Меню

Актуально






Бух. программы



Публикация

27 Июля 2016Комментарий к Приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ о проверке сведений, включенных в ЕГРЮЛ


С. Г. Новикова
эксперт журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

С 1 января 2016 года налоговый орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц), вправе осуществить проверку этих сведений посредством проведения определенных мероприятий. Данное право контролеров закреплено в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ[1].

Для реализации обозначенного права в полном объеме принят подзаконный акт – Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее – Приказ № ММВ-7-14/72@), в котором конкретизированы основания, условия и способы проведения подобных мероприятий. Комментируемый приказ действует с 5 июня 2016 года.

Итак, одним из оснований для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в Законе № 129‑ФЗ и Приказе № ММВ-7-14/72@ названо заявление заинтересованного лица (таковым в силу п. 6 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо). Возражения заинтересованного лица, приводимые им в заявлении, должны быть аргументированы и документально подтверждены. В приложении к Приказу № ММВ-7-14/72@ приведен рекомендованный образец заявления. Несмотря на то, что форма заявления носит рекомендательный характер, изменять ее заинтересованному лицу не следует. В противном случае (если заявление подано не по форме или в нем содержится ссылка на неподтвержденные факты) налоговый орган может отклонить заявление и не проводить проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Это следует из пп. 2 п. 5 Приказа № ММВ-7-14/72@.

По смыслу п. 7, 9 Приказа № ММВ-7-14/72@ проверка достоверности сведений на основании заявления заинтересованного лица может быть проведена в двух случаях:

1. При подаче сведений для их внесения в реестр (в случае внесения изменений в устав, в уже имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения), при их подаче в налоговый орган.

В этом случае проверка достоверности сведений осуществляется в пределах срока, установленного для соответствующей государственной регистрации вносимых изменений, словом, в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129‑ФЗ). Но если для полноценной проверки названного срока окажется недостаточно, налоговики вправе принять решение о приостановлении регистрации на срок не более одного месяца. Причем решение о приостановлении они могут принять лишь в течение срока, установленного для регистрации (п. 7 Приказа № ММВ-7-14/72@). Следовательно, такое решение, принятое за пределами названного срока, будет незаконным.

В решении о приостановлении регистрации должны быть указаны (абз. 4 п. 4.4 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ):

– основания, по которым она приостановлена;

– срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Названный срок для представления заявителем документов и пояснений не может составлять менее пяти дней.

Обратите внимание

Решение о приостановлении регистрации выдается или направляется заявителю одним из способов, поименованных в п. 4 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ. В какой срок юридическому лицу, сведения которого решено проверить, должно быть направлено такое решение, в п. 4.4 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ не уточняется. В то же время наличие в нем перекрестной ссылки на п. 4 ст. 23, который определяет не только способ представления «отказного» решения, но и срок (в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия), свидетельствует о том, что решение о приостановлении должно быть направлено юридическому лицу также в течение одного рабочего дня.

Проверка сведений в обозначенной ситуации может быть осуществлена способами, определенными п. 4.2 ст. 9 Закона № 129‑ФЗ, механизм реализации каждого из которых уточнен положениями комментируемого приказа:

а) изучение документов и сведений, имеющихся у налогового органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки. Для дачи пояснений п. 12 Приказа № ММВ-7-14/72@ разрешено вызывать любых физических лиц, которым могут быть известны какие‑либо обстоятельства, имеющие значение для проверки сведений;

в) получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. В силу п. 13 Приказа № ММВ-7-14/72@ налоговики вправе направить запросы в органы государственной власти и местного самоуправления юридическим лицам, нотариусам и иным лицам;

г) осмотр объектов недвижимости. Согласно п. 14 Приказа № ММВ-7-14/72@ осмотр должен проводиться при участии двух понятых либо с применением видеозаписи. Результаты осмотра отражаются в протоколе, который должны подписать все участники осмотра;

д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Специалист или эксперт должен обладать специальными знаниями и навыками и не иметь заинтересованности в результате мероприятий (п. 15, 16 Приказа № ММВ-7-14/72@). В постановлении на проведение экспертизы должны быть указаны данные эксперта, вопросы, поставленные перед ним, а также приведен перечень материалов, представленных на экспертизу.

2. После отражения сведений о юридическом лице (подчеркнем, любом лице) в ЕГРЮЛ.

В этом случае проверка проводится не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения заявления от заинтересованного лица, посредством любого из перечисленных выше способов (от «а» до «д»). Однако, если проверка осуществляется способами «б», «в» или «д», срок ее проведения может быть увеличен с одного месяца до двух (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверочных мероприятий сомнения налогового органа (или претензии заинтересованного лица) о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, окажутся обоснованными, то налоговики могут поступить так:

1) отказать в регистрации представленных сведений. В этом случае принимается соответствующее решение с указанием основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, поименованные в п. 1 ст. 23 Закона № 129‑ФЗ[2];

2) направить уведомление о необходимости представления достоверных сведений.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 129‑ФЗ уведомление будет направлено, если у регистрирующего органа вызовут сомнения следующие сведения:

– адрес юридического лица;

– сведения об учредителях (участниках) юридического лица, о держателе реестра акционеров, размерах и номинальной стоимости долей в ООО, передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

– Ф. И. О. директора, его паспортные данные или ИНН.

