Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

30 Июня 2015Как пережить процедуру выемки без излишних потерь


Почему представление документов предпочтительнее их выемки;
Какие нарушения допускают налоговики при выемке;
Сколько стоит воспрепятствование проведению выемки.

Елена Макогон, секретарь государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Выемка документов и предметов — одна из форм налогового контроля (ст. 94 НК РФ) и одна из самых неприятных процедур для компании. Особенно когда проверяющие знают, что и где искать. Но кодекс строго регламентирует проведение выемки, что позволяет компании защитить себя от многих негативных последствий. В частности, оспорить доначисления.

Для выемки нужна веская причина

Выемка документов допустима в случае, если есть основания подозревать, что они могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (см. схему). Требования к обоснованию выемки повторены в кодексе сразу в нескольких нормах — подпункте 3 пункта 1 статьи 31, пункте 14 статьи 89 НК РФ. В пункте 4 статьи 93 НК РФ оговорено, что выемка может быть произведена после отказа или непредставления налогоплательщиком истребуемых документов. Из сказанного следует, что этот способ сбора доказательств, как правило, производится, когда у налогового органа есть информация о документах, которые необходимы для налогового контроля. Информация чаще всего бывает получена в рамках выездной проверки. Данная форма налогового контроля упомянута и в пункте 1 статьи 94 НК РФ как мероприятие, в ходе которого может быть проведена выемка.

Основания проведения выемки

Однако Минфин России в письме от 07.06.06 № 03-02-07/1–141 напомнил, что истребование документов возможно и при камеральной налоговой проверке (ст. 88 НК РФ). А значит, если налогоплательщик не представил истребуемые документы и есть основания полагать, что они будут уничтожены, изменены, заменены или сокрыты, возможна выемка и в этом случае. Судебная практика по данному вопросу противоречива. Поэтому о возможности выемки при наличии оснований для нее на этапе камеральной проверки стоит помнить.

Но все же выемка более характерна для выездных проверок (ст. 89 НК РФ). Она может проводиться хоть в первый день проверки, но в ряде случаев ей способствует и предшествует проведение налоговиками иных мероприятий.

Наиболее частым является выставление требования о представлении документов (п. 4 ст. 94 НК РФ) и неисполнение его налогоплательщиком. Но суды в отдельных случаях отмечают, что направление требования не является необходимым условием для производства выемки (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.12.11 № А33-18122/2010, Восьмого ААС от 22.05.14 № А70-11274/2013, Семнадцатого ААС от 03.02.15 № А60-31050/2014). Следует также учитывать, что, согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ, предоставление обществом подлинных документов инспекции в добровольном порядке на основании требования не исключает возможности выемки, если есть основания, указанные в статье 94 НК РФ.

Причиной выемки может стать получение информации во время допроса сотрудников. Так, например, в деле, рассмотренном Семнадцатым ААС, налоговый орган узнал о смене генерального директора в компании. По информации оперуполномоченного, это лицо не могло исполнять обязанности руководителя и предоставило свой паспорт за вознаграждение. Налоговый орган сделал вывод, что новый руководитель является номинальным, а это признак ведения деятельности с большим налоговым риском. На основании того, что подтверждающие документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены, было принято решение о проведении выемки (постановление от 03.02.15 № А60-31050/2014).

Выемке может предшествовать осмотр, если налоговики до его проведения точно не знают, где искать документы. Времени для маневра у компании в таких случаях, как правило, не остается. Если налоговики что-то обнаружили или их что-то заинтересовало в ходе осмотра, то они готовы тут же провести выемку.

Процедура выемки строго регламентирована

Порядок данной формы налогового контроля закреплен в положениях статьи 94 НК РФ. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки документов и предметов (утв. приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@). Согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ, данный документ должен быть утвержден руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки. После этого должностное лицо налогового органа разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. О факте ознакомления делается соответствующая запись в протоколе, заверенная подписью лица, у которого производится выемка.

