Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник

Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

10 Сентября 2018Положение об оказании платных услуг в автономном учреждении


К. Г. Чагин

консультант по социальной политике Института экономики города

Тема оказания платных услуг государственными и муниципальными учреждениями традиционно вызывает большой интерес. Рассмотрим вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального действия, как положение об оказании (порядок оказания) платных услуг.

Правовая основа

Действующее федеральное законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но здравый смысл подсказывает, что такие документы необходимы: на практике они существуют и имеют нормативный статус. К примеру, их содержание учитывается при принятии контрольными и судебными органами решений в отношении учреждений[2].

Более того, указание на необходимость наличия в учреждениях собственных положений об оказании платных услуг (порядков) нередко содержится в региональной и муниципальной нормативно-правовой базе. Так, комитет по физической культуре и спорту Барнаула прямо требует от руководителей подведомственных учреждений (в том числе автономных) разработать и утвердить локальным актом порядок предоставления платных услуг. Причем сделать это надо с учетом общих правил, утвержденных самим комитетом[3].

Бывает и так, что учредитель полностью берет на себя функцию по утверждению положения об оказании платных услуг – в отношении всех подведомственных учреждений[4] либо отдельного учреждения[5]. Хотя согласно действующему федеральному законодательству в этом случае орган-учредитель превышает свои полномочия.

Что касается регулирования цен на услуги, для бюджетных учреждений учредитель должен устанавливать лишь порядок определения стоимости (абз. 1 ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[6]), а действия автономных учреждений в этом плане вообще не регулируются – аналогичных полномочий учредителя законодательство не предусматривает (ст. 9 Закона № 174-ФЗ[7]). В свою очередь, тарифы на платные услуги орган-учредитель утверждает в отношении любых муниципальных учреждений[8], но из этого правила есть исключения, например муниципальные учреждения культуры, самостоятельно устанавливающие для себя такие тарифы[9]. А для отдельных видов услуг, предоставляемых учреждениями (скажем, в сфере социального обслуживания), действует государственное регулирование тарифов[10]. Правда, речь здесь идет только об утверждении тарифов, а не об установлении правил оказания платных услуг в целом.

Законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но на практике он необходим.

Если эти правила не «спущены сверху» автономному учреждению, их разработка и утверждение входят в компетенцию сотрудников и руководителя АУ. Важно, что ни рассмотрение, ни утверждение данных правил не отнесено федеральным законодательством к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Однако на практике нередки случаи, когда наблюдательный совет все же рассматривает проект такого документа, представленный руководителем АУ, и выносит свое заключение в форме рекомендации[11] – хотя соответствующего полномочия совета нет даже в уставе учреждения[12].

Структура и содержание рассматриваемого документа могут быть разными – они зависят как от отраслевой специфики деятельности учреждения, так и от степени детализации вопросов, связанных с оказанием платных услуг. Итак, какие же содержательные блоки включаются в положение об оказании (порядок оказания) платных услуг?

Общие положения

В этом разделе, традиционном для нормативного документа любого уровня, обычно указывается его функция (регулирование деятельности по оказанию платных услуг конкретным учреждением), приводятся правовые акты, на основании которых он разработан. Сюда относятся ГК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», законы № 7-ФЗ и 174-ФЗ, встречается даже упоминание Конституции РФ, НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Есть ссылки и на отраслевую правовую базу (например, для учреждений здравоохранения это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и общефедеральные правила оказания платных медицинских услуг[13]), региональные документы (в частности, во многих субъектах РФ действуют областные законы о социальном обслуживании и их подзаконные акты). В нормативную базу следует включить и ссылку на устав учреждения – правила оказания платных услуг и учредительный документ АУ не должны противоречить друг другу.

Данный раздел зачастую содержит описание (иногда детальное и пространное) целей и задач предоставления платных услуг. В частности, для учреждения спортивной направленности задачи могут быть такими:

– организация досуга в области физкультуры и спорта;

– повышение эффективности работы и улучшение качества услуг;

– привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования услуг, расширение материально-технической базы учреждения;

– развитие массовых и индивидуальных видов спорта, направленных на физическое воспитание населения;

– привлечение населения, школьников к регулярным спортивным занятиям.

По мнению автора статьи, практический смысл в подобном перечислении отсутствует. Описание целей остается скорее некоей данью традиции.

Ни рассмотрение, ни утверждение правил оказания платных услуг не отнесено к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

В первый раздел документа также входят дополнительные общие нормы. К примеру, в локальном акте могут присутствовать положения о том, что контроль оказания платных услуг осуществляет наблюдательный совет автономного учреждения, изменения и дополнения в порядок оказания платных услуг вносит руководитель АУ, платные услуги, подлежащие лицензированию, предоставляются с момента получения учреждением лицензии… Полагаем, необходимости вносить такие детали тоже нет, поскольку эти нормы общеизвестны. Ну а контроль за оказанием платных услуг федеральное законодательство и вовсе не относит к компетенции наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).

