Меню

Актуально









Публикация

23 Октября 2017Особенности представления бухгалтерской отчетности в 2018 году


Т. Обухова
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

В череде трудовых будней работники финансово-экономического отдела нацелены на решение текущих вопросов и задач. Тем не менее для правильной организации работы в будущем (в следующем году) бухгалтеру следует знать о готовящихся изменениях законодательства РФ. Поэтому мы освещаем те изменения организации учета, которые будут применяться с 2018 года в связи с вступлением в силу федеральных стандартов. В данном статье поговорим о положениях Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, утвердившего Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Начиная со следующего года учреждения должны будут представлять формы бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, установленными этим документом.

Пояснения к отчетным бухгалтерским формам

С 2018 года учреждения должны будут составлять пояснения к формам бухгалтерской отчетности. Как установлено п. 5 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к публично раскрываемым показателям данной отчетности (далее – пояснения) – систематизированная и (или) формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – отчеты), в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в отчетах, составляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Положениями п. 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрено, что раскрываемые показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта включают:

  • показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств, пояснительной записке;

  • показатели отчетов, которые обеспечивают сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета;
  • пояснения.

То есть из дословного прочтения данного пункта следует, что учреждение помимо пояснительной записки составляет пояснения. Пункты 33 – 34, 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают, какую информацию учреждение отражает в пояснениях к балансу, отчету о финансовых результатах. В пункте 12 стандарта сказано, что пояснения составляются на русском языке. Однако в п. 37 отмечено: кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая представляется в упорядоченном виде. В этом пункте ничего не говорится о пояснениях, хотя подраздел «Пояснительная записка и пояснения» и, в частности, п. 37 рассматриваемого стандарта посвящены информации, раскрываемой в пояснительной записке и пояснениях. Полагаем, что те пояснения, о которых идет речь в п. 24, 33, 34 и 36 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», будут включаться в пояснительную записку и оформлять пояснения отдельным документом не придется.

Публичное раскрытие информации. Пунктом 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях[1] установлено, что государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность ряда документов (перечень таких документов приведен в данном пункте), в том числе годовой бухгалтерской отчетности. Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному раскрытию, предусмотрены п. 15 – 24 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Публичное раскрытие показателей бухгалтерской отчетности осуществляется субъектом отчетности после представления бухгалтерской отчетности ее пользователем на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Соблюдение допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности предполагает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется субъектом отчетности из допущения продолжения им его деятельности и выполнения полномочия (функции) и обязательств не менее трех лет начиная с года, в котором составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (далее – обозримое будущее), и у учредителя субъекта отчетности отсутствуют намерения и (или) необходимость принять решение о его ликвидации (упразднении) или об изменении в обозримом будущем его основной деятельности.

При этом изменение подведомственности субъекта отчетности, учредителя и (или) типа государственного (муниципального) учреждения не является фактом, свидетельствующим о несоблюдении допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.

Если публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется не на основе допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности, этот факт раскрывается в пояснениях с описанием причины, по которой субъект отчетности не считается непрерывно действующим. Дополнительно в пояснениях отражается информация о влиянии факта несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Представление и классификация публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности остаются неизменными от периода к периоду, за исключением следующих случаев:

а) произошли значительные изменения характера деятельности субъекта отчетности;

б) результаты анализа раскрываемых показателей его бухгалтерской (финансовой) отчетности указывают, что другие представление или классификация показателей необходимы исходя из положений применяемой в отчетном периоде учетной политики субъекта отчетности;

в) нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусматривают изменение классификации публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) порядка их раскрытия в отчетности.

Реклассификация показателей отчетности. Внесение изменений в классификацию публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, в случае существенного изменения положений законодательства РФ), когда субъектом отчетности пересматривается классификация сравнительной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды, называется реклассификацией показателей отчетности.

При реклассификации показателей отчетности субъектом отчетности раскрываются:

Характер реклассификации показателей отчетности

Стоимостные характеристики подлежащих реклассификации показателей отчетности

Причина реклассификации показателей отчетности

Если реклассификация показателей отчетности за предыдущий отчетный период субъектом отчетности не осуществляется, в пояснениях он указывает:

– причину, по которой не производится реклассификация показателей отчетности;

– характер корректировок показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были бы осуществлены в случае реклассификации показателей отчетности.

Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Раздел VII Федерального стандарта «Концептуальные основы учета»[2] устанавливает основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 75 – 78). Из положений этих пунктов следует, что бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании следующих принципов.

Принципы формирования бухгалтерской отчетности

Допущение имущественной обособленности

Допущение непрерывности деятельности

Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни

Активы и обязательства субъектов учета (субъектов отчетности) существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей)

Субъект учета (субъект отчетности) будет продолжать свою деятельность, выполнять свои полномочия (функции) и обязательства не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность (обозримое будущее), и у его собственника (учредителя) отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект учета (субъект отчетности) или прекратить его деятельность в обозримом будущем

Объекты бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, иных объектов бухгалтерского учета вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами (операциями, событиями)


Бухгалтерская отчетность должна содержать информацию, необходимую для принятия пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических решений (п. 6 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»):

а) об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

б) о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;

в) о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), осуществлять деятельность по выполнению работ, оказанию услуг;

г) о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

д) другую информацию, необходимую для оценки результатов деятельности субъекта отчетности, в том числе в отношении издержек на ведение им своей деятельности, эффективности такой деятельности, достигнутых результатов, соблюдения ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на основании данных бухгалтерского учета. Показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются в ней обособленно (развернуто), за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно (показатель активов за вычетом обязательств, показатель доходов за вычетом расходов).

Активы, в отношении которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе субъектов отчетности за вычетом указанных резервов.

Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступление или выбытие денежных средств в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерский баланс. Положения п. 25 – 34 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливают общие требования к информации, раскрываемой в балансе. Напомним, Инструкцией № 33н[3] предусмотрено, что бюджетные учреждения составляют баланс по форме 050730. Это годовая форма отчетности (если только учредителем не установлена иная периодичность ее представления). В Федеральном стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» установлено, что активы и обязательства в бухгалтерском балансе приводятся с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

Актив субъекта отчетности квалифицируется как краткосрочный, если он соответствует хотя бы одному из следующих критериев:

а) актив предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение
12 месяцев после отчетной даты;

б) актив представляет собой финансовый актив, квалифицируемый в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в качестве краткосрочного актива;

в) актив представляет собой денежные средства или эквиваленты денежных средств (краткосрочные высоколиквидные инвестиции, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств и не подверженные значительным рискам изменения их стоимости, например, депозиты до востребования) при условии отсутствия ограничений на их обмен или использование для погашения обязательств в течение периода, не превышающего три месяца после отчетной даты.

Краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Все прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, квалифицируются как долгосрочные.

Распределение обязательств на долгосрочные и краткосрочные приведем ниже.

Критерии распределения обязательств

Долгосрочные (внеоборотные)

Краткосрочные (оборотные)

(если удовлетворяется хотя бы один из названных критериев)

Все обязательства, не отнесенные к краткосрочным.

Отсрочка погашения обязательства, возникшая до отчетной даты либо после отчетной даты, но до даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, на период, оканчивающийся не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты, при условии что кредитор не вправе требовать от субъекта отчетности исполнения обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты

1. Предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев).

2. Обязательство представляет собой финансовое обязательство, квалифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное.

3. У субъекта отчетности отсутствует безу­словное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

К краткосрочным обязательствам относятся (даже если срок погашения обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты):

– начисленные заработная плата и другие расходы, связанные с осуществлением субъектом отчетности своей деятельности;

– кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты);

– обязательство, возникшее в результате нарушения субъектом отчетности условий соглашения о финансировании и подлежащее исполнению по требованию кредитора (даже если требования кредитора не предусматривают исполнение такого обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты и на отчетную дату у субъекта отчетности отсутствовало право отсрочить исполнение требования кредитора на срок более 12 месяцев после отчетной даты).

К краткосрочным обязательствам относится также текущая доля долгосрочных обязательств, то есть часть долгосрочных обязательств субъекта, подлежащая погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. Все прочие обязательства субъекта отчетности признаются долгосрочными.

Пояснительная записка и пояснения

В действующей сейчас редакции п. 56 Инструкции № 33н установлено, что пояснительная записка к балансу (ф. 0503760) включает в себя следующие разделы:

– 1 «Организационная структура учреждения»;

– 2 «Результаты деятельности учреждения»;

– 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»;

– 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»;

– 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения».

Данная форма содержит текстовую и табличную части (в ней в формах, содержащихся в Инструкции № 33н, отражаются числовые показатели деятельности учреждения, сформированные за отчетный период).

Пункт 37 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» содержит перечень информации, которая должна быть отражена субъектом отчетности в пояснительной записке. Например, в ней следует привести краткое описание основных положений учетной политики, в том числе способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые субъектом отчетности при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор субъектом отчетности одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При формировании пояснительной записки (ф. 0503760) следует руководствоваться не только положениями Инструкции № 33н, п. 37 Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», но и п. 51 – 56 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»[4]. В данных пунктах установлено, какая информация должна раскрываться в формах бухгалтерской отчетности (в том числе в пояснительной записке).


[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[3] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33.

[4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

18 Января 2018

Если работница хочет перенести декрет на начало 2018 года

Сотрудница, получив больничный лист по беременности и родам в конце этого года, может решить уйти в декретный отпуск в начале следующего. Работодатель обязан предоставить ей более поздний отпуск по ее заявлению. Только не надо забывать, что для расчета пособия по беременности и родам нужно взять уже другой расчетный период. И поэтому сумма пособия может получиться больше.

Указание в платежке на уплату НДФЛ реквизитов организации вместо обособленного подразделения не приведет к штрафу

Налоговики уточнили, что неправильное указание реквизитов обособленного подразделения организации не предусмотрено в качестве основания для признания неисполненной обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ.

Налоговики разъяснили, как учитываются затраты при добровольном переходе с УСН на ОСН

Так, если организация добровольно переходит на общий режим налогообложения, то остаточная стоимость амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН, на дату перехода будет равна нулю. Кроме того, если в период применения УСН организация с целью дальнейшей перепродажи приобрела и оплатила товар, который не был реализован в период применения спецрежима, то она вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение данных товаров в периоде их реализации.

17 Января 2018

Расходы на экспресс-доставку документов

Иногда в процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость срочной доставки важных документов, например, в другой регион. При этом из числа возможных вариантов, разумеется, выбирается наиболее надежный и быстрый способ. В данной статье мы рассмотрим вопросы учета затрат на экспресс-доставку документов.

Минфин: в каких случаях не платят НДФЛ и взносы с путевок в лагеря для детей работников

Ведомство напомнило о некоторых условиях, выполняя которые организация вправе не исчислять данные обязательные платежи со стоимости санаторно-курортных путевок в детские лагеря.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Январь 2018

22 - 26 Января Перспективы развития и практические вопросы сметного нормирования с учетом положений новых методик ценообразования в строительстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

24 - 26 Января Исполнительное производство - новое в законодательстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Января - 02 Февраля Внешнеэкономическая деятельность на предприятии. Таможенное и валютное регулирование Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

Февраль 2018

05 - 10 Февраля Готовимся к предстоящей проверке Росприроднадзором Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

05 - 08 Февраля Особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве в свете последних разъяснений Минфина РФ и ФНС Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

06 - 09 Февраля Изменения законодательства в сфере долевого строительства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

08 - 09 Февраля Разработка и реализация инвестиционных программ регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Москва, ЦНТИ Прогресс

11 - 15 Февраля Валютное регулирование и валютный контроль Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

18 Января 2018

Максимальный размер пени за долги по налогам решили ограничить

Силуанов пообещал не повышать налоговую нагрузку в ближайшие годы

В текущем году преемники реорганизованного юрлица являются его налоговыми агентами по НДФЛ

Фактический адрес продавца или покупателя можно внести в допстроки счета-фактуры

В новой декларации по ЕНВД будет предусмотрена возможность отразить расходы на приобретение ККТ нового типа

17 Января 2018

Зачет переплаты по налогу в счет погашения долга по пеням может быть произведен в любое время

Готовятся поправки в формы бухотчетности организаций

Налогоплательщики на УСН не уплачивают налог на имущество в отношении жилой недвижимости

При реализации ценных бумаг, полученных для увеличения чистых активов, расходы учесть нельзя

С 15 января 2018 года пользователям доступен новый программный сервис Банка России - "Конструктор платежных поручений"

Счётная палата предложила объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый фонд

16 Января 2018

Работающим пенсионерам хотят проиндексировать пенсии в июле 2018 года

К кому придут с проверкой в 2018 году: Генпрокуратура опубликовала сводный план

Если сотрудник вернулся после увольнения, то базу по взносам нужно считать с учетом старых выплат

Возможно, работодателям станет легче увольнять сотрудников за появление на работе в нетрезвом виде

читать все Новости