Меню

Актуально










Публикация

14 Апреля 2016Страховые взносы иностранных работников из ЕАЭС


Страховые взносы начисляются на выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и некоторых видов гражданско-правовых договоров, которые организация производит в пользу иностранных работников из стран-участников ЕАЭС. Рассмотрим порядок начисления страховых взносов таким иностранным работникам.

Евразийский договор определяет, что социальное обеспечение граждан стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях, что и социальное обеспечение граждан РФ. При этом к видам социального обеспечения относятся (п. 3 ст. 98, п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС):

  • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное медицинское страхование.

Обратите внимание, что пенсионное обеспечение здесь не упоминается, данный вид страхования является неким исключением (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). В настоящее время одинаковых условий пенсионного страхования для граждан РФ и граждан остальных стран ЕАЭС не установлено. Хотя справедливости ради необходимо сказать, что работы в этом направлении ведутся. К примеру, одобрена Концепция проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (см. решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 103). Основной целью разработки проекта Договора является обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств - членов ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами - членами Союза. В частности, предполагается решить задачи пенсионного обеспечения граждан государств-членов, которое должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в том числе и в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов.

Пока же пенсионное обеспечение в каждой из стран - участников ЕАЭС регулируется внутригосударственными нормами.

Порядок исчисления страховых взносов

Общий порядок исчисления страховых взносов регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), а конкретные особенности их исчисления и уплаты устанавливаются законами о видах обязательного социального страхования (Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ)).

Все виды страховых взносов начисляются на выплаты и вознаграждения, которые организация производит в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и некоторых видов гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Причем к физическим лицам Закон № 212-ФЗ относит не только граждан РФ, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (п. 2 ст. 2 Закона № 212-ФЗ). Получается, что обязанность начислять страховые взносы может возникнуть при осуществлении выплат любым иностранцам, в том числе и гражданам стран ЕАЭС.

Теперь рассмотрим конкретные виды страховых взносов.

Страховые взносы в ФСС России

Застрахованными лицами в соответствии с Законом № 255-ФЗ являются (ст. 2 Закона № 255-ФЗ):

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов (ВКС) (данная категория включена в перечень застрахованных лиц с 2015 года (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ (далее - Закон № 407-ФЗ))).

В общем случае первые две категории застрахованных лиц имеют право на получение следующих видов пособий (п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ):

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. пособие по беременности и родам;
  3. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  4. единовременное пособие при рождении ребенка;
  5. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  6. социальное пособие на погребение.

Страховые взносы в ФСС России, начисленные с выплат в пользу таких лиц, уплачиваются по тарифу 2,9 процента (п. 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Временно пребывающие иностранцы и лица без гражданства могут претендовать только на получение пособия по временной нетрудоспособности (п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ (данная норма введена в действие с 2015 г. (см. п. 2 ст. 2 Закона № 407-ФЗ))). Для них установлен специальный тариф страховых взносов в ФСС России - 1,8 процента (п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Здесь стоит пояснить, чем временно пребывающие иностранцы отличаются от иностранцев, имеющих статус постоянно или временно проживающих. Временно пребывающие граждане не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание, в России они находятся на основании миграционной карты (гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006). Тем не менее, если у работника нет вида на жительство и разрешения на временное проживание, он считается временно пребывающим) или визы (если между РФ и страной, в которой живет иностранный гражданин, установлен визовый режим).

Как было сказано ранее, социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся граждан стран ЕАЭС осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан нашей страны (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). То есть граждане названных стран, в том числе временно пребывающие, наравне с россиянами могут получать все перечисленные выше виды пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Такое положение вещей позволило специалистам Минтруда России сделать вывод, что и страховые взносы с выплат временно пребывающим на территории РФ гражданам стран - членов ЕАЭС должны уплачиваться не по льготному тарифу 1,8 процента, а в тех же размерах, что и для граждан Российской Федерации, то есть по тарифу 2,9 процента (письмо Минтруда России от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313).

