Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

16 Декабря 2015Отказ в принятии платежной карты


Могут ли торговую организацию (ее должностное лицо) привлечь к административной ответственности в связи с непредставлением покупателю – физическому лицу возможности рассчитаться за приобретаемые товары с использованием платежной карты?

Изучаем КоАП РФ

Во взаимоотношениях с торговой организацией физическое лицо выступает, как правило, в роли потребителя. (Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.) В свою очередь, нарушение различных прав потребителей – это административно наказуемые деяния. Одним из них является неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя. Но важно учитывать, что ответственность (установлена ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ) наступает только в том случае, если в соответствии с федеральным законом обеспечение указанной возможности является обязательным. Мера ответственности – штраф, размер которого зависит от того, кого привлекают к ответу. Если субъектом административной ответственности выступает должностное лицо или индивидуальный предприниматель, его могут оштрафовать на сумму от 15 000 до 30 000 руб., юридическое лицо – от 30 000 до 50 000 руб. Представленная ч. 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 №112-ФЗ и действует с 01.01.2015.

Смотрим закон о защите прав потребителей

Часть 4 ст. 14.8 КоАП РФ взаимосвязана с положениями ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (также введена Федеральным законом №112-ФЗ, но вступила в силу с 05.05.2014). В пункте 1 ст. 16.1 закреплено, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обратите внимание: данное требование (в части предоставления возможности оплатить товары (работы, услуги) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт) не распространяется на тех субъектов предпринимательской деятельности, у которых размер выручки или балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год не превышает предельных значений, установленных для микропредприятий. Предельное значение выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн руб. (определено Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 №702, действующим с 25.07.2015). Ранее максимальный размер выручки у микропредприятий был в два раза меньше (об этом – утратившее силу Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 №101). Что касается балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), ее размер не важен, поскольку Правительство РФ предельные значения данной величины для субъектов малого и среднего предпринимательства еще ни разу не устанавливало.

Таким образом, торговая организация в силу требований Закона РФ №2300-1 обязана предоставить своим покупателям – физическим лицам возможность расплачиваться за приобретаемые (заказываемые) товары не только путем передачи наличных денег, но и с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. В связи с этим следующая наша задача – выяснить, что следует понимать под национальными платежными инструментами.

Рассматриваем закон о национальной платежной системе

Содержание терминов «национальные платежные инструменты» и «национальная система платежных карт», используемых в ст. 16.1 Закона РФ №2300-1, раскрыто в Федеральном законе от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». В этом законе благодаря Федеральному закону №112-ФЗ появилась гл. 4.1 «Национальная система платежных карт» (ст. 30.1 – 30.6), действующая с 05.05.2014, в которую уже вносились изменения Федеральным законом от 22.10.2014 №319-ФЗ, вступившим в силу с 23.10.2014.

Из положений ст. 30.1 Федерального закона №161-ФЗ следует, что национальной системой платежных карт (НСПК) является платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с гл. 4.1 с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств. (Общий административный контроль ведет ЦБ РФ.) В рамках НСПК осуществляются переводы денежных средств с использованием национальных платежных инструментов, а также оказываются услуги платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории РФ переводам денежных средств с использованием международных платежных карт.

К национальным платежным инструментам относятся платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами этой системы. Международными платежными картами считаются те платежные карты, которые отвечают следующим условиям:

– карты эмитированы кредитными организациями, расположенными в двух и более государствах;

– на них размещен единый товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий иностранному юридическому лицу, личным законом которого считается право иностранного государства. Кстати, официальным знаком обслуживания НСПК считается графическое обозначение рубля, утвержденное ЦБ РФ согласно законодательству РФ.

Отсюда становится понятным, что банковские карты международных платежных систем (а таковыми, например, являются широко используемые населением России платежные карты платежных систем MasterCard и Visa) не являются национальными платежными инструментами. Роспотребнадзор на это обращал внимание уже на раз (см. Письмо от 22.07.2015 «О разъяснении законодательства», Информацию от 01.01.2015 «О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов»).