Для представления новых достоверных сведений или доказательств достоверности поданных ранее сведений, вызвавших сомнения у инспекторов, юридическому лицу отведено 30 дней с момента направления уведомления. Если он этого не сделает, то контролеры внесут в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице (пп. з.1 п. 7 ст. 7.1 Закона № 129‑ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Обратите внимание

Закон № 129‑ФЗ и Приказ № ММВ-7-14/72@ определяют порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в нем. И только. Порядок аннулирования такой записи упомянутыми документами не определен. Следовательно, появление (однажды) в ЕГРЮЛ подобной записи станет своеобразной черной меткой для юридического лица, которая впоследствии может осложнить ему жизнь. Выход из данной ситуации очевиден: получив от налоговиков вышеупомянутое уведомление, нужно в установленный срок представить новые достоверные сведения.


[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[2] Кстати, с 2016 года этот перечень дополнен еще одним основанием (пп. х): несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, определенных настоящим федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Источник: Журнал «Акты и комментарии для бухгалтера»



Последние публикации

15 Февраля 2017

Очередные изменения в учете за 2016 год

Очередные изменения инструкций по ведению учета в бюджетных, автономных и казенных учреждениях утверждены Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н). Также поправки внесены в правила применения первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Большую часть нововведений следует применять при формировании показателей учета за 2016 год. Расскажем об этих изменениях.

Анонимка может стать поводом для проверки предприятия общепита?

В рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг общественного питания, могут подвергаться проверкам, в том числе внеплановым, со стороны уполномоченных на то органов. Так, причиной назначения внеплановой проверки Роспотребнадзором (его территориальным органом) может стать обращение гражданина, посчитавшего, что его права как потребителя нарушены. Разберемся, при каких обстоятельствах обращение физического лица грозит назначением внеплановой проверки в отношении организации (ИП), оказывающей услуги общепита.

Премирование работников в нефиксированном размере

В трудовом договоре с работником указано, что по итогам года ему выплачивается премия. Ее размер четко не определен: "По результатам деятельности организации в целом, региона и самого работника работодатель выплачивает работнику бонус". В данной статье мы рассмотрели, каков порядок учета премии (бонуса) в нефиксированном размере для целей налогообложения прибыли.

14 Февраля 2017

Изменения в бухгалтерском учете автономных учреждений

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н внесены очередные изменения в инструкции по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях, а также в методические указания по применению первичных учетных документов. Приказ вступил в силу 15.12.2016. При этом его необходимо применять при формировании показателей бухгалтерского учета и отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 2017 года. Рассмотрим основные изменения, актуальные для автономных учреждений.

Проверка больничного листа

Каждый бухгалтер должен знать, как проверить подлинность больничного листа, чтобы обезопасить свою компанию от риска оплатить пособие по фальшивке, которое не возместит ФСС России.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Февраль 2017

27 Февраля - 02 Марта Современный архив организации: технологии хранения, автоматизация, управление деятельностью Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Февраля - 03 Марта Руководитель АХО. Управление административно-хозяйственным подразделением предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Февраля - 02 Марта Повышение квалификации руководителей организации социального обслуживания в свете 442-ФЗ и внедрения профстандартов Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Февраля - 03 Марта Учет ОС, НМА и МПЗ. Сложные вопросы и последние изменения в бухгалтерском и налоговом учете Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 03 Марта Повышение качества заявочных материалов. Практикум по составлению заявок на охранные документы с учетом нововведений Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 03 Марта Бухгалтерский учет и налогообложение бюджетных учреждений Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 04 Марта Управленческий учет и бюджетирование в строительстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 Февраля - 03 Марта Новое в бухгалтерско-финансовой деятельности медицинской клиники. Изменения в учете, налогообложении и отчетности в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

15 Февраля 2017

Расходы на обновление программного обеспечения списываются по мере их возникновения

Финансисты рассказали, кто может не платить "налог на Google"

Налоговики уточнили, какие значения статусов необходимо указывать в платежных поручениях на уплату страховых взносов

ККТ при расчете электронными деньгами

Если вычет на жилье заявлен не в январе, юрлицо возвращает работнику удержанный НДФЛ с начала года

Минфин: передача подарков работникам по договору дарения в письменной форме не облагается взносами

14 Февраля 2017

ФНС подготовила проект формы электронной жалобы на ненормативные акты налоговых органов

НДС при покупке имущества у компании-банкрота к вычету не принимается

Списать долг можно только по истечении срока исковой давности требования о его возврате либо вследствие завершения исполнительного производства

УПД при выполнении госконтракта

ПСН при осуществлении ремонта офисных и складских помещений компаний

Порядок представления документов при реорганизации юридического лица

13 Февраля 2017

Таможенная декларация может служить первичным учетным документом, даже если она была оформлена в другой стране

Финансисты напомнили, что предельный размер доходов за девять месяцев текущего года для перехода на УСН в 2018 году составит 112,5 млн руб.

Средний размер налога на квартиру в Москве в следующем году вырастет примерно на 40%

читать все Новости