное мастерство, организаторские способности педагога;
- залогом успешного проведения открытого мероприятия является умение поставить конкретную цель, определить задачи и отобрать нужные для ее решения средства;
- результат должен соответствовать поставленной цели, следует обратить внимание на форму проведения презентации педагогического опыта;
- следует заранее продумать и подготовить список оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, необходимых для проведения мероприятия. Обязательным условием подготовки задания является предварительное согласование материально-технического обеспечения, необходимого для проведения занятия, с организаторами финала конкурса;
- следует также обратить внимание на то, что конкурсанту предоставляется возможность прокомментировать свое мероприятие членам жюри (до 5 минут).
"Нестандартное решение"
На этот конкурс будет предложено определенное число сложных педагогических ситуаций (по количеству участников). Для подготовки к конкурсу каждому участнику отводится время. Будет оцениваться профессиональное мастерство в знании и понимании педагогической проблемы; умение находить пути нестандартного и наиболее оптимального разрешения предложенной педагогической ситуации.