Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

13 Декабря 2018Публичное раскрытие показателей отчетности


О. Заболонкова
редактор журнала «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»

После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное раскрытие ее показателей. В частности, с 2018 года обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления таких сведений установлены в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н (далее – СГС «Представление отчетности»).

Общие положения

Прежде всего напомним основные положения СГС «Представление отчетности». Кроме требований к публичному раскрытию показателей отчетности, данный документ регламентирует:

– составление бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – отчетность);

– методические основы составления отчетности общего назначения.

СГС «Концептуальные основы»[1] предусматривает следующую классификацию отчетности:

Отчетность

По степени обобщенности и порядку формирования

По степени раскрытия информации

Индивидуальная

Консолидированная

Общего назначения

Специального назначения

В частности, согласно п. 9 СГС «Концептуальные основы» отчетность общего назначения формируется учреждением в целях представления пользователям отчетности, которые не обладают правом требовать ее представления, информации о деятельности учреждения. Например, такими пользователями являются получатели государственных услуг, исполнители государственных (муниципальных) контрактов, сотрудники учреждений, иные граждане и организации, заинтересованные в изучении (использовании) показателей отчетности общего назначения.

Например, учреждение образования составляет индивидуальную отчетность специального назначения для своего учредителя, а отчетность общего назначения размещает на официальном сайте в Интернете.

В СГС «Представление отчетности» применяются следующие термины (п. 5).

Отчетная дата – дата, на которую составляется отчетность за отчетный период. В частности, в целях составления годовой отчетности:

– отчетной датой является 1 января года, следующего за отчетным (п. 14 СГС «Представление отчетности»);

– отчетным периодом – отчетный год с 1 января по 31 декабря (п. 13 СГС «Представление отчетности»).

Пояснения к отчетности, а также к публично раскрываемым показателям отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах.

Раскрытие информации – отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, в пояснениях, а также публичное раскрытие показателей отчетности.

Публичное раскрытие показателей отчетности

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется учреждением после ее представления пользователям (п. 15 СГС «Представление отчетности»).

При публичном раскрытии показателей отчетности показатели, подготовленные на основе данных бухгалтерского учета, выделяются от иной информации о деятельности учреждения таким образом, чтобы пользователи смогли отличить такую информацию от иной информации о деятельности учреждения (п. 22 СГС «Представление отчетности»).

Публичное раскрытие показателей отчетности осуществляется на основе допущения непрерывности деятельности учреждения.

В частности, допущение непрерывности деятельности предполагает, что одновременно соблюдаются следующие условия:

– учреждение в обозримом будущем собирается продолжать свою деятельность, выполнять полномочия (функции) и обязательства. Обозримое будущее – период не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность;

– учредитель не имеет намерения и (или) необходимости в обозримом будущем принять решение о ликвидации (упразднении) учреждения или об изменении его основной деятельности.

Не является нарушением допущения непрерывности деятельности, если меняются подведомственность, учредитель, тип государственного (муниципального) учреждения.

Представление и классификация публично раскрываемых показателей отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев (п. 17 СГС «Представление отчетности»):

а) значительно изменился характер деятельности учреждения;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его отчетности указывают, что другое представление или другая классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики учреждения;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности – внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей субъектом отчетности и пересмотр классификации сравнительной информации, раскрываемой в отчетности за предыдущие отчетные периоды.

При реклассификации показателей отчетности в пояснениях раскрываются:

– характер реклассификации показателей отчетности;

– стоимостные показатели, подлежащие реклассификации;

– причина реклассификации показателей отчетности.

Публично раскрываемые показатели отчетности представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. Для более подробного раскрытия информации при составлении пояснений показатели отчетности даются в иных единицах измерения (п. 23 СГС «Представление отчетности»).

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период учреждением не осуществляется, то в пояснениях указываются:

– причина, по которой она не производится;

– характер корректировок показателей отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации.

Порядок корректировки сравнительной информации в связи с изменениями учетной политики учреждения или исправлениями ошибок устанавливается иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 19 СГС «Представление отчетности»).

В пункте 20 названного стандарта приведены следующие особенности отражения и раскрытия показателей отчетности:

1. Все существенные показатели отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, представляются отдельно.

2. Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому), раскрываются отдельно, за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности.

3. Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, раскрываемой в отчетности, но которые необходимы для достоверного представления информации о результатах деятельности учреждения, раскрываются обособленно в пояснениях.

По всем публично раскрываемым показателям отчетности учреждением приводится сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 21 СГС Представление отчетности).

При наличии описательных (словесных) пояснений к отдельным показателям отчетности сопоставимая описательная информация за предыдущий период раскрывается, если она является необходимой для понимания пользователями отчетности таких показателей.

Согласно п. 23 СГС «Представление отчетности» публичному раскрытию подлежат показатели:

бухгалтерского баланса;

отчета о финансовых результатах;

отчета о движении денежных средств (вступает в силу с 01.01.2019 СГС «Отчет о движении денежных средств»[2]);

пояснительной записки;

отчетов, обеспечивающих сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета.

Бухгалтерский баланс. В пунктах 25 – 31 СГС «Представление отчетности» приведена следующая структура бухгалтерского баланса, подлежащего публичному раскрытию:

Бухгалтерский баланс учреждения

Активы

Обязательства

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

В таблице даны разъяснения по указанной классификации (п. 27, 28 СГС «Представление отчетности).

Краткосрочные (оборотные) показатели

Долгосрочные (внеоборотные) показатели

Активы учреждения

Актив учреждения классифицируется как краткосрочный, если он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты;

б) представляет собой финансовый актив, классифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочный актив;

в) представляет собой денежные средства или их эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования), при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего трех месяцев после отчетной даты

Все прочие активы учреждения, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов учреждения, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

Обязательства учреждения

Обязательство классифицируется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

а) предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);

б) обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, как краткосрочное обязательство;

в) у учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Все прочие обязательства учреждения классифицируются как долгосрочные

Показатели активов учреждения раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам (п. 32 СГС «Представление отчетности»).

Отчет о финансовых результатах. Сальдированное отражение доходов и расходов (отражение доходов за вычетом соответствующих расходов) при раскрытии показателей данного отчета допускается только в случаях, предусмотренных СГС «Представление отчетности», иными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности (п. 35 СГС «Представление отчетности»).

В составе пояснений раскрывается детализированная информация о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода (п. 36 СГС «Представление отчетности»).

Пояснительная записка. В пункте 37 указанного стандарта приведена обязательная информация, которую должна содержать пояснительная записка к отчетности:

1) информация о месте нахождения и организационно-правовой форме учреждения;

2) сведения об изменениях наименования учреждения за отчетный период, если такие изменения производились;

3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;

4) наименование учредителя учреждения и наименование органа, осуществляющего внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль;

5) информация о сроках деятельности учреждения (если оно создано на определенный срок);

6) сведения об основных направлениях деятельности учреждения, иная информация о его деятельности, существенная для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения;

7) указание на то, что представленные показатели отчетности сформированы исходя из нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухучета и составление отчетности;

8) краткое описание основных положений учетной политики, в том числе:

– способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые учреждением при формировании отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухучета и составление отчетности, допускают выбор учреждением одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

– используемые учреждением положения учетной политики при первом применении СГС «Представление отчетности» и характер таких положений;

– информация о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели отчетности (например, профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде);

– прочие положения учетной политики учреждения, необходимые для понимания пользователями отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств;

9) информация, раскрытие которой в пояснительной записке к отчетности требуется в соответствии с СГС «Представление отчетности», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухучета и составление отчетности;

10) информация об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость данных активов и обязательств на отчетную дату. К таким учетным оценкам относятся, например, оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;

11) информация о результатах исполнения учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

12) информация о результатах исполнения учреждением государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;

13) иная финансовая и нефинансовая существенная информация, необходимая для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств учреждения.

* * *

Еще раз напомним основные моменты:

1. Публичное раскрытие показателей отчетности регламентировано СГС «Представление отчетности».

2. Подлежат обязательному раскрытию баланс, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, отчеты, которые обеспечивают сопоставление показателей.

3. По всем публично раскрываемым показателям представляется сопоставимая информация за один предыдущий период (за исключением случаев, когда нормативно-правовыми актами предусмотрено иное).

4. Публично раскрываемые показатели отчетности представляются обособленно от иной информации о деятельности учреждения.

5. Введено понятие реклассификации показателей отчетности.

6. Установлено деление активов баланса на краткосрочные (оборотные), долгосрочные (внеоборотные).


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств».

Источник: Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

20 Марта 2019

О включении в состав взыскиваемого ущерба суммы «входного» НДС

Последствия выполнения подрядных работ (в том числе строительных) с недостатками предусмотрены положениями ст. 723 ГК РФ. Так, из ч. 1 названной статьи следует, что стороны договора подряда вправе установить в договоре меры воздействия на подрядчика, выполнившего свои обязательства некачественно. Согласно ч. 3 этой же статьи, если недостатки результата работ существенны или неустранимы, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. Но предусматривает ли этот принцип включение суммы НДС в расчет убытков?

Постоянные и временные разницы и активы будут учитываться по‑новому

Среди положений о бухучете есть одно, которое влияет скорее не на бухгалтерский учет, а на налоговый. Речь, конечно, идет о ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Оно, как и прочие нормативные документы по бухгалтерскому учету, довольно консервативно. Но иногда изменения просто необходимы, и вот появился Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, который внес в ПБУ 18/02 поправки.

Правила оформления и выдачи расчетных листков

Минтруд периодически в своих письмах напоминает работодателям о той или иной их обязанности в сфере трудовых отношений. Недавно, в Письме от 23.10.2018, № 14‑1/ООГ-8459, чиновники ведомства отметили, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан информировать работника о составляющих его заработной платы, то есть оформлять расчетные листки, и отменить эту обязанность ни соглашением с работником, ни коллективным договором нельзя. О том, как нужно оформлять и выдавать работникам расчетные листки, расскажем в статье.

18 Марта 2019

Об обложении страховыми взносами компенсации «северянам» проезда к месту проведения отпуска за границей

В Письме Минфина РФ от 19.12.2018 № 03‑15‑08/92607 разъяснены особенности освобождения от обложения страховыми взносами компенсации учреждением стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска за пределами РФ и обратно, выплачиваемой сотруднику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учет выплат при расчете среднего заработка для оплаты отпусков

Учитываются ли при расчете среднего заработка для оплаты отпусков средний заработок за время командировки, а также доплата до оклада в части превышения оклада над средним заработком в период командировки, и пособие по временной нетрудоспособности, а также доплата до средней заработной платы сверх этого пособия?



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

20 Марта 2019

Организация исправила в заявлении ошибку о виде деятельности - ФСС должен пересмотреть тариф взносов

Подали "уточненку" по прибыли, поздно получив документы, - пени нужно заплатить, иначе будет штраф

Стандартный вычет по НДФЛ предоставляется до конца года, в котором ребенку-учащемуся исполнилось 24 года

Нюансы заполнения РСВ некоммерческими организациями, применяющими пониженные тарифы

Разовые платежи за пользование недрами не учитываются единовременно в расходах по налогу на прибыль

18 Марта 2019

Госдума отказалась отменять возмещение НДС экспортерам

Налоговики рассказали, с какого момента прекращается статус адвоката для целей страховых взносов

ФФОМС планирует изменить отчетность о защите прав застрахованных в системе ОМС

Оплату допвыходных по уходу за детьми-инвалидами суд посчитал господдержкой и освободил от взносов

Снижена величина прожиточного минимума за IV квартал 2018 года

1 апреля истекает срок представления бухгалтерской отчетности за 2018 год

13 Марта 2019

ФНС уточнила порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов, сборов и взносов

Автомобиль называется немного иначе, чем в перечне дорогих машин: уточните, как платить транспортный налог

При совмещении автотранспортных и ряда других услуг по вывозу бытовых отходов нельзя применять ЕНВД

Неоднократное подписание товарных накладных с иной стоимостью не свидетельствует о наличии ошибки

читать все Новости