На наш взгляд, этот вывод сложно назвать правомерным. Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо оговорок, позволяющих применять к временно пребывающим иностранцам повышенный тариф взносов в ФСС России. В Евразийском договоре на тему страховых взносов вообще ничего не говорится. Тот факт, что временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС могут претендовать на все виды пособий, предусмотренные Законом № 255-ФЗ, еще не дает чиновникам права самостоятельно повышать для них тариф страховых взносов в части ФСС. По сути, мнение Минтруда России, которое активно поддерживается представителями ФСС России (см. разъяснения на официальном сайте), противоречит Закону № 212-ФЗ. Тем не менее нужно понимать, что противоположная позиция чревата серьезными рисками: если компания будет применять к выплатам в пользу временно пребывающих граждан стран - участников ЕАЭС льготный тариф, свою правоту ей, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке. В настоящее время сложно предположить, как будет складываться правоприменительная практика по рассматриваемой проблеме, - на сегодняшний день судебных прецедентов еще не было.

Отдельный вопрос возникает в связи с начислением страховых взносов в ФСС России на выплаты в пользу временно пребывающих высококвалифицированных специалистов. Как мы помним, Закон № 255-ФЗ исключает эту категорию граждан из числа застрахованных лиц. То есть страховые взносы в ФСС России с вознаграждений таких граждан вообще не должны уплачиваться. Положения Евразийского договора, посвященные социальному обеспечению, данных лиц никак не выделяют. Следовательно, ВКС, как и любые другие иностранцы - подданные стран - членов ЕАЭС, могут рассчитывать на все виды пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Полагаем, что представители ФСС России будут настаивать и на применении к ним стандартного тарифа - 2,9 процента. Отметим, что Минтруд России и ФСС России на сегодняшний день на тему уплаты взносов в ФСС России с зарплаты именно ВКС, являющихся гражданами стран ЕАЭС, не высказывались. Однако присутствующие в их разъяснениях формулировки позволяют сделать вывод, что данные разъяснения применимы и к ВКС.

Страховые взносы в ПФР

Так как специальных правил пенсионного обеспечения для граждан стран - участников ЕАЭС Евразийским договором или иным международным актом в настоящее время не установлено, при исчислении страховых взносов с выплат в пользу таких граждан следует руководствоваться только Законом № 167-ФЗ и Законом № 212-ФЗ. Причем применять следует те их положения, которые относятся к иностранным гражданам, а не гражданам РФ.

Так, Закон № 167-ФЗ к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относит (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ):

  • граждан РФ;
  • иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории РФ;
  • иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением ВКС), временно пребывающих на территории РФ.

Обращаем ваше внимание, что до 2015 года иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, подлежали обязательному пенсионному страхованию только в случае, если с ними был заключен трудовой договор (бессрочный или срочный с общей продолжительностью не менее 6 месяцев в течение календарного года). Сейчас это условие исключено, временно пребывающий иностранец считается застрахованным лицом независимо от наличия с ним трудовых отношений и их продолжительности.

Итак, в настоящее время застрахованными лицами считаются любые иностранцы (кроме ВКС), получающие на территории нашей страны выплаты или иные вознаграждения. Причем страховые взносы за таких сотрудников уплачиваются по тарифам, предусмотренным для граждан РФ (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР, на 2016 год установлены в следующих размерах (п. 1 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ):

  • 22,0 процента - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (796 000 руб.);
  • 10,0 процента - свыше указанной предельной величины.

Отметим, что страховые взносы за иностранцев, которые постоянно проживают в РФ, направляются на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии (в зависимости от года рождения данных лиц). Что касается временно проживающих (или временно пребывающих) в РФ иностранцев, то за них взносы перечисляются только на финансирование страховой пенсии (независимо от их года рождения).

Напомним также, что начиная с 2014 года работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР одним платежным поручением, по одному КБК, а распределением сумм полученных взносов на страховую и накопительную пенсию занимаются непосредственно сотрудники пенсионного фонда (ст. 22.2, п. 3 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).

