Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

22 Апреля 2019Порядок реорганизации бюджетного учреждения


В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждений, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО[1] и иными нормативными актами. Реорганизация БУ может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539[2]).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Универсальное

Разделение

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Преобразование

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд[3], правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).

Судебная практика. В арбитражном порядке[4] было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения[5].

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.

Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:

– наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

– форму реорганизации;

– наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;

– основание для принятия решения о реорганизации БУ;

– дату, на которую проводится реорганизация БУ;

– срок проведения реорганизационных мероприятий;

– сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;

– источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;

– перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Уведомление о реорганизации

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации[6] учреждениям следует:

– в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган[7] о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление[8] направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;

– после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц[9]. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;

– в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н[10]. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

– разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

– справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

– справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

– отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

– отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

– отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

– отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

– пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н[11]. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961)[12].

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд[13] указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Форма реорганизации

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Слияние

Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Разделение

Выделение

Преобразование

Присоединение

Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

* * *

В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

1)  изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;

2)  перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;

3)  провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;

4)  по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.


[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

[3] Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.

[4] Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.

[5] К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).

[6] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[7] Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).

[8] Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[9] Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».

[10] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

[11] Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

[12] Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

[13] Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

Источник: Журнал "Руководитель бюджетной организации"



Последние публикации

19 Августа 2019

Учет в расходах компенсации проезда к месту проведения отпуска работникам-северянам

Обязана ли организация, расположенная в районах Крайнего Севера, компенсировать расходы на проезд работников к месту проведения отпуска и обратно? Вправе ли она учесть эти расходы для целей исчисления налога на прибыль, в том числе если место проведения отпуска не является территорией РФ? Какими документами подтвердить понесенные расходы?

Налоговый учет представительских расходов

Если автономное учреждение осуществляет затраты на официальный прием представителей других организаций за счет средств от приносящей доход деятельности, то оно вправе учесть данные расходы при исчислении базы по налогу на прибыль. Какие условия должны быть соблюдены при этом? Какие документы следует иметь на руках, чтобы инспекторы ФНС не исключили их из налоговых расходов? Каков порядок нормирования представительских расходов? Каковы особенности принятия к вычету «входного» НДС по этим расходам?

Ужесточение административной ответственности за нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

До недавнего времени при привлечении должностных лиц бюджетных учреждений к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, составлению бухгалтерской отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.2019 № 113‑ФЗ внес изменения в КоАП РФ, в частности в положения данной статьи, и теперь в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применяется ст. 15.15.6 КоАП РФ, нормы которой также были скорректированы. О новых размерах административной ответственности и видах нарушений, за которые эти меры ответственности применяются, поговорим ниже.

05 Августа 2019

Реализация готовой продукции: особенности бюджетного и налогового учета

Казенное учреждение в рамках приносящей доход деятельности, предусмотренной учредительным документом, реализует готовую продукцию покупателям. Доходы от этого поступают напрямую в доход бюджета. Какими проводками оформить данную операцию? Является ли такая реализация объектом обложения НДС? Учитываются ли доходы от нее в целях налогообложения прибыли?

Каркасное здание с сэндвич-панелями: срок полезного использования

К какой амортизационной группе следует относить быстровозводимые здания, представляющие собой металлический каркас со стенами, выполненными из сэндвич-панелей либо минераловатных плит? К сожалению, единого мнения по этому вопросу нет, в том числе среди судей, рассматривающих налоговые споры. Подробнее – в статье.



ТОП статьи

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

19 Августа 2019

Разработан регламент приема расчетов по страховым взносам на ОПС и ОМС

ВС РФ разъяснил, является ли недостача поводом для увольнения материально ответственного лица

НДФЛ на подаренное имущество определяется исходя из кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года МРОТ может увеличиться на 850 руб.

При возврате товара плательщиком НДС поставщику на УСН счет-фактуру составлять не надо

05 Августа 2019

НДС на фрукты и ягоды снижен до 10 процентов

Росстат утвердил еще 9 обновленных форм отчетов

Воспользоваться освобождением от уплаты НДС можно и при просроченном уведомлении

Утверждена форма уведомления об участии в иностранной организации

ПФР проведет перерасчет страховых пенсий работавших в 2018 году пенсионеров

29 Июля 2019

Суммы премий победителям профессиональных конкурсов не облагаются страховыми взносами

Какие документы необходимы для получения социального вычета, если в рамках ДМС часть лечения была оплачена за счет средств налогоплательщика?

Разъяснен порядок применения формы уведомления о едином декларировании налога на имущество

Как определяется дата ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию

Московские многодетные семьи получат новые налоговые льготы

читать все Новости