Меню

Актуально









Публикация

31 Октября 2016Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС в переходный период


С. Валова

эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.

Общие положения о начислении и уплате страховых взносов

Налоговый кодекс дополнен новыми положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:

  • объект и база по страховым взносам;

  • суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

  • тарифы, в том числе пониженные;

  • единая форма и сроки представления отчетности;

  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ[1], на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.

Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П[2].

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.

Взаимодействия страхователя с ФСС и ФНС до 01.01.2017

В связи с тем, что страхователи переходят на уплату страховых взносов в соответствии с новым порядком, ФСС выпустил Информационное письмо «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС РФ по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», в котором разъяснил порядок действий страхователя в переходный период.

В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:

  • представить в ФСС расчеты по страховым взносам (по форме 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;

  • подать в ФСС заявление о возврате переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, за период до 31.12.2016;

  • подать в ФСС заявление о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения;

  • при необходимости провести с ФСС сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;

  • уплатить страховые взносы в ФСС до 31.12.2016 по действующему коду бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата взносов производится в 2016 году.

Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.

Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.

Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ[3]. Они зависят от способа представления отчета.

Способ представления отчета

Форма отчетности

Срок представления отчета за 2016 год

На бумажном носителе

Расчет по форме 4-ФСС

Не позднее 20.01.2017

В электронной форме

Не позднее 25.01.2017

На бумажном носителе

Расчет по форме РСВ-1 ПФР

Не позднее 15.02.2017

В электронной форме

Не позднее 22.02.2017

Направлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью обязаны страхователи, численность сотрудников которых превышает 25 человек.

До 01.01.2017 ФСС осуществляет свои контрольные функции:

1) контролирует счисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 посредством проведения камеральной проверки представленной отчетности по итогам 2016 года и выездных проверок. При этом при проведении контрольных процедур действует порядок, который был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ;

2) проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ[4] в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.

По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.

Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;

  • решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы фонда за период до 01.01.2017;

  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;

  • решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.

Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017

Действия страхователя с 01.01.2017 определяются положениями гл. 34 НК РФ, которая вступает в силу с указанной даты.

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.

В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.

В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:

  • титульный лист;

  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;

  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;

  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;

  • приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование» к разд. 1;

  • приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разд. 1;

  • приложение 4 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;

  • ряд приложений, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов;

  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;

  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;

  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:

1) отчетность в ПФР в виде:

– ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время – не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);

– отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);

2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:

– осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;

– учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 1 января 2017 года;

– проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;

– выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;

– рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:

– информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);

– решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;

– информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.

ФСС с 1 января 2017 проводит:

1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:

– по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

– на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;

2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости –подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.

3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.


[1] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[2] Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[4] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

19 Февраля 2018

Выращивание винограда и уплата ЕСХН

При каких условиях виноград и продукты его переработки включаются в состав сельскохозяйственной продукции в целях применения спецрежима в виде ЕСХН?

Налоговики пресекли попытку компании удержаться на УСН с помощью комиссионера

ФНС России проинформировала об очередной победе налоговиков в Верховном суде (Определение Верховного суда РФ от 29.12.2017 № 307-КГ17-19744). На этот раз речь идет о раскрытии схемы по сохранению права на применение упрощенки.

Иногда пересчет цен в сделке приводит к уменьшению суммы налога

Уточнен порядок корректировки доходов налогоплательщиков, если хотя бы одна из сторон в сделке вследствие взаимозависимости с контрагентом получает необоснованную, с точки зрения налогового законодательства, налоговую выгоду. Для некоторых категорий налогоплательщиков это может быть полезно.

15 Февраля 2018

Изменения в бухгалтерской отчетности

Приказом Минфина РФ от 14.11.2017 № 189н (далее – Приказ № 189н) внесены изменения в Инструкцию № 33н. Новшества необходимо учитывать уже при составлении бухгалтерской отчетности за 2017 год. Что это за изменения, расскажем в данной статье.

Суд признал сделку недействительной. Подавать ли «уточненку» по налогу на прибыль?

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если сделка признана таковой и за ней последовала двусторонняя реституция, то стороны возвращаются в первоначальное состояние. В отличие от гражданского, налоговое законодательство не содержит специальных положений, регламентирующих порядок отражения последствий признания сделки недействительной. Нужно ли пересчитывать налоговое обязательство по тому или иному налогу, в частности налогу на прибыль? При ответе на этот вопрос приходится исходить из общих правил НК РФ, разъяснений контролирующих органов и выводов арбитров.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?




Налоговые новости

19 Февраля 2018

Долги по зарплате в январе круто подросли

В России может появиться "спортивный" налоговый вычет по НДФЛ

Невыплата работодателем отпускных не предполагает автоматический перенос отпуска

Беспроцентный заем и НДФЛ: Минфин напомнил о нюансах исчисления налога

Депутаты предлагают продлить на два года срок "дачной амнистии"

В Москве планируется продлить на 2018 год освобождение от налогообложения движимого имущества организаций

16 Февраля 2018

Самозанятых могут обложить 6% единым налоговым платежом

Какие недоимки по страховым взносам "простили" предпринимателям, уточнили финансисты

Доход иностранца – нерезидента от полученной в дар квартиры не подлежит налогообложению в России

Возврат НДС иностранцам: утверждены пункты пропуска через госграницу РФ

Индивидуальный пенсионный коэффициент, необходимый для получения страховой пенсии по старости, предлагают снизить вдвое

Депутаты приняли в первом чтении проект, позволяющий уточнять ошибочный счет в налоговой платежке

Работодатели вправе представлять справки о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ за 2017 год по новой и старой формам

15 Февраля 2018

Регионы смогут обнулить ставку ЕСХН

Компенсацию стоимости учебы нельзя учесть в расходах на обучение, если договор заключал сам работник

читать все Новости