Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

5 Октября 2014О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации


Через год после выхода постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57) налоговая служба выпустила письмо, в котором донесла до нижестоящих инспекций свою позицию по применению положений Пленума. Разъяснения по ряду проблем служба дает впервые, другими уточняет и дополняет тезисы ВАС РФ.

Константин Правоведов,
налоговый юрист

Письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 пока не появилось в разделе сайта налоговой службы «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами». Но есть вероятность, что оно там появится. В письме приведены комментарии почти к половине пунктов Постановления № 57. Рассмотрим самые интересные уточнения.

Обязанность по уплате налога

Тот факт, что инспекторы довольно лихо могут определить налоговые обязательства плательщика расчетным путем, уже ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнений. Применение подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ возможно как в случае непредставления плательщиком документов, подтверждающих сумму произведенных расходов, так и в ситуации, когда документы признаны ненадлежащими. Расчетный способ не может быть применен при определении суммы вычетов по НДС (п. 8 Постановления № 57).

ФНС России уточняет, что установление налоговым органом факта отсутствия реальных хозяйственных операций в рамках исполнения спорных сделок освобождает инспекцию от обязанности определять суммы доходов и расходов расчетным путем.

В общем, вполне логичное уточнение. Если в реальности нет расходов – нет и смысла устанавливать их размер. Другой вопрос: если в судебном порядке налоговый орган не до- кажет нереальность сделок, то, на наш взгляд, он вообще лишится возможности вменить плательщику какие-либо суммы к уплате в бюджет. Поскольку факт отсутствия расчета сыграет на руку плательщику.

Следующий вопрос из блока, посвященного исполнению обязанности по уплате налога, касается проблемы задолженности, право на взыскание которой инспекцией утрачено (п. 10 Постановления № 57). ФНС России указала, что самостоятельная уплата организацией такого долга в рамках исполнительного производства, но до вынесения судом решения об утрате права на взыскание не считается излишней уплатой налога. А значит, эти суммы не подлежат возврату в порядке ст. 78 НК РФ.

Вопрос о возврате данных сумм может быть рассмотрен налоговым органом в случае вынесения судом соответствующего решения. То есть в такой ситуации процедура возврата будет проходить в рамках исполнения судебного акта.

Ответственность за нарушения

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

В пункте 15 Постановления № 57 разъяснено: налоговую базу и сумму налога плательщик исчисляет после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог. Поэтому срок давности, определенный ст. 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Из этого служба делает вывод, что данная правовая позиция применима в т. ч. к тем налогам, для которых налоговый период составляет год. Заметим, что такое разъяснение ФНС России приводит впервые.

Радует позиция Федеральной налоговой службы по п. 16 Постановления № 57, в котором рассмотрен вопрос о правилах и пределах снижения размера штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. ФНС России не видит препятствий для заявления плательщиком в суде доводов о снижении размера санкции ввиду наличия смягчающих обстоятельств, даже если эти же обстоятельства были заявлены на досудебной стадии, рассмотрены и учтены инспекцией при вынесении решения.

Таким образом, суд может учесть любые смягчающие ответственность обстоятельства, в т. ч. ранее оцененные ИФНС. А значит, шансы на снижение штрафа существенно повышаются. Правда, следует отметить, что суды не всегда готовы уменьшать санкции, уже смягченные налоговыми инспекторами.

Судебная практика

На основе постановления ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 № А57-18493/2012
Сопоставив соразмерность примененного инспекцией штрафа с тяжестью совершенного правонарушения, суды указали на отсутствие оснований для дальнейшего снижения размера налоговой санкции.

Еще один приятный момент. ФНС России поддерживает позицию суда, изложенную в п. 17 Постановления № 57. Напомним, в нем ВАС РФ указал, что штрафовать по ст. 119 НК РФ за непредставление расчета авансовых платежей незаконно.

Это обосновано тем, что нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, следует разграничивать два самостоятельных документа: декларацию, представляемую по итогам налогового периода, и расчет авансового платежа, который сдают по итогам отчетного периода. Данный подход должен быть реализован неза- висимо от того, как поименованы такие документы в той или иной главе Налогового кодекса. Поэтому еще в письме от 30.09.2013 № СА-4-7/17536 ФНС России указала на невозможность штрафовать по ст. 119 НК РФ за непредставление деклараций по налогу на прибыль, поданных по итогам отчетных периодов.

Из указанной разницы между расчетом и декларацией вытекает следующий вывод. Блокировка счета за непредставление расчета также незаконна. Указанная мера не может быть применена и к налоговому агенту, на которого законом возложена обязанность по представлению расчетов сумм налога.

ФНС разъясняет

Из письма от 22.08.2014 № СА-4-7/16692
<...> Таким образом, в случае если налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, лица, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг) с выставлением счетов-фактур, непредставление налоговой декларации по НДС влечет приостановление операций по расчетным счетам в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 76 Кодекса. <...>

При этом блокировка счета в отношении агента по НДС, не представившего декларацию, вполне допустима.

вот выводы ФНС России в отношении п. 18 Постановления № 57 плательщиков не порадуют. ВАС РФ в указанном пункте постановил взыскивать штраф по ст. 119 НК РФ исходя из суммы, не уплаченной на момент истечения срока внесения соответствующего платежа в бюджет. Развивая эту мысль, служба считает, что разъяснения суда «фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения данного правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неупла- ченной суммы налога на момент истечения срока уплаты в независимости от факта последующей уплаты налога».

О проверках

Служба в целом согласна с п. 25 Постановления № 57. То есть признает, что инспекция может истребовать документы, подтверждающие право на предъявление к вычету НДС, только если в декларации заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем отмечено: инспекции ничто не мешает запросить у налогоплательщика письменные пояснения, указав в запросе на возможность представления подтверждающих документов в добровольном порядке.

Рекомендацию, предотвращающую неприятности в виде невручения плательщику акта проверки, содержит комментарий к пп. 28 и 29 Постановления № 57. Служба советует вручать уведомление о возможности получения акта выездной налоговой проверки вместе со справкой о проведенной ревизии. А уведомление о возможности получения документов по результатам камеральной налоговой проверки (в т. ч. акта) целесообразно вручать вместе с требованием о представлении документов. Процедура извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки будет считаться соблюденной только при условии направления заказным письмом с уведомлением о вручении.

Также с легкой руки ФНС России инспекции во всех случаях будут знакомить плательщика с доказательствами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Это необходимо для снижения рисков признания вынесенного решения недействительным по формальным основаниям. С этой же целью вышестоящим налоговым органам при рассмотрении апелляционных жалоб предлагается в обязательном порядке проверять соблюдение инспекциями процедуры рассмотрения материалов проверки, даже если плательщик об этом не просит.

Однако ФНС России вовсе не склонна считать, что существенные нарушения и отмена решения инспекции судом по этой причине могут предотвратить направление материалов проверки в правоохранительные органы.

ФНС разъясняет

Из письма от 22.08.2014 № СА-4-7/16692
<...> Поводом для начала предварительного расследования преступления, предусмотренного статьями 198–1992 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Исходя из содержания части 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для начала предварительного расследования является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Таким образом, для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–1992 УК РФ, необходимо надлежащее подтверждение неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налогов, вынесенного на основании решения. <...>

Важное уточнение содержит комментарий к п. 77 Постановления № 57. Ситуация: инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности. И затем – решение о принятии обеспечительных мер, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ. Налогоплательщик, оспаривая первое решение, вправе заявить в суде ходатайство о приостановлении действия данного решения. Если аналогичное ходатайство не будет заявлено в отношении второго решения, то обеспечительные меры инспекции продолжат действовать.

Источник: http://www.n-kodeks.ru



Последние публикации

25 Июня 2018

Работодателю следует быть внимательным к формулировкам заявления об увольнении, поданного во время предупреждения о сокращении

В суде решался спор о правомерности увольнения работника по собственному желанию. Как было установлено в ходе рассмотрения дела, работнику было вручено уведомление о предстоящем сокращении, в котором, в частности, указывалось на возможность расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения с предоставлением гарантий, предусмотренных частью третьей ст. 180 ТК.

Как вернуть часть денег, потраченных на лечение

Россияне в прошлом году потратили на лекарства больше 940 миллиардов рублей. При этом до сих пор многие не знают, что деньги, заплаченные за медицинские препараты и дорогостоящее лечение, можно частично вернуть, воспользовавшись социальным вычетом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Карточные переводы россиян не будут облагать налогом

Налоговая служба не будет устанавливать тотальный контроль за движением денег на счетах и во вкладах россиян. Тем более не собирается автоматически брать налог с "неопознанных" переводов на пластиковые карты.

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

25 Июня 2018

Определены меры в связи с внедрением международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях

Минфин России рассказал об особенностях удержания НДФЛ до договору дистанционной работы

Бухгалтеру госсектора: по бессрочным договорам аренды необходимо учитывать показатели за 3 года

Определено, в какой налоговый орган физлицу подать уведомление об открытых счетах в банках за пределами РФ

Возможно, придется давать многодетным работникам отпуск в удобное для них время

Правительство РФ предлагает дополнить перечень подакцизных товаров и проиндексировать ставки акцизов

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

читать все Новости