Вместе с тем в разделе могут присутствовать важные содержательные, концептуальные моменты. Скажем, норма о том, что штатные сотрудники учреждения оказывают платные услуги со своего согласия в рамках своего рабочего времени при условии качественного выполнения государственного (муниципального) задания в полном объеме. Нередко сюда включают и отдельное указание на то, что предоставление учреждением платных услуг не должно подменять выполнение государственного (муниципального) задания, мешать его полноценному выполнению.

Используемые понятия

В число основных понятий обычно входят следующие:

1) исполнитель (поставщик) – конкретное автономное учреждение;

2) заказчик (потребитель услуги) – гражданин (физическое лицо) или юридическое лицо, которому предоставляется платная услуга;

3) платная услуга – услуга, предоставляемая на возмездной основе гражданину (юридическому лицу) за счет его личных средств на основании заявления и (или) договора.

Если специфика деятельности учреждения подразумевает, что заказчик и потребитель услуги могут не совпадать в одном лице (например, дети заключают договоры на оказание социальных услуг для их недееспособных родителей, организации – договоры на оказание образовательных услуг потенциальным работникам), понятия «заказчик» и «потребитель услуги» разграничиваются. В зависимости от специфики деятельности в данном разделе могут расшифровываться и другие понятия (например, «льгота»).

Перечень платных услуг

Существует два подхода к установлению перечня платных услуг: либо он приводится в самом положении об оказании платных услуг (порядке), либо в положении делается отсылка на перечень, утверждаемый руководителем автономного учреждения в виде отдельного документа. Поскольку оба документа относятся к локальным актам самого учреждения (то есть в них достаточно легко вносить изменения), представляется, что лучше включать перечень платных услуг непосредственно в положение. В любом случае следует помнить: перечень должен соответствовать тем видам деятельности, осуществление которых на платной основе предусмотрено уставом учреждения.

Разрабатывая ту или иную платную услугу и включая ее в перечень, учреждению нужно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, и обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Вот, например, как может быть сформулирован перечень платных услуг театра:

– организация и проведение фестивалей, конференций, конкурсов и других культурно-зрелищных мероприятий (в том числе по заказу сторонних организаций);

– создание театральных постановок, подготовка концертов, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ;

– предоставление сценической площадки для проведения гастрольных и выездных мероприятий другим лицам, совместных театральных, концертных, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ и мероприятий;

– организация и проведение тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства, литературы;

– проведение мероприятий по организации досуговой деятельности, эстетическому воспитанию и обучению населения (клубы по интересам, тематические вечера, арт-студии и т. п.);

– изготовление сценическо-постановочных средств, предоставление напрокат светотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, биноклей;

– организация работы буфетов и баров в здании театра и на прилегающей территории в целях улучшения качества обслуживания зрительской аудитории;

– проведение художественных выставок (в том числе выставок-продаж) и экскурсий;

– рекламная и издательская деятельность, реализация информационно-справочных и рекламных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения, изготовление и реализация сувенирной продукции и цветов (для выражения благодарности зрителей артистам).

В реальности в положениях об оказании платных услуг учреждений можно встретить самые разные услуги. Например, те же театры включают в локальные акты такую позицию, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом учреждения» (получается, что у театра даже можно заказать автофургон для квартирного переезда), а дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов заявляют о «реализации выпечки и полуфабрикатов» (по сути, здесь идет речь о торговле, ориентированной на людей «с улицы»).

Однако согласно букве закона любая деятельность автономного учреждения (в том числе платная) должна соответствовать полномочиям его учредителя в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Поэтому, разрабатывая платную услугу, учреждению нужно одновременно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, а впоследствии обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Внимание нужно обратить и на другой момент. Наименования из перечня платных услуг следует формулировать именно как услуги для потребителя. Из определения должно быть понятно, что конкретно предлагается получателю. К примеру, формулировка «Проведение дискотек» соответствует предоставляемой услуге, а «Участие в конкурсах и грантах» (реальное название, включенное в локальный акт учреждения) – нет.


[2] См., например, Постановление АС ПО от 17.10.2017 № Ф06-25514/2017 по делу № А12-6248/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.07.2017 по делу № 33-11142/2017.

[3] Приказ комитета по физической культуре и спорту г. Барнаула от 26.04.2018 № 13 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в сфере физической культуры и спорта».

[4] Постановление администрации Камешковского района Владимирской области от 02.02.2016 № 94 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг (работ) муниципальными учреждениями Камешковского района».

[5] Постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 10.04.2017 № 1534 «Об утверждении Положения о предоставлении платных услуг МАУ «Ритуал-сервис» (вместе с Положением о предоставлении платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением «Ритуал-сервис»).

[6] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[7] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

[8] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[9] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

[10] Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

[11] См., например, протокол заседания наблюдательного совета МАУ ДО «Физкультурно-оздоровительный комплекс р. п. Шатки Нижегородской области» – http://www.шаткифок.рф/wp-content/documents/Протокол № 11-17 заседания Наблюдательного совета.pdf.

[12] См., например, протокол от 22.08.2014 № 4 заседания наблюдательного совета МАДОУ «Детский сад № 4 «Подснежник» и перечень полномочий данного совета – https://domoddou4.edumsko.ru/about/council/post/20646.

[13] Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Источник: Журнал "Руководитель автономного учреждения"



Последние публикации

18 Сентября 2018

Кассовый метод для целей исчисления налога на прибыль

В главе 25 НК РФ предусмотрена возможность учитывать доходы и расходы методом начисления и кассовым методом, то есть при поступлении денежных средств на расчетный счет или в кассу организации (Письмо Минфина России от 30.04.2015 № 03‑07‑14/25555). В подавляющем большинстве организации при исчислении налога на прибыль применяют метод начисления. Но есть такие, кому по тем или иным причинам «милее» кассовый метод, которому посвящена ст. 273 НК РФ. В чем суть данного метода? Кто вправе его применять? Какие условия должны соблюдаться организациями, использующими кассовый метод? Как перейти на метод начисления, если такие условия будут нарушены? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данном материале.

О вычете «входного» НДС при покупке объекта недвижимости

В конце налогового периода «упрощенец» приобретает объект основных средств у продавца, являющегося плательщиком НДС. Последний, разумеется, выставляет покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога. При этом стоимость приобретенного объекта без НДС составляет 99,5 млн руб., с налогом – 117,5 млн руб. Поскольку предельная величина остаточной стоимости объектов ОС, при которой возможно применение УСНО, – 100 млн руб., возникает довольно пикантная ситуация, связанная с «входным» налогом. Налогоплательщик, будучи спецрежимником, должен принять такой объект к учету по стоимости, в которую включен НДС. Это с одной стороны. С другой стороны, совершение подобной операции приводит к утрате права на применение УСНО, причем задним числом, как следствие, к возникновению права на вычет НДС. Может ли экс-«упрощенец» заявить вычет «входного» налога по объекту ОС, приобретение которого привело к утрате права на спецрежим?

О классификации несчастных случаев

Несчастный случай может произойти в любом месте и в любое время: на рабочем месте, в обеденный перерыв, по дороге на работу или с работы домой, в командировке, в период между вахтами. Созданные работодателями комиссии, как правило, верно определяют, является ли несчастный случай (НС) связанным с производством. А вот органы ФСС нередко отказываются признать НС страховым. В каких ситуациях работодателю целесообразно доказывать незаконность действий представителей ФСС? Разберемся с этим.

17 Сентября 2018

Новый источник информации налоговиков

Кто владеет информацией, тот владеет миром! Видимо, налоговые органы решили собрать всю имеющуюся информацию о налогоплательщике из всех возможных источников. При этом действующее налоговое законодательство и так предоставляет налоговикам целый ряд субъектов для получения информации о налогоплательщике: это и сам налогоплательщик, его контрагенты, а также банки, в которых открыты счета, – не говоря уже об открытых источниках информации. Теперь к этому списку добавились аудиторы. О том, какую информацию о своих клиентах и в каких случаях аудиторы обязаны предоставлять налоговым органам, и поговорим.

Изменил ли ВС РФ свою позицию по уплате ИП-«упрощенцами» страховых взносов?

Предприниматели на УСНО (за исключением тех, у кого совсем маленькие обороты) уже не первый месяц нервничают по поводу уплаты фиксированных страховых взносов «за себя». Нервничать есть из‑за чего, ведь существуют две точки зрения на то, как рассчитать эти взносы с суммы, превышающей годовой доход 300 000 руб. Все зависит от того, как определять этот доход – с учетом расходов или без них. И недавно неопределенности в вопросе добавил судья ВС РФ.



ТОП статьи

Скачать бесплатно бухгалтерские программы Бухсофт Предприятие ИП Упрощенная система Зарплата и Кадры

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

18 Сентября 2018

Суд: необходимо оплачивать работнику праздники в период трудоустройства после сокращения

ПФР разъяснил, как отразить время отпуска в форме СЗВ-СТАЖ

ФСС России напомнил о стоимости страхового года для добровольной уплаты взносов

С 17 сентября применяются новые формы отчетности НКО

При переходе на УСН в целях восстановления НДС в книге продаж можно зарегистрировать справку бухгалтера

17 Сентября 2018

Минфин России рассказал о требованиях, которые необходимо учитывать при разделении расходов на прямые и косвенные

К 10 февраля медицинские организации должны сдать в Росстат новую форму 1-здрав

КС РФ: работодатель вправе предлагать работникам при сокращении временную работу

Разъяснен порядок уплаты налогов на недвижимость несовершеннолетними лицами

Суд может взыскать убытки с компании, если она вовремя не выдала уволенному справку о заработке

Работникам, имеющим трех и более детей, может быть предоставлено право выбора времени отпуска

14 Сентября 2018

Росстат уточнил, кто должен сдавать форму о финансах организации

ИП обязан учитывать при налогообложении доходы от предпринимательства, поступившие на все его банковские счета

ФНС России уточнила порядок расчета взносов ИП за себя при временном неосуществлении деятельности

ЕСХН могут применять только собственники сырья

читать все Новости