Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

12 Апреля 2018Крым. СЭЗ. Налог на имущество


Республика Крым и город федерального значения Севастополь находятся в свободной экономической зоне (СЭЗ), где в соответствии с Законом № 377‑ФЗ[1] действует льготный порядок налогообложения. В рамках данной статьи рассмотрим порядок применения льготы по налогу на имущество.

Налоговая норма

В соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации – участники свободной экономической зоны в отношении имущества, учитываемого на их балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного в данной зоне, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

На практике у организаций (ИП) – участников СЭЗ (в настоящее время – более 1 500 хозяйствующих субъектов) возникает множество вопросов по поводу применения приведенной нормы.

Анализируемая ситуация

Организация планирует заключить инвестиционный договор с правительством Севастополя для вступления в СЭЗ с проектом, направленным:

1) на строительство новых объектов туриндустрии;

2) на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся на балансе основных фондов, входящих в курортно-развлекательный комплекс:

– гостиница;

– аквапарк;

– СПА-центр;

– рестораны.

В частности, в рамках проекта предусмотрены работы по капитальному ремонту кровли всех секций комплекса, создание квест-комнат, зон переговоров и отдыха, ремонт бассейнов с полной заменой покрытия и укреплением чаш, изменение интерьера и ремонт помещений номерного фонда. В аквапарке планируется провести работы по укреплению бетонных конструкций, реновирование горок и пр.

Можно ли в отношении названных объектов ОС применять льготу по налогу на имущество с учетом того, что на момент присо­единения к СЭЗ многие объекты уже использовались организацией (были введены в эксплуатацию в период с 2011 по 2016 годы)? Если да, то в какой части – в общей стоимости объектов или только в сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию)? Если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу попадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, или только те, по которым проводилась модернизация? С какой даты можно пользоваться льготой – с даты начала модернизации или с даты вступления в СЭЗ?

Закон о СЭЗ

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Закону № 377‑ФЗ. В соответствии с его ст. 1 под свободной экономической зоной понимаются территории Республики Крым и города Севастополя и примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море. Цели создания СЭЗ таковы:

  • обеспечение устойчивого социально-экономического развития;

  • привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств;

  • развитие транспортной и иных инфраструктур;

  • развитие туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортной сферы;

  • повышение уровня и качества жизни граждан.

Чтобы стать участником СЭЗ, организация должна представить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым (Севастополя) заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением установленных документов. Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно (п. 1 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ):

1) быть зарегистрировано на территории Республики Крым (Севастополя);

2) состоять на налоговом учете в налоговом органе;

3) иметь инвестиционную декларацию[2].

Для справки

На сайте Министерства экономического развития Республики Крым (http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php%3Fid%3D608777) размещены рекомендации по заполнению инвестиционной декларации.

В декларации, кроме прочего, указываются следующие сведения (п. 3 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ):

– цель инвестиционного проекта;

– виды деятельности;

– технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;

– объем капитальных вложений, планируемых в рамках проекта;

– график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации проекта;

– порядок реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым (города Севастополя).

Объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне должен быть таким.

Хозяйствующие субъекты

Объем капитальных вложений

Лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства

Не менее 3 млн руб.

Иные лица

Не менее 30 млн руб.

Напомним, что под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе расходы:

– на осуществление проектно-изыскательских работ;

– на новое строительство;

– на техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий;

– на приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

В разделе III «Технический план инвестиционного проекта» инвестиционной декларации указываются, кроме прочего, сведения об объектах недвижимости, предполагаемых к использованию в ходе деятельности в рамках реализации проекта:

  • перечень объектов недвижимости;

  • вид (название) объектов недвижимости;

  • местоположение;

  • назначение объектов;

  • кадастровый (условный) либо инвентаризационный номер земельного участка, на котором располагаются объекты;

  • правообладатель объектов;

  • сведения об обременениях объектов недвижимости;

  • техническое описание объектов;

  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов;

  • фактическое состояние инженерно-технического обеспечения объектов (в частности, подтверждение наличия инфраструктурного обеспечения инвестиционного проекта – электроэнергии, водо-, тепло-, газоснабжения, подъездных путей и пр.);

  • необходимые мощности для реализации инвестиционного проекта;

  • описание необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности на территории свободной экономической зоны.

