Меню

Актуально








Рубрикатор

Сервера в наличии


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

31 Марта 2016За непредставление статистической отчетности теперь будут наказывать строже


Д. Ю. Гусаров
эксперт журнала «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

В СМИ часто мелькает информация о планах законодателя осуществить глобальную реформу Кодекса об административных правонарушениях. В перспективе названные планы, возможно, осуществятся, а пока в упомянутый нормативный акт вносятся, как правило, точечные поправки. Об одной из них, имеющей непосредственное отношение к финансовой службе предприятия, мы расскажем в данном материале, тем более что эта поправка, к сожалению, может обернуться для большинства хозяйствующих субъектов негативными последствиями.

Суть законодательных новаций

Законом № 442‑ФЗ[1] были заново переписаны положения ст. 13.9 КоАП РФ. Чтобы оценить характер изменений, вначале сравним прежнюю и новую редакцию данной статьи.

Понятие

Прежняя редакция

Новая редакция

Название статьи

Нарушение порядка представления статистической информации

Непредставление первичных статистических данных

Субъекты административного правонарушения

Должностное лицо, ответственное за представление статистической информации

Респонденты

Объект административного правонарушения

Статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений

Первичные статистические данные

Состав административного правонарушения

Нарушение порядка представления статистической информации;

представление недостоверной такой информации

Непредставление первичных статистических данных в установленном порядке;

несвоевременное предоставление этих данных;

предоставление недостоверных данных

Размер административного штрафа

Штраф, налагаемый на должностное лицо, в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

– на юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб.

При повторном правонарушении налагаются штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 30 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Итак, мы показали характер изменений, внесенных в положения ст. 13.19 КоАП РФ. Далее поясним некоторые понятия, используемые в обозначенной норме.

Первичные статистические данные – документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пп. 7 ст. 2 Закона № 282‑ФЗ[2]).

Респондентами в силу п. 2 ст. 6 Закона № 282‑ФЗ признаются:

– созданные на территории РФ юридические лица;

– органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;

– граждане РФ;

– иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;

– граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ (то есть индивидуальные предприниматели).

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные субъектам официального статистического учета в обязательном порядке и безвозмездно. При этом субъектам малого и среднего предпринимательства разрешено представлять эти данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209‑ФЗ[3] (п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона № 282‑ФЗ).

Касательно недостоверности первичных статистических данных необходимо пояснить следующее. В пункте 6 Положения[4] сказано: предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Недостоверность первичных статистических данных может вы­явить как субъект официального статистического учета (то есть орган статистики) – об этом факте он должен уведомить респондента, направив ему в течение трех дней письменное сообщение (почтовой, факсимильной, электронной связью), так и респондент – в течение трех дней со дня самостоятельного обнаружения «недостоверности» он должен представить исправленные статистические данные (аналогичный срок отводится респонденту на исправление при получении уведомления от органа статистики) (абз. 2 п. 6 Положения).

Далее предлагаем детально проанализировать, за что и при каких обстоятельствах санкция, установленная ст. 13.19 КоАП РФ, может быть применена в отношении хозяйствующих субъектов. Это важно, если учитывать размер штрафных санкций, предусмотренных обозначенной нормой.

Анализ положений статьи 13.19 КоАП РФ

Данная норма новая, поэтому вопросов по ее применению возникает много. Например, следующие.

Как узнать, какие формы статистической отчетности должен подать в орган статистики тот или иной хозяйствующий субъект?

В настоящее время утверждено большое количество форм статистической отчетности (сейчас их более 200). При этом нет ни одного нормативного или ведомственного документа, в котором бы содержались сведения о том, какие именно формы должны подавать те или иные предприятия (например, в разрезе по отраслям: перерабатывающая, пищевая, машиностроительная и т. д.).

По данному вопросу следует обратить внимание на п. 4 Положения. В нем сказано, что:

1) органы статистики бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в их отношении федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления;

2) органы статистики на своих официальных сайтах в Интернете размещают формы статистической отчетности и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении;

3) бланки утвержденных в установленном порядке форм статистической отчетности и указаний по их заполнению предоставляются органами статистики по запросу респондентов безвозмездно.

