Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

10 Сентября 2018Положение об оказании платных услуг в автономном учреждении


К. Г. Чагин

консультант по социальной политике Института экономики города

Тема оказания платных услуг государственными и муниципальными учреждениями традиционно вызывает большой интерес. Рассмотрим вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального действия, как положение об оказании (порядок оказания) платных услуг.

Правовая основа

Действующее федеральное законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но здравый смысл подсказывает, что такие документы необходимы: на практике они существуют и имеют нормативный статус. К примеру, их содержание учитывается при принятии контрольными и судебными органами решений в отношении учреждений[2].

Более того, указание на необходимость наличия в учреждениях собственных положений об оказании платных услуг (порядков) нередко содержится в региональной и муниципальной нормативно-правовой базе. Так, комитет по физической культуре и спорту Барнаула прямо требует от руководителей подведомственных учреждений (в том числе автономных) разработать и утвердить локальным актом порядок предоставления платных услуг. Причем сделать это надо с учетом общих правил, утвержденных самим комитетом[3].

Бывает и так, что учредитель полностью берет на себя функцию по утверждению положения об оказании платных услуг – в отношении всех подведомственных учреждений[4] либо отдельного учреждения[5]. Хотя согласно действующему федеральному законодательству в этом случае орган-учредитель превышает свои полномочия.

Что касается регулирования цен на услуги, для бюджетных учреждений учредитель должен устанавливать лишь порядок определения стоимости (абз. 1 ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[6]), а действия автономных учреждений в этом плане вообще не регулируются – аналогичных полномочий учредителя законодательство не предусматривает (ст. 9 Закона № 174-ФЗ[7]). В свою очередь, тарифы на платные услуги орган-учредитель утверждает в отношении любых муниципальных учреждений[8], но из этого правила есть исключения, например муниципальные учреждения культуры, самостоятельно устанавливающие для себя такие тарифы[9]. А для отдельных видов услуг, предоставляемых учреждениями (скажем, в сфере социального обслуживания), действует государственное регулирование тарифов[10]. Правда, речь здесь идет только об утверждении тарифов, а не об установлении правил оказания платных услуг в целом.

Законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но на практике он необходим.

Если эти правила не «спущены сверху» автономному учреждению, их разработка и утверждение входят в компетенцию сотрудников и руководителя АУ. Важно, что ни рассмотрение, ни утверждение данных правил не отнесено федеральным законодательством к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Однако на практике нередки случаи, когда наблюдательный совет все же рассматривает проект такого документа, представленный руководителем АУ, и выносит свое заключение в форме рекомендации[11] – хотя соответствующего полномочия совета нет даже в уставе учреждения[12].

Структура и содержание рассматриваемого документа могут быть разными – они зависят как от отраслевой специфики деятельности учреждения, так и от степени детализации вопросов, связанных с оказанием платных услуг. Итак, какие же содержательные блоки включаются в положение об оказании (порядок оказания) платных услуг?

Общие положения

В этом разделе, традиционном для нормативного документа любого уровня, обычно указывается его функция (регулирование деятельности по оказанию платных услуг конкретным учреждением), приводятся правовые акты, на основании которых он разработан. Сюда относятся ГК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», законы № 7-ФЗ и 174-ФЗ, встречается даже упоминание Конституции РФ, НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Есть ссылки и на отраслевую правовую базу (например, для учреждений здравоохранения это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и общефедеральные правила оказания платных медицинских услуг[13]), региональные документы (в частности, во многих субъектах РФ действуют областные законы о социальном обслуживании и их подзаконные акты). В нормативную базу следует включить и ссылку на устав учреждения – правила оказания платных услуг и учредительный документ АУ не должны противоречить друг другу.

Данный раздел зачастую содержит описание (иногда детальное и пространное) целей и задач предоставления платных услуг. В частности, для учреждения спортивной направленности задачи могут быть такими:

– организация досуга в области физкультуры и спорта;

– повышение эффективности работы и улучшение качества услуг;

– привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования услуг, расширение материально-технической базы учреждения;

– развитие массовых и индивидуальных видов спорта, направленных на физическое воспитание населения;

– привлечение населения, школьников к регулярным спортивным занятиям.

По мнению автора статьи, практический смысл в подобном перечислении отсутствует. Описание целей остается скорее некоей данью традиции.

Ни рассмотрение, ни утверждение правил оказания платных услуг не отнесено к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

В первый раздел документа также входят дополнительные общие нормы. К примеру, в локальном акте могут присутствовать положения о том, что контроль оказания платных услуг осуществляет наблюдательный совет автономного учреждения, изменения и дополнения в порядок оказания платных услуг вносит руководитель АУ, платные услуги, подлежащие лицензированию, предоставляются с момента получения учреждением лицензии… Полагаем, необходимости вносить такие детали тоже нет, поскольку эти нормы общеизвестны. Ну а контроль за оказанием платных услуг федеральное законодательство и вовсе не относит к компетенции наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).

Вместе с тем в разделе могут присутствовать важные содержательные, концептуальные моменты. Скажем, норма о том, что штатные сотрудники учреждения оказывают платные услуги со своего согласия в рамках своего рабочего времени при условии качественного выполнения государственного (муниципального) задания в полном объеме. Нередко сюда включают и отдельное указание на то, что предоставление учреждением платных услуг не должно подменять выполнение государственного (муниципального) задания, мешать его полноценному выполнению.

Используемые понятия

В число основных понятий обычно входят следующие:

1) исполнитель (поставщик) – конкретное автономное учреждение;

2) заказчик (потребитель услуги) – гражданин (физическое лицо) или юридическое лицо, которому предоставляется платная услуга;

3) платная услуга – услуга, предоставляемая на возмездной основе гражданину (юридическому лицу) за счет его личных средств на основании заявления и (или) договора.

Если специфика деятельности учреждения подразумевает, что заказчик и потребитель услуги могут не совпадать в одном лице (например, дети заключают договоры на оказание социальных услуг для их недееспособных родителей, организации – договоры на оказание образовательных услуг потенциальным работникам), понятия «заказчик» и «потребитель услуги» разграничиваются. В зависимости от специфики деятельности в данном разделе могут расшифровываться и другие понятия (например, «льгота»).

Перечень платных услуг

Существует два подхода к установлению перечня платных услуг: либо он приводится в самом положении об оказании платных услуг (порядке), либо в положении делается отсылка на перечень, утверждаемый руководителем автономного учреждения в виде отдельного документа. Поскольку оба документа относятся к локальным актам самого учреждения (то есть в них достаточно легко вносить изменения), представляется, что лучше включать перечень платных услуг непосредственно в положение. В любом случае следует помнить: перечень должен соответствовать тем видам деятельности, осуществление которых на платной основе предусмотрено уставом учреждения.

Разрабатывая ту или иную платную услугу и включая ее в перечень, учреждению нужно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, и обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Вот, например, как может быть сформулирован перечень платных услуг театра:

– организация и проведение фестивалей, конференций, конкурсов и других культурно-зрелищных мероприятий (в том числе по заказу сторонних организаций);

– создание театральных постановок, подготовка концертов, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ;

– предоставление сценической площадки для проведения гастрольных и выездных мероприятий другим лицам, совместных театральных, концертных, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ и мероприятий;

– организация и проведение тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства, литературы;

– проведение мероприятий по организации досуговой деятельности, эстетическому воспитанию и обучению населения (клубы по интересам, тематические вечера, арт-студии и т. п.);

– изготовление сценическо-постановочных средств, предоставление напрокат светотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, биноклей;

– организация работы буфетов и баров в здании театра и на прилегающей территории в целях улучшения качества обслуживания зрительской аудитории;

– проведение художественных выставок (в том числе выставок-продаж) и экскурсий;

– рекламная и издательская деятельность, реализация информационно-справочных и рекламных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения, изготовление и реализация сувенирной продукции и цветов (для выражения благодарности зрителей артистам).

В реальности в положениях об оказании платных услуг учреждений можно встретить самые разные услуги. Например, те же театры включают в локальные акты такую позицию, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом учреждения» (получается, что у театра даже можно заказать автофургон для квартирного переезда), а дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов заявляют о «реализации выпечки и полуфабрикатов» (по сути, здесь идет речь о торговле, ориентированной на людей «с улицы»).

Однако согласно букве закона любая деятельность автономного учреждения (в том числе платная) должна соответствовать полномочиям его учредителя в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Поэтому, разрабатывая платную услугу, учреждению нужно одновременно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, а впоследствии обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Внимание нужно обратить и на другой момент. Наименования из перечня платных услуг следует формулировать именно как услуги для потребителя. Из определения должно быть понятно, что конкретно предлагается получателю. К примеру, формулировка «Проведение дискотек» соответствует предоставляемой услуге, а «Участие в конкурсах и грантах» (реальное название, включенное в локальный акт учреждения) – нет.


[2] См., например, Постановление АС ПО от 17.10.2017 № Ф06-25514/2017 по делу № А12-6248/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.07.2017 по делу № 33-11142/2017.

[3] Приказ комитета по физической культуре и спорту г. Барнаула от 26.04.2018 № 13 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в сфере физической культуры и спорта».

[4] Постановление администрации Камешковского района Владимирской области от 02.02.2016 № 94 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг (работ) муниципальными учреждениями Камешковского района».

[5] Постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 10.04.2017 № 1534 «Об утверждении Положения о предоставлении платных услуг МАУ «Ритуал-сервис» (вместе с Положением о предоставлении платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением «Ритуал-сервис»).

[6] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[7] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

[8] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[9] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[10] Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

[11] См., например, протокол заседания наблюдательного совета МАУ ДО «Физкультурно-оздоровительный комплекс р. п. Шатки Нижегородской области» – http://www.шаткифок.рф/wp-content/documents/Протокол № 11-17 заседания Наблюдательного совета.pdf.

[12] См., например, протокол от 22.08.2014 № 4 заседания наблюдательного совета МАДОУ «Детский сад № 4 «Подснежник» и перечень полномочий данного совета – https://domoddou4.edumsko.ru/about/council/post/20646.

[13] Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"



Последние публикации

24 Июня 2019

Временный перевод. Как он становится постоянным?

Работник трудится на определенной должности, на определенном рабочем месте, исполняет одни и те же трудовые функции… Но законодатель предусмотрел в случаях необходимости такую процедуру, как перевод на другую должность или другое рабочее место. Причем бывают временные и постоянные переводы. Возможна ситуация, когда работник был переведен на другую должность временно, а остался на ней на постоянной основе. Как это происходит, по каким причинам и как оформляется – расскажем в статье.

Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов

Какие виды расходов относятся к расходам на освоение природных ресурсов? В каком порядке учитываются данные расходы для целей исчисления налога на прибыль? Чем отличается налоговый учет расходов на освоение природных ресурсов? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

Нюансы признания расходов на ОС, произведенных за счет субсидий

Статьей 346.17 НК РФ определены особые правила учета субсидий, которые получены «упрощенцем». Предусмотренный этой нормой механизм признания доходов в виде субсидий и расходов, произведенных (возмещенных) за их счет, касается, в частности, средств финансовой поддержки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209‑ФЗ. В каких ситуациях подобный механизм может дать сбой, рассмотрим на примерах из практики.

19 Июня 2019

Важные изменения по налогу на имущество для организаций и физических лиц

Налог на имущество уплачивают организации и физические лица. Для тех и других в НК РФ имеются отдельные главы, регламентирующие этот вопрос. В данные главы внесены изменения Федеральным законом от 15.04.2019 № 63‑ФЗ. Некоторые из поправок действуют уже с этой даты, но некоторые, например отмена представления авансовых расчетов за отчетные периоды для организаций, вступят в силу позже, о чем мы расскажем в статье.

Выплаты к отпуску: нюансы налогообложения

Как учитываются в целях налога на прибыль расходы на дополнительные оплачиваемые отпуска? Можно ли включить премии к отпуску в базу по налогу на прибыль? Каков порядок признания в целях исчисления налога на прибыль расходов на приобретение путевок для работников и их детей? Надо ли начислять на стоимость путевок для работников страховые взносы и какого мнения по этому вопросу придерживаются контролеры и арбитры? Каковы особенности налогообложения материальной помощи, выплачиваемой к отпуску? Нужно ли удерживать НДФЛ и исчислять взносы с суммы оплаты (компенсации) стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам Крайнего Севера?



ТОП статьи

Продажа серверного и сетевого оборудования

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Июня 2019

В регионе есть филиалы и открывается еще один - подавать уведомление о налоге на прибыль надо всегда

Экономия на процентах за пользование кредитом на приобретение жилья не облагается НДФЛ

Даже при утрате статуса ИП налоговые органы могут прийти с проверкой

Для регистрации ККТ налоговые инспекции будут работать в последние выходные июня

Сокращенный на час рабочий день и неработающая супруга: пособие по уходу за ребенком ФСС не зачтет

19 Июня 2019

Штраф для бухгалтера: ВС РФ выяснял, была ли обязанность подать документы по встречной проверке

УСН: Минфин подсказал, когда предоплату включают в расходы

Расширен перечень иностранных работников, освобожденных от необходимости получать в РФ разрешение на работу или патент

Сокращен перечень лицензируемых видов деятельности

ФНС России напомнила о случаях, когда необходимо подать уточненные расчет 6-НДФЛ и справку 2-НДФЛ

Расширен список не облагаемых НДФЛ доходов

17 Июня 2019

Предприниматель, отказавшийся от НПД, может перейти на "упрощенку" только со следующего года

Налоговая служба разрешила пересчитать страховые взносы тем, кто ранее утратил право на применение пониженных тарифов

Увольнение по собственному желанию или по статье - это выбор работника, а не давление на него

Разъяснены особенности исчисления авансовых платежей по налогу на имущество в случае изменения кадастровой стоимости объекта

читать все Новости