Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

16 Декабря 2015Отказ в принятии платежной карты


Могут ли торговую организацию (ее должностное лицо) привлечь к административной ответственности в связи с непредставлением покупателю – физическому лицу возможности рассчитаться за приобретаемые товары с использованием платежной карты?

Изучаем КоАП РФ

Во взаимоотношениях с торговой организацией физическое лицо выступает, как правило, в роли потребителя. (Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.) В свою очередь, нарушение различных прав потребителей – это административно наказуемые деяния. Одним из них является неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя. Но важно учитывать, что ответственность (установлена ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ) наступает только в том случае, если в соответствии с федеральным законом обеспечение указанной возможности является обязательным. Мера ответственности – штраф, размер которого зависит от того, кого привлекают к ответу. Если субъектом административной ответственности выступает должностное лицо или индивидуальный предприниматель, его могут оштрафовать на сумму от 15 000 до 30 000 руб., юридическое лицо – от 30 000 до 50 000 руб. Представленная ч. 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 №112-ФЗ и действует с 01.01.2015.

Смотрим закон о защите прав потребителей

Часть 4 ст. 14.8 КоАП РФ взаимосвязана с положениями ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (также введена Федеральным законом №112-ФЗ, но вступила в силу с 05.05.2014). В пункте 1 ст. 16.1 закреплено, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обратите внимание: данное требование (в части предоставления возможности оплатить товары (работы, услуги) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт) не распространяется на тех субъектов предпринимательской деятельности, у которых размер выручки или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год не превышает предельных значений, установленных для микропредприятий. Предельное значение выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн руб. (определено Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 №702, действующим с 25.07.2015). Ранее максимальный размер выручки у микропредприятий был в два раза меньше (об этом – утратившее силу Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101). Что касается балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), ее размер не важен, поскольку Правительство РФ предельные значения данной величины для субъектов малого и среднего предпринимательства еще ни разу не устанавливало.

Таким образом, торговая организация в силу требований Закона РФ №2300-1 обязана предоставить своим покупателям – физическим лицам возможность расплачиваться за приобретаемые (заказываемые) товары не только путем передачи наличных денег, но и с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. В связи с этим следующая наша задача – выяснить, что следует понимать под национальными платежными инструментами.

Рассматриваем закон о национальной платежной системе

Содержание терминов «национальные платежные инструменты» и «национальная система платежных карт», используемых в ст. 16.1 Закона РФ №2300-1, раскрыто в Федеральном законе от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». В этом законе благодаря Федеральному закону №112-ФЗ появилась гл. 4.1 «Национальная система платежных карт» (ст. 30.1 – 30.6), действующая с 05.05.2014, в которую уже вносились изменения Федеральным законом от 22.10.2014 №319-ФЗ, вступившим в силу с 23.10.2014.

Из положений ст. 30.1 Федерального закона №161-ФЗ следует, что национальной системой платежных карт (НСПК) является платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с гл. 4.1 с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств. (Общий административный контроль ведет ЦБ РФ.) В рамках НСПК осуществляются переводы денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, а также оказываются услуги платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории РФ переводам денежных средств с использованием международных платежных карт.

К национальным платежным инструментам относятся платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами этой системы. Международными платежными картами считаются те платежные карты, которые отвечают следующим условиям:

– карты эмитированы кредитными организациями, расположенными в двух и более государствах;

– на них размещен единый товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий иностранному юридическому лицу, личным законом которого считается право иностранного государства. Кстати, официальным знаком обслуживания НСПК считается графическое обозначение рубля, утвержденное ЦБ РФ согласно законодательству РФ.

Отсюда становится понятным, что банковские карты международных платежных систем (а таковыми, например, являются широко используемые населением России платежные карты платежных систем MasterCard и Visa) не являются национальными платежными инструментами. Роспотребнадзор на это обращал внимание уже на раз (см. Письмо от 22.07.2015 «О разъяснении законодательства», Информацию от 01.01.2015 «О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов»).