Иными словами, чтобы определить, какие именно формы статистической отчетности являются обязательными для представления тем или иным предприятием, последнему нужно направить в адрес органа статистики соответствующий запрос. Лучше направить его в письменной форме, соответственно, ответ в таком случае должен быть тоже письменным. Кстати, подобная переписка, по сути, будет служить своеобразной «охранной грамотой» для предприятия в случае возникновения претензий о неисполнении обязанности по предоставлению форм статистической отчетности.

Добавим: санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ, подлежит применению в отношении каждой формы. Поэтому, если респонденту вменено в обязанность представить сразу несколько форм статистической отчетности, величина штрафа за их непредставление, соответственно, может увеличиться в разы.

В какие сроки и с какой периодичностью представляются формы статистической отчетности?

Ответ на данный вопрос содержится в вышеупомянутом п. 4 Положения: формы статистической отчетности предоставляются по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

К примеру, на титульном листе формы 1‑предприятие[5] указано, что данная форма является годовой и представляется 1 апреля после отчетного года. А вот из формы ПМ[6] следует, что малые предприятия должны представлять ее ежеквартально – 29‑го числа после отчетного периода.

Добавим, что формы статистической отчетности респонденты могут подать (п. 7 Положения):

– на бумажных носителях;

– в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью[7].

Какие штрафные санкции могут быть применены в отношении индивидуальных предпринимателей?

Индивидуальные предприниматели поименованы в перечне респондентов (ст. 6, 8 Закона № 282‑ФЗ). В отношении них применяется санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ для должностных лиц. Иными словами, на основании указанной статьи они могут быть оштрафованы на 10 000 – 20 000 руб., а при повторном нарушении – на 30 000 – 50 000 руб.

Данный вывод обусловлен примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным кодексом не установлено иное.

В каких случаях административное правонарушение будет считаться повторным?

Административное правонарушение является повторным, если оно совершено в период, когда нарушитель считается подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Период административного наказания – это период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу через 10 дней, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ). Окончанием исполнения постановления о наложении административного штрафа является его уплата, которая по общему правилу должна быть произведена лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Таким образом, если с момента окончания исполнения постановления о привлечении респондента к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ прошло более года, то совершенное респондентом новое правонарушение не следует квалифицировать как повторное. В этом случае применяются санкции в обычном, а не увеличенном размере.

И еще. Повторность правонарушения в анализируемой ситуации не означает, что штраф в увеличенном размере будет применяться, если респондент систематически не представляет лишь одну и ту же форму статистической отчетности. В связи с тем, что критерий повторности применяется в контексте с однородным административным правонарушением, полагаем, что применение ужесточенной санкции зависит от самого факта непредставления какой‑либо формы статистической отчетности, а не от ее конкретного вида.

Применяется ли данная санкция в отношении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

Согласно ст. 18 Закона № 402‑ФЗ[8] экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Названный экземпляр представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, она (вместе с аудиторским заключением) представляется не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Аналогичные положения содержатся в Приказе Росстата № 220[9].

Несмотря на то что экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке представляется в органы статистики, обозначенный документ не подпадает под понятие первичных статистических данных. Первичные статистические данные, напомним, в силу ст. 7 Закона № 282‑ФЗ представляют собой информацию, документированную в специальных формах статистической отчетности, утвержденных в установленном порядке Росстатом, тогда как годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность – это документы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним), содержащие систематизированную в соответствии с требованиями Закона № 402‑ФЗ информацию о финансовом положении экономического субъекта на 31 декабря, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за год (пп. 1 ст. 3, п. 1 ст. 14 Закона № 402‑ФЗ).

С учетом вышесказанного считаем, что применение ст. 13.19 КоАП РФ в отношении экономического субъекта, не представившего в орган статистики обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, является неправомерным.

Обратите внимание

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган статистики влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. (см. Письмо Росстата от 16.12.2013 № 1578/ОГ, Постановление Красноярского краевого суда от 06.05.2015 по делу № 4а-200/2015).

В связи с тем, что экономическому субъекту вменена обязанность представить в орган статистики экземпляр отчетности (который состоит из нескольких форм – бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним), применение санкции, установленной ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении каждой из упомянутых форм, по мнению автора, является неправомерным.

* * *

В целях реализации задач официального статистического учета в настоящее время применяется порядка 200 форм статистической отчетности, утвержденных Росстатом в установленном порядке. При этом ни одно предприятие не освобождено полностью от обязанности представлять в органы статистики формы статистического наблюдения.

