Типовая инструкция по охране труда (вывозка древесины автолесовозами)
Утверждена Приказом Рослесхоза от 23 декабря 1998 г. N 213
Согласована письмом ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации от 23 сентября 1998 г. N 3-11
Вводится в действие с 1 января 1999 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ВЫВОЗКА ДРЕВЕСИНЫ АВТОЛЕСОВОЗАМИ
ТОИ Р-07-019-98
1. Общие требования безопасности
Раздел излагается самостоятельно на основании Типовой инструкции "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" ТОИ Р-07-001-98 с учетом специфики конкретного лесхоза.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Водитель лесовозного автопоезда должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, производимый медицинским персоналом, после чего в путевом листе ставится штамп "Допущен к рейсу".
Штамп не ставится:
при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
при положительной пробе на алкоголь.
2.2. Водитель обязан иметь при себе удостоверение на право управления, технический паспорт, путевой (маршрутный) лист, оформленный в установленном порядке.
2.3. Перед выездом из гаража (при приеме автопоезда от сменщика на линии) водитель обязан проверить исправность лесовозного автомобиля, прицепного оборудования, а также следить за их техническим состоянием в пути. Проверке в первую очередь подлежат: тормоза, рулевое управление, колеса и шины (протектор, давление, крепление), двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы, звуковой сигнал, ограждение кабины и дополнительное оборудование, зеркало заднего вида, стеклоочиститель. С перечисленными неисправностями выезд автолесовоза запрещен.
2.4. Лесовоз должен быть укомплектован дополнительно: указателем габарита хлыстов (щиток с красно - белыми полосами - в светлое время, выносная фара - в темное время); увязочным комплектом, тормозными башмаками, аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки.
До выезда из гаража все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя и ремонтных рабочих, проверено наличие и исправность инструмента и инвентаря.
2.5. Перед выездом на линию водитель должен получить подтверждение механика о технической исправности лесовозного автопоезда записью в путевом листе, без чего выезд не разрешается.
2.6. Заправку автомобиля топливом следует производить при неработающем двигателе и заторможенном автомобиле.
2.7. Перед пуском автомобиля необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.
2.8. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо: накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отдаляя большой палец от других пальцев (не в обхват); движение пусковой рукоятки производить только снизу вверх рывками; заводку производить при исправных храповике коленчатого вала и пусковой рукоятке.
2.9. При трогании с места еще раз проверить работу тормоза, сигнального поворота, осветительных приборов, звукового сигнала, рулевого управления.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Водитель должен осуществлять движение автопоезда по лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.
3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.
3.3. При выезде из гаража или с другой территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов. Не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.
3.4. Перед началом движения от места стоянки или остановки перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.
3.5. При выезде нагруженного лесовоза с лесосеки проверить: качество укладки леса (сучья допустимой высоты за габариты по ширине и длине, допустимая высота погрузки); обвязку леса по коникам и посредине воза дополнительным тросом; обозначение габаритов выносными знаками.
3.6. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. Скорость движения зависит также от перевозимого груза (хлысты, деревья, сортименты). При работе в стесненных условиях (зимняя вывозка леса) при встречном движении использовать разъезды дорог.
3.7. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью дополнительного сигнальщика. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.
3.8. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автопоезда. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.
3.9. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках и пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашины, подавшей сигнал об обгоне (повороте). Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.
3.10. Проезд по льду разрешается, если соблюдаются следующие соответствия между массой лесовозного автопоезда и толщиной льда:
-----------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦Масса автопоезда, т ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 30 ¦ 35 ¦ 40 ¦
+----------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Наименьшая толщина ¦ 35 ¦ 45 ¦ 55 ¦ 65 ¦ 75 ¦ 85 ¦ 90 ¦100 ¦
¦плотного слоя льда, см ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----
Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель, обе дверцы должны быть открыты.
3.11. По льду нужно двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременной остановки.
3.12. При вынужденном переезде реки вброд нужно обследовать русло, определить глубину и твердость грунта. Проверив брод, следует установить вешки для ориентировки направления движения.
3.13. Допустимая глубина преодолеваемого брода в зависимости от типа транспорта должна быть не более следующих величин (в метрах) - для ГАЗ-51А - 0,65; ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 - 0,80; ЗИЛ-133 - 0,85; МАЗ-5434, КрАЗ-255Л, КрАЗ-6437, МАЗ-509А - 1,0.
3.14. Водителю лесовозного автопоезда запрещается:
управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;
выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;
допускать проезд людей в лесовозном автопоезде, кроме лиц, имеющих на это право;
въезжать в опасную зону валки леса;
производить техническое обслуживание автопоезда во время погрузки или разгрузки леса;
подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);
пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков;
проезжать под поднятой пачкой леса;
отталкивать с проезжей части дороги бревна, лежни, хлысты и другие предметы колесами автомобиля; использовать автомобиль в личных целях без разрешения администрации.
3.15. Водитель лесовозного автопоезда обязан:
заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;
оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;
остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины и груза;
разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движении врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;
для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;
включить внешние световые приборы с наступлением темноты и при плохой видимости днем, дальний свет используется на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителем встречного транспорта.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Автолесовоз останавливается также при ослеплении водителя.
После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.
При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.
4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
без промедления остановиться и не трогать с места лесовозный автопоезд, а также предметы, имеющие отношение к происшествию;
если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение лесовозного автопоезда и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов на схеме;
при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
4.3. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.
4.4. При возникновении пожара на автолесовозе для его тушения необходимо использовать огнетушитель, находящийся в автомашине.
4.3. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие, населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и покинуть место возгорания.
Аналогичным образом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.
4.6. При экстремальной остановке лесовоза с необходимостью покинуть кабину и разместиться во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга, в горах и холмистой местности ближе к середине склона, по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста), удалить от себя металлические предметы и механизмы.
Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.
4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки лесовоз на дороге на продолжительное время, поставить его на обочине дороги или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. После возвращения с последнего рейса совместно с механиком проверить лесовозный автопоезд. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автопоезда, направляемого на техническое обслуживание или ремонт, вымыть его и очистить от грязи и льда.
5.2. Если автопоезд технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленный к следующей смене автопоезд поставить на место стоянки.
5.3. При безгаражном хранении и без подогрева в зимнее время, проявляя осторожность, слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.
5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи и поместить на хранение.
5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.
5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.