30 Июня 2015Как пережить процедуру выемки без излишних потерь
Какие нарушения допускают налоговики при выемке;
Сколько стоит воспрепятствование проведению выемки.
Елена Макогон, секретарь государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Выемка документов и предметов — одна из форм налогового контроля (ст. 94 НК РФ) и одна из самых неприятных процедур для компании. Особенно когда проверяющие знают, что и где искать. Но кодекс строго регламентирует проведение выемки, что позволяет компании защитить себя от многих негативных последствий. В частности, оспорить доначисления.
Для выемки нужна веская причина
Выемка документов допустима в случае, если есть основания подозревать, что они могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (см. схему). Требования к обоснованию выемки повторены в кодексе сразу в нескольких нормах — подпункте 3 пункта 1 статьи 31, пункте 14 статьи 89 НК РФ. В пункте 4 статьи 93 НК РФ оговорено, что выемка может быть произведена после отказа или непредставления налогоплательщиком истребуемых документов. Из сказанного следует, что этот способ сбора доказательств, как правило, производится, когда у налогового органа есть информация о документах, которые необходимы для налогового контроля. Информация чаще всего бывает получена в рамках выездной проверки. Данная форма налогового контроля упомянута и в пункте 1 статьи 94 НК РФ как мероприятие, в ходе которого может быть проведена выемка.
Основания проведения выемки
Однако Минфин России в письме от 07.06.06 № 03-02-07/1–141 напомнил, что истребование документов возможно и при камеральной налоговой проверке (ст. 88 НК РФ). А значит, если налогоплательщик не представил истребуемые документы и есть основания полагать, что они будут уничтожены, изменены, заменены или сокрыты, возможна выемка и в этом случае. Судебная практика по данному вопросу противоречива. Поэтому о возможности выемки при наличии оснований для нее на этапе камеральной проверки стоит помнить.
Но все же выемка более характерна для выездных проверок (ст. 89 НК РФ). Она может проводиться хоть в первый день проверки, но в ряде случаев ей способствует и предшествует проведение налоговиками иных мероприятий.
Наиболее частым является выставление требования о представлении документов (п. 4 ст. 94 НК РФ) и неисполнение его налогоплательщиком. Но суды в отдельных случаях отмечают, что направление требования не является необходимым условием для производства выемки (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.12.11 № А33-18122/2010, Восьмого ААС от 22.05.14 № А70-11274/2013, Семнадцатого ААС от 03.02.15 № А60-31050/2014). Следует также учитывать, что, согласно пункту 12 статьи 89 НК РФ, предоставление обществом подлинных документов инспекции в добровольном порядке на основании требования не исключает возможности выемки, если есть основания, указанные в статье 94 НК РФ.
Причиной выемки может стать получение информации во время допроса сотрудников. Так, например, в деле, рассмотренном Семнадцатым ААС, налоговый орган узнал о смене генерального директора в компании. По информации оперуполномоченного, это лицо не могло исполнять обязанности руководителя и предоставило свой паспорт за вознаграждение. Налоговый орган сделал вывод, что новый руководитель является номинальным, а это признак ведения деятельности с большим налоговым риском. На основании того, что подтверждающие документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены, было принято решение о проведении выемки (постановление от 03.02.15 № А60-31050/2014).
Выемке может предшествовать осмотр, если налоговики до его проведения точно не знают, где искать документы. Времени для маневра у компании в таких случаях, как правило, не остается. Если налоговики что-то обнаружили или их что-то заинтересовало в ходе осмотра, то они готовы тут же провести выемку.
Процедура выемки строго регламентирована
Порядок данной формы налогового контроля закреплен в положениях статьи 94 НК РФ. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки документов и предметов (утв. приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@). Согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ, данный документ должен быть утвержден руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки. После этого должностное лицо налогового органа разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. О факте ознакомления делается соответствующая запись в протоколе, заверенная подписью лица, у которого производится выемка.
Вначале сотрудников компании просят выдать документы и предметы в добровольном порядке. При отказе вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и упаковываются на месте выемки. Наличие большого количества документов не освобождает налоговый орган от обязанности перечислять и описывать в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях изымаемые документы с точным указанием их наименования.
С изымаемых документов изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
В случае приостановления выездной проверки налогоплательщику возвращаются истребованные у него документы. Но это не относится к документам, полученным налоговиками в ходе выемки (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Следует отметить, что кодекс вообще не предусматривает возврата изъятых в ходе проведения выемки подлинников документов. В судебной практике по этому вопросу мнения разделились. Есть решения в пользу того, что документы должны быть возвращены (постановления ФАС Западно-Сибирского от 29.07.08 № Ф04-4594/2008( 8820-А03-31), Северо-Кавказского от 06.02.07 № Ф08-173/ 2007-83А округов). Но возможны и отказы. При этом указываются различные причины: налоговое законодательство не устанавливает срок хранения документов в налоговом органе, налоговый орган обеспечивает сохранность изъятых документов в целях представления их в качестве доказательства в суде, налогоплательщик не обосновал, чем удержание документов вредит его хозяйственной деятельности (определение ВАС РФ от 23.12.11 № ВАС-16271/11, постановления ФАС Северо-Западногоот 12.04.10 № А52-6074/2009, от 18.12.09 № А52-1711/2009, АС Центрального от 11.09.14 № А64-8454/2013 округов).
Нюансы, на которые стоит обратить внимание
Согласно пункту 4 статьи 82 НК РФ, при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение и использование информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений кодекса. Это довольно серьезный аргумент. При наличии нарушений в оформлении документов, процедуре выемки суды поддерживают налогоплательщиков. А значит, необходимо хорошо представлять, из чего состоит вся процедура выемки и за какие нарушения можно зацепиться, чтобы оспорить законность ее проведения или результаты.
Как уже отмечено, выемка должна быть мотивированной. Таким мотивом может быть любая из указанных в приведенных нормах причин: как возможное уничтожение, сокрытие, исправление, изменение или замена документов, так и необходимость в подлинниках, например, для проведения почерковедческой экспертизы (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.11 № 18120/10). Но главное, данная причина не должна носить формального характера.
Так, ФАС Поволжского округа признал недействительным постановление о проведении выемки, поскольку в нем не было указано, какие действия компании в ходе выездной налоговой проверки либо какие полученные в результате мероприятий налогового контроля доказательства позволили сделать вывод о необходимости проведения выемки подлинных документов (постановление от 25.06.14 № А12-23096/2013).
Отсутствие во вводной части протокола перечисления всех присутствовавших при осмотре лиц не является безусловным основанием для признания действий налоговиков незаконными (постановление Семнадцатого ААС от 03.02.15 № А60-31050/2014). Кроме того, кодекс не содержит требований об указании точного адреса производства действия (решение АС Самарской области от 26.03.15 № А55-29497/2014, постановление Одиннадцатого ААС от 29.03.13 № А55-30977/2012).
Выемка не может быть произведена в ночное время, то есть с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ, ст. 5 УПК РФ). Причем в указанное время налоговому органу придется вместить не только сам процесс выемки, но и оформление документов (постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.11 № А12-9423/2010).
Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. ФАС Северо-Кавказского округа рассмотрел случай, когда налоговый орган не отразил в протоколе и описи подобный факт. Но нарушение зафиксировал сам налогоплательщик и составил собственный акт описи. Суд признал это адекватной мерой на бездействие сотрудников налогового органа и принял в качестве доказательства (постановление от 15.01.13 № А32-7729/2011).
Понятыми не могут выступать сотрудники налоговых органов. В данном случае стоит иметь в виду, что сотрудниками признаются не все работники налогового органа. Так, водитель не является налоговым специалистом, и суд может счесть, что он не подпадает под категорию сотрудника налогового органа (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.13 № А31-13075/2012).
Иногда встречаются случаи, когда понятыми выступают лица, проходившие практику в инспекции. Суды указывают, что этот факт не свидетельствует о заинтересованности данных лиц в исходе дела и что компания должна представить доказательства наличия служебной зависимости указанных понятых от должностного лица налогового органа (решение АС Республики Башкортостан от 24.02.15 № А07-9096/2014). В этой ситуации остается только внимательнее следить за процессом выемки, чтобы зафиксировать все нарушения.
ФАС Северо-Западного округа признал незаконными действия налогового органа по выемке, поскольку понятые не присутствовали в течение всего времени выемки. Их привлекли только на завершающем этапе, когда все документы уже были собраны и упакованы (постановление от 07.02.14 № А66-3086/2013). Аналогичное нарушение стало причиной признания незаконной выемки в деле, рассмотренном ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 01.08.14 № А74-6105/2013).
Паспортные данные понятых, участвующих при производстве выемки, составляют информацию, не подлежащую разглашению, и компании будет вручена копия протокола выемки без указания в нем этой информации. Необходимо отметить, что никаким нормативным актом не предусмотрено указание в протоколе выемки сведений о месте регистрации понятых, достаточно, чтобы были указаны сведения о месте их жительства.
Работникам компании не стоит подставляться под нарушение закона
Ошибки в процессе выемки могут совершать не только налоговые органы, но и налогоплательщики. Такие действия впоследствии негативно воспринимаются судом в случае разбирательства дела, а также они влекут ответственность.
ФНС России в пункте 9.11 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837 отмечает, что лицо, у которого производится выемка, вправе отказаться от подписания протокола выемки. В этом случае оно может представить мотивированное объяснение причин отказа, которое прилагается к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись. Если такое объяснение не представлено, то в протоколе производится соответствующая запись, заверенная проверяющими и понятыми.
Присутствующие и участвующие при производстве выемки лица могут делать замечания, которые подлежат внесению в протокол или приобщению к делу. Этим правом не следует пренебрегать, не надеясь на бдительность понятых. Выше приведен пример того, как самостоятельное оформление налогоплательщиком акта описи помогло ему защитить себя в суде (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.13 № А32-7729/2011).
Добровольная выдача документов компанией положительно оценивается судами. А в случае нарушения процедуры выемки или недостаточной доказательной базы налоговиков часто выступает фактором добросовестности компании. Отказ лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, квалифицируется как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (п. 9.7 письма ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12837). Согласно части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, на граждан может быть наложен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц — от 2 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.
Выемка может помешать завершению проверки. Такое «спасение» компании обернется для должностного лица штрафом в размере от 5 до 10 тыс. рублей, а для компании — от 20 до 50 тыс. рублей (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ).