Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

20 Сентября 2017Оборот некачественной продукции: причины и последствия


Приходится констатировать, что в нашей жизни такое имеет место. Но государство решило принять меры: Федеральным законом от 18.07.2017 № 175-ФЗ установлена ответственность для нарушителей. Кто же и как будет наказан? Какие меры можно принять, чтобы не подпасть под санкции? Что еще нужно знать бухгалтеру предприятия об операциях с некачественной продукцией?

В настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики РФ, так и промышленности в целом. Высокая доля незаконного товара в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики и соблюдать стандарты качества (их нарушение, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.

В пищевой промышленности острота ситуации с незаконным оборотом продукции объясняется высокой степенью риска, который несут некачественные продукты для безопасности потребителя. Основными проблемами в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции являются фальсификация, а также несоблюдение производителями требований к безопасности, установленных техническими регламентами.

В топливной промышленности незаконный оборот продукции отчасти связан с несанкционированным отбором топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на незаконных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества – это один из основных каналов незаконного поступления продукции на рынок.

В химической промышленности незаконный оборот характерен для парфюмерно-косметической продукции – реализуются фальсификаты, а также для реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений при незаконном использовании товарных знаков.

В автомобильной промышленности основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами.

Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2016 № 2592-р утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. В качестве основных мер названы:

– совершенствование законодательства РФ, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;

– формирование и реализация мер и механизмов, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;

– разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

– реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и продажи.

Ожидаемые результаты реализации названных мер: сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории РФ в целом и по отдельным отраслям, внедрение современных механизмов, направленных на пресечение незаконного оборота промышленной продукции в России, создание комфортных условий для ведения бизнесом добросовестной предпринимательской деятельности.

Новая ответственность и прежние санкции

Практика показывает, что в национальном правовом поле требования действительно становятся обязательными для правоприменителей, когда за их несоблюдение предусмотрена ответственность, причем не размытые, неконкретные санкции, а определенные и четкие штрафы, относящиеся к конкретным правонарушениям. Возможно, руководствуясь такой логикой, законодатель и ввел ответственность за несколько нарушений, влияющих на обращение некачественной продукции. В роли нарушителей могут выступать продавцы, изготовители, исполнители, а также лица, выполняющие функции иностранного изготовителя. Штрафы для них, предусмотренные Федеральным законом № 175-ФЗ, приведены в таблице (ст. 14.46.2 КоАП РФ).

Вид правонарушения

Меры ответственности

Невыполнение лицом, которому стало известно о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов или ранее применявшимся требованиям к продукции, обязанности по информированию органов власти, контролирующих соблюдение требований технических регламентов, о несоответствии такой продукции указанным требованиям

Административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.

Невыполнение обязанности по проверке достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов или ранее применявшимся требованиям к продукции либо невыполнение требования органа власти, органа, контролирующего соблюдение требований технических регламентов, о представлении материалов указанной проверки

Административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 до 40 тыс. руб.

Невыполнение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании

Штраф для предпринимателей от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 30 до 100 тыс. руб.

Невыполнение обязанности по приостановлению производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или ранее применявшимся требованиям к продукции, либо отзыву такой продукции в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена

Административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

путем проведения мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда

Перечисленные требования, за нарушения которых установлена ответственность, предусмотрены в Законе о техническом регулировании[1].

Как видим, санкции немалые, особенно за продолжение производства и реализации некачественной продукции вопреки законодательно установленному запрету. Если такое нарушение будет выявлено повторно, то не только возрастет штраф (для предпринимателей – до 50 тыс. руб., а для юридических лиц – до 1 млн руб.), но и дополнительно будут конфискованы предметы административного правонарушения либо будет осуществлено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отметим, что до введения вышеуказанных штрафов ответственность за перечисленные правонарушения не была установлена в законодательстве. Хотя есть штрафы для изготовителей, исполнителей (лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя), продавцов за нарушение требований технических регламентов. В частности, ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрены санкции, которые обобщены в таблице ниже.

Вид правонарушения

Меры ответственности

Нарушение обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не отвечающей таким требованиям

Штраф для должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб., для предпринимателей – от 20 до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб.

Указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

Штраф для должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., для предпринимателей – от 30 до 40 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 600 тыс. руб. с конфискацией предметов нарушения либо без таковой

Повторное нарушение, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений

Штраф для должностных лиц от 30 до 40 тыс. руб., для предпринимателей – от 40 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 700 до 1 000 тыс. руб. с конфискацией предметов нарушения либо приостановление бизнеса на 90 дней

Под обязательными понимаются требования к продукции и связанным с нею процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с Законом о техническом регулировании.

Практика показывает, что к названным видам ответственности достаточно часто привлекают организации и предпринимателей территориальные органы МЧС. Введение новых видов ответственности за обращение некачественной продукции позволит использовать эти рычаги воздействия и другим ревизорам (Роспотребнадзору, Минздраву).

К сведению

Проверка соответствия продукции санитарным правилам и техническим регламентам относится к полномочиям Роспотребнадзора и его территориальных органов (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Действия производителя при выявлении некачественной продукции

Порядок данных действий регламентирован Законом о техническом регулировании. Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора). В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель обязан провести проверку достоверности поступивших сведений. Затем изготовитель обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора).

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, и сроки реализации этих мероприятий. Приказом Росстандарта от 29.03.2017 № 647 утверждены методические рекомендации по разработке такой программы. Если для предотвращения причинения вреда необходимы дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами.

На заметку

Орган государственного контроля (надзора) оказывает содействие в реализации программы мероприятий и осуществляет контроль ее выполнения.

Если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо устранению угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:

– выдать предписание о приостановке реализации указанной продукции;

– информировать потребителей через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при ее использовании.

В свою очередь, производитель при выявлении в обращении некачественной продукции производит ее отзыв с целью защиты здоровья и безопасности потребителей. Другой вариант корректирующего действия – устранение выявленных недостатков (проведение ремонтных работ).

В программе мероприятий по предотвращению причинения вреда продукцией с выявленными недостатками в обязательном порядке указывается в числе идентификационных данных количество отзываемой продукции, описание неисправности (дефекта), описание ремонтного воздействия. Прикладывается инструкция по ремонту, экземпляры которой также могут быть направлены конечным потребителям продукции. Но самое главное – уведомить их о выявленном недостатке продукции.

За выполнение указанной программы производитель отчитывается перед Росстандартом (его территориальными органами). Ведь именно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разработало упомянутую методичку в рамках осуществления контроля и надзора за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Программа устранения недостатков продукции может быть не разработана, если производитель не согласен с самим выявленным нарушением (несоответствие продукции установленным требованиям технических регламентов). В таком случае несогласное лицо может быть оштрафовано по ст. 19.5 КоАП РФ – за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), когда в предписании содержится требование о разработке программы устранения недостатков продукции (Постановление АС УО от 12.12.2016 № Ф09-10573/16).

Последствия обращения некачественной продукции для бухучета

Они на самом деле возникают еще до того, как поступит информация о реализации готовой продукции с дефектами. По своей экономической сущности устранение дефектов (недостатков) выпущенной в обращение продукции напоминает гарантийный ремонт. Оба мероприятия проводятся бесплатно для потребителя и финансируются за счет производителя, который в свою очередь данные затраты закладывает в себестоимости.

Бухгалтерский учет расходов, которые резервируются, регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Исходя из норм стандарта резерв можно охарактеризовать как оценочное обязательство, которое отражается в учете и отчетности в наиболее достоверной стоимостной оценке.

В ПБУ 8/2010 приведен один из вариантов оценки резерва под гарантийный ремонт и обслуживание товаров: определяется процент от стоимости проданных товаров на гарантии, который показывает, с какой степенью вероятности товары будут возвращены как некачественные и не подлежащие ремонту и какая доля товаров потребует дополнительных затрат на ремонт. Данные для оценки берутся из прошлых периодов или плановых расчетов. Затем, умножив процент на стоимость проданных товаров, организация получает сумму, которую следует зарезервировать под покрытие расходов на гарантийное обслуживание (ремонт). Применима ли эта методика к ситуации, когда речь идет не о гарантийном ремонте, а об исправлении недостатков продукции, возникших не в связи с эксплуатацией?

Почему бы нет. В момент, когда производителю поступает информация об обращении некачественной продукции, он начинает определять существенность недостатка, возможные затраты на его устранение и ориентировочное количество продукции, которую придется отзывать для ремонта. Все эти сведения являются приблизительными, однако технические специалисты и бухгалтер в состоянии предоставить достаточно объективные данные. На их основании и в силу норм ПБУ 8/2010 финансовый работник имеет право отразить в учете резерв по предстоящим расходам, которые организации придется понести в силу требований законодательства, в частности, норм Закона о техническом регулировании.

Пример

Предприятие выпустило партию продукции, половина из нее была реализована. После этого от потребителей стали поступать претензии. По подсчетам специалистов, на устранение недостатка по продукции, которая отозвана, производителю придется понести затраты в размере 500 тыс. руб. Расходы на исправление неисправности по продукции, которая не реализована и находится на складе, меньше и составляют ориентировочно 300 тыс. руб. Со временем производитель исправил часть отозванной продукции, расходы составили 400 тыс. руб. Недостатки продукции на складе исправлены полностью, затраты равны 300 тыс. руб.

Резерв расходов на устранение недостатков некачественной продукции составит 800 тыс. руб. (500 + 300), включая расходы на исправление проданной продукции и нереализованной продукции. Данный резерв отражается в учете, после чего будет погашаться за счет фактически осуществляемых расходов. Ремонт некачественной продукции производится силами самой организации, ее выпустившей.

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

После выявления некачественной продукции

Создан резерв на устранение недостатка (дефекта) реализованной и находящейся на складе продукции

20, 23, 25

96-1

800 000

В течение устранения недостатка (дефекта)

Отражены фактические расходы на исправление проданной и отозванной продукции

96-1

10, 70, 69

400 000

Отражены фактические расходы на исправление не проданной и находящейся на складе продукции

96-1

10, 70, 69

300 000

Восстановлены излишне зарезервированные суммы

96-1

20, 23, 25

5 000

Заслуживает внимания источник резервирования (отнесения) затрат. В отличие от гарантийных обязательств, стоимость устранения незапланированных неисправностей и недостатков должна относиться на тех лиц, по вине которых была произведена некачественная продукция. Однако таковых установить не всегда получается, к тому же суммы по исправлению недостатков могут оказаться настолько существенными, что взыскать их с конкретного работника, допустившего промах, будет непросто – его защитит трудовое законодательство.

Уместнее отнести данные расходы в увеличение себестоимости с тем, чтобы в отчетности компании уменьшилась валовая прибыль. Относить затраты на исправление недостатков на другие источники (прочие расходы), по мнению автора, не следует, так как это может ввести собственников в заблуждение относительно результатов основной производственной деятельности и создаст непонимание относительно прочих операций, приносящих убытки предприятию. Прочие расходы, как правило, не имеют отношения к основной деятельности, чего не скажешь о вынужденных затратах, связанных с исправлением произведенной некачественной продукции. Названные затраты напоминают расходы на брак, которые включаются в состав производственных расходов. Между тем мы намеренно не использовали счет 28 – для простоты и наглядности учета затрат.

* * *

Итак, за выпуск в обращение некачественной продукции производителей будут привлекать к ответственности. Также они могут быть оштрафованы за непринятие мер по предотвращению причинения вреда продукцией с недостатками (дефектами). Все это обязывает производителей ответственно отнестись к своим обязанностям и сделать все возможное, чтобы не допустить к обращению (изъять) некачественную продукцию.


[1] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

Источник: Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

25 Июня 2018

Работодателю следует быть внимательным к формулировкам заявления об увольнении, поданного во время предупреждения о сокращении

В суде решался спор о правомерности увольнения работника по собственному желанию. Как было установлено в ходе рассмотрения дела, работнику было вручено уведомление о предстоящем сокращении, в котором, в частности, указывалось на возможность расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения с предоставлением гарантий, предусмотренных частью третьей ст. 180 ТК.

Как вернуть часть денег, потраченных на лечение

Россияне в прошлом году потратили на лекарства больше 940 миллиардов рублей. При этом до сих пор многие не знают, что деньги, заплаченные за медицинские препараты и дорогостоящее лечение, можно частично вернуть, воспользовавшись социальным вычетом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Карточные переводы россиян не будут облагать налогом

Налоговая служба не будет устанавливать тотальный контроль за движением денег на счетах и во вкладах россиян. Тем более не собирается автоматически брать налог с "неопознанных" переводов на пластиковые карты.

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

25 Июня 2018

Определены меры в связи с внедрением международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях

Минфин России рассказал об особенностях удержания НДФЛ до договору дистанционной работы

Бухгалтеру госсектора: по бессрочным договорам аренды необходимо учитывать показатели за 3 года

Определено, в какой налоговый орган физлицу подать уведомление об открытых счетах в банках за пределами РФ

Возможно, придется давать многодетным работникам отпуск в удобное для них время

Правительство РФ предлагает дополнить перечень подакцизных товаров и проиндексировать ставки акцизов

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

читать все Новости