Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

12 Апреля 2018Крым. СЭЗ. Налог на имущество


Республика Крым и город федерального значения Севастополь находятся в свободной экономической зоне (СЭЗ), где в соответствии с Законом № 377‑ФЗ[1] действует льготный порядок налогообложения. В рамках данной статьи рассмотрим порядок применения льготы по налогу на имущество.

Налоговая норма

В соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации – участники свободной экономической зоны в отношении имущества, учитываемого на их балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного в данной зоне, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

На практике у организаций (ИП) – участников СЭЗ (в настоящее время – более 1 500 хозяйствующих субъектов) возникает множество вопросов по поводу применения приведенной нормы.

Анализируемая ситуация

Организация планирует заключить инвестиционный договор с правительством Севастополя для вступления в СЭЗ с проектом, направленным:

1) на строительство новых объектов туриндустрии;

2) на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся на балансе основных фондов, входящих в курортно-развлекательный комплекс:

– гостиница;

– аквапарк;

– СПА-центр;

– рестораны.

В частности, в рамках проекта предусмотрены работы по капитальному ремонту кровли всех секций комплекса, создание квест-комнат, зон переговоров и отдыха, ремонт бассейнов с полной заменой покрытия и укреплением чаш, изменение интерьера и ремонт помещений номерного фонда. В аквапарке планируется провести работы по укреплению бетонных конструкций, реновирование горок и пр.

Можно ли в отношении названных объектов ОС применять льготу по налогу на имущество с учетом того, что на момент присо­единения к СЭЗ многие объекты уже использовались организацией (были введены в эксплуатацию в период с 2011 по 2016 годы)? Если да, то в какой части – в общей стоимости объектов или только в сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию)? Если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу попадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, или только те, по которым проводилась модернизация? С какой даты можно пользоваться льготой – с даты начала модернизации или с даты вступления в СЭЗ?

Закон о СЭЗ

Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Закону № 377‑ФЗ. В соответствии с его ст. 1 под свободной экономической зоной понимаются территории Республики Крым и города Севастополя и примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море. Цели создания СЭЗ таковы:

  • обеспечение устойчивого социально-экономического развития;

  • привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств;

  • развитие транспортной и иных инфраструктур;

  • развитие туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортной сферы;

  • повышение уровня и качества жизни граждан.

Чтобы стать участником СЭЗ, организация должна представить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым (Севастополя) заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением установленных документов. Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно (п. 1 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ):

1) быть зарегистрировано на территории Республики Крым (Севастополя);

2) состоять на налоговом учете в налоговом органе;

3) иметь инвестиционную декларацию[2].

Для справки

На сайте Министерства экономического развития Республики Крым (http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php%3Fid%3D608777) размещены рекомендации по заполнению инвестиционной декларации.

В декларации, кроме прочего, указываются следующие сведения (п. 3 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ):

– цель инвестиционного проекта;

– виды деятельности;

– технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;

– объем капитальных вложений, планируемых в рамках проекта;

– график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации проекта;

– порядок реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым (города Севастополя).

Объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне должен быть таким.

Хозяйствующие субъекты

Объем капитальных вложений

Лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства

Не менее 3 млн руб.

Иные лица

Не менее 30 млн руб.

Напомним, что под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе расходы:

– на осуществление проектно-изыскательских работ;

– на новое строительство;

– на техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий;

– на приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

В разделе III «Технический план инвестиционного проекта» инвестиционной декларации указываются, кроме прочего, сведения об объектах недвижимости, предполагаемых к использованию в ходе деятельности в рамках реализации проекта:

  • перечень объектов недвижимости;

  • вид (название) объектов недвижимости;

  • местоположение;

  • назначение объектов;

  • кадастровый (условный) либо инвентаризационный номер земельного участка, на котором располагаются объекты;

  • правообладатель объектов;

  • сведения об обременениях объектов недвижимости;

  • техническое описание объектов;

  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов;

  • фактическое состояние инженерно-технического обеспечения объектов (в частности, подтверждение наличия инфраструктурного обеспечения инвестиционного проекта – электроэнергии, водо-, тепло-, газоснабжения, подъездных путей и пр.);

  • необходимые мощности для реализации инвестиционного проекта;

  • описание необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности на территории свободной экономической зоны.

Льготируемые объекты

В Письме от 09.10.2017 № 03‑05‑05‑01/65594 (далее – Письмо № 03‑05‑05‑01/65594) Минфин дал следующие разъяснения по данной теме: льгота по налогу на имущество организаций применяется в отношении объектов основных средств, поименованных в разд. III инвестиционной декларации.

Таким образом, все объекты ОС, имеющиеся на балансе предприятия на момент присоединения его к СЭЗ, которые оно планирует использовать при реализации инвестиционного проекта (соответственно, информация о которых указана в инвестиционной декларации), освобождаются от налога на имущество. Помимо этого от налогообложения будут освобождены основные средства, созданные или приобретенные для целей реализации проекта уже в период присоединения к СЭЗ.

Даты начала и окончания применения льготы

В соответствии с п. 19 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в этот реестр (форма свидетельства о включении юридического лица (ИП) в реестр участников СЭЗ утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 № 857).

Таким образом, льгота по налогу на имущество применяется со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении организации в число участников СЭЗ.

Что это означает для налогоплательщика? В отношении вновь созданных (приобретенных) объектов ОС все понятно – льгота применяется в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. А как рассчитать десятилетний срок по объектам ОС, эксплуатирующимся давно? Чиновники в Письме № 03‑05‑05‑01/65594 разъяснили, что льгота по таким ОС применяется со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны соответствующей записи до даты истечения десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. То есть если имущество (гостиничный комплекс) было принято на учет в ноябре 2011 года, льготу можно применять с даты внесения в названный реестр (предположим, 20 февраля 2018 года) до 1 декабря 2020 года (если до этого момента организация не будет исключена из СЭЗ).

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что льгота применяется к общей стоимости объектов, а не только к сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию). Налоговая база в отношении таких объектов определяется в порядке, установленном ст. 375 НК РФ. При этом если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу подпадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, а не только те, по которым проводилась (либо планируется в будущем) модернизация.

Скажем несколько слов об исключении участников из СЭЗ. В соответствии с п. 23 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ организация подлежит исключению из реестра участников свободной экономической зоны в случае:

  • расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда;

  • прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением предпринимателя из ЕГРИП;

  • окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на который он был заключен.

Здесь же проясним несколько моментов.

1. Процедура расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон Законом № 377‑ФЗ не установлена. Чиновники из Минэкономразвития (Письмо от 19.05.2016 № Д08и-612) разъяснили, что расторжение договора по соглашению сторон должно происходить посредством заключения соглашения о расторжении указанного договора в письменной форме.

2. Расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности и др.) (ст. 14 Закона № 377‑ФЗ).

3. Если участник свободной экономической зоны не выполнил (нарушил) условия договора о деятельности в СЭЗ и при этом воспользовался преференциями, предусмотренными Законом № 377‑ФЗ, указанные преференции подлежат возмещению.

Для справки

До настоящего времени законодательством не урегулирован вопрос возврата полученных за время исполнения инвестиционного договора преференций (фискальных сборов) (Письмо ФНС РФ от 08.07.2016 № БС-4-11/12244@). Также не установлены бюджеты соответствующих получателей фискальных сборов, в которые указанные средства должны возвращаться, механизм и сроки их возврата.

Кроме того, специальным (налоговым, таможенным) законодательством не регламентирована ответственность сторон договора, не определены понятия недобросовестности поведения участников СЭЗ, условия расторжения договора по инициативе участника и иные случаи, предусмотренные федеральным законодательством. До внесения в законодательство необходимых поправок споры будут решаться на местном уровне либо в суде. Примеры уже есть – Постановление АС ЦО от 11.10.2017 по делу № А83-6051/2016 и др.

Порядок расчета

Как же налоговые преференции реализуются на практике, если учесть, что право на льготу возникает (прекращается) обычно в середине отчетного (налогового) периода? Поскольку специальные правила исчисления налога на имущество в описанной ситуации законодательством не установлены, полагаем, нужно применять общие правила.

Подчеркнем, что в зависимости от вида имущества налоговая база определяется:

– либо как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (по остаточной стоимости);

– либо как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

Остановимся на каждом из этих вариантов отдельно.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества

Для справки

По мнению ФНС, целесообразно внесение в Налоговый кодекс дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен этот статус (Письмо от 23.06.2016 № СД-4-3/11243@).

Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период (календарный год) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1‑е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Если основное средство приобрели (реализовали) в середине налогового периода, исчислять налог на имущество следует в общем порядке – исходя из расчета за весь год: просто в те месяцы, когда на балансе имущества еще (уже) не было, его среднегодовая стоимость равна нулю.

Мы предполагаем, что с даты вступления организации в свободную экономическую зону (соответственно получения права на применение льготы по налогу на имущество) стоимость ОС, поименованных в инвестиционной декларации, следует указывать в налоговой декларации равной нулю. При прекращении членства в СЭЗ все должно вернуться «на круги своя».

Налоговая база – кадастровая стоимость имущества

А вот в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, на случай, если в течение налогового периода такое имущество был приобретено (создано, реализовано), предусмотрены специальные правила. В соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности
на объекты недвижимого имущества произошло…

…до 15‑го числа соответствующего месяца включительно

…после 15‑го числа соответствующего месяца

За полный месяц принимается месяц возникновения этого права

Месяц возникновения этого права при определении коэффициента не учитывается

Если прекращение права собственности

на объекты недвижимого имущества произошло…

…до 15‑го числа соответствующего месяца включительно

…после 15‑го числа соответствующего месяца

Месяц прекращения этого права при определении коэффициента не учитывается

За полный месяц принимается месяц прекращения этого права

Полагаем, что этими же правилами должны пользоваться и крымчане, ставшие участниками СЭЗ (прекратившие участие в ней).

Нужно ли извещать налоговый орган?

Должна ли организация извещать налоговый орган о том, что она стала участником СЭЗ? Нет, это делать не нужно. Согласно п. 17, 18 ст. 13 Закона № 377‑ФЗ высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым (Севастополя) в день заключения договора направляет копию заключенного договора в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (в Министерство экономического развития Республики Крым, Департамент приоритетных проектов развития Севастополя). В свою очередь, уполномоченный орган исполнительной власти вносит в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении заявителя в указанный реестр (в течение трех дней со дня получения копии заключенного договора) и:

– направляет участнику свободной экономической зоны свидетельство о включении его в реестр;

– направляет в налоговый орган выписку из единого реестра участников свободной экономической зоны о включении участника СЭЗ в указанный реестр.

Таким образом, обязанность извещать налоговый орган о факте вступления организации в СЭЗ лежит на уполномоченном органе исполнительной власти.

Отчетность участников СЭЗ

По понятным причинам пользоваться налоговыми преференциями организация (ИП) может только в случае, если она четко следует планам, заявленным в инвестиционной декларации.

В целях обеспечения оценки эффективности функционирования СЭЗ и во исполнение положений договора об условиях деятельности в СЭЗ информацию о ходе реализации инвестиционного проекта каждый хозяйствующий субъект обязан ежеквартально (не позднее 20‑го числа месяца, следующего за кварталом) представлять в уполномоченный орган (Письмо Совета министров Республики Крым от 20.07.2016 № 1/01‑54/3292). В отчете, в частности, отражается информация:

– о количестве построенных и введенных в эксплуатацию объектов недвижимости, инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры;

– об объеме инвестиционных инвестиций, в том числе капитальных вложений;

– об объеме налогов;

– об объеме используемых налоговых льгот;

– о количестве созданных рабочих мест.

Кто осуществляет контроль?

Выполнение участниками свободной экономической зоны условий договора о деятельности в СЭЗ контролируют высшие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и города Севастополя в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 11.08.2016 № 509 (п. 1 ст. 14 Закона № 377‑ФЗ).

Для справки

В 2018 году плановые документарные проверки будут осуществлены в отношении 30 предприятий Республики Крым, большая часть из которых стала участниками СЭЗ в 2015 году (Приказ Минэкономразвития Республики Крым от 28.11.2017 № 497).

Кроме этого, контролировать деятельность организаций – участников свободной экономической зоны будут налоговики.

При камеральной налоговой проверке декларации по налогу на имущество инспекторы вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщика на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), в том числе инвестиционный договор и инвестиционную декларацию.

* * *

Организации (ИП) – участники свободной экономической зоны, действующей на территории Республики Крым (Севастополя), вправе воспользоваться налоговыми преференциями, в том числе не облагать налогом на имущество основные средства, учитываемые на балансе, созданные или приобретенные в целях ведения деятельности на территории СЭЗ в течение десяти лет с даты принятия их на учет.

Условие применения названной льготы – наличие у налогоплательщика статуса участника СЭЗ. Соответственно, с его утратой право на освобождение от налогообложения прекращается.

К сожалению, Налоговым кодексом не урегулированы тонкости применения налоговых преференций, например, не ясен механизм расчета налога на имущество в случае, если статус участника СЭЗ приобретен (утрачен) в середине налогового периода. Полагаем, что в данном случае целесообразно применять общие правила – как если бы объект недвижимости был приобретен (продан) в течение года.


[1] Федеральный закон от 29.11.2014 № 377‑ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

[2] Форма декларации утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 № 856.

Источник: Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.

Мобильный "Личный кабинет" налогоплательщика стал доступен по отпечатку пальца

Граждане, которые пользуются мобильным "Личным кабинетом" Федеральной налоговой службы (ФНС), теперь могут заходить туда со смартфона, используя собственные биометрические данные.

20 Июня 2018

Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений, необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об изменениях в Инструкции № 157н

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

Количество дней, на протяжении которых педагоги могут привлекаться к работе во время каникул, не ограничено

ФНС России разъяснила нюансы заполнения расчета по налогу на имущество организаций с учетом льгот

20 Июня 2018

С 21 июня уточнят правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм: учтите изменения

При приобретении товаров с НДС для деятельности, не облагаемой этим налогом, можно заявить вычет

При внесении исправлений в счет-фактуру можно использовать только определенную форму

Правительство РФ предлагает расширить перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю

читать все Новости