Льготируемые объекты

В Письме от 09.10.2017 № 03‑05‑05‑01/65594 (далее – Письмо № 03‑05‑05‑01/65594) Минфин дал следующие разъяснения по данной теме: льгота по налогу на имущество организаций применяется в отношении объектов основных средств, поименованных в разд. III инвестиционной декларации.

Таким образом, все объекты ОС, имеющиеся на балансе предприятия на момент присоединения его к СЭЗ, которые оно планирует использовать при реализации инвестиционного проекта (соответственно, информация о которых указана в инвестиционной декларации), освобождаются от налога на имущество. Помимо этого от налогообложения будут освобождены основные средства, созданные или приобретенные для целей реализации проекта уже в период присоединения к СЭЗ.

Даты начала и окончания применения льготы

В соответствии с п. 19 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в этот реестр (форма свидетельства о включении юридического лица (ИП) в реестр участников СЭЗ утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 № 857).

Таким образом, льгота по налогу на имущество применяется со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении организации в число участников СЭЗ.

Что это означает для налогоплательщика? В отношении вновь созданных (приобретенных) объектов ОС все понятно – льгота применяется в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. А как рассчитать десятилетний срок по объектам ОС, эксплуатирующимся давно? Чиновники в Письме № 03‑05‑05‑01/65594 разъяснили, что льгота по таким ОС применяется со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны соответствующей записи до даты истечения десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. То есть если имущество (гостиничный комплекс) было принято на учет в ноябре 2011 года, льготу можно применять с даты внесения в названный реестр (предположим, 20 февраля 2018 года) до 1 декабря 2020 года (если до этого момента организация не будет исключена из СЭЗ).

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что льгота применяется к общей стоимости объектов, а не только к сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию). Налоговая база в отношении таких объектов определяется в порядке, установленном ст. 375 НК РФ. При этом если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу подпадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, а не только те, по которым проводилась (либо планируется в будущем) модернизация.

Скажем несколько слов об исключении участников из СЭЗ. В соответствии с п. 23 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ организация подлежит исключению из реестра участников свободной экономической зоны в случае:

  • расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда;

  • прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением предпринимателя из ЕГРИП;

  • окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на который он был заключен.

Здесь же проясним несколько моментов.

1. Процедура расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон Законом № 377‑ФЗ не установлена. Чиновники из Минэкономразвития (Письмо от 19.05.2016 № Д08и-612) разъяснили, что расторжение договора по соглашению сторон должно происходить посредством заключения соглашения о расторжении указанного договора в письменной форме.

2. Расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности и др.) (ст. 14 Закона № 377‑ФЗ).

3. Если участник свободной экономической зоны не выполнил (нарушил) условия договора о деятельности в СЭЗ и при этом воспользовался преференциями, предусмотренными Законом № 377‑ФЗ, указанные преференции подлежат возмещению.

Для справки

До настоящего времени законодательством не урегулирован вопрос возврата полученных за время исполнения инвестиционного договора преференций (фискальных сборов) (Письмо ФНС РФ от 08.07.2016 № БС-4-11/12244@). Также не установлены бюджеты соответствующих получателей фискальных сборов, в которые указанные средства должны возвращаться, механизм и сроки их возврата.

Кроме того, специальным (налоговым, таможенным) законодательством не регламентирована ответственность сторон договора, не определены понятия недобросовестности поведения участников СЭЗ, условия расторжения договора по инициативе участника и иные случаи, предусмотренные федеральным законодательством. До внесения в законодательство необходимых поправок споры будут решаться на местном уровне либо в суде. Примеры уже есть – Постановление АС ЦО от 11.10.2017 по делу № А83-6051/2016 и др.

