Меню

Актуально









Публикация

9 Августа 2016Участие физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя в закупках бюджетных учреждений


К. Г. Чагин

И Закон о контрактной системе[1], и Закон № 223-ФЗ[2] предусматривают возможность участия в закупках не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), но и физических лиц без статуса ИП[3]. Разберем вопросы, касающиеся особенностей участия таких лиц в закупках бюджетных учреждений и заключения с ними договоров.

Обоснованность ограничения участия физических лиц в закупках

Одним из принципов осуществления закупок в рамках обоих указанных законов является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки[4], следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это лицо не юридическое и не ИП, является нарушением данного принципа. Причем физлица без статуса ИП могут выступать и в роли участников закупки при применении конкурентных способов (конкурса, аукциона, запроса котировок и т. д.), и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Вместе с тем существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров по договору поставки товаров или договору розничной купли-продажи. Еще необходимо учитывать, что в отношении отдельных видов деятельности могут иметься законодательные нормы, запрещающие физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность. Например, специалисты, занимающиеся кадастровой деятельностью (кадастровые инженеры), могут предлагать услуги либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора[5].

А вот когда осуществляется закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ или договор возмездного оказания услуг, договор продажи недвижимости, то участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно, поскольку гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл. 37, 38 и 39 ГК РФ). Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды[6] – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство.

Необходимо отметить, что Законом о контрактной системе, в отличие от Закона № 223-ФЗ, правоспособность участия физлиц без статуса ИП в закупках выражена более отчетливо. В Законе о контрактной системе говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с таким лицом в части налоговых особенностей (см. ниже), в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП) фигурируют отдельные случаи заключения контракта именно с этими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода/гида)[7].

Кроме того, в Законе о контрактной системе упоминаются случаи, когда физлицо выступает в роли поставщика культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофондов и аналогичных фондов (п. 7 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе).

Активность участия физических лиц без статуса ИП в закупках

Вряд ли можно ожидать, что физлица без статуса ИП проявляют большую активность участия в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц: сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт здания лечебного или образовательного учреждения и т. п. Еще таким лицам может быть трудно нести необходимые для участия в закупках издержки – вносить обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т. д. Однако в тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную учреждению работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий и готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если такое лицо еще и одержит победу в торгах, учреждение обязано заключить с ним договор. Хотя на практике физлица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении закупок у ЕП, а участие таких лиц в закупках, осуществляемых конкурентными способами, и тем более победа в них – пока редкое явление.

Особенности заключения договоров с физическими лицами без статуса ИП

При заключении договора с физлицом без статуса ИП учреждению стоит обратить внимание на следующие моменты.

Необходимо предусмотреть осуществление учреждением функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ч. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. А на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, как раз возложена в данном случае функция налогового агента (ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 226 НК РФ).

Примечательно, что в Законе о контрактной системе прямо говорится: при заключении контракта с физлицом, кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица[8], в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Таким же образом можно поступать заказчикам и по Закону № 223-ФЗ – положение об уменьшении оплаты по контракту на размер налогового платежа в случае заключения контракта с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в контракте, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки – и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг (п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). А если в составе документации размещается проект контракта, то положение надо закрепить и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что учреждение-заказчик не может знать заранее, будет ли среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП. А само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно понимать, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

К сведению

Договоры, заключаемые учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с физлицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у ЕП), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики должны осуществлять у субъектов малого предпринимательства[9], поскольку указанные лица к данным субъектам не относятся[10].

Однако если налоговым законодательством предусмотрена самостоятельная уплата физлицом налога на доходы физических лиц (например, при продаже указанным лицом объекта недвижимого имущества[11]), то выполнение учреждением фунции налогового агента по уплате НДФЛ не требуется[12].

Необходимо также предусмотреть выполнение учреждением функции плательщика страховых взносов.

В соответствии с федеральным законодательством объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Плательщиками этих взносов, в частности, являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам[13].

Базовые тарифы страховых взносов составляют 26% – в ПФ РФ, 5,1% – в ФФОМС (взносы в ФСС РФ по договорам гражданско-правового характера не осуществляются)[14].

Причем базой страховых взносов является сумма начисленных выплат, то есть эта база включает в себя и НДФЛ. Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 50 000 руб., то общий размер расходов учреждения по данному договору на основе базовых тарифов составит 65 550 руб. (50 000 руб. + 31,1% х 50 000 руб.), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 43 500 руб. (50 000 руб. - 13% х 50 000 руб.).

Отметим, что существует мнение, согласно которому в рамках Закона о контрактной системе заказчику необходимо уменьшать подлежащую оплате сумму только на размер НДФЛ, поскольку именно данный налог (а не страховые сборы) относится к понятию «налоговые платежи»[15]. Однако уплата страховых взносов не может «повиснуть в воздухе» и, как говорилось выше, ответственность за это возлагается на заказчика16.