Применение норм на практике

Первый шаг в создании НСПК – создание оператора данной системы в форме акционерного общества. АО «Национальная система платежных карт» создано 23.07.2014, а с 4 августа 2014 года общество начало свою работу. Сейчас общество проводит мероприятия, направленные на запуск и развитие национальных платежных инструментов. Выпуск первой национальной платежной карты (для нее выбрано название «Мир») запланирован на декабрь 2015 года. Как указано в Интернете на сайте НСПК (www.nspk.ru), к декабрю 2015 года начнутся тестирование приема карт ПС «Мир» в эквайринговой сети пилотных банков и эмиссия карт. Таким образом, на сегодняшний день у потребителей отсутствует возможность расплачиваться за приобретенные (заказанные) товары с использованием национальных платежных инструментов. Что касается международных платежных карт, требования о возможности предоставления потребителям произвести расчеты с их использованием федеральные законы не содержат. Следовательно, торговую организацию (ее должностное лицо) не могут привлечь к административной ответственности за непредставлением покупателю – физическому лицу возможности рассчитаться за приобретаемые товары с использованием платежной карты (до тех пор, пока в обиход не войдут национальные платежные карты).

Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"




Последние публикации

20 Июня 2018

Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений, необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об изменениях в Инструкции № 157н

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.

Белгородские власти снизили налог на прибыль

Дорогие кредиты и федеральный контроль за региональными льготами заставляют бизнес искать другие формы поддержки. Креативные менеджеры отмечают, это тот случай, когда рядом с закрытой дверью открывается окно. Однако в фондах и у бизнес-ангелов предприниматели чаще всего просят не денег. Одобрение проекта и готовность его финансировать просто придает уверенности в том, что у идеи есть будущее.

19 Июня 2018

Компенсация стоимости питания работников: нужно ли исчислить НДФЛ и взносы?

В недавнем письме ФНС высказала свое мнение по вопросу удержания НДФЛ и исчисления страховых взносов с суммы компенсации питания сотрудников. Точку зрения налогового ведомства разделяет и Минфин: с компенсации стоимости питания работников нужно исчислить НДФЛ и взносы. Вместе с тем имеется судебная практика, где арбитры пришли к выводу, что налогообложение такой компенсации не всегда является обоснованным.

Медосмотр за счет работника: нужно ли удерживать НДФЛ и начислять взносы?

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан за счет собственных средств организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров. Если работодатель оформил договорные отношения с медицинской организацией, в которую будет направлять работников на осмотры, то вопросов об исчислении НДФЛ и взносов возникнуть не должно. Однако на практике распространена ситуация, когда соискатели по вакансии и сотрудники фирм самостоятельно оплачивают прохождение медосмотра, а работодатель в дальнейшем выплачивает им соответствующую компенсацию. И в данном случае относительно удержания НДФЛ и начисления взносов у контролирующих органов нет единой позиции.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

20 Июня 2018

С 21 июня уточнят правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм: учтите изменения

При приобретении товаров с НДС для деятельности, не облагаемой этим налогом, можно заявить вычет

При внесении исправлений в счет-фактуру можно использовать только определенную форму

Правительство РФ предлагает расширить перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю

Порядок представления бухгалтерской отчетности планируется упростить

19 Июня 2018

Суд в очередной раз подтвердил право работодателя взыскать с работника излишне выплаченную ему зарплату из-за сбоя в бухгалтерской программе

В Налоговый кодекс планируется включить нормы о неналоговых платежах

Туристическим организациям на Дальнем Востоке обнулили налоговую ставку

Минфин поддержит снижение порога беспошлинной интернет-торговли

Правительство внесло в Госдуму проект повышения НДС

С 1 января 2019 года предлагается освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче заявления для государственной регистрации в форме электронного документа

18 Июня 2018

ВС РФ: бывшего работника нельзя привлечь к материальной ответственности без его объяснений

Увеличили долю в уставном капитале: можно ли применить ставку 0% по прибыли при продаже

Предлагается сократить срок проведения камеральной налоговой проверки в отношении декларации по форме 3-НДФЛ

ФНС России разъяснила, с какой даты исчислять страховые взносы для вновь созданной организации

читать все Новости