Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

8 Июля 2019Расчет размера крупной сделки в 2019 году


Е. Кравченко / эксперт журнала «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

Обновленные отчетные формы Инструкции № 33н[1], в числе которых баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)), вызвали ожидаемый поток вопросов о порядке расчета размера крупной сделки. Что следует принять во внимание в 2019 году, расскажем в статье.

Исходные данные

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

– распоряжение денежными средствами;

– привлечение заемных денежных средств;

– отчуждение иного имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;

– передача иного имущества в пользование или залог.

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для целей расчета размера крупной сделки учреждение использует данные баланса (ф. 0503730). До 2018 года 10 % отсчитывались от показателя балансовой стоимости его активов на конец отчетного периода: строка 410 графы 10 баланса, в которую входят показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, выданным авансам, по ущербу и иным доходам, с подотчетными лицами, прочие расчеты, в том числе с учредителем по недвижимому и особо ценному имуществу). То есть расчет размера сделок, предполагаемых к совершению в 2018 году, основывался на данных баланса за 2017 год, в 2017 году – на данных за 2016 год и т. д.

Подход, согласно которому размер крупной сделки рассчитывается как 10 % от показателя строки 410 на конец отчетного периода, неоднократно подтверждался Минфином (см., например, Письмо от 18.10.2013 № 02‑06‑10/43703). В 2016 году было издано Письмо от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17076, предписывающее базу расчета, то есть показатель строки 410, уменьшить еще и на остаточную стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (показатель строки 338 баланса (ф. 0503730), действовавшей до отчетности за 2018 год). На самом деле в таком уточнении не было необходимости, поскольку показатели строки 338 и так отражались в отрицательном значении согласно правилам заполнения баланса в редакции от 17.12.2015, то есть дополнительно уменьшать показатель строки 410 было не нужно.

Крупная сделка по данным отчетности за 2018 год

В отчетности за 2018 год форма баланса была значительно скорректирована. В действующей редакции строкой, в которой отражается показатель балансовой стоимости активов учреждения, является строка 350. Кроме того, показатель расчетов с учредителем в части недвижимого и особо ценного движимого имущества (счет 210 06 000) перенесен из актива в пассив баланса, что сразу увеличило валюту баланса, итоговый показатель строки 350 и предельный размер сделки, которую учреждение может совершить без дополнительного согласования.

Письмом Минфина РФ от 21.02.2019 № 02‑06‑05/11188 еще раз подтверждается, что размер крупной сделки в 2019 году следует определять по тем же правилам, что и ранее, но с учетом новой формы баланса (ф. 0503730). При этом уставом бюджетного или автономного учреждения может быть установлен меньший размер крупной сделки.

Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.

Например, в начале 2019 года, когда внутригодовая отчетность отчетного 2018 года еще не составлена, показатель актива для расчета критерия отнесения сделки к крупной определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 01.01.2018 (получается, что, по сути, берется отчетность за 2017 год). И поскольку показатели баланса (ф. 0503730), сформированного до внесения изменений Приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н, меньше составленных по новой форме, то и размер «несогласуемой» сделки будет меньше. После представления отчетности за 2018 год размер крупной сделки увеличится, но это будет действовать только для вновь заключаемых контрактов (договоров).

Напомним, что ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату услуг (выполнению работ) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

Нарушение порядка согласования крупной сделки

Законами о некоммерческих организациях (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7‑ФЗ) и автономных учреждениях (п. 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 174‑ФЗ) предусмотрена возможность признания сделки недействительной, если при ее заключении не была пройдена процедура согласования с учредителем и наблюдательным советом соответственно, а также ответственность руководителя, если в результате совершения крупной сделки учреждению были нанесены убытки в размере этих убытков.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения). Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Порядок взыскания убытков с руководителя установлен ч. 1 ст. 277 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под таким ущербом согласно ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если тот несет ответственность за его сохранность), а также необходимость для работодателя осуществить затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Руководитель организации может быть привлечен к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, в соответствии с положениями разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ (гл. 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»). Расчет убытков осуществляется на основании норм гражданского законодательства, согласно которым под таковыми понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

* * *

Еще раз повторим, что порядок расчета размера крупной сделки в 2019 году не изменился – изменилась бухгалтерская форма, данные которой берутся как основа расчета. После представления отчетности за 2018 год по обновленным правилам размер крупной сделки, которую учреждение может совершать без согласования, значительно увеличился по сравнению с прошлыми годами. Вызвано это тем, что теперь показатель балансовой стоимости активов учреждения включает остаточную стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако учредитель по‑прежнему имеет возможность установить меньший предел размера крупной сделки и закрепить его в уставе бюджетного или автономного учреждения.

