Меню

Актуально






Бух. программы



Публикация

13 Декабря 2016Комментарий к Федеральному закону № 243 ФЗ о передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов


3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243‑ФЗ). Согласно данному нормативному акту с 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять налоговые органы. Что в связи с этим следует учитывать плательщикам страховых взносов – работодателям, рассмотрим далее.

Налоговые органы будут администрировать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (ОМС). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжит администрировать ФСС. Также за последним сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Федеральный закон № 243‑ФЗ содержит основную часть изменений, связанных с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам. Одновременно с ним приняты:

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 250‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250‑ФЗ);

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 346‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Цель принятых изменений – совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами. По мнению Правительства РФ, создание универсальной системы правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков.

Стоит отметить, что со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет, так как никаких новых платежей в связи с реформой администрирования законодателем не введено, а существующие размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженных, сохранены.

Исчисление страховых взносов

Федеральным законом № 243‑ФЗ в НК РФ вводится гл. 34 «Страховые взносы», в которой устанавливаются объект обложения страховыми взносами и база по ним; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами; тарифы, в том числе пониженные; единая форма и сроки представления отчетности; порядок и сроки уплаты страховых взносов и прочие нормы, связанные с осуществлением налоговыми органами функций по администрированию указанных платежей.

Таким образом, исчисление страховых взносов с 1 января 2017 года необходимо производить в соответствии с гл. 34 НК РФ. Стоит отметить, что положения данной главы во многом повторяют нормы Федерального закона № 212‑ФЗ[1], согласно которому страховые взносы определяются и уплачиваются в настоящее время. При этом существуют и некоторые отличия, например:

1) не облагаемая страховыми взносами величина суточных будет ограничена размерами, установленными п. 3 ст. 217 НК РФ для освобождения от обложения НДФЛ, то есть не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке. Напомним, что в настоящее время суточные не облагаются страховыми взносами без ограничений согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ;

2) из перечня необлагаемых сумм будут исключены взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов. Сейчас такие взносы освобождаются от обложения страховыми взносами на основании пп. 6.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ.

Объект обложения страховыми взносами, а также порядок определения суммы взносов, подлежащих уплате, не изменится. По-прежнему в течение расчетного периода (года) по итогам каждого календарного месяца плательщики производят расчет страховых взносов, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Расчет осуществляется отдельно в отношении страховых взносов на ОПС, взносов на страхование на случай ВНиМ и взносов на ОМС. Сумма страховых взносов исчисляется в рублях и копейках (п. 1, 5, 6 ст. 431 НК РФ, п. 1, 3, 7 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 431 НК РФ сумму взносов на страхование на случай ВНиМ также можно будет уменьшить на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования. При этом стоит отметить, что данная норма действует до 31 декабря 2018 года включительно (п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243‑ФЗ).

Уплата страховых взносов

Плательщики страховых взносов с 1 января 2017 года производят уплату страховых взносов в адрес налоговых органов по новым КБК (КБК, открытым для ФНС). Это в полной мере распространяется на суммы страховых взносов, начисленные в 2017 году.

Что касается страховых взносов, начисленных за декабрь 2016 года, их уплату необходимо осуществлять в следующем порядке:

– до 31.12.2016 – в соответствующие внебюджетные фонды по действующим КБК;

– с 01.01.2017 – в ФНС по новым КБК.

При этом срок ежемесячного платежа по страховым взносам не изменится. Напомним, что страховые взносы уплачиваются не позднее 15‑го числа месяца, следующего за месяцем, за который такие взносы начислены (п. 3 ст. 431 НК РФ, п. 5 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

Уплата страховых взносов производится организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ, п. 11 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению. При этом сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений (п. 12, 13 ст. 431 НК РФ, п. 12, 13 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата страховых взносов по таким подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения (п. 14 ст. 431 НК РФ, п. 14 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

Как и раньше, страховые взносы будут уплачиваться отдельными платежными документами по видам взносов (п. 6 ст. 431 НК РФ, п. 8 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

Представление отчетности по страховым взносам

В отношении отчетности по страховым взносам изменится и форма отчетности, и срок ее представления. Соответственно, подавать такую отчетность нужно будет не в фонды (ПФР и ФСС), а в налоговые органы.

Пунктом 7 ст. 431 НК РФ предусмотрено представление единого расчета по страховым взносам. Форма такого расчета, порядок его заполнения, а также электронный формат утверждены Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-1-11/551@.