Применение норм на практике

Первый шаг в создании НСПК – создание оператора данной системы в форме акционерного общества. АО «Национальная система платежных карт» создано 23.07.2014, а с 4 августа 2014 года общество начало свою работу. Сейчас общество проводит мероприятия, направленные на запуск и развитие национальных платежных инструментов. Выпуск первой национальной платежной карты (для нее выбрано название «Мир») запланирован на декабрь 2015 года. Как указано в Интернете на сайте НСПК (www.nspk.ru), к декабрю 2015 года начнутся тестирование приема карт ПС «Мир» в эквайринговой сети пилотных банков и эмиссия карт. Таким образом, на сегодняшний день у потребителей отсутствует возможность расплачиваться за приобретенные (заказанные) товары с использованием национальных платежных инструментов. Что касается международных платежных карт, требования о возможности предоставления потребителям произвести расчеты с их использованием федеральные законы не содержат. Следовательно, торговую организацию (ее должностное лицо) не могут привлечь к административной ответственности за непредставлением покупателю – физическому лицу возможности рассчитаться за приобретаемые товары с использованием платежной карты (до тех пор, пока в обиход не войдут национальные платежные карты).

Источник: Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"




Последние публикации

16 Августа 2018

Бизнесмены Зауралья теперь смогут проверить подноготную потенциальных партнеров через сервис ФНС

В Курганской области налоговая служба начала публиковать через специальный сервис в интернете сведения о налогоплательщиках, раньше считавшиеся налоговой тайной. Чем этот ресурс полезен для предпринимателей и обычных граждан, расскажем в данной статье.

Резонансное письмо ФНС России об аннулировании налоговых деклараций: профилактика нарушений или дискредитация конституционных прав?

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц.

Очередная партия обновленных форм от Росстата по труду и зарплате

Обновленные формы мало чем отличаются от прежних. Они содержат небольшие техправки. Например, в порядке заполнения формы N П-4 "предыдущий год" заменен на "2017 год". Аналогичные правки предусмотрели для формы N П-4 (НЗ). Впрочем, несколько важных изменений в отчетах и порядках их заполнения все же есть. Рассмотрим их.

15 Августа 2018

Минфин: Экологический налог не повысит расходы бизнеса

Замена экологического сбора на налог не повысит расходы бизнеса, обещает Минфин. Министерство выступило с разъяснениями для прояснения ситуации с законопроектом об экологическом налоге.

Оплата за работу в выходные, праздники и ночью: учтите подход Роструда

При повышенной оплате труда за выходные, праздники, сверхурочную работу и работу в ночные часы нужно брать в расчет не только тарифную часть зарплаты, но и компенсационные, стимулирующие выплаты, которые включены в систему оплаты труда.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

16 Августа 2018

Сомнительное требование налоговиков лучше исполнить

Минфин рассказал о том, как срок для освобождения от НДС исчисляется для новых компаний и ИП

Уведомление о контролируемых сделках необходимо представлять в налоговый орган по новой форме

ФНС России сообщила о снижении налога на имущество физлиц по объектам недвижимости: часть жилых домов, гараж, машино-место

При прощении "старых" долгов физлицам прощается и НДФЛ

15 Августа 2018

Как нельзя увольнять топ-менеджера: ВС РФ разбирался с делом о "золотом парашюте"

Предлагается скорректировать коэффициенты дифференциации по субъектам РФ, применяемые для расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения

Определены особенности налогообложения международных холдинговых компаний

Разъяснено, как заполняются два раздела 2 декларации по налогу на имущество организации

ФНС России рассказала об изменениях в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

14 Августа 2018

Минфин предложил ввести экологический налог

Разъяснено, как учитывать расходы материнской организации по приобретенным правам требования к дочерней

Распространяются ли на несовершеннолетних льготы по налогу на имущество физлиц?

Регионам ограничили возможность применения пониженной ставки налога на прибыль

7-часовой рабочий день не повод платить пособие по уходу за ребенком за счет ФСС

читать все Новости