Меню

Актуально









Публикация

27 Июля 2016Комментарий к Приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ о проверке сведений, включенных в ЕГРЮЛ


С. Г. Новикова
эксперт журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

С 1 января 2016 года налоговый орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц), вправе осуществить проверку этих сведений посредством проведения определенных мероприятий. Данное право контролеров закреплено в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ[1].

Для реализации обозначенного права в полном объеме принят подзаконный акт – Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее – Приказ № ММВ-7-14/72@), в котором конкретизированы основания, условия и способы проведения подобных мероприятий. Комментируемый приказ действует с 5 июня 2016 года.

Итак, одним из оснований для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в Законе № 129‑ФЗ и Приказе № ММВ-7-14/72@ названо заявление заинтересованного лица (таковым в силу п. 6 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо). Возражения заинтересованного лица, приводимые им в заявлении, должны быть аргументированы и документально подтверждены. В приложении к Приказу № ММВ-7-14/72@ приведен рекомендованный образец заявления. Несмотря на то, что форма заявления носит рекомендательный характер, изменять ее заинтересованному лицу не следует. В противном случае (если заявление подано не по форме или в нем содержится ссылка на неподтвержденные факты) налоговый орган может отклонить заявление и не проводить проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Это следует из пп. 2 п. 5 Приказа № ММВ-7-14/72@.

По смыслу п. 7, 9 Приказа № ММВ-7-14/72@ проверка достоверности сведений на основании заявления заинтересованного лица может быть проведена в двух случаях:

1. При подаче сведений для их внесения в реестр (в случае внесения изменений в устав, в уже имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения), при их подаче в налоговый орган.

В этом случае проверка достоверности сведений осуществляется в пределах срока, установленного для соответствующей государственной регистрации вносимых изменений, словом, в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129‑ФЗ). Но если для полноценной проверки названного срока окажется недостаточно, налоговики вправе принять решение о приостановлении регистрации на срок не более одного месяца. Причем решение о приостановлении они могут принять лишь в течение срока, установленного для регистрации (п. 7 Приказа № ММВ-7-14/72@). Следовательно, такое решение, принятое за пределами названного срока, будет незаконным.

В решении о приостановлении регистрации должны быть указаны (абз. 4 п. 4.4 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ):

– основания, по которым она приостановлена;

– срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Названный срок для представления заявителем документов и пояснений не может составлять менее пяти дней.

Обратите внимание

Решение о приостановлении регистрации выдается или направляется заявителю одним из способов, поименованных в п. 4 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ. В какой срок юридическому лицу, сведения которого решено проверить, должно быть направлено такое решение, в п. 4.4 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ не уточняется. В то же время наличие в нем перекрестной ссылки на п. 4 ст. 23, который определяет не только способ представления «отказного» решения, но и срок (в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия), свидетельствует о том, что решение о приостановлении должно быть направлено юридическому лицу также в течение одного рабочего дня.

Проверка сведений в обозначенной ситуации может быть осуществлена способами, определенными п. 4.2 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ, механизм реализации каждого из которых уточнен положениями комментируемого приказа:

а) изучение документов и сведений, имеющихся у налогового органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. Для дачи пояснений п. 12 Приказа № ММВ-7-14/72@ разрешено вызывать любых физических лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проверки сведений;

в) получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. В силу п. 13 Приказа № ММВ-7-14/72@ налоговики вправе направить запросы в органы государственной власти и местного самоуправления юридическим лицам, нотариусам и иным лицам;

г) осмотр объектов недвижимости. Согласно п. 14 Приказа № ММВ-7-14/72@ осмотр должен проводиться при участии двух понятых либо с применением видеозаписи. Результаты осмотра отражаются в протоколе, который должны подписать все участники осмотра;

д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Специалист или эксперт должен обладать специальными знаниями и навыками и не иметь заинтересованности в результате мероприятий (п. 15, 16 Приказа № ММВ-7-14/72@). В постановлении на проведение экспертизы должны быть указаны данные эксперта, вопросы, поставленные перед ним, а также приведен перечень материалов, представленных на экспертизу.

2. После отражения сведений о юридическом лице (подчеркнем, любом лице) в ЕГРЮЛ.

В этом случае проверка проводится не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления от заинтересованного лица, посредством любого из перечисленных выше способов (от «а» до «д»). Однако, если проверка осуществляется способами «б», «в» или «д», срок ее проведения может быть увеличен с одного месяца до двух (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверочных мероприятий сомнения налогового органа (или претензии заинтересованного лица) о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, окажутся обоснованными, то налоговики могут поступить так:

1) отказать в регистрации представленных сведений. В этом случае принимается соответствующее решение с указанием основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, поименованные в п. 1 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ[2];

2) направить уведомление о необходимости представления достоверных сведений.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 129‑ФЗ уведомление будет направлено, если у регистрирующего органа вызовут сомнения следующие сведения:

– адрес юридического лица;

– сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о держателе реестра акционеров, размерах и номинальной стоимости долей в ООО, передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

– Ф. И. О. директора, его паспортные данные или ИНН.

Для представления новых достоверных сведений или доказательств достоверности поданных ранее сведений, вызвавших сомнения у инспекторов, юридическому лицу отведено 30 дней с момента направления уведомления. Если он этого не сделает, то контролеры внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице (пп. з.1 п. 7 ст. 7.1 Закона № 129‑ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Обратите внимание

Закон № 129‑ФЗ и Приказ № ММВ-7-14/72@ определяют порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в нем. И только. Порядок аннулирования такой записи упомянутыми документами не определен. Следовательно, появление (однажды) в ЕГРЮЛ подобной записи станет своеобразной черной меткой для юридического лица, которая впоследствии может осложнить ему жизнь. Выход из данной ситуации очевиден: получив от налоговиков вышеупомянутое уведомление, нужно в установленный срок представить новые достоверные сведения.


[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[2] Кстати, с 2016 года этот перечень дополнен еще одним основанием (пп. х): несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, определенных настоящим федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Источник: Журнал «Акты и комментарии для бухгалтера»



Последние публикации

26 Июля 2017

Нарушение срока уплаты налога не всегда является основанием для налоговой ответственности

Как уточнила референт государственной службы 1 класса Юлия Шестова, за неперечисление НДС и страховых взносов ответственность налогоплательщика по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса не предусмотрена. В то же время за неперечисление НДФЛ в бюджет налоговые органы могут привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ.

Как пройти допрос в налоговом органе?

По словам референта государственной службы 1 класса Юлии Шестовой, процедура проведения допроса регламентируется ст. 90 Налогового кодекса. Допрос может быть проведен как в рамках камеральной или выездной проверок, так и вне рамок проверки. В частности, в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговому органу предоставляется право вызывать налогоплательщика для дачи пояснений по поводу исчисления налогов.

За применение фискального накопителя на 13 месяцев вместо 36 штраф взиматься не будет

Минфин России разъяснил, что пользователи, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев, при оказании услуг, а также применяющие УСН, ЕСХН и являющиеся налогоплательщиками ЕНВД и ПСН, к административной ответственности не привлекаются. При этом, если они применяют фискальный накопитель на 13 месяцев ввиду отсутствия в продаже или дефицита фискальных накопителей на 36 месяцев, то они вправе его применять до окончания срока действия ключа фискального признака.

25 Июля 2017

Как в бухгалтерском учете отразить компенсацию абонентам?

Ответ на этот вопрос зависит от того, в каком объеме и в какой сумме оператор отразил у себя в бухгалтерском учете предоставленные с приостановлением услуги связи. По сути, услуга была оказана в меньшем объеме, что должно найти отражение в учете. Можно по-разному рассчитать данный объем, одним из вариантов является продолжительность отключения связи в рамках общего расчетного периода. Тогда абонент заплатит меньше денег. А если речь идет об авансовой системе расчетов, то неиспользованные средства будут списаны на оплату дополнительного объема услуг, предоставленного сверх тарифа, либо переплата перейдет на следующий период.

Россиянам предложили платить налоги на два месяца раньше

Срок уплаты транспортного, имущественного и земельного налогов может быть изменен. Парламентарии народного собрания Вологодской области внесли на рассмотрение Государственной думы законопроект об изменении сроков уплаты основных налогов.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Август 2017

14 - 17 Августа Договор: как правильно составить и проверить Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

15 - 18 Августа Холдинги: особенности правового и налогового регулирования Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

15 - 18 Августа Финансовое управление операционной деятельностью компании Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 25 Августа Договоры, используемые в строительной деятельности. Правовые и финансовые аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 25 Августа Сложные вопросы налогообложения. Практика методологии исчисления отдельных видов налогов Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Августа Расчет заработной платы. Сложные вопросы оплаты труда, налоги и взносы Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 25 Августа Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 25 Августа Современные требования к оформлению, хранению и архивированию документов Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

26 Июля 2017

Банк России планирует ввести новые счета бухучета для кредитных организаций

ВС РФ: пособие по больничному, который продлен без решения врачебной комиссии, можно возместить

ФНС опубликует данные о налоговых долгах компаний

Компенсация за отказ от бессрочного пользования земельным участком не облагается НДС

При отсутствии раздельного учета принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению

С августа меняются правила возмещения расходов на спецодежду за счет взносов на травматизм

25 Июля 2017

Скорректирован формат требования о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС

В расходах по налогу на прибыль учитывается только превышение суммы транспортного налога над размером платежа в Платон

Суд признал, что подарки к праздникам не облагаются взносами

С 22 июля передавать в банк сведения о валютных операциях по недорогим контрактам станет проще

Обновлены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по земельному налогу

24 Июля 2017

На балансе числится товар — объект недвижимости

Услуги по обработке фискальных данных облагаются НДС

Бюджетным организациям планируется ужесточить наказание за нарушение порядка предоставления бухгалтерской отчетности

ИП на спецрежимах могут не указывать на кассовом чеке наименование и количество товара до 1 февраля 2021 года

читать все Новости