Меню

Актуально









Публикация

18 Мая 2017Налоговикам нужны веские основания, чтобы начать выездную проверку


Н. В. Фирфарова

к. э. н., редактор журнала «Налоговая проверка»

Вопросы о причинах назначения выездных налоговых проверок и периодичности их проведения не перестают волновать налогоплательщиков. Как узнать, заинтересуются ли ревизоры деятельностью хозяйствующего субъекта и начнется ли в ближайшее время в отношении него выездная проверка? Как отбираются организации для проведения проверок? Существуют ли критерии такого отбора?

В помощь налогоплательщикам контролирующие ведомства регулярно выпускают разъяснения, касающиеся названных вопросов. Опираясь на них, автор статьи раскрывает некоторые тонкости процедуры отбора организаций для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

НК РФ о выездной проверке

В силу пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ в обязанность налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Одной из форм такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении хозяйствующего субъекта, право на проведение которой прямо закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Порядок проведения выездных проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются ст. 89 НК РФ. Согласно п. 5 данной статьи налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, так же как не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за некоторым исключением).

Минфин в Письме от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955 подчеркнул, что основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса. С одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой – обеспечивается неотвратимость наказания для тех, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает налоговое законодательство.

Одна из главных установок фискалов на сегодняшний день – проведение оптимального количества выездных налоговых проверок. Для этого постоянно совершенствуется своевременная система налогового контроля и администрирования, которая построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Отбор кандидатов для проведения проверки

Выездные проверки не проводятся сплошным методом. Инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее кандидатов. Результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 № 03‑02‑07/1/8547.

Чиновники также указывают, что основным документом, использующимся в аналитической работе налоговиков, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Для чего нужен самоанализ?

Немаловажно, что критериями рисков могут воспользоваться наравне с налоговыми органами сами налогоплательщики, чтобы провести оценку своей деятельности и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03‑02‑07/1/10004). Данные критерии являются общедоступными.

К сведению

Критерии рисков размещены на сайте ФНС (www.nalog.ru) и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (см. Письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03‑02‑08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

На основании этого можно констатировать, что согласно Концепции планирование выездных проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Концепцией же определен алгоритм такого отбора. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают инспекции (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Как проводится отбор налогоплательщиков для проверки?

Выбор объектов для проведения выездных проверок построен на тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. На этапе планирования анализу подлежат все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Анализ информации

Анализируется вся информация, поступающая в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта

При изучении финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика инспекция анализирует:

– суммы исчисленных налогов и их динамику с целью выявления тех налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы налоговых начислений;

– суммы уплаченных налогов и их динамику по каждому виду налога (сбора) в разрезе каждого вида с целью контроля за полнотой и своевременностью их перечисления;

– показатели налоговой и бухгалтерской отчетности с целью определения значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов;

– сведения, содержащиеся в представленных налогоплательщиком документах, и информация, которой располагает налоговый орган с целью выявления несоответствия и противоречий между ними;

– факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Кроме того, при выборе объектов для проверки обязательно учитывается информация, поступающая от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате заработной платы «в конвертах», неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений.

Основания для включения в план проверок

Приоритетными для включения в план выездных проверок являются хозяйствующие субъекты, в случае если:

– у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств;

– результаты проведенного анализа их финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступные критерии оценки рисков

Концепцией определены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков. Они также используются фискалами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок. В ходе анализа налоговики выявляют наиболее вероятные «зоны риска» и, как следствие, реагируют на возможное совершение налоговых правонарушений путем организации необходимых мероприятий налогового контроля (в том числе и выездной налоговой проверки).

Вероятность назначения проверки высока, если хозяйствующий субъект:

– имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

– имеет убытки в течение двух и более календарных лет;

– отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС (доля вычетов равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога);

– имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов;

– выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

– имеет неоднократное (два и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять спецрежимы;

– имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год (внимание налоговиков привлечет доля профессиональных вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3‑НДФЛ, в общей сумме доходов, превышающая 83 %);

– строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)[1];

– не представляет запрашиваемые налоговым органом документы[2], пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

– неоднократно (два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями);

– имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Обратите внимание

Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 4 к Концепции.

Чиновники о деятельности с высоким налоговым риском

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском также ставит налогоплательщика в число приоритетных для включения в план выездных проверок. Минфин в Письме от 13.12.2016 № 03‑02‑07/1/47372 указал: при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков, в частности, обратить внимание на отсутствие:

– информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

– документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Ведомство подчеркнуло, что наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных. И в связи с этим напомнило, что на сайте ФНС размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (см. также Письмо Минфина России от 12.09.2016 № 03‑01‑11/53156).

