Меню

Актуально









Публикация

5 Апреля 2017Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются


Е. С. Казаков
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма»

Проверки трудового законодательства, пожалуй, – одни из самых сложных для хозяйствующих субъектов. Хотя, с одной стороны, данные проверки не выглядят неизбежными и с проверяющими можно долго, буквально годами, так и не встретиться. С другой – если подобная проверка состоится, то вряд ли она обойдется без назначения штрафов. Настолько много разносторонних требований к соблюдению трудового законодательства.

Теперь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 внесены заметные изменения в некоторые документы, регулирующие порядок проведения таких проверок. И, вероятно, теперь большинству хозяйствующих субъектов не получится избежать таких проверок. По прошествии пусть нескольких лет в самом благоприятном для этого лица случае, но проверка состоится.

А вот для многих других такая проверка может вовсе не состояться, если только не возникнет повода для внеплановой проверки.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (Рострудинспекция). В связи с этим применяется Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права[1] (далее – Положение).

Данный документ предусматривает проведение плановых и внеплановых документальных и выездных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда (п. 8 Положения).

Что касается внеплановых проверок (которые, как следует из их названия, с большой долей вероятности могут и не состояться), то согласно п. 10 Положения они проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (то есть по результатам предыдущей проверки);

2) поступление в Рострудинспекцию:

– обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Рострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством);

– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

– запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) или Рострудинспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

А вот в отношении плановых проверок в п. 9 Положения было лишь указание на то, что они проводятся не чаще, чем раз в три года на основании составляемых Рострудинспекцией планов.

Данный пункт Постановлением Правительства РФ № 197 отменен. Но по‑прежнему действуют Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[2], в соответствии с которыми эти планы составляются.

К сведению:

Хозяйствующий субъект может проверить, включен ли он Рострудинспекцией в план проверок на текущий год. Для этого надо заглянуть на сайт этой организации по адресу https://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=8143.

От проверок по срокам – к риск-ориентированному подходу

Из пункта 3 «а» данных правил следует, что основания для составления планов проверок содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Главные из этих оснований приведены в п. 8 ст. 9 данного закона и подразумевают истечение трех лет со дня:

– государственной регистрации юридического лица, индивидуального      предпринимателя;

– окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления[3].

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Сравнительно недавно введено и еще одно условие, согласно которому Правительство РФ может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (п. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294‑ФЗ).

Список таких видов государственного контроля приведен в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Этот список Постановлением Правительства РФ № 197 дополнен, в него включен Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ под риск-ориентированным подходом понимается отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности устанавливает Правительство РФ, если такие критерии не предусмотрены федеральным законом (п. 4 ст. 8.1 Федерального закона № 294‑ФЗ).

В связи с этим Положение дополнено п. 17 – 24. В соответствии с п. 20 Положения проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

– для категории высокого риска – один раз в два года;

– для категории значительного риска – один раз в три года;

– для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;

– для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Согласно новому п. 21 информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, будет размещаться на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Хозяйствующие субъекты, отнесенные к другим классам, могут получить информацию о своей категории, сделав запрос в Рос­трудинспекцию. Орган контроля должен ответить на запрос в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления. Если данное лицо считает, что его надо отнести к другой категории, оно вправе подать в Рострудинспекцию заявление о ее изменении.

Как определить свою категорию?

Правда, подыскивая основания для подачи такого заявления, предприятие или предприниматель должны представлять себе критерии, по которым определяется класс (категория) риска. Эти критерии приводятся в приложении к Положению.

Данные критерии в определенной степени носят оценочный характер, при этом понятно, что оценивать их значимость будут чиновники. В то же время присутствуют и объективные показатели.

Так, будет оцениваться принадлежность хозяйствующего субъекта к определенной отрасли. При этом будет иметь значение количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в этой отрасли. В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности. Оно должно пересматриваться не реже, чем раз в три года. На данный момент его значения по отраслям приведены в специальном Перечне:

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из‑за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A)

0,49

Добыча полезных ископаемых (B)

1,49

Обрабатывающие производства (C)

0,96

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

0,99

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

0,97

Строительство (F)

0,87

Транспортировка и хранение (H)

0,85

Деятельность в области информации и связи (J)

0,58

Образование (P)

0,44

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

0,57

Прочие виды экономической деятельности

0,2

Данный коэффициент корректируется на значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), которое зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

– 0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

– 0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

– 1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

– 1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

Произведение двух приведенных показателей ПВ и М дает значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т).

Помимо показателя Т в расчете участвует также показатель Ку, именуемый коэффициентом устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей. Первый из них (Кт) зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему.

За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий – 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска.

