Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

23 Октября 2017Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году


Т. Обухова
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

В череде трудовых будней работники финансово-экономического отдела нацелены на решение текущих вопросов и задач. Тем не менее для правильной организации работы в будущем (в следующем году) бухгалтеру следует знать о готовящихся изменениях законодательства РФ. Поэтому мы освещаем те изменения организации учета, которые будут применяться с 2018 года в связи с вступлением в силу федеральных стандартов. В данном статье поговорим о положениях Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, утвердившего Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Начиная со следующего года учреждения должны будут представлять формы бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, установленными этим документом.

Пояснения к отчетным бухгалтерским формам

С 2018 года учреждения должны будут составлять пояснения к формам бухгалтерской отчетности. Как установлено п. 5 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям данной отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Положениями п. 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрено, что раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

  • показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, пояснительной записке;

  • показатели отчетов, которые обеспечивают сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета;
  • пояснения.

То есть из дословного прочтения данного пункта следует, что учреждение помимо пояснительной записки составляет пояснения. Пункты 33 – 34, 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают, какую информацию учреждение отражает в пояснениях к балансу, отчету о финансовых результатах. В пункте 12 стандарта сказано, что пояснения составляются на русском языке. Однако в п. 37 отмечено: кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая представляется в упорядоченном виде. В этом пункте ничего не говорится о пояснениях, хотя подраздел «Пояснительная записка и пояснения» и, в частности, п. 37 рассматриваемого стандарта посвящены информации, раскрываемой в пояснительной записке и пояснениях. Полагаем, что те пояснения, о которых идет речь в п. 24, 33, 34 и 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», будут включаться в пояснительную записку и оформлять пояснения отдельным документом не придется.

Публичное раскрытие информации. Пунктом 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях[1] установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность ряда документов (перечень таких документов приведен в данном пункте), в том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному раскрытию, предусмотрены п. 15 – 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Публичное раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее пользователем на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее – обозримое будущее), и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

При этом изменение подведомственности субъекта отчетности, учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в пояснениях отражается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев:

а) произошли значительные изменения характера деятельности субъекта отчетности;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другие представление или классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности. Внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в случае существенного изменения положений законодательства РФ), когда субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды, называется реклассификацией показателей отчетности.

При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрываются:

Характер реклассификации показателей отчетности

Стоимостные характеристики подлежащих реклассификации показателей отчетности

Причина реклассификации показателей отчетности

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период субъектом отчетности не осуществляется, в пояснениях он указывает:

– причину, по которой не производится реклассификация показателей отчетности;

– характер корректировок показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации показателей отчетности.

Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раздел VII Федерального стандарта «Концептуальные основы учета»[2] устанавливает основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 75 – 78). Из положений этих пунктов следует, что бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании следующих принципов.

Принципы формирования бухгалтерской отчетности

Допущение имущественной обособленности

Допущение непрерывности деятельности

Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни

Активы и обязательства субъектов учета (субъектов отчетности) существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей)

Субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем

Объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями)


Бухгалтерская отчетность должна содержать информацию, необходимую для принятия пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических решений (п. 6 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»):

а) об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

б) о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;

в) о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;

г) о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

д) другую информацию, необходимую для оценки результатов деятельности субъекта отчетности, в том числе в отношении издержек на ведение им своей деятельности, эффективности такой деятельности, достигнутых результатов, соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета. Показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются в ней обособленно (развернуто), за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно (показатель активов за вычетом обязательств, показатель доходов за вычетом расходов).

Активы, в отношении которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступление или выбытие денежных средств в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерский баланс. Положения п. 25 – 34 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают общие требования к информации, раскрываемой в балансе. Напомним, Инструкцией № 33н[3] предусмотрено, что бюджетные учреждения составляют баланс по форме 050730. Это годовая форма отчетности (если только учредителем не установлена иная периодичность ее представления). В Федеральном стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» установлено, что активы и обязательства в бухгалтерском балансе приводятся с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

Актив субъекта отчетности квалифицируется как краткосрочный, если он соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

а) актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение
12 месяцев после отчетной даты;

б) актив представляет собой финансовый актив, квалифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в качестве краткосрочного актива;

в) актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования) при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего три месяца после отчетной даты.

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, квалифицируются как долгосрочные.

Распределение обязательств на долгосрочные и краткосрочные приведем ниже.

Критерии распределения обязательств

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

(если удовлетворяется хотя бы один из названных критериев)

Все обязательства, не отнесенные к краткосрочным.

Отсрочка погашения обязательства, возникшая до отчетной даты либо после отчетной даты, но до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты, при условии что кредитор не вправе требовать от субъекта отчетности исполнения обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты

1. Предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев).

2. Обязательство представляет собой финансовое обязательство, квалифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное.

3. У субъекта отчетности отсутствует безу­словное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

К краткосрочным обязательствам относятся (даже если срок погашения обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты):

– начисленные заработная плата и другие расходы, связанные с осуществлением субъектом отчетности своей деятельности;

– кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты);

– обязательство, возникшее в результате нарушения субъектом отчетности условий соглашения о финансировании и подлежащее исполнению по требованию кредитора (даже если требования кредитора не предусматривают исполнение такого обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты и на отчетную дату у субъекта отчетности отсутствовало право отсрочить исполнение требования кредитора на срок более 12 месяцев после отчетной даты).

К краткосрочным обязательствам относится также текущая доля долгосрочных обязательств, то есть часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Все прочие обязательства субъекта отчетности признаются долгосрочными.

Пояснительная записка и пояснения

В действующей сейчас редакции п. 56 Инструкции № 33н установлено, что пояснительная записка к балансу (ф. 0503760) включает в себя следующие разделы:

– 1 «Организационная структура учреждения»;

– 2 «Результаты деятельности учреждения»;

– 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»;

– 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»;

– 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения».

Данная форма содержит текстовую и табличную части (в ней в формах, содержащихся в Инструкции № 33н, отражаются числовые показатели деятельности учреждения, сформированные за отчетный период).

Пункт 37 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» содержит перечень информации, которая должна быть отражена субъектом отчетности в пояснительной записке. Например, в ней следует привести краткое описание основных положений учетной политики, в том числе способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При формировании пояснительной записки (ф. 0503760) следует руководствоваться не только положениями Инструкции № 33н, п. 37 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», но и п. 51 – 56 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»[4]. В данных пунктах установлено, какая информация должна раскрываться в формах бухгалтерской отчетности (в том числе в пояснительной записке).


[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33.

[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

18 Июля 2018

Минтруд: можно ли лишить премии сотрудника, зависит от ваших локальных актов

Разъяснения помогут разобраться, как оформлять лишение премии и выплачивать ли ее уволенным.

Услуги по автомобильным пассажирским перевозкам планируется освободить от НДС

Для однозначного толкования законодательных норм законопроектом предполагается внести в п. 2 ст. 149 Налогового кодекса положение, предусматривающее освобождение от НДС работ или услуг, которые связаны с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

Минфин России рассказал о порядке учета штрафных санкций в расходах в целях налогообложения прибыли

Порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли организации зависит от правовой и экономической природы этих расходов. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-03-06/1/42048 "Об учете штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли".

16 Июля 2018

СовФед одобрил закон об НДД и низких акцизах на топливо

Совет Федерации на заседании 13 июля одобрил закон о введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья. Ставка налога составит 50 процентов, новую систему начнут применять с 2019 года на "пилотных" месторождениях.

В Якутии предложили снизить транспортный налог для воздушных судов

Парламент Якутии в первом чтении принял законопроект о десятикратном снижении транспортного налога для воздушных судов, имеющих двигатели. Итоги голосования пролились бальзамом на душу сторонников развития малой авиации.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

18 Июля 2018

Оплачивать налоги разрешат до прихода уведомлений

ФНС с 17 июля начнет штрафовать за неуплату НДФЛ за 2017 год

Правопреемник не вправе применять ускоренную амортизацию при работе в агрессивной среде

Минфин России разъяснил особенности размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС после 1 июля

НДС, уплаченный при ввозе в РФ лома черных металлов, принимается к вычету

ФНС России разъяснила, как в расчете 6-НДФЛ и справке 2-НДФЛ отражать дивиденды

16 Июля 2018

С 14 июля ИП будут включены в круг субъектов, осуществляющих холодное и горячее водоснабжение, водоотведение

Разъяснены особенности уплаты налога и госпошлины за другую организацию

Утвержден порядок обработки параметров биометрических персональных данных

Покупка спецодежды за счет взносов на травматизм: не принимайте НДС к вычету

Увеличена величина прожиточного минимума за I квартал 2018 года

13 Июля 2018

ФНС России уведомила о разработке новой формы декларации по налогу на имущество организаций

Как учесть возврат прошлогодней "дебиторки" от ФСС России: рекомендации Минфина России

Доход от работ и услуг, выполненных во время применения патента, не признается для налогообложения при ПСН

Разъяснено, как определить налоговую базу по НДС при безвозмездной передаче работ

читать все Новости