Вначале сотрудников компании просят выдать документы и предметы в добровольном порядке. При отказе вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и упаковываются на месте выемки. Наличие большого количества документов не освобождает налоговый орган от обязанности перечислять и описывать в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях изымаемые документы с точным указанием их наименования.

С изымаемых документов изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

В случае приостановления выездной проверки налогоплательщику возвращаются истребованные у него документы. Но это не относится к документам, полученным налоговиками в ходе выемки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Следует отметить, что кодекс вообще не предусматривает возврата изъятых в ходе проведения выемки подлинников документов. В судебной практике по этому вопросу мнения разделились. Есть решения в пользу того, что документы должны быть возвращены (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.07.08 № Ф04-4594/2008( 8820-А03-31), Северо-Кавказского от 06.02.07 № Ф08-173/ 2007-83А округов). Но возможны и отказы. При этом указываются различные причины: налоговое законодательство не устанавливает срок хранения документов в налоговом органе, налоговый орган обеспечивает сохранность изъятых документов в целях представления их в качестве доказательства в суде, налогоплательщик не обосновал, чем удержание документов вредит его хозяйственной деятельности (определение ВАС РФ от 23.12.11 № ВАС-16271/11, постановления ФАС Северо-Западногоот 12.04.10 № А52-6074/2009, от 18.12.09 № А52-1711/2009, АС Центрального от 11.09.14 № А64-8454/2013 округов).

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

Согласно пункту 4 статьи 82 НК РФ, при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение и использование информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений кодекса. Это довольно серьезный аргумент. При наличии нарушений в оформлении документов, процедуре выемки суды поддерживают налогоплательщиков. А значит, необходимо хорошо представлять, из чего состоит вся процедура выемки и за какие нарушения можно зацепиться, чтобы оспорить законность ее проведения или результаты.

Как уже отмечено, выемка должна быть мотивированной. Таким мотивом может быть любая из указанных в приведенных нормах причин: как возможное уничтожение, сокрытие, исправление, изменение или замена документов, так и необходимость в подлинниках, например, для проведения почерковедческой экспертизы (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 18120/10). Но главное, данная причина не должна носить формального характера.

Так, ФАС Поволжского округа признал недействительным постановление о проведении выемки, поскольку в нем не было указано, какие действия компании в ходе выездной налоговой проверки либо какие полученные в результате мероприятий налогового контроля доказательства позволили сделать вывод о необходимости проведения выемки подлинных документов (постановление от 25.06.14 № А12-23096/2013).

Отсутствие во вводной части протокола перечисления всех присутствовавших при осмотре лиц не является безусловным основанием для признания действий налоговиков незаконными (постановление Семнадцатого ААС от 03.02.15 № А60-31050/2014). Кроме того, кодекс не содержит требований об указании точного адреса производства действия (решение АС Самарской области от 26.03.15 № А55-29497/2014, постановление Одиннадцатого ААС от 29.03.13 № А55-30977/2012).

Выемка не может быть произведена в ночное время, то есть с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ, ст. 5 УПК РФ). Причем в указанное время налоговому органу придется вместить не только сам процесс выемки, но и оформление документов (постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.11 № А12-9423/2010).

Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. ФАС Северо-Кавказского округа рассмотрел случай, когда налоговый орган не отразил в протоколе и описи подобный факт. Но нарушение зафиксировал сам налогоплательщик и составил собственный акт описи. Суд признал это адекватной мерой на бездействие сотрудников налогового органа и принял в качестве доказательства (постановление от 15.01.13 № А32-7729/2011).

Понятыми не могут выступать сотрудники налоговых органов. В данном случае стоит иметь в виду, что сотрудниками признаются не все работники налогового органа. Так, водитель не является налоговым специалистом, и суд может счесть, что он не подпадает под категорию сотрудника налогового органа (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.13 № А31-13075/2012).

Иногда встречаются случаи, когда понятыми выступают лица, проходившие практику в инспекции. Суды указывают, что этот факт не свидетельствует о заинтересованности данных лиц в исходе дела и что компания должна представить доказательства наличия служебной зависимости указанных понятых от должностного лица налогового органа (решение АС Республики Башкортостан от 24.02.15 № А07-9096/2014). В этой ситуации остается только внимательнее следить за процессом выемки, чтобы зафиксировать все нарушения.

ФАС Северо-Западного округа признал незаконными действия налогового органа по выемке, поскольку понятые не присутствовали в течение всего времени выемки. Их привлекли только на завершающем этапе, когда все документы уже были собраны и упакованы (постановление от 07.02.14 № А66-3086/2013). Аналогичное нарушение стало причиной признания незаконной выемки в деле, рассмотренном ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 01.08.14 № А74-6105/2013).

Паспортные данные понятых, участвующих при производстве выемки, составляют информацию, не подлежащую разглашению, и компании будет вручена копия протокола выемки без указания в нем этой информации. Необходимо отметить, что никаким нормативным актом не предусмотрено указание в протоколе выемки сведений о месте регистрации понятых, достаточно, чтобы были указаны сведения о месте их жительства.

Работникам компании не стоит подставляться под нарушение закона

Ошибки в процессе выемки могут совершать не только налоговые органы, но и налогоплательщики. Такие действия впоследствии негативно воспринимаются судом в случае разбирательства дела, а также они влекут ответственность.

ФНС России в пункте 9.11 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837 отмечает, что лицо, у которого производится выемка, вправе отказаться от подписания протокола выемки. В этом случае оно может представить мотивированное объяснение причин отказа, которое прилагается к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись. Если такое объяснение не представлено, то в протоколе производится соответствующая запись, заверенная проверяющими и понятыми.

Присутствующие и участвующие при производстве выемки лица могут делать замечания, которые подлежат внесению в протокол или приобщению к делу. Этим правом не следует пренебрегать, не надеясь на бдительность понятых. Выше приведен пример того, как самостоятельное оформление налогоплательщиком акта описи помогло ему защитить себя в суде (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.13 № А32-7729/2011).

Добровольная выдача документов компанией положительно оценивается судами. А в случае нарушения процедуры выемки или недостаточной доказательной базы налоговиков часто выступает фактором добросовестности компании. Отказ лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, квалифицируется как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (п. 9.7 письма ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12837). Согласно части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, на граждан может быть наложен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц — от 2 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

Выемка может помешать завершению проверки. Такое «спасение» компании обернется для должностного лица штрафом в размере от 5 до 10 тыс. рублей, а для компании — от 20 до 50 тыс. рублей (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Источник: Журнал "Практическое налоговое планирование"




Последние публикации

25 Июня 2018

Работодателю следует быть внимательным к формулировкам заявления об увольнении, поданного во время предупреждения о сокращении

В суде решался спор о правомерности увольнения работника по собственному желанию. Как было установлено в ходе рассмотрения дела, работнику было вручено уведомление о предстоящем сокращении, в котором, в частности, указывалось на возможность расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения с предоставлением гарантий, предусмотренных частью третьей ст. 180 ТК.

Как вернуть часть денег, потраченных на лечение

Россияне в прошлом году потратили на лекарства больше 940 миллиардов рублей. При этом до сих пор многие не знают, что деньги, заплаченные за медицинские препараты и дорогостоящее лечение, можно частично вернуть, воспользовавшись социальным вычетом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Карточные переводы россиян не будут облагать налогом

Налоговая служба не будет устанавливать тотальный контроль за движением денег на счетах и во вкладах россиян. Тем более не собирается автоматически брать налог с "неопознанных" переводов на пластиковые карты.

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

25 Июня 2018

Определены меры в связи с внедрением международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях

Минфин России рассказал об особенностях удержания НДФЛ до договору дистанционной работы

Бухгалтеру госсектора: по бессрочным договорам аренды необходимо учитывать показатели за 3 года

Определено, в какой налоговый орган физлицу подать уведомление об открытых счетах в банках за пределами РФ

Возможно, придется давать многодетным работникам отпуск в удобное для них время

Правительство РФ предлагает дополнить перечень подакцизных товаров и проиндексировать ставки акцизов

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

читать все Новости