Порядок расчета

Как же налоговые преференции реализуются на практике, если учесть, что право на льготу возникает (прекращается) обычно в середине отчетного (налогового) периода? Поскольку специальные правила исчисления налога на имущество в описанной ситуации законодательством не установлены, полагаем, нужно применять общие правила.

Подчеркнем, что в зависимости от вида имущества налоговая база определяется:

– либо как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (по остаточной стоимости);

– либо как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Остановимся на каждом из этих вариантов отдельно.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества

Для справки

По мнению ФНС, целесообразно внесение в Налоговый кодекс дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен этот статус (Письмо от 23.06.2016 № СД-4-3/11243@).

Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период (календарный год) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1‑е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Если основное средство приобрели (реализовали) в середине налогового периода, исчислять налог на имущество следует в общем порядке – исходя из расчета за весь год: просто в те месяцы, когда на балансе имущества еще (уже) не было, его среднегодовая стоимость равна нулю.

Мы предполагаем, что с даты вступления организации в свободную экономическую зону (соответственно получения права на применение льготы по налогу на имущество) стоимость ОС, поименованных в инвестиционной декларации, следует указывать в налоговой декларации равной нулю. При прекращении членства в СЭЗ все должно вернуться «на круги своя».

Налоговая база – кадастровая стоимость имущества

А вот в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, на случай, если в течение налогового периода такое имущество был приобретено (создано, реализовано), предусмотрены специальные правила. В соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности
на объекты недвижимого имущества произошло…

…до 15‑го числа соответствующего месяца включительно

…после 15‑го числа соответствующего месяца

За полный месяц принимается месяц возникновения этого права

Месяц возникновения этого права при определении коэффициента не учитывается

Если прекращение права собственности

на объекты недвижимого имущества произошло…

…до 15‑го числа соответствующего месяца включительно

…после 15‑го числа соответствующего месяца

Месяц прекращения этого права при определении коэффициента не учитывается

За полный месяц принимается месяц прекращения этого права

Полагаем, что этими же правилами должны пользоваться и крымчане, ставшие участниками СЭЗ (прекратившие участие в ней).

Нужно ли извещать налоговый орган?

Должна ли организация извещать налоговый орган о том, что она стала участником СЭЗ? Нет, это делать не нужно. Согласно п. 17, 18 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым (Севастополя) в день заключения договора направляет копию заключенного договора в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (в Министерство экономического развития Республики Крым, Департамент приоритетных проектов развития Севастополя). В свою очередь, уполномоченный орган исполнительной власти вносит в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении заявителя в указанный реестр (в течение трех дней со дня получения копии заключенного договора) и:

– направляет участнику свободной экономической зоны свидетельство о включении его в реестр;

– направляет в налоговый орган выписку из единого реестра участников свободной экономической зоны о включении участника СЭЗ в указанный реестр.

Таким образом, обязанность извещать налоговый орган о факте вступления организации в СЭЗ лежит на уполномоченном органе исполнительной власти.

Отчетность участников СЭЗ

По понятным причинам пользоваться налоговыми преференциями организация (ИП) может только в случае, если она четко следует планам, заявленным в инвестиционной декларации.

В целях обеспечения оценки эффективности функционирования СЭЗ и во исполнение положений договора об условиях деятельности в СЭЗ информацию о ходе реализации инвестиционного проекта каждый хозяйствующий субъект обязан ежеквартально (не позднее 20‑го числа месяца, следующего за кварталом) представлять в уполномоченный орган (Письмо Совета министров Республики Крым от 20.07.2016 № 1/01‑54/3292). В отчете, в частности, отражается информация:

– о количестве построенных и введенных в эксплуатацию объектов недвижимости, инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры;

– об объеме инвестиционных инвестиций, в том числе капитальных вложений;

– об объеме налогов;

– об объеме используемых налоговых льгот;

– о количестве созданных рабочих мест.

Кто осуществляет контроль?

Выполнение участниками свободной экономической зоны условий договора о деятельности в СЭЗ контролируют высшие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и города Севастополя в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 11.08.2016 № 509 (п. 1 ст. 14 Закона № 377‑ФЗ).

