Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

13 Декабря 2018Публичное раскрытие показателей отчетности


О. Заболонкова
редактор журнала «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»

После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное раскрытие ее показателей. В частности, с 2018 года обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления таких сведений установлены в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н (далее – СГС «Представление отчетности»).

Общие положения

Прежде всего напомним основные положения СГС «Представление отчетности». Кроме требований к публичному раскрытию показателей отчетности, данный документ регламентирует:

– составление бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – отчетность);

– методические основы составления отчетности общего назначения.

СГС «Концептуальные основы»[1] предусматривает следующую классификацию отчетности:

Отчетность

По степени обобщенности и порядку формирования

По степени раскрытия информации

Индивидуальная

Консолидированная

Общего назначения

Специального назначения

В частности, согласно п. 9 СГС «Концептуальные основы» отчетность общего назначения формируется учреждением в целях представления пользователям отчетности, которые не обладают правом требовать ее представления, информации о деятельности учреждения. Например, такими пользователями являются получатели государственных услуг, исполнители государственных (муниципальных) контрактов, сотрудники учреждений, иные граждане и организации, заинтересованные в изучении (использовании) показателей отчетности общего назначения.

Например, учреждение образования составляет индивидуальную отчетность специального назначения для своего учредителя, а отчетность общего назначения размещает на официальном сайте в Интернете.

В СГС «Представление отчетности» применяются следующие термины (п. 5).

Отчетная дата – дата, на которую составляется отчетность за отчетный период. В частности, в целях составления годовой отчетности:

– отчетной датой является 1 января года, следующего за отчетным (п. 14 СГС «Представление отчетности»);

– отчетным периодом – отчетный год с 1 января по 31 декабря (п. 13 СГС «Представление отчетности»).

Пояснения к отчетности, а также к публично раскрываемым показателям отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах.

Раскрытие информации – отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, в пояснениях, а также публичное раскрытие показателей отчетности.

Публичное раскрытие показателей отчетности

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется учреждением после ее представления пользователям (п. 15 СГС «Представление отчетности»).

При публичном раскрытии показателей отчетности показатели, подготовленные на основе данных бухгалтерского учета, выделяются от иной информации о деятельности учреждения таким образом, чтобы пользователи смогли отличить такую информацию от иной информации о деятельности учреждения (п. 22 СГС «Представление отчетности»).

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности учреждения.

В частности, допущение непрерывности деятельности предполагает, что одновременно соблюдаются следующие условия:

– учреждение в обозримом будущем собирается продолжать свою деятельность, выполнять полномочия (функции) и обязательства. Обозримое будущее – период не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность;

– учредитель не имеет намерения и (или) необходимости в обозримом будущем принять решение о ликвидации (упразднении) учреждения или об изменении его основной деятельности.

Не является нарушением допущения непрерывности деятельности, если меняются подведомственность, учредитель, тип государственного (муниципального) учреждения.

Представление и классификация публично раскрываемых показателей отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев (п. 17 СГС «Представление отчетности»):

а) значительно изменился характер деятельности учреждения;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его отчетности указывают, что другое представление или другая классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики учреждения;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности – внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей субъектом отчетности и пересмотр классификации сравнительной информации, раскрываемой в отчетности за предыдущие отчетные периоды.

При реклассификации показателей отчетности в пояснениях раскрываются:

– характер реклассификации показателей отчетности;

– стоимостные показатели, подлежащие реклассификации;

– причина реклассификации показателей отчетности.

Публично раскрываемые показатели отчетности представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. Для более подробного раскрытия информации при составлении пояснений показатели отчетности даются в иных единицах измерения (п. 23 СГС «Представление отчетности»).

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период учреждением не осуществляется, то в пояснениях указываются:

– причина, по которой она не производится;

– характер корректировок показателей отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации.

Порядок корректировки сравнительной информации в связи с изменениями учетной политики учреждения или исправлениями ошибок устанавливается иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 19 СГС «Представление отчетности»).

В пункте 20 названного стандарта приведены следующие особенности отражения и раскрытия показателей отчетности:

1. Все существенные показатели отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, представляются отдельно.

2. Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому), раскрываются отдельно, за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности.

3. Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности учреждения, раскрываются обособленно в пояснениях.

По всем публично раскрываемым показателям отчетности учреждением приводится сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 21 СГС Представление отчетности).

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями отчетности таких показателей.

Согласно п. 23 СГС «Представление отчетности» публичному раскрытию подлежат показатели:

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах;

отчета о движении денежных средств (вступает в силу с 01.01.2019 СГС «Отчет о движении денежных средств»[2]);

пояснительной записки;

отчетов, обеспечивающих сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета.

Бухгалтерский баланс. В пунктах 25 – 31 СГС «Представление отчетности» приведена следующая структура бухгалтерского баланса, подлежащего публичному раскрытию:

Бухгалтерский баланс учреждения

Активы

Обязательства

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

В таблице даны разъяснения по указанной классификации (п. 27, 28 СГС «Представление отчетности).

Краткосрочные (оборотные) показатели

Долгосрочные (внеоборотные) показатели

Активы учреждения

Актив учреждения классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочный актив;

в) представляет собой денежные средства или их эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования), при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего трех месяцев после отчетной даты

Все прочие активы учреждения, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов учреждения, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Обязательства учреждения

Обязательство классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочное обязательство;

в) у учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Все прочие обязательства учреждения классифицируются как долгосрочные

Показатели активов учреждения раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам (п. 32 СГС «Представление отчетности»).

