Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

28 Ноября 2018Разукрупнение здания


Здание, числящееся на балансе предприятия, поделили на три помещения. Корректировочный акт по ОС составлен в августе, оценка помещений готова в октябре. В каком месяце помещения должны быть приняты к учету? Можно ли снять здание с учета и отразить помещения за балансом в августе, а поставить помещения на баланс в октябре?

Cогласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[1] единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, под которым понимается один из таких объектов:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Под таким комплексом понимаются один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Других положений, связанных с разделением объектов ОС, ПБУ 6/01 не содержит. То же самое касается Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств[2]. Более того, в п. 11 таких указаний отмечено следующее.

Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту ОС должен присваиваться при принятии к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту ОС, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Таким образом, в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету ОС отсутствует понятие «разукрупнение (разделение) основных средств». Минфин в свое время в Письме от 20.06.2012 № 03‑03‑06/1/313 добавил: разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены и ОКОФ.

Однако еще ранее финансисты допускали разделение ОС по причине допущенной ошибки (в связи с чем в учет нужно было внести исправления) (см. Письмо от 20.02.2007 № 03‑03‑06/1/102). А в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год[3] они посчитали возможным изменение (в том числе разукрупнение) инвентарного объекта основных средств и в других случаях, не влияющих на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это объясняется тем, что разукрупнение ОС не может привести к изменению стоимости основных средств, по которой они приняты к учету (общей стоимости). На основании п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. ПБУ 6/01 допускает изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, только в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Как результат, разукрупнение инвентарного объекта основных средств, не связанное с исправлением ошибки и не влияющее на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и движение денежных средств, не отражается на синтетических счетах бухгалтерского учета. Соответствующие изменения (в том числе количественные, суммовые по мере получения соответствующей информации) следует отразить в аналитическом учете. При этом стоимость «новых» объектов (помещений) не может в совокупности отличаться от стоимости здания.

Также нужно учитывать, что для разделения здания на помещения должна быть объективная причина, которую надо указать в соответствующем распорядительном документе предприятия. В связи с этим обратим внимание на следующие положения ОКОФ ОК 013‑2014 (СНС 2008)[4]. Объектом классификации такого вида основных фондов, как здания, является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами. В случае, когда различные помещения одного и того же здания (включая помещения, встроенные в здания) имеют разных собственников (в том числе при приватизации квартир) или используются для различных видов деятельности, объектами классификации могут быть отдельные помещения.

Что касается снятия с учета объекта основных средств – здания по причине его разделения на помещения, данная операция недопустима, так как согласно п. 29 ПБУ 6/01 списание объекта ОС с бухгалтерского учета производится только в том случае, когда объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В свою очередь, выбытие объекта ОС имеет место в таких случаях, как:

– продажа;

– прекращение использования вследствие морального или физического износа;

– ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

– передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

– передача по договору мены, дарения;

– передача дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

– внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;

– выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

– частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.

* * *

В описанной ситуации предприятие должно внести изменения в аналитический учет основных средств. Данные синтетического учета не меняются. Снимать и ставить на баланс основные средства по причине их разукрупнения недопустимо, это противоречит нормам ПБУ 6/01.


[1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.

[2] Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

[3] Приведены в приложении к Письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07‑04‑09/78875.

[4] Принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.

Источник: Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

22 Апреля 2019

Порядок реорганизации бюджетного учреждения

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждений, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Госдума продлевает амнистию капитала

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о третьем этапе амнистии капиталов. Предложение предусмотрено для тех, кто вернет свои деньги в Россию и перерегистрирует бизнес в специальных административных районах РФ.

В России вводится ограничение роста платежей граждан по земельному налогу

В России вводится ограничение роста платежей граждан по земельному налогу и новые льготы. Такие важные поправки подписал президент Владимир Путин.

17 Апреля 2019

Представление госслужащими сведений о доходах за 2018 год

Согласно п. 1 и 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 273‑ФЗ сведения о доходах, расходах, имущественных обязательствах обязаны подавать представителю нанимателя: граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ; лица, замещающие указанные должности. В статье рассмотрим представление таких сведений за 2018 год.

Списание дебиторской задолженности в виде аванса

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание дебиторской задолженности, возникшей в связи с перечислением поставщику аванса, по которому отгрузка так и не была осуществлена, а НДС был поставлен к вычету? Нужно ли восстанавливать НДС? Как организовать налоговый учет, если организация является плательщиком налога на прибыль?



ТОП статьи

Скачать бесплатно бухгалтерские программы Бухсофт Предприятие ИП Упрощенная система Зарплата и Кадры

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

22 Апреля 2019

Невозвратные билеты при отмене командировки не являются нецелевым расходом

Возможно, размеры стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на детей увеличат

В России может появиться новый экологический налог

Право на вычет НДС не может возникнуть с момента фактического получения счета-фактуры

Внесены поправки в налоговую декларацию по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

ФНС России приведены признаки недобросовестного поведения налогоплательщика, осуществляющего платежи через "проблемные" банки

17 Апреля 2019

Крым отказался от курортного сбора до мая 2021 года

Разъяснено, в каких случаях можно прекратить применение ПСН досрочно

Организациям и ИП, возможно, придется сдавать статотчетность только в электронном виде

Минфин России проинформировал о новых обязанностях аудиторов и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги

В целях освобождения от НДФЛ, компенсационный характер допвыплат за вредные условия труда необходимо подтвердить документами

15 Апреля 2019

Искажение отчетности – результат несвоевременного учета фактов хозяйственной жизни

ФНС России разъяснила, как определить дату составления электронного УПД на работы или услуги

КС РФ: работа в праздники и выходные должна оплачиваться сверх МРОТ

Наличие значительной суммы дебиторской задолженности не свидетельствует об утрате права на УСН

читать все Новости