Для справки

В 2018 году плановые документарные проверки будут осуществлены в отношении 30 предприятий Республики Крым, большая часть из которых стала участниками СЭЗ в 2015 году (Приказ Минэкономразвития Республики Крым от 28.11.2017 № 497).

Кроме этого, контролировать деятельность организаций – участников свободной экономической зоны будут налоговики.

При камеральной налоговой проверке декларации по налогу на имущество инспекторы вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщика на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), в том числе инвестиционный договор и инвестиционную декларацию.

* * *

Организации (ИП) – участники свободной экономической зоны, действующей на территории Республики Крым (Севастополя), вправе воспользоваться налоговыми преференциями, в том числе не облагать налогом на имущество основные средства, учитываемые на балансе, созданные или приобретенные в целях ведения деятельности на территории СЭЗ в течение десяти лет с даты принятия их на учет.

Условие применения названной льготы – наличие у налогоплательщика статуса участника СЭЗ. Соответственно, с его утратой право на освобождение от налогообложения прекращается.

К сожалению, Налоговым кодексом не урегулированы тонкости применения налоговых преференций, например, не ясен механизм расчета налога на имущество в случае, если статус участника СЭЗ приобретен (утрачен) в середине налогового периода. Полагаем, что в данном случае целесообразно применять общие правила – как если бы объект недвижимости был приобретен (продан) в течение года.


[1] Федеральный закон от 29.11.2014 № 377‑ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

[2] Форма декларации утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 № 856.

Источник: Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

18 Октября 2018

Покупка СИЗ за счет средств ФСС

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок приобретения СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье.

Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами.

Нетактичное поведение сотрудника

Вправе ли работодатель указать в локальных нормативных документах учреждения на обязанность сотрудников вести себя на работе тактично? Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за нетактичное поведение – наложить дисциплинарное взыскание или снизить размер премии?

17 Октября 2018

Новые правила проведения налоговых проверок

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302‑ФЗ внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Новшества применяются с 03.09.2018. Рассмотрим их подробнее.

Учет платы за НВОС при УСНО

Согласно действующему законодательству все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в коммерческой деятельности объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны за это платить (плата за НВОС). Обязанность вносить данный платеж возникает независимо от режима налогообложения и от того, находится ли объект в собственности. Освобождены от этой обязанности только так называемые офисные компании. Как получить соответствующее освобождение? Как учесть плату за НВОС в налоговом учете в отсутствие освобождения? Обо всем этом поговорим в рамках данного материала.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

19 Октября 2018

При блокировке счета банком налогоплательщик может перечислить зарплату, если операции по счетам приостановлены в качестве обеспечительной меры

ФНС России разъяснила нюансы заполнения РСВ в отношении лиц, работающих по гражданско-правовым договорам

Пилотный проект ФСС России по прямым выплатам охватит почти всю Россию

Отказ в приеме на работу не поможет избежать расходов на медосмотр соискателя

Многодетные семьи получат льготы по налогам на имущество

Для обоснования ставки НДС 0% в отношении услуг по компенсации НДС в системе "tax free" применяется рекомендованная ФНС России форма (формат) реестра

18 Октября 2018

Печать на налоговых декларациях и копиях документов, представляемых в налоговую инспекцию, не обязательна

Решение по выездной налоговой проверке не может пересматриваться на основании рекомендаций ФНС России по их проведению

Международные холдинговые компании: ФНС предложила форму сведений об их контролирующих лицах

Ставка налога на прибыль 0% по дивидендам: нюансы расчета срока владения долей при присоединении

За налоговый период 2018 года отчитаться о полученных доходах необходимо по новой форме налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ)

17 Октября 2018

В связи с увеличением НДС пользователям онлайн-касс рекомендовано вовремя обновить ПО

Суд: работодатель вправе уволить работницу-совместителя, имеющей малолетнего ребенка, в связи с приемом основного работника

Налоговики рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках при заполнении декларации по НДС

Компания не добилась в суде процентов за неправомерно заблокированный инспекцией счет

читать все Новости