Шкала оценки профессиональных, деловых, морально-психологических качеств работника и качеств, характеризующих руководителя, аттестуемого в баллах в системе Пенсионного фонда Российской Федерации
ШКАЛА ОЦЕНКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ДЕЛОВЫХ, МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ РАБОТНИКА И КАЧЕСТВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ РУКОВОДИТЕЛЯ,
АТТЕСТУЕМОГО В БАЛЛАХ
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦ высокий уровень ¦ достаточный уровень ¦ удовлетворительный ¦ низкий уровень ¦
¦ оценки ¦ оценки ¦ уровень оценки ¦ оценки ¦
+------------------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦ 5 баллов ¦ 4 балла ¦ 3 балла ¦ 2 балла ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
Описание критериев оценки
аттестуемого по четырем уровням шкалы оценок
2.01. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
2.01.1. Профессиональные знания
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Обладает глубокими, ¦Обладает достаточными ¦Обладает профессио- ¦Знания поверхностные, не¦
¦прочными и всесторонними¦профессиональными зна- ¦нальными знаниями для ¦системные; профессио- ¦
¦профессиональными зна- ¦ниями, позволяющими в ¦удовлетворительного ¦нальные задачи самостоя-¦
¦ниями. Поддерживает их ¦большинстве случаев ¦решения задач профес- ¦тельно решать затрудня- ¦
¦на высоком уровне. Спо- ¦принимать правильные ¦сионального характера. ¦ется. ¦
¦собен реализовывать и ¦решения при выполнении ¦ ¦ ¦
¦поддерживать новое в ¦задания руководства. Для¦ ¦ ¦
¦профессиональной облас- ¦решения сложных теоре- ¦ ¦ ¦
¦ти. Может выступать в ¦тических задач требуются¦ ¦ ¦
¦качестве эксперта, кон- ¦значительные затраты ¦ ¦ ¦
¦сультанта и лектора по ¦времени на изучение ¦ ¦ ¦
¦профессиональным воп- ¦правовой базы. Может ¦ ¦ ¦
¦росам. Способен само- ¦консультировать коллег ¦ ¦ ¦
¦стоятельно разрабатывать¦по главным вопросам ¦ ¦ ¦
¦проекты документов. ¦профессиональной дея- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельности. ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.01.2. Профессиональные умения и навыки
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Умения и навыки высоко- ¦Умения и навыки поз- ¦Развиты удовлетвори- ¦Развиты слабо, при реа- ¦
¦развиты, обеспечивают ¦воляют обеспечивать вы- ¦тельно, обеспечивают ¦лизации навыков и умений¦
¦большую производитель- ¦полнение заданий без ¦выполнение профессио- ¦в практической деятель- ¦
¦ность труда. В совершен-¦посторонней помощи в ¦нальных задач на доста-¦ности требуется посто- ¦
¦стве владеет компьютер- ¦установленные сроки. ¦точном уровне под конт-¦янный контроль. ¦
¦ной техникой, информаци-¦Владеет в достаточной ¦ролем и при посторонней¦ ¦
¦онными технологиями, ак-¦мере компьютерной тех- ¦помощи. ¦ ¦
¦тивно пользуется элект- ¦никой, информационными ¦ ¦ ¦
¦ронной связью. Умеет ¦технологиями, электрон- ¦ ¦ ¦
¦быстро устанавливать ¦ной связью. При оформле-¦ ¦ ¦
¦деловые и личностные ¦нии документов ошибки ¦ ¦ ¦
¦отношения с людьми. ¦допускает редко. ¦ ¦ ¦
¦Мыслит логически. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Правильно оформляет ¦ ¦ ¦ ¦
¦документы. Постоянно ¦ ¦ ¦ ¦
¦самосовершенствуется. ¦ ¦ ¦ ¦
¦Генерирует новации. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.01.3. Степень реализации профессионального опыта на занимаемой должности
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦С должностными обязан- ¦С должностными обязан- ¦Требованиям должности в¦Профессиональный опыт ¦
¦ностями справляется с ¦ностями справляется. В ¦основном соответствует,¦недостаточен, требуемого¦
¦высоким качеством, пос- ¦работе старается прояв- ¦однако с должностными ¦качества выполнения ¦
¦тоянно превосходит долж-¦лять точность и акку- ¦обязанностями не всегда¦должностных обязанностей¦
¦ностные требования. Тре-¦ратность большую часть ¦справляется с требуемым¦не достиг. ¦
¦бует минимального конт- ¦служебного времени. Чис-¦качеством. Возможности ¦ ¦
¦роля. Квалификация и ¦ло допускаемых ошибок ¦накопления профессио- ¦ ¦
¦опыт позволяют выполнять¦незначительно. Может ¦нального опыта на долж-¦ ¦
¦работу по любому направ-¦обеспечивать работу на ¦ности не исчерпаны. ¦ ¦
¦лению деятельности под- ¦любом участке текущей ¦ ¦ ¦
¦разделения, а также ис- ¦деятельности подразде- ¦ ¦ ¦
¦полнять обязанности вы- ¦ления. Может осуществ- ¦ ¦ ¦
¦шестоящего руководителя.¦лять функции наставника ¦ ¦ ¦
¦Активно делится накоп- ¦молодого специалиста. Не¦ ¦ ¦
¦ленным опытом работы с ¦лишен новаторского ¦ ¦ ¦
¦коллегами. Часто вносит ¦подхода в профессио- ¦ ¦ ¦
¦новые идеи, имеющие ¦нальной деятельности. ¦ ¦ ¦
¦конструктивный и деловой¦ ¦ ¦ ¦
¦характер. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.02. ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА
2.02.1. Организованность, ответственность и исполнительность
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Организованность и соб- ¦Умеет организовывать ¦Качества развиты удов- ¦Качества развиты слабо, ¦
¦ранность - высокие; уме-¦свою работу, не суетлив.¦летворительно, допус- ¦навыки планирования ¦
¦ет планировать свою ра- ¦Присуще достаточно выра-¦кает проявления сует- ¦повседневной деятель- ¦
¦боту. Высоко развиты ¦женное чувство ответст- ¦ливости. Имеются зат- ¦ности низкие. В работе ¦
¦чувство долга, ответст- ¦венности и исполнитель- ¦руднения с планировани-¦суетлив, действия за- ¦
¦венности, исполнитель- ¦ности. ¦ем своей работы. Ответ-¦частую не продуманны. ¦
¦ская дисциплина - отлич-¦ ¦ственность и исполни- ¦Проявляет безответст- ¦
¦ная. Надежен в решении ¦ ¦тельность проявляются ¦венность, склонен к ¦
¦рабочих задач. ¦ ¦не постоянно. Требуется¦неисполнительности. ¦
¦ ¦ ¦контроль за исполнени- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ем. ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.02.2. Интенсивность труда, работоспособность
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Работоспособность высо- ¦Работоспособен, трудо- ¦Работоспособность удов-¦Работоспособность низ- ¦
¦кая, отличается трудо- ¦любив, состояние здо- ¦летворительная, трудо- ¦кая, ленив; часто и по- ¦
¦любием. Состояние здо- ¦ровья хорошее, болеет, ¦любием не выделяется, ¦долгу болеет, нагрузки ¦
¦ровья хорошее, практи- ¦но редко, способен пе- ¦болеет часто, нагрузки ¦переносит с большими ¦
¦чески не болеет, спосо- ¦реносить физические и ¦переносит с ¦усилиями. ¦
¦бен переносить физичес- ¦психологические нагруз- ¦затруднением. ¦ ¦
¦кие и психологические ¦ки. ¦ ¦ ¦
¦нагрузки. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.02.3. Самостоятельность решений и действий
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Высоко развита способ- ¦В принятии решений, как ¦Способен к принятию ¦К принятию самостоя- ¦
¦ность к обоснованному ¦правило, самостоятелен. ¦самостоятельных реше- ¦тельных решений подго- ¦
¦принятию самостоятельных¦Способен анализировать и¦ний, однако они не ¦товлен недостаточно. В ¦
¦решений. Способен к ана-¦прогнозировать события, ¦всегда бывают обосно- ¦критических ситуациях ¦
¦лизу и прогнозу рабочих ¦в критических ситуациях ¦ванными; в критических ¦самостоятельно действо- ¦
¦ситуаций, в критических ¦способен к решительным ¦ситуациях допускает не-¦вать затрудняется, про- ¦
¦ситуациях способен к ¦действиям. ¦решительность. ¦являет нерешительность. ¦
¦продуманным и решитель- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ным действиям. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.03. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
2.03.1. Способность к самооценке
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Высоко развиты способ- ¦Способен к адекватной ¦Свои действия и резуль-¦К адекватной оценке сво-¦
¦ности оценивать свои ¦самооценке. Самокрити- ¦таты деятельности оце- ¦их действий и результа- ¦
¦действия и результаты ¦чен. ¦нивает не всегда адек- ¦там деятельности крити- ¦
¦деятельности. В разумной¦ ¦ватно. Способности к ¦чески относиться не спо-¦
¦степени самокритичен. ¦ ¦самокритике ограничены.¦собен. Не самокритичен. ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.03.2. Адаптивность
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Быстро адаптируется к ¦Способен к адаптации в ¦К адаптации в новых ус-¦К новым условиям адапти-¦
¦новым условиям, в экс- ¦новых условиях, умеет ¦ловиях требуется про- ¦руется трудно. В сложных¦
¦тремальных ситуациях ¦управлять собой в слож- ¦должительное время. В ¦и экстремальных ситуа- ¦
¦умеет управлять собой. ¦ных ситуациях. Психоло- ¦сложных, неординарных ¦циях поведение непред- ¦
¦Психологическая устой- ¦гически устойчив. ¦ситуациях может допус- ¦сказуемое. Психологи- ¦
¦чивость высокая. ¦ ¦кать потерю контроля за¦ческая устойчивость низ-¦
¦ ¦ ¦своим поведением. Пси- ¦кая. ¦
¦ ¦ ¦хологическая устойчи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦вость невысокая. ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.03.3. Культура мышления и речи
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Мысли излагает четко, ¦Мысли выражает доход- ¦Способен мысли выражать¦Культура мышления низ- ¦
¦речь логичная, доходчи- ¦чиво, речь правильная, ¦правильно и доходчиво, ¦кая, речь бедная и не- ¦
¦вая, продуманная и со- ¦умеет отстаивать свое ¦но не всегда умеет их ¦выразительная, навыки ¦
¦держательная. Способен ¦мнение и убеждать людей.¦аргументировать. Речь ¦оратора не развиты. ¦
¦грамотно и убедительно ¦Навыки оратора развиты. ¦невыразительна, навыки ¦ ¦
¦высказывать и отстаивать¦ ¦оратора развиты посред-¦ ¦
¦свое мнение. Обладает ¦ ¦ственно. ¦ ¦
¦ораторскими навыками. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.04. КАЧЕСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
2.04.1. Руководство подчиненными, результативность деятельности
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Обладает высокоразвитыми¦Способен грамотно руко- ¦Обладает опытом руко- ¦Опыт руководства под- ¦
¦качествами, необходимыми¦водить подчиненными и ¦водства подчиненными, ¦чиненными слабый, накап-¦
¦для руководства подчи- ¦добиваться результатов в¦но не всегда использует¦ливает его медленно и ¦
¦ненными, и успешно про- ¦практической деятель- ¦его в повседневной дея-¦активно к этому не ¦
¦являет их в повседневной¦ности. Постоянно стре- ¦тельности; результа- ¦стремится; результатив- ¦
¦деятельности, постоянно ¦мится к совершенствова- ¦тивность деятельности ¦ность в работе низка. ¦
¦добивается высоких ре- ¦нию руководства подчи- ¦при соответствующей ¦ ¦
¦зультатов лично, как и ¦ненными. ¦помощи может быть выше.¦ ¦
¦его подчиненные. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.04.2. Авторитетность
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Имеет высокий, заслу- ¦Пользуется авторитетом ¦Авторитет - не высокий,¦Авторитета среди сот- ¦
¦женный практической дея-¦среди сотрудников, ¦пространство авторитета¦рудников не имеет. ¦
¦тельностью авторитет, ¦пространство авторитета ¦- умеренное. ¦ ¦
¦пространство авторитета ¦- умеренное. ¦ ¦ ¦
¦- значительное. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.04.3. Требовательность
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Высоко развита требова- ¦Проявляет требователь- ¦Способен к проявлению ¦Требования к подчиненным¦
¦тельность к себе и под- ¦ность к себе и в доста- ¦требовательности к себе¦предвзятые, необосно- ¦
¦чиненным, постоянно про-¦точной мере требователен¦и подчиненным, но не ¦ванные; в оценках дейст-¦
¦являет обоснованную ¦к подчиненным. Способен ¦всегда к этому стремит-¦вий своих подчиненных ¦
¦твердость, способен к ¦к проявлению твердости в¦ся в практической дея- ¦категоричен, односто- ¦
¦обдуманным компромиссам ¦отстаивании принципиа- ¦тельности, допускает ¦ронен. ¦
¦ради интересов дела. ¦льных позиций, не лишен ¦элементы категоричности¦ ¦
¦ ¦способности к компромис-¦и односторонности в ¦ ¦
¦ ¦сам. ¦оценках. ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.04.4. Гуманность
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Высоко развито чувство ¦Уважительно относится к ¦Способен к проявлению ¦Часто проявляет элементы¦
¦уважительного отношения ¦человеку, способен про- ¦уважительного отношения¦неуважительного отноше- ¦
¦к человеку; отзывчив, ¦являть заботу о подчи- ¦к человеку, но не ¦ния к человеку, заботой ¦
¦заботлив, доброжелате- ¦ненных, отзывчив, не ¦всегда и не ко всем, ¦о подчиненных не выде- ¦
¦лен. ¦лишен сочувствия и сопе-¦заботу о подчиненных ¦ляется, не отзывчив. ¦
¦ ¦реживания. ¦проявляет не всегда, ¦ ¦
¦ ¦ ¦допускает элементы ¦ ¦
¦ ¦ ¦бездушия, черствости. ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.04.5. Способность к передаче профессионального опыта
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Высоко развиты педаго- ¦Способен обучать и пе- ¦Педагогическими способ-¦Способностями к передаче¦
¦гические способности, ¦редавать профессиональ- ¦ностями не выделяется, ¦профессионального опыта ¦
¦отличный методист. ¦ный опыт, обладает хоро-¦методическими приемами ¦не обладает, методичес- ¦
¦ ¦шими методическими навы-¦обучения владеет ¦кими приемами овладевает¦
¦ ¦ками. ¦удовлетворительно. ¦с большими трудностями. ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------
2.04.6. Этика поведения, стиль общения
-------------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬
¦Обладает высоким уровнем¦Культурен в поведении и ¦Присущи элементы куль- ¦Уровень культуры пове- ¦
¦культуры поведения и ¦обращении с людьми; вла-¦туры поведения с людь- ¦дения и общения с людьми¦
¦общения с людьми. Демо- ¦деет демократичным сти- ¦ми. Стиль общения про- ¦низкий, допускает эле- ¦
¦кратичен в общении. При-¦лем общения, при необхо-¦является соответственно¦менты нетактичного, гру-¦
¦сущи гибкость в исполь- ¦димости использует эле- ¦ситуации, но не всегда ¦бого отношения к окру- ¦
¦зовании стилей общения и¦менты авторитарности. ¦ей адекватен. ¦жающим. ¦
¦поведения. ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+------------------------+-----------------------+-------------------------