Взносы в ФОМС России

Статьей 10 Закона № 326-ФЗ определено, что застрахованными лицами являются:

  • граждане РФ;
  • постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением ВКС и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в РФ трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ));
  • лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" (Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1).

Таким образом, если речь идет о постоянно или временно проживающих гражданах из стран-участников ЕАЭС, все четко и понятно: взносы в ФОМС России уплачиваются на общих основаниях по тарифу 5,1 процента (п. 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Проблемы возникают с гражданами стран - членов Евразийского союза, которые временно пребывают в РФ, являются ВКС или подпадают под действие статьи 13.5 Закона № 115-ФЗ. Такие люди в понимании российского законодательства (Закон № 326-ФЗ) не являются застрахованными лицами по обязательному медицинскому страхованию.

Евразийский договор, как мы выяснили, устанавливает, что социальное обеспечение любых иностранцев, проживающих в ЕАЭС, осуществляется на тех же условиях, что и для граждан РФ. Причем в целях Договора о ЕАЭС обязательное медицинское страхование относится к видам социального обеспечения. Получается, что граждане стран ЕАЭС, временно пребывающие в РФ, а также относящиеся к иным категориям лиц, исключенным Законом № 326-ФЗ из числа застрахованных, подлежат обязательному медицинскому страхованию наравне с россиянами. Отсюда, по аналогии с взносами в ФСС России, можно сделать вывод, что с трудовых доходов таких граждан в общем порядке должны исчисляться взносы в ФОМС России.

Повторим, на наш взгляд, такая позиция сама по себе неоднозначна. Ведь Евразийский договор не устанавливает порядок уплаты страховых взносов, а в российском законодательстве норм, обязывающих облагать взносами в ФОМС России доходы временно пребывающих иностранцев, нет. Более того, из самого Евразийского договора следует, что временно пребывающие (ВКС и др.), по сути, в области медицинского страхования с гражданами России не уравнены.

Например, анализ положений Евразийского договора и Приложения № 30 к нему позволяет сделать вывод, что иностранные граждане имеют право наравне с россиянами бесплатно получать на территории РФ только скорую медицинскую помощь, оказываемую в экстренной и неотложной формах. Такая помощь оказывается пациенту независимо от наличия медицинского страхового полиса. В этом случае возмещение затрат медицинской организации (учреждению здравоохранения) на оказание данной помощи осуществляется за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (п. 4 Протокола об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей).

Если же иностранный гражданин после оказания ему услуг скорой медицинской помощи в экстренной форме продолжает лечиться в медицинской организации (учреждении здравоохранения) РФ, то после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплату фактической стоимости оказанных услуг он должен осуществить самостоятельно или такая оплата производится из иных источников, не запрещенных законодательством РФ, по тарифам или договорным ценам (п. 5 Протокола об оказании медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей).

Таким образом, мы видим, что на территории РФ социальное обеспечение в области обязательного медицинского страхования граждан стран ЕАЭС фактически осуществляется не на тех же условиях, которые предусмотрены для граждан РФ. Поэтому к взносам в ФОМС России логику, используемую Минтрудом России в отношении взносов в ФСС России, применить сложно. Отметим, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо официальные разъяснения по данной проблеме. Возможно, они появятся чуть позже. По нашему мнению, в настоящий момент правовых основ для начисления взносов в ФОМС России с зарплаты временно пребывающих и других лиц, не являющихся застрахованными в целях ОМС, нет.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В заключение скажем несколько слов о страховых взносах от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (так называемые взносы от НС и ПЗ). Обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ подлежат физические лица (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ)):

  • выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

При этом действие Закона № 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Евразийский договор определяет, что обязательное страхование от НС и ПЗ осуществляется для всех граждан государств - членов ЕАЭС на одинаковых условиях.

Получается, что взносы на НС и ПЗ с зарплаты работников из стран ЕАЭС исчисляются на общих основаниях. В 2016 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ (ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 401-ФЗ).

Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости