Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

23 Сентября 2014Перевозчик или посредник?


В последнее время после внесения изменений в Налоговый кодекс участились попытки интерпретировать деятельность посредника, как реального продавца услуг.

В частности, это касается участия посредника в договоре перевозки, где под прикрытием притворной сделки он якобы выступает перевозчиком. Однако в действительности привязка понятия "перевозчика по договору" к диспетчеру-посреднику противоречит нормам, на которые адепты "свободы договора" и ссылаются. Но, увы, однозначная регламентация в международных правовых актах, помноженная на пресловутую российскую "свободу договора", фактически приводит к полному искажению модели договора перевозки и деградации самого понятия "перевозчика по договору" как способа организации правового регулирования общественных отношений. "Свобода договора" нужна только мошенникам, чтобы не соблюдать правила и безнаказанно отмывать налоги, избегать обязательной прозрачности.

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если по закону он не должен исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Получается, что ничто не мешает посреднику "прикинуться" перевозчиком. Однако при рассмотрении вопроса участия перевозчиков в исполнении договора перевозки необходимо учитывать специальные требования закона, относящиеся именно к перевозке.

В международном праве существуют понятия "фактический перевозчик" и "перевозчик по договору" почти для всех видов транспорта. Для автоперевозки это Женевская конвенция 1956 г. (КДПГ). Конвенцией допускается перевозка несколькими перевозчиками. Однако законом установлены ограничения, которые не позволяют банальному диспетчеру-посреднику "примазаться" к перевозке.

Одним из таких ограничений является реальность договора перевозки. Стороной договора может быть только лицо, вручившее перевозчику груз (имущество), то есть грузоотправитель, и перевозчик, принявший груз. Для того чтобы посредник стал первым перевозчиком (или перевозчиком вообще), он должен лично принять груз у отправителя и лично вручить его следующему перевозчику или выдать получателю. Согласно ст. 35 КДПГ перевозчик, принимающий груз от своего предшественника, вручает последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. То есть, принимая груз от первого перевозчика, последующий перевозчик становится "перевозчиком", а его предшественник - "отправителем". Таким образом, именно факт приема груза отличает первого перевозчика (перевозчика по договору) от банального диспетчера. Диспетчер-посредник груз не принимает и, соответственно, перевозчику его не вручает, поскольку письменных доказательств факта передачи груза от якобы первого перевозчика к последующему не имеется. А по нормам КДПГ посредник, не участвующий в передаче имущества, не может быть перевозчиком.
Существует распространенная практика, когда под прикрытием притворных доноров перевозки или ТЭД между грузовладельцем и посредником совершаются агентские договора, посредник, по факту являющийся лишь диспетчером, игнорирует требования об обязательной прозрачности посреднических сделок

В российском законодательстве понятие "перевозчика по договору" реализовано через заключение договора транспортной экспедиции. Его обязательным условием является прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки по утвержденной форме и последующее заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, либо личное осуществление перевозки. Если отсутствует хотя бы одно из этих условий, действия такого лица квалифицируются исключительно как посреднические услуги по оформлению заказов на перевозку.

Последние изменения в налоговом законодательстве вывели защиту реального продавца услуг от посредника на новый уровень. Федеральным законом от 21.07.2014 N 238-ФЗ введена обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур лицами, не являющимися плательщиками НДС, осуществляющими посредническую деятельность на основании договоров транспортной экспедиции. Ранее такая обязанность была предусмотрена для лиц, осуществляющих посредническую деятельность на основе договоров поручения, комиссии либо агентских. Эти лица обязаны включить сведения, указанные в журнале, в налоговую декларацию по НДС. Изменение налогового и бухгалтерского законодательства не позволит принимать к бухучету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Существует распространенная практика, когда под прикрытием притворных договоров перевозки или ТЭД между грузовладельцем и посредником совершаются агентские договора. Посредник, по факту являющийся лишь диспетчером, оказывающий только услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом и не участвующий в передаче имущества, игнорирует установленные законом требования об обязательной прозрачности посреднических сделок. Для сокрытия посреднической деятельности в транспортной накладной в качестве перевозчика указывается диспетчер, который декларирует, что перевозит груз собственным транспортом, но который на самом деле ему не принадлежит и им не эксплуатируется. Таким образом, он вводит в заблуждение грузоотправителя либо осуществляет мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Подобные аферы занимают существенную долю рынка автоперевозок. И осуществляются они не только для того, чтобы уйти от уплаты части налогов, но и для получения конкурентного преимущества перед реальным перевозчиком.

Когда в основе бизнеса посредника лежит возможность налоговых махинаций, вопрос соотношения цены-качества и другие рыночные механизмы отходят на второй план либо вообще не работают. Кроме того, ничем и никак неконтролируемый рост числа подобных посредников приводит к неуправляемой конкуренции между ними, а страдают от этого реальные перевозчики. Количество посредников на одну перевозку порой доходит до восьми, и при этом каждый, откусывая по 10% от провозной платы, совершенно не заинтересован в конечном результате. Установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок полностью игнорируется как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так и контролирующими органами. Для восстановления системы необходимо отобрать у диспетчеров контроль финансовых потоков, вернуть их деятельность в законное русло. Ибо пока бюджет недополучает существенную долю налоговых поступлений, а социально значимая отрасль - автоперевозки грузов - оказалась на стадии полного вымирания.

Источник www.rg.ru



Последние публикации

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.

Мобильный "Личный кабинет" налогоплательщика стал доступен по отпечатку пальца

Граждане, которые пользуются мобильным "Личным кабинетом" Федеральной налоговой службы (ФНС), теперь могут заходить туда со смартфона, используя собственные биометрические данные.

20 Июня 2018

Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений, необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об изменениях в Инструкции № 157н

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

Количество дней, на протяжении которых педагоги могут привлекаться к работе во время каникул, не ограничено

ФНС России разъяснила нюансы заполнения расчета по налогу на имущество организаций с учетом льгот

20 Июня 2018

С 21 июня уточнят правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм: учтите изменения

При приобретении товаров с НДС для деятельности, не облагаемой этим налогом, можно заявить вычет

При внесении исправлений в счет-фактуру можно использовать только определенную форму

Правительство РФ предлагает расширить перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю

читать все Новости