Отметим, что новая форма расчета по страховым взносам достаточно объемная, поскольку включает в себя сведения, которые в настоящее время представляются отдельными отчетами (РСВ-1 ПФР, 4‑ФСС). Новая форма содержит титульный лист и три раздела с многочисленными приложениями:

– в разделе 1 указываются данные о начисленных страховых взносах;

– в разделе 2 – сведения о страховых взносах, подлежащих уплате крестьянскими и фермерскими хозяйствами;

– в разделе 3 – персонифицированные сведения о застрахованных лицах.

Для представления с нового года расчета по страховым взносам установлен единый срок представления. Начиная с отчетности за I квартал 2017 года плательщики должны будут сдавать расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30‑го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 7 ст. 431 НК РФ).

В настоящее время отчетность по страховым взносам представляется в следующие сроки:

1) расчет по форме РСВ-1 ПФР – в ПФР на бумажном носителе не позднее 15‑го числа (в электронном виде – не позднее 20‑го числа) второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

2) расчет по форме 4‑ФСС – в ФСС на бумажном носителе не позднее 20‑го числа (в электронном виде – не позднее 25‑го числа) календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212‑ФЗ).

Эти же сроки распространяются на расчеты, составленные за 2016 год, а также уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. Такие расчеты заполняются и представляются в соответствии с положениями Федерального закона № 212‑ФЗ.

При заполнении нового расчета по страховым взносам плательщикам необходимо будет следить за соответствием указанных в нем сведений о совокупной сумме страховых взносов на ОПС, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, и сумме исчисленных страховых взносов на ОПС по каждому застрахованному физическому лицу. В случае их несоответствия расчет будет считаться непредставленным (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Помимо расчета по страховым взносам в налоговый орган, плательщики будут продолжать представлять форму 4‑ФСС в ФСС, но уже только в части страховых взносов на случай травматизма. Новая форма 4‑ФСС, подаваемая с отчетности за I квартал 2017 года, утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.

Особенности возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ

Как было указано выше, полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ будут сохранены за ФСС. При этом сведения о сумме таких расходов с нового года будут передаваться в налоговые органы в едином расчете по страховым взносам. В этой связи в новой гл. 34 НК РФ приведены отдельные моменты взаимодействия ФСС и ФНС, а также особенности возмещения таких расходов плательщикам страховых взносов.

В частности, в п. 8 ст. 431 НК РФ установлено, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ проводятся территориальными органами ФСС в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ).

Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа ФСС или судом направляются территориальным органом ФСС в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения. Порядок представления территориальными органами ФСС вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа ФСС или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по ВНиМ, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию по ВНиМ на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных расходов или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с Федеральным законом № 255‑ФЗ (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Контроль за уплатой страховых взносов

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате будут контролироваться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Контроль за уплатой страховых взносов будет производиться налоговыми органами путем проведения камеральных и выездных проверок.

Вместе с тем ст. 4 Федерального закона № 243‑ФЗ установлено:

1) взыскание недоимки, пеней, штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС;

2) в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и ФСС недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ.

С учетом вышеизложенного плательщикам страховых взносов рекомендуем провести сверку расчетов с органами ФСС и ПФР по страховым взносам, начисленным и уплаченным за периоды, истекшие до 01.01.2017.

Контроль за правильностью расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения по ВНиМ по‑прежнему будут осуществлять органы ФСС. При этом взыскание недоимки по страховым взносам на случай ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.

С учетом того, что с 2017 года контрольные функции в части страховых взносов передаются налоговым органам, к ним следует обращаться за разъяснениями по вопросам, связанным с исчислением и уплатой таких взносов.

Межведомственное взаимодействие

В рамках межведомственного взаимодействия налоговые органы с 2017 года обязаны будут представлять:

1) в территориальные органы ФСС – данные об исчисленных страховых взносах по ВНиМ и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения по ВНиМ не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе. Эти данные необходимы для проведения органами ФСС проверки правильности расходов плательщика на выплату страхового обеспечения (п. 16 ст. 431 НК РФ, п. 1.1, введенный Законом № 250‑ФЗ в ст. 4.7 Федерального закона № 255‑ФЗ);

2) в территориальные фонды ОМС – сведения об уплате страховых взносов на ОМС работающего населения. Порядок представления таких сведений устанавливается соглашением об информационном обмене, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и ФФОМС (п. 2 ст. 22 Федерального закона № 326‑ФЗ в редакции Закона № 250‑ФЗ);

3) в территориальные фонды ОМС ежеквартально не позднее 15‑го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, – сведения о работающих застрахованных лицах (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 29.11.2010 № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в редакции Закона № 250‑ФЗ);

4) в территориальный орган ПФР не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее десяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя – следующие сведения (ст. 11.1, введенная Законом № 250‑ФЗ в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»):

– о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС;

– о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов;

– уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;

– иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.


[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: Журнал "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"



Последние публикации

23 Марта 2017

Статус плательщика страховых взносов: выбор сделан

С начала этого года возникла неопределенность в том, какое значение необходимо указывать в реквизите 101 при составлении платежных документов на перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование, администрированием которых с 01.01.2017 занимается налоговый орган. Чиновники настаивали на значении «14», однако банки платежные поручения с таким статусом не принимали. Каким образом данная ситуация разрешилась?

Выплачиваем аванс с учетом последних разъяснений контролеров

Работодатели должны выплачивать зарплату два раза в месяц, и традиционно первая выплата называется авансом. Однако в Трудовом кодексе нет такого понятия, как аванс: за первую половину месяца необходимо выплачивать зарплату. Как устанавливается срок выплаты такой зарплаты? Каков порядок ее расчета? Можно ли ее выплачивать в фиксированном размере в целях минимизации трудозатрат работников расчетной службы? Как заполнить разд. 2 формы 6-НДФЛ, если по итогам месяца работник получил только аванс, с которого не удержан НДФЛ? О том, какие разъяснения по данным вопросам поступали со стороны Минтруда, Роструда, Минфина и ФНС, вы узнаете из представленной статьи.

Эксперты оценили возможность введения налога с продаж

Через два года в России может снова появиться налог с продаж. О том, что это обсуждается в экономическом блоке правительства, сообщили некоторые СМИ со ссылкой на свои источники. Официально ни одно ведомство это не подтвердило.

22 Марта 2017

Пересортица товаров: учет и налогообложение

Неаккуратное ведение номенклатуры товаров в учетной системе магазина приводит к появлению излишков и недостач товаров, а также пересортицы. В бухгалтерском и налоговом учете выявленная в результате инвентаризации пересортица отражается по‑разному. О том, как грамотно это сделать и какие документы нужно будет оформить, расскажем в статье.

Самозанятые граждане не хотят легализоваться, несмотря на налоговые послабления

Для нянь, репетиторов и сиделок введены налоговые каникулы. Согласно новому закону, самозанятые граждане, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, освобождаются от уплаты подоходного налога с 2017 по 2018 год. Воспользовались ли они предоставленными послаблениями, чтобы легализовать свою деятельность?

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Март 2017

27 - 31 Марта Экономическая эффективность труда и его оплата Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 31 Марта Ведение делопроизводства компании. Практический курс Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 30 Марта Электронный архив. Информационные архивные технологии Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 31 Марта Управление договорной работой на предприятии Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 31 Марта Коммерческая медицина: управление финансами Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 - 30 Марта Правовое обеспечение медицинской деятельности Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Марта Технико-экономические расчеты в энергетике Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 - 31 Марта Правовые и экономические вопросы регулирования алкогольного рынка. Последние изменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

24 Марта 2017

Взносы застройщиков в компенсационный фонд предлагается освободить от налога на прибыль

Организация не может использовать УПД для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в ЕАЭС

Как получить сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Д. Медведев предлагает продлить льготный период «Платона»

Профсоюзы требуют исключить северные надбавки из МРОТ

Утверждены формат и реквизиты нового кассового чека

23 Марта 2017

Неучтенные дачные дома налоговики обнаруживают "с воздуха"

Приведен пример исчисления пособий ФСС России в 2017 году

Вычет по транспортному налогу у лизингодателя

Банки начали передавать налоговикам долги по кредитам россиян

Переход на онлайн-кассы для ИП предложили отодвинуть на 2021 год

Минтрудом России предложен порядок исчисления сроков, установленных законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

22 Марта 2017

Как применять законодательство, Минфин расскажет не всем

Большегруз может заявить о льготе по транспортному налогу до 1 мая

Работодатель не вправе взыскивать сумму уплаченного административного штрафа с работника, причастного к нарушению

читать все Новости