Второй индивидуальный показатель Кз зависит от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, то лицу начисляется 0,3 балла.

И, наконец, если лицу назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, ему добавляется еще 0,1 балла. А при отсутствии таких наказаний, наоборот, может быть рассмотрен вопрос о снижении лицу класса риска.

Все коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются следующие классы риска:

– высокий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

– значительный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

– средний риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

– умеренный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

– низкий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

Пример.

Организация занимается производством алкогольной продукции. Ее численность – 100 человек. Случаев травматизма в предыдущие три года не зафиксировано, как и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, но в предыдущем году имелся факт задержки выплаты зарплаты на 5 дней.

Коэффициенты для расчета класса риска по организации составили: ПВ = 0,2, М = 0,5, Ку = 0,3 (0 + 0,3 + 0). Общее значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда Р = 0,4 (0,2 х 0,5 + 0,3).

Следовательно, лицо в текущем году получит класс умеренного риска, то есть при сохранении этого класса проведение проверки трудового законодательства ему грозит не чаще, чем раз в 6 лет.


[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

[3] Речь идет о Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»



Последние публикации

22 Мая 2017

Как быть, если спецоценка выявила вредные условия труда?

Компания в соответствии с требованиями законодательства проводит спецоценку. В результате на некоторых рабочих местах условиям труда присваивается класс вредности, например 3.1 или 3.2. При этом раньше условия труда были нормальными. Как поступать работодателю в такой ситуации? Нужно ли внести изменения в трудовой договор и указать там сведения о вреде условий на рабочих местах? Каким образом предоставлять гарантии и компенсации работникам, условия труда у которых ухудшились? С какого момента это делать? Да, вопросов немало. Обо всем по порядку.

Возврат готовой продукции с точки зрения МСФО

Эта хозяйственная операция является не такой уж и редкой для промышленных предприятий. Как отразить ее в бухгалтерском учете? В национальном бухгалтерском законодательстве нет четкого ответа. В такой ситуации следует обратиться за помощью к международным методологам.

ИП на УСНО: фиксированные страховые взносы с учетом расходов

Индивидуальный предприниматель, использующий ­УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может при расчете страховых взносов в фиксированном размере ориентироваться на доходы за минусом расходов (то есть применять подход, аналогичный тому, что используют ИП – плательщики НДФЛ). Озвученный подход поддержал Верховный суд. Поясним.

18 Мая 2017

Порядок уплаты НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения

Абзац 2 п. 7 ст. 226 НК РФ гласит, что российские организации – налоговые агенты (то есть организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил облагаемые НДФЛ доходы), имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Налоговикам нужны веские основания, чтобы начать выездную проверку

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора? В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

29 Мая - 02 Июня Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Недвижимое имущество и сделки с ним с учетом изменений гражданского и земельного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Мая Гособоронзаказ. Нововведения в нормативно-правовое обеспечение, ценообразование, ответственность за недобросовестное выполнение Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Подземные источники водоснабжения. Проектирование, строительство и эксплуатация артезианских скважин. Новые требования природоохранного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Договор: как правильно составить и проверить Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Мая - 02 Июня Бухгалтерский учет и отчетность в санаторно-курортных организациях (организациях оздоровительной сферы) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

22 Мая 2017

Расходы на выплату страхового обеспечения, произведенные до 1 января 2017 года, могут быть зачтены при исчислении страховых взносов в текущем году

Студентки, родившие в период обучения, смогут доучиться в учебном заведении бесплатно

Если в платежном документе на уплату налога допущена ошибка, пеня не взимается, если сообщить об этом в налоговый орган

Ставка 15% не применяется к доходу от облигаций допвыпуска, если их основной выпуск был до 2017 года

Обновлены формы документов, используемых ФСС России для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС России

19 Мая 2017

Некоммерческие образовательные организации не платят налог на прибыль и НДС

Отдельные банковские операции в будущем могут обложить НДС

Налоговики рассказали, как заполнять 6-НДФЛ при возврате налога в связи с вычетом

Минфин пояснил, в каком случае продавцов алкоголя нельзя штрафовать за неприменение ККТ

На сумму прощенного работнику долга по займу организация не должна начислять страховые взносы

Юрлицо не должно начислять взносы на зарплату умершего работника, выплачиваемую члену его семьи

18 Мая 2017

Минфин сообщил, как исчислять налог на прибыль по облигациям, если изменились признаки обращаемости

Минфин напомнил, нужно ли облагать НДФЛ выплаты семье умершего сотрудника

Поправки в порядок ведения кассовых операций

Единовременные выплаты гражданам, имеющим право на социальную помощь, освободят от НДФЛ

читать все Новости