Так, например, налогоплательщик может найти для себя сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса «массовой» регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать?

Критерий «налоговая нагрузка», как было отмечено, применяется инспекцией для отбора налогоплательщиков, в отношении которых может быть запланировано проведение выездной проверки.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата[3] (Информация ФНС России[4]):

Налоговая нагрузка

=

Сумма уплаченных налогов

Выручка x 100 %

В состав расчета налоговой нагрузки не включаются НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, а также суммы уплаченных страховых взносов (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03‑01‑15/208, ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@).

Рассчитанные таким образом показатели налоговой нагрузки сравниваются со среднеотраслевыми значениями (приведены в приложении 3 к Концепции).

Важно, что расчет среднеотраслевых значений налоговой нагрузки в Концепции произведен ФНС с учетом поступлений по НДФЛ. Ведомство разъясняет: показатель рассчитывается как отношение всех уплаченных организацией налогов, в том числе тех, по которым она выступала в качестве налогового агента, к выручке (на сайте ФНС в разд. «Часто задаваемые вопросы» размещена финансовая консультация по вопросу: как рассчитывается критерий «налоговая нагрузка», применяемый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок?).

В Концепции не уточнено, за какой период следует определять данный показатель. ФНС ведет расчет за календарный год. Следовательно, в целях сопоставимости рассматриваемых показателей при расчете организацией налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных налогов и полученного дохода за год.

Налоговая нагрузка признается контролерами низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли.

Обратите внимание

Если показатель налоговой нагрузки организации ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), то в отношении него может быть назначена выездная проверка.

Приведем примеры расчета показателей налоговой нагрузки организации, находящейся на ОСНО, и индивидуального предпринимателя, применяющего «упрощенку», для сравнительного анализа их с отраслевыми значениями.

Пример 1

Организация осуществляет деятельность в сфере химического производства. Выручка за 2016 год равна 90 млн руб. Сумма уплаченных налогов составила 10 млн руб. Также организация удержала и перечислила НДФЛ с выплат работникам в сумме 250 тыс. руб.

Значение налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере химического производства, оставляет 4,2 %.

Налоговая нагрузка организации равна 11,4 % ((10 000 000 руб. + 250 000 руб.) / 90 000 000 руб. x 100 %), что значительно больше среднего значения по отрасли (11,4 % > 4,2 %).

В таком случае риск возникновения интереса у инспекции к деятельности налогоплательщика предельно минимален.

Пример 2

Индивидуальный предприниматель ведет деятельность в сфере ресторанного бизнеса. Полученный доход за год, согласно данным налогового учета, равен 12 млн руб. По итогам года коммерсант уплатил единый налог на УСНО в размере 720 тыс. руб. НДФЛ за наемных работников перечислен в сумме 100 тыс. руб.

В сфере ресторанов и гостиниц среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 9 %.

Налоговая нагрузка предпринимателя равна 6,8 % ((100 000 руб. + 720 000 руб.) / 12 000 000 руб. х 100 %).

Следовательно, налоговая нагрузка коммерсанта меньше, чем средняя по отрасли (6,8 % < 9 %). В таком случае налогоплательщику не избежать вопросов со стороны контролеров и дальнейшего предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью включения в план выездной проверки.

Если зарплата ниже среднего уровня по отрасли

В числе налоговых рисков, как отмечено выше, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе, а также ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов. На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 14.02.2017 № 03‑02‑08/7955.

Как и где получить информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ? Можно обратиться к таким источникам, как:

– официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата[5];

– сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень);

– официальные интернет-сайты управлений ФНС по субъектам РФ[6] после размещения на них соответствующих статистических показателей.

* * *

Фискалы отказались от тотального контроля и перешли к контролю, основанному на критериях риска, в основу которого положен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Как указывается в Концепции, приоритетными для включения в план выездных проверок являются те субъекты, в отношении которых у контролеров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Систематическое проведение же налогоплательщиком самостоятельного анализа своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. И если показатели деятельности, оцененные по названным в статье критериям, отличаются от установленных ФНС, то целесообразно представить налоговикам (по своей инициативе или по их требованию) пояснения, а если имеется такая необходимость – скорректировать свои налоговые обязательства в уточненной декларации, которая должна сопровождаться пояснительной запиской[7]. Игнорировать в таком случае общение с контролерами не рекомендуем.


[1] Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Ряд схем построения финансово-хозяйственной деятельности с использованием цепочки контрагентов без наличия деловой цели приведен в приложении к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

[2] Если документы утрачены в результате форс-мажорных обстоятельств (пожара, затопления, наводнения, порчи и пр.), но не восстановлены, налоговики также будут иметь все основания для включения налогоплательщика в план проведения выездных проверок.

[3] Расчет показателя по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 3 к Концепции.

[4] Размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разд. «Часто задаваемые вопросы».

[5] Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата размещена на сайте Росстата (www.gks.ru).

[6] Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС по субъектам РФ размещена сайте ФНС (www.nalog.ru).

[7] Форма пояснительной записки приведена в приложении 5 к Концепции.

Источник: Журнал «Налоговая проверка»



Последние публикации

25 Мая 2017

Минфин: у обособленного подразделения должен быть самостоятельный адрес для постановки на учет

В своем письме от 25.04.17 № 03-02-07/1/24969 чиновники Министерства финансов РФ дали разъяснения о том, каков порядок постановки на учет по месту расположения обособленного подразделения компании. В частности, в письме было определено, что одним из главных требований в этом вопросе является наличие самостоятельного физического адреса у обособленного подразделения.

Минфин: как ИП, внесенному в ЕГРИП в 2017 году, нужно заполнять счет-фактуру?

Минфин РФ в своем письме от 27.04.17 № 03-07-09/25676 пояснил порядок выставления счета-фактуры, если физлицо зарегистрировалось в статусе ИП после 1 января 2017 года. Согласно разъяснениям чиновников, строка «реквизиты свидетельства о государственной регистрации ИП» заполняется сведениям из Листа записи ЕГРИП.

При переходе с УСН на ОСН расходы на капитальные вложения не учитываются при налогообложении прибыли

Минфин России разъяснил, что если объект основных средств был введен в эксплуатацию в период применения налогоплательщиком УСН, то при переходе организации на ОСН расходы на капитальные вложения не могут быть учтены для целей налога на прибыль организации (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. № 03-11-06/2/25443).

Налогообложение доходов организации от реализации недвижимости не зависит от ее кадастровой стоимости

Должна ли организация платить имущественный налог от кадастровой стоимости на незавершенные объекты? Какие последствия могут быть, если продавать недвижимость по цене меньше, чем кадастровая стоимость?

24 Мая 2017

Отнесение линейных объектов к объектам движимого имущества для целей использования льготы

Ни гл. 30 «Налог на имущество организаций», ни другие главы НК РФ не разъясняют, какие объекты признаются движимым имуществом. В подобных ситуациях в силу п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины для целей налогообложения необходимо использовать в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства. Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться к ст. 130 ГК РФ и правовым позициям ВС РФ и ВАС, разъясняющим ее применение.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Май 2017

29 Мая - 02 Июня Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Недвижимое имущество и сделки с ним с учетом изменений гражданского и земельного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Мая Гособоронзаказ. Нововведения в нормативно-правовое обеспечение, ценообразование, ответственность за недобросовестное выполнение Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Подземные источники водоснабжения. Проектирование, строительство и эксплуатация артезианских скважин. Новые требования природоохранного законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 02 Июня Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Мая - 01 Июня Договор: как правильно составить и проверить Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

30 Мая - 02 Июня Бухгалтерский учет и отчетность в санаторно-курортных организациях (организациях оздоровительной сферы) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

26 Мая 2017

Страховые взносы на выплаты авторам изобретения

Уровень доходов россиян от предпринимательской деятельности упал до рекордно низкого уровня

Уполномоченным представителем налогоплательщика-физлица может выступать ИП

Премии покупателю могут быть отнесены на расходы в размере не более 5% от сделки

Правительство РФ предлагает продлить до 2023 года льготный тариф страхового взноса в ПФР для IT-компаний

Минфином России предложены критерии отнесения продавцов алкоголя к определенной категории для целей применения риск-ориентированного подхода при проведении проверок

25 Мая 2017

Сертификация продукции иностранной организацией

Вычет НДС по основным средствам

Разъяснены особенности уплаты страховых взносов в случае командировки работника с декабря 2016 года по январь 2017 года

С 1 июня размер ежемесячного пособия на ребенка в малообеспеченных семьях в Москве увеличится на 33%

Россия присоединилась к конвенции против вывода прибыли из страны

Пенсионным фондом РФ рекомендованы формы заявлений о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года

24 Мая 2017

При покупке квартиры по частям имущественный вычет можно получить только один раз

Затраты на приобретение недвижимости, понесенные одним из супругов-предпринимателей, нельзя включить в расходы второго супруга

Отменено лицензирование деятельности по производству криптографического оборудования для ККТ

читать все Новости