Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

7 Декабря 2017Ответственность за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности


А. Гусев

к. п. н., редактор журнала «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера»

Комментарий к Письму Минфина РФ Письмо от 07.09.2017 № 02-06-10/57741

В комментируемом Письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741 рассмотрен вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете[1] бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Объект данного правонарушения – общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Примерами данного нарушения являются, в частности:

– неотражение в отчетности имеющихся у учреждения задолженностей;

– наличие неоприходованных излишков материальных ценностей;

– неотражение на балансе используемого для нужд учреждения имущества;

– составление и представление отчетности не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.

Вместе с тем действующим в настоящее время законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин «недостоверная отчетность», а также перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.

Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Указанным пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Принимая во внимание изложенное, а также основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Соответственно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством РФ, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией № 191н[2].

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

– данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

– объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Отметим, что в силу ст. 7 Закона о бухгалтерском учете организация бухучета и хранения соответствующих документов находится в компетенции руководителя учреждения. Руководитель же вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать по правилам законодательства РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

Итак, при определении ответственности за административное правонарушение, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, следует учитывать распределение полномочий между руководителем субъекта учета и должностными лицами централизованной бухгалтерии.

Согласно п. 1 Инструкции № 191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.

С учетом вышеизложенного к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленных в п. 1 Инструкции № 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по названной статье, только если на данные учреждения возложены полномочия получателей бюджетных средств – например, по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

В случае искажения бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией № 33н[3], применяются нормы ст. 15.11 КоАП РФ. Законопроектом предусматривается внесение дополнения в обозначенную статью, исключающего действие ее положений на организации государственного сектора. Одновременно в новой редакции будет представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что в целях корректировок административного законодательства РФ в части совершенствования порядка применения бюджетных мер принуждения за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка формирования и предоставления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, а также составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса, Правительством РФ в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, в законопроекте говорится, что административная ответственность, установленная ст. 15.15.6 КоАП РФ, применяется в случае нарушения порядка формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности организациями государственного сектора, в том числе бюджетными и автономными учреждениями.


[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Источник: Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера»



Последние публикации

15 Октября 2018

Выплачиваем компенсацию за задержку выдачи зарплаты

В целях повышения заинтересованности работодателей в недопущении нарушения трудовых прав работников в проекте федерального закона № 473887‑7 «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенном в Государственную Думу 25.05.2018, предложено исключить из ч. 6 названной статьи наказание в виде предупреждения. В случае принятия законопроекта работодатель больше не сможет отделаться предупреждением за несоблюдение сроков выдачи зарплаты и должен будет заплатить штраф. О том, каковы для работодателя последствия несвоевременной выплаты заработной платы, вы узнаете из настоящей статьи.

Об учете вкладов, взносов и иных платежей в адрес некоммерческой организации

В силу п. 40 ст. 270 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, кроме указанных в пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ. Какие же платежи в адрес НКО можно учесть в налоговых расходах? Узнаете из данного материала.

Применение УСНО: нормы и их практическая реализация

УСНО – как специальный налоговый режим – имеет ряд привлекательных для налогоплательщиков моментов, таких как выбор объекта налогообложения, представление налоговой декларации один раз в год и др. В связи с этим многие индивидуальные предприниматели и организации хотели бы его применять, но установленные гл. 26.2 НК РФ ограничения их останавливают. Рассмотрим вопросы практической реализации установленных норм, сужающих область применения данного спецрежима.

11 Октября 2018

Госдума одобрила сохранение для пенсионеров налоговых льгот

Льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц сохраняются в нынешних границах пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответствующие поправки, предложенные президентом России, Госдума поддержала в первом чтении на пленарном заседании в среду. Это позволит гражданам указанной категории сэкономить ощутимую сумму.

Сверхурочную работу, начиная с третьего часа, необходимо оплачивать в двойном размере, даже если она приходится на другие сутки

В силу ст. 152 Трудового кодекса сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Различные толкования этой нормы со стороны работника и работодателя стали одной из причин возникновения спора, разбираться в котором пришлось Сахалинскому областному суду (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 6 марта 2018 г. по делу № 33-537/2018).



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

15 Октября 2018

Уменьшение числа вредных факторов на рабочем месте не дает права снизить надбавку к зарплате

Законопроект о включении в ПСН животноводства и растениеводства прошёл первое чтение

Решение по жалобе налогоплательщика может быть самостоятельным предметом судебного спора только в некоторых случаях

Разъяснено, когда инспекция вправе привлекать к ответственности за нарушение применения ККТ юрлицо, не состоящее у нее на учете

Взыскание судом зарплаты, когда ее размер неизвестен: два подхода

12 Октября 2018

Суммы возмещения морального вреда, причиненного здоровью работников из-за нарушений санитарного законодательства, не облагаются НДФЛ

Карточки водителей должны оформляться за счет средств работодателя

Минфин разрешил в проездных билетах уже сейчас указывать НДС по ставке 20 процентов

С 22 октября многодетные родители получат приоритетное право на ежегодный оплачиваемый отпуск

В декларацию по НДС планируется внести изменения

Минфин России рассказал при каких условиях налогоплательщик вправе учесть в расходах налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства

11 Октября 2018

При восстановлении неправомерно предоставленного имущественного вычета пени не начисляются

При приеме взносов от членов товарищества для целей его деятельности ККТ не применяется

Белорусское юрлицо должно уплачивать налог на прибыль организаций по ставке 20% при выполнении строительных работ на территории РФ

НДС на фрукты снизят до 10%

читать все Новости