Меню

Актуально









Публикация

5 Октября 2015Трудовой договор с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином


Е. Л. Ермошина, редактор журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

Правовое положение иностранцев в нашей стране регулируется Законом №115‑ФЗ[1]. В пункте 1 ст. 2 этого документа определены варианты правового статуса иностранцев. Это:

– постоянно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство;

– временно проживающие в РФ иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание;

– временно пребывающие в РФ иностранные граждане – лица, прибывшие в страну на основании визы или в безвизовом порядке и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Об особенностях заключения трудовых договоров с временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами и пойдет речь в данном материале.

Что надо помнить при заключении договора?

При заключении договора с иностранными гражданами следует руководствоваться положениями гл. 50.1 ТК РФ, где разъясняются требования к этому договору, установлен перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, а также особенности временного перевода, отстранения от работы, прекращения трудового договора, выплаты выходного пособия.

Согласно ст. 327.1 ТК РФ иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет.

Трудовой договор заключается на неопределенный срок. В случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, заключается срочный трудовой договор (на время выполнения временных (до двух месяцев), сезонных работ, работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и др.), работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; в иных случаях).

Препятствием для заключения договора с иностранцем может служить прямой запрет работодателям, установленный федеральными законами или международными договорами.

Согласно п. 8 ст. 13 Закона №115‑ФЗ работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового или гражданско-правового договора, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) договора. После получения уведомления территориальный орган ФМС осуществляет проверку регистрации работодателя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

К сведению

С 01.01.2015 работодателю не нужно посылать в налоговую инспекцию уведомление о приеме иностранца на работу (утратил силу пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона №115‑ФЗ[2]).

Документы, предъявляемые временно пребывающими в Российской Федерации иностранцами при приеме на работу, перечислены в ст. 327.3 ТК РФ. Согласно этой норме наряду со стандартным набором документов[3], предусмотренных ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора работодателю предъявляются:

– договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином);

– разрешение на работу или патент.

Сведения об этих документах заносятся в трудовой договор на основании ст. 327.2 ТК РФ.

В каких случаях документом на осуществление трудовой деятельности на территории РФ будет разрешение на работу, а в каких – патент, зависит от страны прибытия работника. Это может быть:

– страна, с которой установлен визовый режим въезда;

– страна, с которой установлен безвизовый режим въезда[4];

– страна – участница Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС).

Иностранные граждане, прибывшие в порядке, требующем получения визы, оформляют разрешение на работу, «безвизовые» граждане – патент. Если иностранцы прибыли из стран – членов ЕАЭС, они оформляются на работу как граждане РФ (разрешение на работу и патент не предоставляются). Далее мы более подробно рассмотрим порядок оформления этих документов.

Об иностранцах, прибывших из стран – участниц Договора о ЕАЭС

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о ЕАЭС, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к ним присоединились Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015). В рамках этого договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Согласно ст. 97 Договора о ЕАЭС трудящимся государств – участников этого договора не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1). Их трудовая деятельность регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений указанного договора (п. 4).

Таким образом, с начала 2015 года организации, принимающие на работу граждан Белоруссии, Казахстана, Армении (для Киргизии – с 12.08.2015), должны помнить, что договор с ними заключается по общим правилам, предусмотренным ТК РФ (аналогично правилам, установленным для приема на работу российских граждан). Иностранцам, прибывшим из стран – участниц Договора о ЕАЭС, не требуется получать разрешение на работу или патент в России.

О разрешениях на работу для иностранцев из «визовых» стран

Согласно ст. 18 Закона №115‑ФЗ для получения иностранцем трудовой визы приглашающая сторона (как правило, это работодатель) оформляет приглашение на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и уплачивает госпошлину. Такое приглашение выдает ФМС России или ее территориальный орган в пределах квоты, которую ежегодно устанавливает Правительство РФ (п. 1). При этом в силу п. 8 работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, обязан, в частности: иметь разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранца по месту пребывания в Российской Федерации.