Между тем до недавнего времени некоторые предприятия не уделяли должного внимания данной обязанности. Теперь им, видимо, придется изменить свое отношение к подобному виду отчетности – и чем скорее, тем лучше. Ведь начиная с 30.12.2015 за непредставление первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное представление этих данных, либо представление недостоверных данных ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб. При повторном правонарушении будут взиматься повышенные штрафы: с должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., с юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.


[1] Федеральный закон от 30.12.2015 № 442‑ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.12.2015, действует с этой же даты.

[2] Федеральный закон от 29.11.2007 № 282‑ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[4] Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учет, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

[5] Утверждена Приказом Росстата от 15.07.2015 № 320.

[6] Утверждена Приказом Росстата от 04.09.2014 № 547.

[7] Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.

[8] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[9] Приказ Росстата от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Источник: Журнал «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

20 Января 2020

Уведомление о переходе на УСН: нюансы заполнения

Решив с 2020 г. перейти на упрощенку, не забудьте сообщить об этом ИФНС, подав соответствующее уведомление. О том, как правильно его заполнить, а также о том, когда, куда и как его подать, расскажем в нашей статье.

Зарплата за декабрь: когда выплатить и как отчитаться

В конце года бухгалтеры традиционно интересуются, можно ли выплатить зарплату за декабрь до новогодних праздников, когда заплатить с нее НДФЛ и взносы и как отразить в зарплатной отчетности.

В Алтайском крае планируют либерализовать налоговые режимы для поддержки бизнеса

В Алтайском крае ожидают серьезного увеличения налоговой нагрузки на бизнес в связи с отменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Регион пока не вошел в число субъектов, где введен налог на самозанятых, поэтому краевые власти обещают либерализовать действующие налоговые режимы, чтобы снизить фискальную нагрузку на бизнес. В частности, в очередной раз предпримут попытку оживить патентную систему.

15 Января 2020

Когда начислять НДС подрядчику?

В Письме, посвященном выбору момента определения базы по НДС при выполнении работ, Минфин сделал следующие выводы. Первый: документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим подрядчик должен начислить НДС в периоде подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. Второй: если заказчик либо подрядчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на проведение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей исчисления НДС нужно считать дату вступления в законную силу решения суда. Таким образом, у подрядчика имеется два варианта действий: если заказчик подписал акт сдачи-приемки работ, необходимо начислить НДС, если не подписал – не начислять налог до тех пор, когда вступит в силу решение суда, рассматривавшего спор между двумя хозяйствующими субъектами. Между тем следование этому однозначному подходу может повлечь доначисление НДС подрядчику.

Упрощенцам и ИП на патенте упростили жизнь

Не очень значительные, но в целом приятные для "доходно-расходных" упрощенцев и предпринимателей на ПСН изменения внесены в НК. Теперь первым не обязателен факт подачи документов на госрегистрацию прав на недвижимость, чтобы включить стоимость ОС в "упрощенные" расходы. А для вторых окончательно решен - в их пользу - вопрос о численности работников при совмещении патента с иными налоговыми режимами.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ


Налоговые новости

20 Января 2020

Заявления о льготах по транспортному и земельному налогам организаций: нюансы

На возмещенный акциз нельзя одновременно начислить и пени, и проценты

ФНС России рассказала об уплате НДФЛ с пенсий по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

ФНС России рассказала, как начислять страховые взносы на выплаты по гражданско-правовым и трудовым договорам

Налоговая служба рассказала как заполнять уточненные расчеты и справки 6-НДФЛ и 2-НДФЛ при закрытии обособленного подразделения

15 Января 2020

ФНС разъяснила порядок начисления нового налога на недвижимость в Крыму

Упрощен порядок получения налогового вычета по расходам на покупку лекарств

Выплачивая доходы иностранным организациям, ИП теперь становятся налоговыми агентами по налогу на прибыль

Налоговая служба рассказала, как подать уведомление об изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

КБК для учета грантов в форме субсидии в 2019 году: совместная позиция трех ведомств

13 Января 2020

КС РФ: доплата за совмещение не учитывается при сравнении зарплаты с МРОТ

С 2020 года снижен размер выручки плательщиков ЕСХН для применения освобождения от НДС

Рекомендована новая форма уведомлений об обособленном подразделении, через которое уплачивается налог на прибыль

При слиянии двух организаций нужно восстановить НДС с переданного имущества реорганизованного лица

Минфин России подготовил памятку по случаям проведения обязательного аудита бухотчетности за 2019 год

читать все Новости