Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

15 Декабря 2016Обложение страховыми взносами выплат: рекомендации от ФСС России


Рассмотрим обзор ответов на вопросы по обложению страховыми взносами различных видов выплат (информационное письмо ФСС России от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615), который ФСС России направил для использования в работе. Обложение страховыми взносами некоторых выплат не является бесспорным.

В информационном письме Фонда социального страхования приведен обзор ответов на вопросы по применению положений законодательства о социальном страховании (Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ)). Названный обзор (далее - Обзор) подготовлен с учетом позиции Минтруда России по различным вопросам, связанным с применением норм Законов № 212-ФЗ и № 125-ФЗ, которая была сформулирована в ряде писем этого министерства.

Необходимо отметить, что органы контроля за уплатой страховых взносов направляли подобные обзоры и ранее. Примером может служить совместное письмо фондов "Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов" (письмо ПФР и ФСС России от 29.07.2014 № НП-30-26/9660, 17-03-10/08-2786П), в котором правовые позиции по некоторым вопросам совпадают с теми, что приведены в Обзоре.

Бесспорное обложение выплат страховыми взносами

В ряде случаев позиция ФСС России по вопросам, затронутым в Обзоре, не вызывает возражений. Очевидно, что суммы оплаты по договору подряда гражданину Республики Беларусь, выполняющему работы за пределами России, не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 7 Обзора), так как норма Закона № 212-ФЗ (ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ) прямо исключает из объекта обложения страховыми взносами выплаты в пользу иностранных граждан в рамках договоров гражданско-правового характера, предметом которых является в том числе выполнение работ.

Представляется вполне обоснованным и правовой подход, в соответствии с которым физические лица, нанимающие работников для личных целей, не могут быть привлечены к ответственности за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя (абз. четвертый п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ), так как эти физические лица не осуществляют какой-либо деятельности (п. 5 Обзора).

С некоторыми оговорками можно согласиться и с мнением о том, что выплаты, начисленные председателю правления садоводческого некоммерческого товарищества за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (п. 8 Обзора), так как в отношениях с организацией ее руководитель является обычным работником, выполняющим трудовую функцию, а следовательно, на него распространяются общие (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ; п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ) правила обложения страховыми взносами по соответствующим видам обязательного социального страхования сумм выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Спорное обложение страховыми взносами

По некоторым другим вопросам правовая позиция ФСС России не выглядит столь бесспорной.

В общем и целом эта позиция может быть обозначена следующим образом: все выплаты, которые работодатель производит своим работникам, включаются в базу для начисления страховых взносов, если они прямо не поименованы в перечне выплат, которые страховыми взносами не облагаются.

Так, специалисты Фонда пришли к выводу о том, что денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемые государственным служащим, облагаются страховыми взносами, так как они не являются компенсационными выплатами, связанными с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ), и не поименованы в числе других выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами (п. 1 Обзора). По мнению ФСС России, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как соответствующие выплаты не предусмотрены (ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ) в качестве сумм, не облагаемых этими взносами (п. 2 Обзора).

Действительно, из соответствующих положений Законов № 212-ФЗ и № 125-ФЗ напрямую не следует, что упомянутые выплаты страховыми взносами не облагаются. Однако критерием обложения страховыми взносами сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работников является их начисление в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ; п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

Трудовые отношения возникают на основе соглашения между работником и работодателем о выполнении работником за плату трудовой функции (часть первая ст. 15 ТК РФ). А плата за выполнение трудовой функции - это собственно оплата труда, то есть заработная плата, составляющие которой обозначены в части первой статьи 129 Трудового кодекса (вознаграждение за труд, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты). По мнению, которое высказывается в судебной практике (пост. АС УО от 06.08.2015 № Ф09-4916/15, АС ПО от 02.07.2015 № Ф06-25172/15, АС ДВО от 04.03.2015 № Ф03-153/15, АС ЦО от 05.12.2014 № Ф10-4161/14, ФАС ВСО от 30.06.2014 № Ф02-1742/14), выплаты социального характера в пользу своих работников (в частности, полная или частичная оплата стоимости санаторно-курортных путевок) не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами. К тому же оплата санаторно-курортной организации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение работника, занятого на работе с вредными и (или) опасными производственными факторами, может быть охарактеризована как компенсационная выплата в силу Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.12.2015 № 363-ФЗ), который предусматривает возможность оплаты санаторно-курортного лечения таких работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обложение страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно

В пункте 4 Обзора представители ФСС России разъяснили, что на компенсацию стоимости проезда работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области, к месту проведения отпуска и обратно не распространяется действие нормы (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ), согласно которой не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. Основанием для такого вывода является то обстоятельство, что Кемеровская область не включена в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. пост. Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029).

Однако в судебной практике (в том числе сложившейся в Западно-Сибирском федеральном округе, к которому относится Кемеровская область) существует и иное мнение по этому вопросу. Судьи указывают, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-I), включая компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате (районный коэффициент к заработной плате работников, которые трудятся на территории Кемеровской области, был установлен пост. СМ СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 № 601), но не отнесенные к районам Крайнего Севера (далее РКС) и приравненным к ним местностям (п. 3 пост. Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1).

Кроме того, в одном из постановлений Президиума ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 № 2138/09) содержится вывод о том, что на организации, расположенные в Кемеровской области, распространяется освобождение от обложения единым социальным налогом сумм оплаты стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, выплачиваемых лицам, работающим и проживающим в РКС и приравненных к ним местностях (подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ (норма утратила силу)). А правило этой утратившей силу нормы, по существу, идентично действующей норме Закона № 212-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Арбитражная практика это подтверждает (пост. АС ЗСО от 21.04.2016 № Ф04-1014/16, от 22.07.2015 № Ф04-21838/15, ФАС ЗСО от 21.07.2014 № Ф04-6026/14). К тому же, как уже было отмечено, выплаты социального характера, к которым может быть отнесена и компенсация расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно, не включаются в базу для начисления страховых взносов, так как не являются оплатой труда (пост. АС ЗСО от 27.11.2015 № Ф04-27108/15).

Обложение страховыми взносами компенсации за использование ТС, которым работник управляет на основании доверенности

Совершенно небесспорным является и мнение Минтруда России и представителей Фонда (п. 10 Обзора), согласно которому выплачиваемые работнику суммы компенсации за использование транспортного средства, которым работник управляет на основании доверенности, не относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаемым страховыми взносами (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Этот вывод обосновывается тем, что в части оснований для компенсационных выплат данное правило отсылает к норме законодательства РФ (ст. 188 ТК РФ), которая предусматривает выплату работнику компенсации за использование его личного имущества (в частности, личного транспорта), которым управляемое на основании доверенности на право управления транспортное средство не является. Ведь передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом доверенного лица.

Однако, как справедливо отмечают судьи (пост. АС УО от 06.04.2015 № Ф09-10118/14, АС ПО от 18.02.2015 № Ф06-18242/13, ФАС УО от 21.07.2014 № Ф09-4523/14, ФАС ПО от 09.10.2012 № Ф06-7335/12, Второго ААС от 23.07.2015 № 02АП-5641/15), в контексте норм статьи 188 Трудового кодекса понятие личного имущества не равнозначно понятию "имущество, принадлежащее на праве собственности". Личным имуществом работника является имущество, принадлежащее ему на любом законном основании, и третьими лицами автомобиль, управление которым осуществляется на основании доверенности, должен восприниматься как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность. То есть с позиции применения данной нормы любое имущество, которое не принадлежит работодателю и которым работник пользуется на законных основаниях (в том числе и по доверенности), является личным имуществом работника, компенсация за использование которого для выполнения трудовой функции не облагается страховыми взносами (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, хотя позицию Минтруда России и ФСС России по вопросам, затронутым в Обзоре, следует принять во внимание, при решении вопросов об обложении страховыми взносами тех или иных выплат в пользу работников с этой позицией не всегда можно согласиться, и, опираясь на правовые подходы, выработанные судебной практикой, у плательщиков страховых взносов во многих случаях есть шанс отстоять иную точку зрения, защитив свои законные интересы, пусть и в ходе судебного разбирательства.

Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"



Последние публикации

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.

Мобильный "Личный кабинет" налогоплательщика стал доступен по отпечатку пальца

Граждане, которые пользуются мобильным "Личным кабинетом" Федеральной налоговой службы (ФНС), теперь могут заходить туда со смартфона, используя собственные биометрические данные.

20 Июня 2018

Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений, необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об изменениях в Инструкции № 157н

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

Количество дней, на протяжении которых педагоги могут привлекаться к работе во время каникул, не ограничено

ФНС России разъяснила нюансы заполнения расчета по налогу на имущество организаций с учетом льгот

20 Июня 2018

С 21 июня уточнят правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм: учтите изменения

При приобретении товаров с НДС для деятельности, не облагаемой этим налогом, можно заявить вычет

При внесении исправлений в счет-фактуру можно использовать только определенную форму

Правительство РФ предлагает расширить перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю

читать все Новости