Меню

Актуально









Публикация

23 Октября 2017Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году


Т. Обухова
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

В череде трудовых будней работники финансово-экономического отдела нацелены на решение текущих вопросов и задач. Тем не менее для правильной организации работы в будущем (в следующем году) бухгалтеру следует знать о готовящихся изменениях законодательства РФ. Поэтому мы освещаем те изменения организации учета, которые будут применяться с 2018 года в связи с вступлением в силу федеральных стандартов. В данном статье поговорим о положениях Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, утвердившего Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Начиная со следующего года учреждения должны будут представлять формы бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, установленными этим документом.

Пояснения к отчетным бухгалтерским формам

С 2018 года учреждения должны будут составлять пояснения к формам бухгалтерской отчетности. Как установлено п. 5 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям данной отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Положениями п. 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрено, что раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

  • показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, пояснительной записке;

  • показатели отчетов, которые обеспечивают сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета;
  • пояснения.

То есть из дословного прочтения данного пункта следует, что учреждение помимо пояснительной записки составляет пояснения. Пункты 33 – 34, 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают, какую информацию учреждение отражает в пояснениях к балансу, отчету о финансовых результатах. В пункте 12 стандарта сказано, что пояснения составляются на русском языке. Однако в п. 37 отмечено: кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая представляется в упорядоченном виде. В этом пункте ничего не говорится о пояснениях, хотя подраздел «Пояснительная записка и пояснения» и, в частности, п. 37 рассматриваемого стандарта посвящены информации, раскрываемой в пояснительной записке и пояснениях. Полагаем, что те пояснения, о которых идет речь в п. 24, 33, 34 и 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», будут включаться в пояснительную записку и оформлять пояснения отдельным документом не придется.

Публичное раскрытие информации. Пунктом 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях[1] установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность ряда документов (перечень таких документов приведен в данном пункте), в том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному раскрытию, предусмотрены п. 15 – 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Публичное раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее пользователем на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее – обозримое будущее), и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

При этом изменение подведомственности субъекта отчетности, учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в пояснениях отражается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев:

а) произошли значительные изменения характера деятельности субъекта отчетности;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другие представление или классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности. Внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в случае существенного изменения положений законодательства РФ), когда субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды, называется реклассификацией показателей отчетности.

При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрываются:

Характер реклассификации показателей отчетности

Стоимостные характеристики подлежащих реклассификации показателей отчетности

Причина реклассификации показателей отчетности

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период субъектом отчетности не осуществляется, в пояснениях он указывает:

– причину, по которой не производится реклассификация показателей отчетности;

– характер корректировок показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации показателей отчетности.

Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раздел VII Федерального стандарта «Концептуальные основы учета»[2] устанавливает основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 75 – 78). Из положений этих пунктов следует, что бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании следующих принципов.

Принципы формирования бухгалтерской отчетности

Допущение имущественной обособленности

Допущение непрерывности деятельности

Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни

Активы и обязательства субъектов учета (субъектов отчетности) существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей)

Субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем

Объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями)


Бухгалтерская отчетность должна содержать информацию, необходимую для принятия пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических решений (п. 6 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»):

а) об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

б) о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;

в) о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;

г) о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

д) другую информацию, необходимую для оценки результатов деятельности субъекта отчетности, в том числе в отношении издержек на ведение им своей деятельности, эффективности такой деятельности, достигнутых результатов, соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета. Показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются в ней обособленно (развернуто), за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно (показатель активов за вычетом обязательств, показатель доходов за вычетом расходов).

Активы, в отношении которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступление или выбытие денежных средств в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерский баланс. Положения п. 25 – 34 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают общие требования к информации, раскрываемой в балансе. Напомним, Инструкцией № 33н[3] предусмотрено, что бюджетные учреждения составляют баланс по форме 050730. Это годовая форма отчетности (если только учредителем не установлена иная периодичность ее представления). В Федеральном стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» установлено, что активы и обязательства в бухгалтерском балансе приводятся с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

Актив субъекта отчетности квалифицируется как краткосрочный, если он соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

а) актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение
12 месяцев после отчетной даты;

б) актив представляет собой финансовый актив, квалифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в качестве краткосрочного актива;

в) актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования) при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего три месяца после отчетной даты.

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, квалифицируются как долгосрочные.

Распределение обязательств на долгосрочные и краткосрочные приведем ниже.

Критерии распределения обязательств

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

(если удовлетворяется хотя бы один из названных критериев)

Все обязательства, не отнесенные к краткосрочным.

Отсрочка погашения обязательства, возникшая до отчетной даты либо после отчетной даты, но до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты, при условии что кредитор не вправе требовать от субъекта отчетности исполнения обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты

1. Предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев).

2. Обязательство представляет собой финансовое обязательство, квалифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное.

3. У субъекта отчетности отсутствует безу­словное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

К краткосрочным обязательствам относятся (даже если срок погашения обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты):

– начисленные заработная плата и другие расходы, связанные с осуществлением субъектом отчетности своей деятельности;

– кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты);

– обязательство, возникшее в результате нарушения субъектом отчетности условий соглашения о финансировании и подлежащее исполнению по требованию кредитора (даже если требования кредитора не предусматривают исполнение такого обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты и на отчетную дату у субъекта отчетности отсутствовало право отсрочить исполнение требования кредитора на срок более 12 месяцев после отчетной даты).

К краткосрочным обязательствам относится также текущая доля долгосрочных обязательств, то есть часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Все прочие обязательства субъекта отчетности признаются долгосрочными.

Пояснительная записка и пояснения

В действующей сейчас редакции п. 56 Инструкции № 33н установлено, что пояснительная записка к балансу (ф. 0503760) включает в себя следующие разделы:

– 1 «Организационная структура учреждения»;

– 2 «Результаты деятельности учреждения»;

– 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»;

– 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»;

– 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения».

Данная форма содержит текстовую и табличную части (в ней в формах, содержащихся в Инструкции № 33н, отражаются числовые показатели деятельности учреждения, сформированные за отчетный период).

Пункт 37 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» содержит перечень информации, которая должна быть отражена субъектом отчетности в пояснительной записке. Например, в ней следует привести краткое описание основных положений учетной политики, в том числе способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При формировании пояснительной записки (ф. 0503760) следует руководствоваться не только положениями Инструкции № 33н, п. 37 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», но и п. 51 – 56 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»[4]. В данных пунктах установлено, какая информация должна раскрываться в формах бухгалтерской отчетности (в том числе в пояснительной записке).


[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33.

[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

16 Ноября 2017

Особенности уплаты НДС при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения

По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Если здание входит в региональный перечень, то любое помещение в нем облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости

Минфин России разъяснил, что если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым комплексом и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне. А также без привязки к фактическому использованию данного помещения.

Один ценник на группу товаров возможен?

Предприятие розничной торговли в рамках маркетинговой акции реализует разные виды продукции по одной цене. Товары, участвующие в акции, выставлены в торговом зале в напольных корзинах. В отношении указанных товаров устанавливается единый ценник. Не противоречит ли это российскому законодательству?

15 Ноября 2017

Новшества при проведении плановых проверок работодателей

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель. Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы – в представленной статье.

Если в компании нет специалиста по охране труда

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Ноябрь 2017

20 - 24 Ноября Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и линейных объектов: изменения законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

20 - 21 Ноября Особо охраняемые природные территории (ООПТ): создание и установление/изменение границ, статус и режим, особенности использования для разных целей Москва, ЦНТИ Прогресс

20 - 24 Ноября Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

20 - 23 Ноября Холдинги: особенности правового и налогового регулирования Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве в свете последних разъяснений Минфина РФ И ФНС Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Договор аренды: правовые и практические аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Договорная работа: финансово-экономические, правовые и налоговые аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Претензионная и исковая работа с учетом изменений ГК, ГПК, АПК и КАС РФ Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Учетная политика предприятия на 2017 год

Сдача электронной декларации по НДС 2017 онлайн через интернет

Бухгалтерия онлайн позволяет вести тестирование и подготовку отчетности бесплатно

1с электронная отчетность

 



Налоговые новости

17 Ноября 2017

Могут появиться новые ограничения для тех, кто нанимает иностранцев

Налоговики разъяснили, в каких случаях ИП нарушит сроки подачи заявления на получение патента, но оно будет рассмотрено

Субсидия унитарному предприятию в счет оплаты работ или услуг относится к доходам от реализации

Дума передала регионам право устанавливать льготы на движимое имущество

Депутаты приняли закон о tax free

16 Ноября 2017

Налоговики получили право изменять срок уплаты задолженности по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года

Страховые выплаты по договору добровольного страхования жизни, заключенному родителем в пользу ребенка ранее 2014 года, облагаются НДФЛ

Минфин России напомнил о правилах учета земельных участков

Установлены коэффициенты-дефляторы на следующий год

Заменить первичку с ошибкой нельзя, можно только исправить

Компенсация за рабочие поездки на личном автомобиле не облагается взносами

Рострудом утверждены формы 107 проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок

15 Ноября 2017

При реализации права требования долга непогашенная сумма задолженности по процентам относится на расходы

Если обучение в аспирантуре оплачивает организация, то такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ

Минфин хочет увеличить отсрочку применения ККТ для части компаний из сферы обслуживания населения

читать все Новости