Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

28 Ноября 2018Разукрупнение здания


Здание, числящееся на балансе предприятия, поделили на три помещения. Корректировочный акт по ОС составлен в августе, оценка помещений готова в октябре. В каком месяце помещения должны быть приняты к учету? Можно ли снять здание с учета и отразить помещения за балансом в августе, а поставить помещения на баланс в октябре?

Cогласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[1] единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, под которым понимается один из таких объектов:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Под таким комплексом понимаются один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Других положений, связанных с разделением объектов ОС, ПБУ 6/01 не содержит. То же самое касается Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств[2]. Более того, в п. 11 таких указаний отмечено следующее.

Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту ОС должен присваиваться при принятии к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту ОС, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Таким образом, в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету ОС отсутствует понятие «разукрупнение (разделение) основных средств». Минфин в свое время в Письме от 20.06.2012 № 03‑03‑06/1/313 добавил: разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены и ОКОФ.

Однако еще ранее финансисты допускали разделение ОС по причине допущенной ошибки (в связи с чем в учет нужно было внести исправления) (см. Письмо от 20.02.2007 № 03‑03‑06/1/102). А в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год[3] они посчитали возможным изменение (в том числе разукрупнение) инвентарного объекта основных средств и в других случаях, не влияющих на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это объясняется тем, что разукрупнение ОС не может привести к изменению стоимости основных средств, по которой они приняты к учету (общей стоимости). На основании п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. ПБУ 6/01 допускает изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, только в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Как результат, разукрупнение инвентарного объекта основных средств, не связанное с исправлением ошибки и не влияющее на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и движение денежных средств, не отражается на синтетических счетах бухгалтерского учета. Соответствующие изменения (в том числе количественные, суммовые по мере получения соответствующей информации) следует отразить в аналитическом учете. При этом стоимость «новых» объектов (помещений) не может в совокупности отличаться от стоимости здания.

Также нужно учитывать, что для разделения здания на помещения должна быть объективная причина, которую надо указать в соответствующем распорядительном документе предприятия. В связи с этим обратим внимание на следующие положения ОКОФ ОК 013‑2014 (СНС 2008)[4]. Объектом классификации такого вида основных фондов, как здания, является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами. В случае, когда различные помещения одного и того же здания (включая помещения, встроенные в здания) имеют разных собственников (в том числе при приватизации квартир) или используются для различных видов деятельности, объектами классификации могут быть отдельные помещения.

Что касается снятия с учета объекта основных средств – здания по причине его разделения на помещения, данная операция недопустима, так как согласно п. 29 ПБУ 6/01 списание объекта ОС с бухгалтерского учета производится только в том случае, когда объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В свою очередь, выбытие объекта ОС имеет место в таких случаях, как:

– продажа;

– прекращение использования вследствие морального или физического износа;

– ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

– передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

– передача по договору мены, дарения;

– передача дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

– внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;

– выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

– частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.

* * *

В описанной ситуации предприятие должно внести изменения в аналитический учет основных средств. Данные синтетического учета не меняются. Снимать и ставить на баланс основные средства по причине их разукрупнения недопустимо, это противоречит нормам ПБУ 6/01.


[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

[2] Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

[3] Приведены в приложении к Письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07‑04‑09/78875.

[4] Принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.

Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

19 Августа 2019

Учет в расходах компенсации проезда к месту проведения отпуска работникам-северянам

Обязана ли организация, расположенная в районах Крайнего Севера, компенсировать расходы на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно? Вправе ли она учесть эти расходы для целей исчисления налога на прибыль, в том числе если место проведения отпуска не является территорией РФ? Какими документами подтвердить понесенные расходы?

Налоговый учет представительских расходов

Если автономное учреждение осуществляет затраты на официальный прием представителей других организаций за счет средств от приносящей доход деятельности, то оно вправе учесть данные расходы при исчислении базы по налогу на прибыль. Какие условия должны быть соблюдены при этом? Какие документы следует иметь на руках, чтобы инспекторы ФНС не исключили их из налоговых расходов? Каков порядок нормирования представительских расходов? Каковы особенности принятия к вычету «входного» НДС по этим расходам?

Ужесточение административной ответственности за нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

До недавнего времени при привлечении должностных лиц бюджетных учреждений к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, составлению бухгалтерской отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.2019 № 113‑ФЗ внес изменения в КоАП РФ, в частности в положения данной статьи, и теперь в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применяется ст. 15.15.6 КоАП РФ, нормы которой также были скорректированы. О новых размерах административной ответственности и видах нарушений, за которые эти меры ответственности применяются, поговорим ниже.

05 Августа 2019

Реализация готовой продукции: особенности бюджетного и налогового учета

Казенное учреждение в рамках приносящей доход деятельности, предусмотренной учредительным документом, реализует готовую продукцию покупателям. Доходы от этого поступают напрямую в доход бюджета. Какими проводками оформить данную операцию? Является ли такая реализация объектом обложения НДС? Учитываются ли доходы от нее в целях налогообложения прибыли?

Каркасное здание с сэндвич-панелями: срок полезного использования

К какой амортизационной группе следует относить быстровозводимые здания, представляющие собой металлический каркас со стенами, выполненными из сэндвич-панелей либо минераловатных плит? К сожалению, единого мнения по этому вопросу нет, в том числе среди судей, рассматривающих налоговые споры. Подробнее – в статье.



ТОП статьи

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

19 Августа 2019

Разработан регламент приема расчетов по страховым взносам на ОПС и ОМС

ВС РФ разъяснил, является ли недостача поводом для увольнения материально ответственного лица

НДФЛ на подаренное имущество определяется исходя из кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года МРОТ может увеличиться на 850 руб.

При возврате товара плательщиком НДС поставщику на УСН счет-фактуру составлять не надо

05 Августа 2019

НДС на фрукты и ягоды снижен до 10 процентов

Росстат утвердил еще 9 обновленных форм отчетов

Воспользоваться освобождением от уплаты НДС можно и при просроченном уведомлении

Утверждена форма уведомления об участии в иностранной организации

ПФР проведет перерасчет страховых пенсий работавших в 2018 году пенсионеров

29 Июля 2019

Суммы премий победителям профессиональных конкурсов не облагаются страховыми взносами

Какие документы необходимы для получения социального вычета, если в рамках ДМС часть лечения была оплачена за счет средств налогоплательщика?

Разъяснен порядок применения формы уведомления о едином декларировании налога на имущество

Как определяется дата ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию

Московские многодетные семьи получат новые налоговые льготы

читать все Новости