Отметим, что исходя из положений абз. 6 ст. 327.3 НК РФ работодатель может заключить с иностранцем договор до получения разрешения на работу. Такая возможность предоставлена для случаев, когда заключенный трудовой договор необходим для получения разрешения. Тогда трудовой договор вступит в силу не ранее дня получения разрешения, а сведения о нем вносятся непосредственно в текст договора на основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 15.1 Закона №115‑ФЗ получивший разрешение на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан в течение 30 календарных дней со дня выдачи ему разрешения представить в территориальный орган ФМС документ, подтверждающий владение данным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства РФ[5]. Если такое требование не будет соблюдено, то на основании п. 9.1-1 ст. 18 Закона №115‑ФЗ разрешение на работу аннулируется.

О патентах для иностранцев из «безвизовых» стран

Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке, то документом, подтверждающим его право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности, будет патент.

До 2015 года по патентной системе иностранные граждане трудились только у физических лиц, выполняя работы или оказывая услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С этого года на основании патента иностранный гражданин из «безвизовой» страны вправе трудиться как у физических, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[6].

Отметим, что привлекать к работе иностранцев вправе организации и ИП, не имеющие на момент заключения с ними трудового или гражданско-правового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 13.3 Закона №115‑ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию из «безвизовой» страны должен обратиться в территориальный орган ФМС и представить пакет документов, перечисленных в этой норме. Если иностранец представит эти документы по истечении 30 календарных дней со дня въезда в страну, ему придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 18.20 КоАП РФ) и приложить документ об уплате штрафа.

Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от иностранца заявления обязан выдать ему патент (или уведомление об отказе в его выдаче).

Исходя из п. 6 ст. 13.3 Закона №115‑ФЗ при получении патента иностранный гражданин предъявляет документ, который удостоверяет его личность, а также документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.

К сведению

Патент выдается иностранному гражданину на срок от 1 до 12 месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона №115‑ФЗ). При этом срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от 1 месяца. Общий срок действия с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 №638. В примечании 1 к этой форме указано, что если иностранец собирается трудиться у юридического лица или индивидуального предпринимателя, патент, как правило, оформляется на бланке синего цвета, если у физического лица – то красного цвета.

По общему правилу в патенте не указывается профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранного гражданина. Однако, как следует из положений п. 29 ст. 13.3 Закона №115‑ФЗ, высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение об указании в патенте перечисленных сведений, о чем оно информирует территориальный орган ФМС.

Таким образом, если на территории субъекта РФ, где организация осуществляет свою деятельность, установлены такие правила, то иностранный работник должен трудиться в соответствии с записью в его патенте. Если возникнет необходимость сменить профессию (вид деятельности), работнику следует обратиться в орган ФМС для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте (п. 15 ст. 13.3 Закона №115‑ФЗ).

Итак, иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу приходит к работодателю с готовым патентом, процедура приобретения данного документа организации не касается. Если иностранец принес патент, значит, у него в порядке и миграционная карта, и справка о здоровье, и документы о знании русского языка (то есть те документы, которые предоставляются им в миграционную службу для получения патента, в их отсутствие он бы не смог получить патент).

Административная ответственность за незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности в РФ

За незаконное привлечение иностранца к труду в Российской Федерации предусмотрены весьма приличные штрафы по ст. 18.15 КоАП РФ.

Штрафы налагаются в случаях, когда работодатель нанимает иностранного работника:

– из «визовой» страны – без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда таких работников (если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом) (п. 2);

– из «безвизовой» страны – при отсутствии у него патента, либо по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте (если патент содержит такие сведения), либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному гражданину выдан патент (п. 1).

В обоих случаях нарушения влекут за собой наложение административного штрафа:

– на должностных лиц – от 25 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Если указанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской ли Ленинградской области, штрафы согласно п. 4 ст. 18.15 КоАП РФ составляют:

– для должностных лиц – от 35 000 до 70 000 руб.;

– для юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

О документах, подтверждающих владение иностранным гражданином русским языком

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Закона №115‑ФЗ иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ (если иное не предусмотрено международным договором РФ и указанной статьей). Подтверждение осуществляется одним из следующих документов:

– сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ (далее – сертификат) (пп. 1);

– документом государственного образца об образовании (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991 (пп. 2);

– документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 01.09.1991 (пп. 3).

Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона №115‑ФЗ указанный сертификат выдается образовательными организациями на территории РФ либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.

Срок действия сертификата составляет пять лет со дня его выдачи.

Во исполнение положений п. 4 ст. 15.1 Закона №115‑ФЗ Мин­обрнауки издало приказы, которыми утверждены:

– форма сертификата, порядок его выдачи и технические требования к сертификату (Приказ от 29.08.2014 №1154);

– порядок проведения экзамена, а также требования к минимальному уровню знаний, необходимых для его сдачи (Приказ от 29.08.2014 №1156);

– перечень организаций, которые вправе проводить названный экзамен и выдавать по его итогам сертификат (Приказ от 02.12.2014 №1533).

Согласно п. 8 ст. 15.1 Закона №115‑ФЗ помимо документов, предусмотренных п. 1 указанной статьи, в том числе сертификата, иностранный гражданин при обращении за получением патента может представить документ о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ, форма которого утверждена Приказом Минобрнауки России от 26.01.2015 №21.

* Иностранный гражданин обязан получить документ в течение 30 календарных дней со дня выдачи разрешения на работу и представить в территориальный орган ФРС.

** Документ, подтверждающий владение русским языком, представляется в течение 30 календарных дней со дня въезда в пакете документов для получения патента.

Об учете для целей налогообложения расходов на оплату обучения иностранных работников

Предположим, что расходы на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих несет организация. Вправе ли она учесть указанные расходы для целей налогообложения?

Исходя из разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 16.07.2015 №03‑03‑07/41000, если указанные услуги относятся к перечню образовательных программ, установленному ст. 12 Закона об образовании[7], то затраты на их оплату могут относиться к расходам, предусмотренным пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Понятие «образовательная программа» дано в п. 9 ст. 2 Закона об образовании. Это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В пункте 2 ст. 12 Закона об образовании указано, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

Вполне логично, что в перечне образовательных программ (или следуя их определению – в перечне основных характеристик образования), на который ссылается Минфин, не содержится прямого упоминания об услугах по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик выяснять, по «нужной» программе занимались его работники-иностранцы или нет, имеет ли эта программа прямое отношению к перечню, чтобы расходы на вышеуказанные услуги можно было смело отнести в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль?

Полагаем, что не должен. Совсем не обязательно знать, по каким программам учились иностранные работники, если итогом их обучения стал сертификат или документ о прохождении экзамена по утвержденным формам, выданные в учебных центрах, перечень которых регулируется Минобрнауки.

Для отражения в расходах затрат на оплату услуг по подготовке к экзамену и его проведению для иностранных рабочих на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ надо соблюдать следующие условия. Во-первых, договор на обучение должен быть заключен с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Во-вторых, в договоре должно быть прописано, что обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор, или физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность этих лиц не позднее трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее года (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Отметим, что если организация заключает трудовой договор с физическим лицом, уже проходящим обучение в образовательном учреждении и самостоятельно оплатившим свое обучение, а впоследствии возмещает работнику стоимость обучения, расходы на компенсацию стоимости обучения сотрудника могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль. Такие разъяснения даны в Письме от 17.02.2012 №03‑03‑06/1/90.

[1] Федеральный закон от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[2] Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 №357‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №357‑ФЗ).

[3] При заключении трудового договора поступающие на работу иностранцы не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных законодательством.

[4] Перечень стран, с которыми установлен безвизовый режим въезда в РФ иностранных граждан в соответствии с международными соглашениями РФ, можно найти на сайте МИД www.mid.ru.

[5] Это положение не распространяется на граждан, имеющих статус высококвалифицированных специалистов и осуществляющих трудовую деятельность в порядке, установленном ст. 13.2 Закона №115‑ФЗ.

[6] Изменения внесены Законом №357‑ФЗ.

[7] Федеральный закон от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»



Последние публикации

27 Апреля 2017

Как доказать получение необоснованной налоговой выгоды?

Федеральная налоговая служба России разъяснила, как доказывать получение необоснованной налоговой выгоды и поручила налоговым органам исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок. Соответствующее письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ опубликовано на сайте службы.

Минфин: При перечислении страховых взносов в поле 101 платежного поручения компания-страхователь ставит «01»

25 апреля 2017 года вступил в силу новый Приказ Министерства финансов РФ от 05.04.2017 №58н, которым ведомство внесло корректировки в правила заполнения платежных поручений для перечисления сумм на уплату страховых взносов в бюджет РФ.

Обновленную форму расчета авансовых платежей по налогу на имущество можно подать уже с 1 квартала 2017 года

Налоговая служба РФ выпустила недавно письмо от 14.04.2017 № БС-4-21/7139@, которым разрешила сдавать расчет авансового платежа по имущественному налогу за 1 квартал 2017 года уже по новой утвержденной форме, хотя бланк еще официально не вступил в силу. Чиновники отметили, что налоговые инспекции обязаны принимать расчеты и на старых, и новых бланках. Поводов для отказа в принятии любых таких форм нет.

У россиян может появиться шанс не платить налог на недвижимость

Освободить собственников жилых и нежилых помещений в энергоэффективных домах от уплаты налога на имущество предложили депутаты Госдумы.

26 Апреля 2017

Исправить ошибку прошлого периода в текущем можно, только если у компании была в нем прибыль

Министерство финансов РФ в своем новом письме от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177 четко определило свою позицию об исправлении выявленных в прошлых периодах ошибок при исчислении базы по налогу на прибыль. Так, исправление такой ошибки прошлых периодов допустимо только, если в текущем периоде, когда нужна корректировка, компания – юридическое лицо получило прибыль.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

10 - 12 Мая Бухгалтерский учет, налоги и финансы стоматологической клиники в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

10 - 12 Мая Правовое регулирование деятельности организаций (учреждений) в области спорта Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

14 Мая - 16 Апреля Надзор и контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

15 - 19 Мая Согласование, оформление, контроль исполнения отдельных видов договоров Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

15 - 19 Мая Современный государственный и муниципальный архив Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

16 - 19 Мая Бюджетный (бухгалтерский) учет и отчетность в организациях здравоохранения в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

16 - 19 Мая Юрист предприятия: инструменты правового обеспечения деятельности организации Алушта (Крым), ЦНТИ Прогресс

17 - 19 Мая Земельный кодекс : практика применения по состоянию на 2017 год Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

27 Апреля 2017

За непредставление нулевого расчета по страховым взносам с организации могут взыскать 1000 руб.

Центробанк разъяснил, как некредитным финорганизациям отражать в бухучете НДС при покупке материалов

На ЕПГУ появилась интерактивная форма декларации 3-НДФЛ

Обновлён реестр контрольно-кассовой техники и список операторов фискальных данных

Быть ли прогрессивной шкале по НДФЛ?

26 Апреля 2017

Минтруд России ответил на некоторые вопросы, касающиеся независимой оценки квалификации

Москвичам необходимо уплатить налог на имущество за 2015 год до конца апреля

Производителям медицинских изделий теперь придется сдавать статформу N 1-медизделия ежеквартально

ФНС сообщила, как в 6-НДФЛ отразить пособие по больничному, если день уплаты налога - выходной

Отчитаться о суммах, потраченных на сокращение профзаболеваний, юрлицо может по обновленной форме

Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, может быть принято только после погашения имеющейся задолженности по страховым взносам

25 Апреля 2017

Шувалов: Налоговые изменения вступят в силу с 1 января 2019 года

Если переплата по налогу превышает недоимку, то штраф за его неуплату не придется платить

Росприроднадзором разъяснен порядок действий плательщиков в случае переплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Минприроды России предлагает закрепить 3 варианта определения размера авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду

читать все Новости