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег он и должен получить от заказчика. При этом он не будет учитывать, что заказчику еще нужно нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов. А потому когда победителем торгов становится такое лицо, чтобы у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы.

А при заключении контракта в нем необходимо указывать сумму выплаты по НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов, при этом соответствующее положение должно быть и в проекте контракта, входящем в документацию о закупке.

Если же закупка осуществляется у ЕП, то здесь обычно сначала физическое лицо без статуса ИП, с которым заказчик ведет прямые переговоры, обозначает заказчику ту сумму выплаты, которую он хочет получить «чистыми». Затем заказчик в своем расчете «накручивает» на эту сумму НДФЛ и страховые взносы, определяя общую итоговую «цену вопроса», которую ему придется заплатить самому физлицу и государству для привлечения такого лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. А потому в данном случае все обходится, как правило, без неприятных для той или иной стороны неожиданностей.

Заключение договоров с физлицами без статуса ИП, занимающимися частной практикой

Названные физлица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в соответствии с налоговым законодательством они исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно[16], а также согласно законодательству о страховых взносах самостоятельно уплачивают и эти взносы[17].

К данным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов[18], адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты[19], граждан, занимающихся народной медициной[20], арбитражных управляющих[21], оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления указанной деятельности)[22], частных детективов[23], патентных поверенных[24]. Если закупка осуществляется в отношении перечисленных видов деятельности, то учреждение не несет обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

Обработка персональных данных

В соответствии с федеральным законодательством персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой такой информации – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без их использования с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. При этом лицо, осуществляющее обработку, является оператором[25].

Обработка персональных данных допускается лишь в определенном перечне случаев, к числу которых, в частности, относится случай, когда имеется согласие субъекта персональных данных на обработку, а также случаи, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, либо когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей[26].

Согласно требованиям Закона о контрактной системе и Закона № 223-ФЗ заказчик вносит в реестры контрактов (договоров), ведущиеся Федеральным казначейством, установленные сведения о заключенных им договорах, в которые в случае их заключения с физлицом без статуса ИП входят персональные данные этого лица – фамилия, имя, отчество, место жительства и идентификационный номер налогоплательщика[27]. Таким образом, указанное действие относится к понятию «обработка персональных данных» (через размещение данных в реестре доступ к ним предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора.

Получать согласие субъекта персональных данных на обработку здесь не требуется, поскольку ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может считаться и случаем, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию согласно федеральному закону (см. выше).

Однако существует и противоположное мнение. Так, если рассматривать реестр (контрактов) договоров как «общедоступный источник персональных данных», то персональные данные физического лица могут размещаться в названом источнике только с его письменного согласия[28].

И тогда для соблюдения этого положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие в закупке письменного согласия на обработку персональных данных. В частности, такого мнения придерживаются Минфин и Минэкономразвития[29]. А потому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с ЕП или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре контрактов (договоров).

Отметим, что если договор подпадает под категорию договоров, сведения о которых не нужно вносить в реестры (например, по Закону № 223-ФЗ это договоры, заключенные на сумму, не превышающую 100 000 руб., а именно такие договоры сейчас чаще всего заключаются на практике с физическими лицами без статуса ИП)[30], то у заказчика тут вообще не возникает никаких дополнительных условий, связанных с персональными данными.

Отдельно еще обратим внимание: если в рамках Закона о контрактной системе физическое лицо выступает в роли поставщика культурных ценностей для пополнения государственных фондов, то персональные данные в реестр контрактов вноситься не должны (см. сноску 8) (по-видимому, это предусмотрено для обеспечения его безопасности – ведь в роли таких лиц выступают, как правило, коллекционеры произведений искусства).

* * *

Итак, нельзя не признать, что заключение договора с физлицом без статуса ИП в рамках Закона о контрактной системе или Закона № 223-ФЗ влечет для учреждения дополнительные административные издержки, которые не возникают при заключении договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Однако, как уже говорилось выше, учреждение не имеет права необоснованно ограничивать участие таких лиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения соответствующих правовых требований.

Следует еще помнить, что договоры, заключаемые учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с физлицами без статуса ИП (по результатам торгов и в случае закупки у ЕП), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики должны осуществлять у субъектов малого предпринимательства, поскольку такие лица к данным субъектам не относятся. Иными словами, за счет договоров с такими лицами учреждению не удастся «нагнать» фактический объем названных целевых закупок у субъектов малого предпринимательства до требуемого уровня.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Пункт 4 ст. 3 Закона о контрактной системе и ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

[4] Статья 8 Закона о контрактной системе и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

[5] Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

[6] Глава 34 ГК РФ.

[7] Пункт 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[9] Статья 30 Закона о контрактной системе.

[10] Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[11] Пункт 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ.

[12] См. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.11.2015 № Д28и-3553.

[13] Часть 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

[14] Пункт 2 ч. 3 ст. 9, п. 1 и 3 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых взносах.

[15] Письмо Минэкономразвития РФ от 08.10.2014 № Д28и-1965.

[16] Пункт 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ.

[17] Часть 1 ст. 14 и п. 2. ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах.

[18] Статья 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1.

[19] Статья 21 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

[20] Статья 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[21] Статья 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

[22] Статья 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

[23] Раздел II Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

[24] Статья 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

[25] Пункты 1,2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

[26] Пункты 1,2 и 11 ст. 6 Закона о персональных данных.

[27] Статья 103 Закона о контрактной системе, а также ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

[28] Часть 1 ст. 8 Закона о персональных данных.

[29] См. письма Минфина РФ от 20.03.2015 г. № 02-02-09/15487 и Минэкономразвития РФ от 16.01.2015 № Д28и-54.

[30] Часть 1 ст. 103 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, и ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Источник: Журнал "Руководитель бюджетной организации"



Последние публикации

25 Мая 2017

Минфин: у обособленного подразделения должен быть самостоятельный адрес для постановки на учет

В своем письме от 25.04.17 № 03-02-07/1/24969 чиновники Министерства финансов РФ дали разъяснения о том, каков порядок постановки на учет по месту расположения обособленного подразделения компании. В частности, в письме было определено, что одним из главных требований в этом вопросе является наличие самостоятельного физического адреса у обособленного подразделения.

Минфин: как ИП, внесенному в ЕГРИП в 2017 году, нужно заполнять счет-фактуру?

Минфин РФ в своем письме от 27.04.17 № 03-07-09/25676 пояснил порядок выставления счета-фактуры, если физлицо зарегистрировалось в статусе ИП после 1 января 2017 года. Согласно разъяснениям чиновников, строка «реквизиты свидетельства о государственной регистрации ИП» заполняется сведениям из Листа записи ЕГРИП.

При переходе с УСН на ОСН расходы на капитальные вложения не учитываются при налогообложении прибыли

Минфин России разъяснил, что если объект основных средств был введен в эксплуатацию в период применения налогоплательщиком УСН, то при переходе организации на ОСН расходы на капитальные вложения не могут быть учтены для целей налога на прибыль организации (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. № 03-11-06/2/25443).

Налогообложение доходов организации от реализации недвижимости не зависит от ее кадастровой стоимости

Должна ли организация платить имущественный налог от кадастровой стоимости на незавершенные объекты? Какие последствия могут быть, если продавать недвижимость по цене меньше, чем кадастровая стоимость?

24 Мая 2017

Отнесение линейных объектов к объектам движимого имущества для целей использования льготы

Ни гл. 30 «Налог на имущество организаций», ни другие главы НК РФ не разъясняют, какие объекты признаются движимым имуществом. В подобных ситуациях в силу п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины для целей налогообложения необходимо использовать в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства. Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться к ст. 130 ГК РФ и правовым позициям ВС РФ и ВАС, разъясняющим ее применение.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

29 Мая - 02 Июня Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Недвижимое имущество и сделки с ним с учетом изменений гражданского и земельного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Мая Гособоронзаказ. Нововведения в нормативно-правовое обеспечение, ценообразование, ответственность за недобросовестное выполнение Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Подземные источники водоснабжения. Проектирование, строительство и эксплуатация артезианских скважин. Новые требования природоохранного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Договор: как правильно составить и проверить Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Мая - 02 Июня Бухгалтерский учет и отчетность в санаторно-курортных организациях (организациях оздоровительной сферы) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

25 Мая 2017

Сертификация продукции иностранной организацией

Вычет НДС по основным средствам

Разъяснены особенности уплаты страховых взносов в случае командировки работника с декабря 2016 года по январь 2017 года

С 1 июня размер ежемесячного пособия на ребенка в малообеспеченных семьях в Москве увеличится на 33%

Россия присоединилась к конвенции против вывода прибыли из страны

Пенсионным фондом РФ рекомендованы формы заявлений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года

24 Мая 2017

При покупке квартиры по частям имущественный вычет можно получить только один раз

Затраты на приобретение недвижимости, понесенные одним из супругов-предпринимателей, нельзя включить в расходы второго супруга

Отменено лицензирование деятельности по производству криптографического оборудования для ККТ

Правительство сокращает расходы бизнеса на обслуживание ККТ

Новые счета-фактуры поджидают компании с 1 июля

МВД России предлагает ввести минимальные платежи по НДФЛ и страховым взносам для трудовых мигрантов из государств - членов ЕАЭС

МВД России предлагает расширить сферу применения МРОТ в Российской Федерации

23 Мая 2017

Рост МРОТ не спровоцирует уход бизнеса в тень – М. Топилин

Возмещение работнику взносов в СРО кадастровых инженеров не облагается НДФЛ

читать все Новости