Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

29 Марта 2017Участие в закупках физических лиц без статуса ИП


Закупочное законодательство предоставляет возможность участия в закупках автономных учреждений не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам без статуса ИП[1]. Рассмотрим различные аспекты участия таких лиц в закупках и заключения с ними договоров.

Когда допускать до участия, а когда – нет

Как известно, один из принципов осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Следовательно, изначальный запрет для физического лица без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с ним только из-за того, что это лицо – не юридическое и не ИП, станет нарушением данного принципа. Причем физические лица без статуса ИП вправе выступать и в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, конкурса, аукциона или запроса предложений), и в роли единственных подрядчиков или исполнителей (но не поставщиков – об этом далее).

Отметим, что норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, все же находит свое отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.

Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обосновано. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.

В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним[2].

А вот когда производится закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в закупке физлиц без статуса ИП вполне возможно. Гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл. 37 – 39 ГК РФ). Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды (гл. 34 ГК РФ) – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство.

Для сравнения отметим: в федеральном законодательстве о контрактной системе, которое считается более «строгим», нежели Закон № 223-ФЗ, возможность участия физических лиц без статуса ИП в закупках тоже прописана – и даже более четко. Как и в Законе № 223-ФЗ, в Законе № 44-ФЗ[3] указанные лица входят в число участников закупок. Кроме того, здесь говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с физлицом в части налоговых особенностей, в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) фигурируют отдельные пункты, касающиеся заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода или гида) (п. 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, находит отражение в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками.

Конечно, вряд ли можно ожидать, что физические лица без статуса ИП станут проявлять какую-то большую активность в участии в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц. В частности, сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт производственного цеха. Кроме того, названным лицам, вероятно, труднее нести необходимые для участия в закупке издержки – предоставлять обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т. д.

Однако в тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если данное лицо еще и одержит победу в торгах, заказчик неминуемо должен будет заключить с ним договор. Хотя на практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении заказчиками закупок у единственного подрядчика (исполнителя). Участие же таких лиц в закупках, проводимых конкурентными способами, и тем более победа в них – явление гораздо более редкое.

Особенности заключения договора

При заключении договора с физическим лицом без статуса ИП заказчику нужно обратить внимание на следующие моменты.

Дополнительные функции заказчика

Во-первых, необходимо предусмотреть осуществление заказчиком функции налогового агента в отношении НДФЛ: 13% для налоговых резидентов РФ и в отдельных случаях – 30% для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ). Согласно налоговому законодательству налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ, а на заказчиков – российские организации, в результате оформления отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, в данном случае как раз и возложена функция налогового агента (п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ). Примечательно, что в федеральном законодательстве о контрактной системе для аналогичного случая существует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица[4]) в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким же образом можно поступать и заказчикам, работающим по Закону № 223-ФЗ. Положение об уменьшении оплаты на размер налогового платежа в случае заключения договора с физлицом без статуса ИП необходимо закрепить в договоре, а при использовании конкурентных способов закупки и в документации о ней (в силу п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг). Если же в составе документации размещается проект договора, названное положение нужно указать и здесь. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что заказчик не может заранее знать, будет среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП или нет, а само физлицо, принимая решение об участии в закупке, должно иметь представление о том, что размер предлагаемой им цены договора будет уменьшен на сумму налогового платежа.

В случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований.

Во-вторых, нужно прописать исполнение заказчиком функции плательщика страховых взносов. В силу федерального законодательства объектом обложения такими взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а плательщиками этих взносов в числе прочих называются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Базовые тарифы страховых взносов составляют 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС (взносы в ФСС по договорам гражданско-правового характера не платятся) (пп. 2 п. 3 ст. 422, ст. 426 НК РФ). Причем базой страховых взносов считается сумма начисленных выплат, то есть база включает в себя и НДФЛ. Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 100 тыс. руб., общий размер расходов заказчика по данному договору на основе базовых тарифов составит 127,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 100 тыс. руб. х 27,1%), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. - 100 тыс. руб. х 13%).

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег оно и должно получить от заказчика. Оно не будет учитывать, что заказчику еще необходимо нести расходы по уплате НДФЛ и страховых взносов. Поэтому чтобы у заказчика, определившего в качестве победителя торгов физлицо, не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – понести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены договора, рекомендуем в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы. А при заключении договора в нем необходимо прописывать сумму выплаты с НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов. Соответствующее положение должно быть и в проекте договора.

Если же закупка осуществляется у единственного подрядчика или исполнителя, здесь, как правило, сначала физическое лицо без статуса ИП, с кем заказчик ведет прямые переговоры, обозначает ту сумму выплаты, которую хочет получить «на руки», а затем уже заказчик в своем расчете «добавляет» к данной сумме НДФЛ и страховые взносы, определяя итоговую «цену вопроса», которую придется заплатить как самому физлицу, так и государству для привлечения данного лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. В этом случае обычно все обходится без неприятных для сторон неожиданностей.

Важно отметить, что в отношении физических лиц, занимающихся частной практикой, существуют свои особенности заключения договоров. Данные лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в силу налогового законодательства самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ) – как и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 430 НК РФ). К названным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов[5], адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты[6], граждан, занимающихся народной медициной[7], арбитражных управляющих[8], оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления этой деятельности)[9], частных детективов[10], патентных поверенных[11]. Если закупка проводится в отношении названных видов деятельности, на заказчика не возлагаются обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

Обработка персональных данных физлица

Надо учесть аспект, связанный с обработкой персональных данных физического лица без статуса ИП, с которым заключается договор. Согласно федеральному законодательству персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой таких данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом лицо, осуществляющее обработку данных, является оператором[12]. Обработка личных данных допускается лишь в определенных случаях, к числу которых относятся ситуации, когда имеется согласие гражданина на обработку его персональных данных, осуществляется обработка персональной информации, подлежащей опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, либо когда обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (пп. 1, 2, 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Подписание договора с физлицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юрлицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно требованиям федерального законодательства заказчик вносит в реестр договоров (ведется Федеральным казначейством) установленные сведения, которые в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП содержат в том числе персональные данные этого лица – фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и ИНН[13]. Таким образом, указанное действие относится к понятию «обработка персональных данных» (посредством размещения личной информации в реестре договоров доступ к ней предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора. Получать согласие субъекта персональных данных на их обработку здесь не требуется, поскольку данная ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может быть отнесена и к случаям, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в силу федерального закона.

Однако существует и противоположное мнение. В частности, если рассматривать реестр договоров как «общедоступный источник персональных данных», личные сведения о физлице могут размещаться здесь только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 8 Закона № 152-ФЗ). И тогда для соблюдения обозначенного положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие своего письменного согласия на обработку персональных данных. Подобного мнения придерживаются, например, Минфин и Минэкономразвития[14].

Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с единственным подрядчиком (исполнителем) или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре договоров. Отметим: если договор заключается на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (а именно такие на практике чаще всего подписываются с физлицами без статуса ИП), у заказчика нет обязанности размещать сведения об этих договорах в реестре[15]. Следовательно, никаких дополнительных условий, связанных с темой персональных данных, тут вообще не возникает.

Физлицо – не предприниматель

Договоры, заключаемые заказчиками с физическими лицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у единственного подрядчика или исполнителя), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики осуществляют у субъектов малого и среднего предпринимательства[16], поскольку физлица к названным субъектам не относятся[17]. Иными словами, за счет договоров с этими лицами заказчику не удастся «нарастить» фактический объем целевых закупок у малых и средних предпринимателей до уровня, требуемого соответствующим нормативным правовым актом (см. сноску 16 к настоящей статье).

* * *

Нельзя не признать, что подписание договора с физическим лицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако, как уже говорилось ранее, заказчик не вправе необоснованно ограничивать участие физлиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения установленных требований.


[1] Часть 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

[2] Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

[3] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[4] Подробнее об особенностях заключения договора с физическими лицами, занимающимися частной практикой, см. далее.

[5] Статья 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1.

[6] Статья 21 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

[7] Статья 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[8] Статья 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

[9] Статья 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[10] Раздел II Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

[11] Статья 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

[12] Пункты 1 – 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).

[13] Статья 4.1 Закона № 223-ФЗ, Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 (далее – Правила № 1132).

[14] См. письма Минфина РФ от 20.03.2015 № 02-02-09/15487, Минэкономразвития РФ от 16.01.2015 № Д28и-54.

[15] Пункт 3 Правил № 1132, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

[16] Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[17] Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"



Последние публикации

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.

Мобильный "Личный кабинет" налогоплательщика стал доступен по отпечатку пальца

Граждане, которые пользуются мобильным "Личным кабинетом" Федеральной налоговой службы (ФНС), теперь могут заходить туда со смартфона, используя собственные биометрические данные.

20 Июня 2018

Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений, необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об изменениях в Инструкции № 157н

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

Количество дней, на протяжении которых педагоги могут привлекаться к работе во время каникул, не ограничено

ФНС России разъяснила нюансы заполнения расчета по налогу на имущество организаций с учетом льгот

20 Июня 2018

С 21 июня уточнят правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм: учтите изменения

При приобретении товаров с НДС для деятельности, не облагаемой этим налогом, можно заявить вычет

При внесении исправлений в счет-фактуру можно использовать только определенную форму

Правительство РФ предлагает расширить перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю

читать все Новости