Актуально










Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием. Специальность: "Лабораторная диагностика" (повышенный уровень образования)



Приложение No. 16

УТВЕРЖДЕНО Приказ Минздрава РФ от 25.12.1997 No. 380



КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Специальность: "Лабораторная диагностика"

(повышенный уровень образования)



1. Общие знания



- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;

- директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;

- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;

- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;

- современные методы лабораторной диагностики;

- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;

- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;

- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;

- основы здорового образа жизни;

- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;

- основы медицины катастроф.



2. Специальные знания



- основы анатомии и физиологии;

- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;

- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;

- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;

- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;

- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;

- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;

- основы функционирования здорового организма и факторы риска;

- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;

- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;

- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;

- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;

- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;

- влияние терапии на лабораторные показатели.



По гематологическим исследованиям:

- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);

- морфологию клеток гемопоэза в норме;

- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;

- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;

- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;

- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;

- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и других заболеваниях);

- понятия о миелоидной дисплазии;

- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;

- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;

- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях, цитометрия, расчетные показатели.



По общеклиническим исследованиям:

- теория образования мочи, функции почек, методы исследования, причины нарушения;

- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

- морфология клеточных и других элементов мочи;

- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы;

- методы получения и исследования желудочного содержимого;

- способ получения дуоденального содержимого;

- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;

- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;

- форменные элементы кала, их выявление;

- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;

- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;

- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;

- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;

- лабораторная диагностика мужского бесплодия (исследование эякулята и секрета);

- гормональное зеркало;

- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.



По цитологическим исследованиям:

- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;

- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей;

- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования.



По биохимическим исследованиям:

- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;

- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;

- причины и виды патологии обменных процессов в организме;

- система гемостаза;

- патобиохимические механизмы развития основных синдромов;

- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;

- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.



По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, виды, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.



По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;

- антигены, виды, характеристика;

- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;

- взаимодействие антиген - антитело;

- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;

- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;

- физиология иммунного ответа и иммунологическая толерантность;

- трансплантационный иммунитет;

- возрастные особенности иммунного статуса;

- иммунодефицитные состояния;

- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;

- изоантигены системы крови;

- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.



По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.



3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам



- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;

- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

- механизмы функционирования природных экосистем;

- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;

- представление о гигиене как основе профилактической медицины;

- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;

- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;

- представление о видах катастроф, их причинах, последствиях;

- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;

- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;

- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;

- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.



4. Умения



- взять биологический материал для лабораторного исследования;

- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;

- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;

- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;

- произвести дезинфекцию биоматериала;

- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;

- регистрировать проведенные исследования;

- вести учетно-отчетную документацию;

- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;

- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;

- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;

- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;

- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;

- на основании результатов дать качественную и количественную оценку объекта исследований;

- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;

- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;

- строить калибровочные графики;

- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;

- отобрать материал для микроскопического исследования;

- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- работать в ЭВМ на уровне пользователя;

- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.



По гематологическим исследованиям:

- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;

- определить гемоглобин;

- определить свободный гемоглобин плазмы;

- подсчитать количество эритроцитов в крови;

- определить серповидность эритроцитов;

- определить гематокритную величину;

- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов;

- измерить диаметр эритроцитов;

- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса);

- определить осмотическую резистентность эритроцитов;

- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;

- подсчитать ретикулоциты;

- подсчитать тромбоциты;

- определить скорость оседания эритроцитов;

- подсчитать количество лейкоцитов;

- подготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;

- подсчитать лейкоцитарную формулу;

- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;

- подсчитать миелокариоциты;

- подсчитать мегакариоциты;

- дифференцировать клетки костного мозга;

- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);

- приготовить лейкоконцентрат;

- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки);

- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;

- исследовать кровь на малярийные паразиты;

- определить фекальный гемоглобин;

- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;

- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови и костного мозга; щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы, альфа-нафтилацетатэстеразы, пероксидазы;

- определить нейтральные мукополисахариды в клетках циркулирующей крови и костного мозга;

- определить вязкость крови.



По общеклиническим исследованиям:

исследование мочи:

- провести пробу по Зимницкому;

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование осадка;

- подсчитать количество форменных элементов осадка;



исследование желудочной секреции:

- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;

- определить кислотность методом титрования;

- определить активность пепсина;

- определить наличие молочной кислоты;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование желудочного содержимого;



исследование дуоденального содержимого:

- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;



исследование кала:

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;

- обнаружить яйца гельминтов;

- обнаружить простейшие;



исследование спинномозговой жидкости:

- определить физические и химические свойства;

- определить количество форменных элементов (цитоз);

- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;



исследование экссудатов и транссудатов:

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;



исследование мокроты:

- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;

- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;

- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;

- обнаружить микобактерии туберкулеза;



исследование отделяемого из половых органов:

- окрасить препараты для микроскопического исследования;

- определить степень чистоты влагалищного содержимого;

- определить трихомонады и гонококки;

- обнаружить бледную спирохету;

- определить гормональный профиль;

- исследовать секрет простаты;

- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;

- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;

- определить подвижность сперматозоидов;

- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;

- определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды;

- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");

- обнаружить фруктозу в эякуляте;



исследование при грибковых поражениях:

- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;

- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.



По цитологическим исследованиям:

- приготовить стекла, фиксаторы, красители;

- окрасить цитологические препараты;

- цитохимическое исследование цитологического материала: PAS-реакция, выявление липидов, определение активности кислой фосфатозы, определение активности щелочной фосфатазы, определение активности пероксидазы, определение гемосидерина;

- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);

- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).



По клинической биохимии:

биохимические исследования:

- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);

- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции лопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);

- показатели углеводного обмена;

- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);

- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);

- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;

- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);

- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;



токсикологические исследования:

- определить мышьяк в крови, моче и тканях;

- определить ртуть в крови, моче и тканях;

- определить свинец в крови, моче и тканях;

- определить алкалоиды в биологических материалах;

- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах;



показатели состояния гемостаза:

- определить активированное время рекальцификации плазмы;

- определить протромбиновое время (тромбопластиновое);

- определить содержание фибриногена в плазме;

- определить толерантность плазмы к гепарину;

- определить время кровотечения;

- определить время свертывания крови;

- определить степень ретракции кровяного сгустка;

- аутокоагуляционный тест.



По паразитологическим исследованиям:

- идентифицировать малярийные паразиты в препаратах крови;

- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.



По иммунологическим исследованиям:

иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:

- определить группу крови по системе АВО;

- определить резус-фактор;

- прямая и непрямая пробы Кумбса;

- серологические исследования для диагностики сифилиса.



Серологические исследования для диагностики инфекционных болезней:

- агглютинация на стекле;

- развернутая агглютинация;

- пассивная агглютинация;

- торможение агглютинации;

- преципитация (кольцепреципитация и преципитация в геле);



клиническая иммунология:

- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;

- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;

- определить фагоцитарную активность лейкоцитов

- определить комплементарную активность сыворотки крови;

- определить С-реактивный белок;

- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;

- определить антитела к ДНК;

- определить антинуклеарный фактор;

- определить циркулирующие иммунные комплексы;

- определить альфа-фетопротеин;

- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;

- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.



По медико-генетическим исследованиям:

- провести диагностику по половому хроматину;

- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски;

- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории).



Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ









Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости