Меню

Актуально










Публикация

14 Февраля 2018О сроках давности привлечения к административной ответственности


А. Гусев
к. п. н., редактор журнала «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, предусматривающим в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица?

Срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, преду­сматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица (см., в частности, ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Обоснование. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.


[1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Источник: Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»



Последние публикации

21 Мая 2018

Когда организация – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

В случае признания организации крупнейшим налогоплательщиком (КН), что может сделать только налоговый орган, ее поставят на учет в ИФНС в качестве КН. При каких обстоятельствах организация признается крупнейшим налогоплательщиком? Каким образом она узнает о том, что поставлена на учет в качестве КН? Ответы на вопросы актуальны в связи с тем, что изменены среди прочего критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.

Разработана форма уведомления об уменьшении суммы налога в рамках ПСН на расходы по приобретению ККТ

Напомним, в соответствии с п. 1.1 ст. 346.51 Налогового кодекса ИП вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ (в пределах 18 тыс. руб. за одну онлайн-кассу.). Такой налоговый вычет установлен с 1 января 2018 года. Для его получения необходимо направить уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ.

ВС РФ разъяснит особенности регулирования труда работающих у физических лиц и микропредприятий работников

Несмотря на то что действующее законодательство содержит запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения (ст. 15 Трудового кодекса), и устанавливает ответственность за его несоблюдение, равно как и за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора (ч. 4 ст. 5.27 КоАП), практика показывает, что отношения между работниками и работодателями – физическими лицами и субъектами малого предпринимательства нередко оформляются с нарушениями или вовсе не оформляются официально.

17 Мая 2018

ИП перешел с ПСНО на УСНО: учет доходов

В Письме Минфина России от 30.03.2018 № 03‑11‑11/20494 рассматривается вопрос об учете денежных средств, поступивших после перехода предпринимателя на УСНО за услуги, оказанные в период применения ПСНО. Данный вопрос имеет практическое значение, поскольку наличие дебиторской задолженности, например, за оказанные услуги (выполненные работы) при нахождении на патентной системе налогообложения не редкость.

На Среднем Урале может появиться еще одна налоговая льгота

Министерство инвестиций и развития Свердловской области рассматривает вариант введения в регионе еще одной меры господдержки для предприятий, внедряющих технологические инновации в производственном секторе, - инвестиционный вычет по налогу на прибыль.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

21 Мая 2018

НДС можно принять к вычету, даже если контрагент выставил счет-фактуру, нарушив пятидневный срок

Посмотрите, не включат ли вас налоговики в план выездных проверок

Малый бизнес предложил изменить принцип кадастровой оценки

Внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности организаций

Минфин России разъяснил, когда нужно перечислять в бюджет НДФЛ при выплате работнику отпускных

18 Мая 2018

Можно ли сократить работника в период межвахтового отдыха?

Если временная нетрудоспособность наступила в период простоя и продолжилась после его окончания, выплачивается ли пособие?

ФНС России разъяснила нюансы применения налоговой льготы по транспортному налогу, связанной с платежами по системе "Платон"

Когда объекты не учитываются при расчете налога на имущество?

Сокращение без учета преимущественного права - Мосгорсуд поддержал работодателя

ИП после банкротства сможет зарегистрироваться как предприниматель только через 3 года

17 Мая 2018

Пеней по налогу не будет, если переплата превышает недоимку

Финансисты оценили возможность налогообложения частей жилых домов и частей квартир

Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя

Минфин России объяснил, в чем выгода от повышения зарплаты работникам

читать все Новости