Отчет о финансовых результатах. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей данного отчета допускается только в случаях, предусмотренных СГС «Представление отчетности», иными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 35 СГС «Представление отчетности»).

В составе пояснений раскрывается детализированная информация о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода (п. 36 СГС «Представление отчетности»).

Пояснительная записка. В пункте 37 указанного стандарта приведена обязательная информация, которую должна содержать пояснительная записка к отчетности:

1) информация о месте нахождения и организационно-правовой форме учреждения;

2) сведения об изменениях наименования учреждения за отчетный период, если такие изменения производились;

3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;

4) наименование учредителя учреждения и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;

5) информация о сроках деятельности учреждения (если оно создано на определенный срок);

6) сведения об основных направлениях деятельности учреждения, иная информация о его деятельности, существенная для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения;

7) указание на то, что представленные показатели отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухучета и составление отчетности;

8) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:

– способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые учреждением при формировании отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухучета и составление отчетности, допускают выбор учреждением одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

– используемые учреждением положения учетной политики при первом применении СГС «Представление отчетности» и характер таких положений;

– информация о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);

– прочие положения учетной политики учреждения, необходимые для понимания пользователями отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;

9) информация, раскрытие которой в пояснительной записке к отчетности требуется в соответствии с СГС «Представление отчетности», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухучета и составление отчетности;

10) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость данных активов и обязательств на отчетную дату. К таким учетным оценкам относятся, например, оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

11) информация о результатах исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

12) информация о результатах исполнения учреждением государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

13) иная финансовая и нефинансовая существенная информация, необходимая для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения.

* * *

Еще раз напомним основные моменты:

1. Публичное раскрытие показателей отчетности регламентировано СГС «Представление отчетности».

2. Подлежат обязательному раскрытию баланс, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, отчеты, которые обеспечивают сопоставление показателей.

3. По всем публично раскрываемым показателям представляется сопоставимая информация за один предыдущий период (за исключением случаев, когда нормативно-правовыми актами предусмотрено иное).

4. Публично раскрываемые показатели отчетности представляются обособленно от иной информации о деятельности учреждения.

5. Введено понятие реклассификации показателей отчетности.

6. Установлено деление активов баланса на краткосрочные (оборотные), долгосрочные (внеоборотные).


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств».

Источник: Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

26 Июня 2019

Предоставляем стандартный вычет на ребенка

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. В каком порядке предоставляется налоговый вычет на детей?

Возврат товара надлежащего качества и НДС

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ подтвердила: при возврате качественного товара продавец вправе заявить к вычету начисленный по сделке НДС на основании корректировочного счета-фактуры. Подробности – в деле № А79-12226/2017.

Трудовые штрафы: что считать нарушением

Что такое административное нарушение и сколько эпизодов могут в него входить? Ответ на этот вопрос весьма важен, поскольку от него зависит, какое количество штрафов вам выпишут. Споры на эту тему идут не первый год, но не так давно в пользу работодателей высказался Верховный суд.

24 Июня 2019

Временный перевод. Как он становится постоянным?

Работник трудится на определенной должности, на определенном рабочем месте, исполняет одни и те же трудовые функции… Но законодатель предусмотрел в случаях необходимости такую процедуру, как перевод на другую должность или другое рабочее место. Причем бывают временные и постоянные переводы. Возможна ситуация, когда работник был переведен на другую должность временно, а остался на ней на постоянной основе. Как это происходит, по каким причинам и как оформляется – расскажем в статье.

Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов

Какие виды расходов относятся к расходам на освоение природных ресурсов? В каком порядке учитываются данные расходы для целей исчисления налога на прибыль? Чем отличается налоговый учет расходов на освоение природных ресурсов? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.



ТОП статьи

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

26 Июня 2019

Тариф системы "Платон" проиндексируют с 1 июля

Решение ФСС признано незаконным - уплаченные по нему взносы считаются излишне взысканными

Предпринимателям на УСН могут разрешить воспользоваться вычетом по ККТ

Насколько важен правильно подписанный акт сверки расчетов с контрагентом: судебное решение

Страховые взносы в ФСС РФ: тарифы, льготы, классификация видов экономической деятельности, подтверждение основного вида

24 Июня 2019

В регионе есть филиалы и открывается еще один - подавать уведомление о налоге на прибыль надо всегда

Экономия на процентах за пользование кредитом на приобретение жилья не облагается НДФЛ

Даже при утрате статуса ИП налоговые органы могут прийти с проверкой

Для регистрации ККТ налоговые инспекции будут работать в последние выходные июня

Сокращенный на час рабочий день и неработающая супруга: пособие по уходу за ребенком ФСС не зачтет

19 Июня 2019

Штраф для бухгалтера: ВС РФ выяснял, была ли обязанность подать документы по встречной проверке

УСН: Минфин подсказал, когда предоплату включают в расходы

Расширен перечень иностранных работников, освобожденных от необходимости получать в РФ разрешение на работу или патент

Сокращен перечень лицензируемых видов деятельности

ФНС России напомнила о случаях, когда необходимо подать уточненные расчет 6-НДФЛ и справку 2-НДФЛ

читать все Новости