Во всех остальных случаях (когда предполагаемая сделка выше расчетного предела) необходимо согласование: у автономного учреждения – с наблюдательным советом, у бюджетного – с учредителем.


[1] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Источник: Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

15 Июля 2019

Корректировка выручки прошлого года: последствия для исполнителя

Унитарное предприятие, работающее в сфере ЖКХ, в мае 2019 года скорректировало выручку от реализации прошлого года в сторону увеличения, покупателям выставлены корректировочные счета-фактуры. Нужно ли в такой ситуации сдать в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль за 2018 год? Как объяснить, почему данные деклараций по налогу на прибыль и НДС за I квартал 2019 года не совпадают?

Депутаты снизили налоговые ставки для широкого перечня видов бизнеса

В Курганской области приняли закон, стимулирующий создание новых производств. В частности, значительно расширены перечень категорий налогоплательщиков, применяющих пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН). Правда, некоторые виды предпринимательской деятельности, включенные в перечень получателей льготы, вызвали недоумение у экспертов.

Законы июля коснутся оплаты ЖКХ, кредитов и защитят новоселов

С 1 июля в России меняются правила кредитования. Об этом говорится в Федеральном законе от 27 декабря 2018 г. N 554-ФЗ. Например, процентная ставка по договору потребительского кредита не сможет превышать 1 процента в день (сейчас 1,5 процента).

10 Июля 2019

Что изменилось в учете БСО, ценных подарков и сувенирной продукции с 2019 года?

С 2019 года в государственных (муниципальных) учреждениях изменились правила бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, ценных подарков и сувенирной продукции. Данные коррективы связаны с отражением указанных материальных ценностей по другим кодам КОСГУ и, соответственно, по другим счетам бухгалтерского учета. Вместе с тем некоторые положения Инструкции № 157н идут вразрез с новыми правилами, что вызывает вопросы у бухгалтеров. Ответы на некоторые из них дадим в статье с учетом разъяснений Минфина.

Только предприниматель без работников учтет взносы полностью

ИП на "доходной" УСН, не имеющий работников, вправе уменьшить налог на всю сумму страховых взносов за себя, уплаченных в отчетном (налоговом) периоде.



ТОП статьи

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

15 Июля 2019

Утверждена форма уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Инспекция должна заплатить за опоздание с разблокировкой счета, даже если там были свободные деньги

ВС РФ: даже если УСНщик выставил счет-фактуру с НДС, он не может принять "входной" налог к вычету

Минтруд России планирует повысить величину прожиточного минимума

ФНС России разъяснила порядок заполнения декларации по налогу на прибыль при зачете налога, уплаченного за рубежом

03 Июля 2019

Суд: совместитель, проработав менее двух лет, может получить декретные по всем местам работы

Иностранная компания не платит НДС при передаче прав по лицензионному договору в электронной форме

В перечне дорогих машин указана другая комплектация - суд разрешил считать налог без коэффициента

"Дробление" бизнеса на взаимозависимые компании признается схемой получения необоснованной налоговой выгоды

Передачу товаров с истекающим сроком годности предлагается освободить от НДС

01 Июля 2019

Суд обязал ФСС возместить пособие по больничным с ошибками

Суд разрешил учесть в расходах компенсацию морального вреда за утрату трудоспособности

Минэкономразвития прокомментировало планы по контролю за расходами граждан

ФНС России рассказала, что нужно указывать в ККТ при проведении не облагаемых НДС операций

С 1 июля меняются правила вычетов НДС при "экспорте" услуг

читать все Новости