5 Октября 2014Минфин уступает бизнесу в деофшоризации
Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, в чем суть поправок в законодательство, предложенных проектом о контролируемых компаниях.
Как вы знаете, в декабре прошлого года Президент РФ В.В. Путин выступил с посланием Федеральному Собранию РФ. Одной из основных тем была деофшоризация доходов, конечными бенефициарами которых являются российские резиденты. В этой связи с начала 2014 г. Минфин России вел активную работу по подготовке соответствующего законопроекта о контролируемых иностранных компаниях. Суть различных версий данного законопроекта, а с момента начала работы только официально обсуждаемых было уже 3, сводилась к следующему.
Согласно новым правилам компании и граждане, владеющие в определенной степени (в последней версии – 50% и более) иностранным бизнесом, должны платить налоги с нераспределенной прибыли по правилам второй части НК РФ. Также на владельцев иностранного бизнеса налагается обязанность уведомлять налоговые органы о доле в иностранной компании. При этом последняя версия Минэкономразвития предполагает, что уведомление подается в случае признания иностранной компании контролируемой. Напомню, что по версии, ранее подготовленной Минфином России, уведомлять налоговые органы следовало уже в случае участия более 1%.
Таким образом, суть данного законопроекта сводится не только к
созданию нового института налогообложения, но и к возникновению нового
вида налоговой отчетности.
Как и многие представители российского бизнеса, компания ОАО «Интер РАО» полностью согласна с необходимостью появления норм, позволяющих государству осуществлять контроль над офшорными капиталами. Тем более что практика осуществления подобного вида налогового контроля давно и успешно реализуется во многих зарубежных странах. Первоначальный вариант законопроекта был предельно жестким, вследствие чего невозможным для исполнения в полном объеме. В результате после проведения многочисленных переговоров бизнеса и государственных органов условия признания иностранной компании контролируемой и возникновения обязанности подачи уведомлений об участии в иностранном капитале были смягчены, о чем я уже говорил ранее.
Тем не менее оценка влияния данных мер на бизнес внушает опасения, что применение их в отношении всего круга налогоплательщиков без исключения может навредить в первую очередь тем, кто создавал компании в низконалоговых юрисдикциях для реального ведения бизнеса. Или в случае, когда создание иностранных компаний было обусловлено спецификой экономической деятельности. Исключений подобного характера в текущей версии законопроекта нет, хотя введение так называемого теста на реальную деятельность заслуживает особого внимания.
Единственное, что предусмотрено в редакции Минэкономразвития, – это исключение из списка КИК судоходных компаний, некоммерческих организаций или организаций, которые в соответствии со своим личным законом не распределяют полученную прибыль между акционерами и иными лицами. А также иностранных организаций, участвующих в проектах за пределами РФ в соответствии с соглашениями о разделе продукции и концессионными соглашениями, иными соглашениями с правительством соответствующего государства или уполномоченными им институтами (п. 4 ст. 25.13 законопроекта).
Учитывая тот факт, что законодатель решил бороться с низконалоговыми юрисдикциями, не совсем понятно, почему в итоге было принято решение отказаться от концепций «черного» и «белого» списков юрисдикций. Данные концепции активно используются в законодательстве европейских стран. Их применение, с одной стороны, снимает необходимость разработки сложного списка исключений из области применения правил КИК, а с другой стороны, стимулирует бизнес отказаться от «черных» юрисдикций.
Актуальным также является вопрос адаптации бизнеса. Процесс
подготовки к выполнению обязанностей, предусмотренных законопроектом, –
это вопрос не одного дня. Поэтому четкое регламентирование переходного
периода, на наш взгляд, также требует дополнительной проработки.
Первоначальная версия законопроекта в редакции Минфина России
предполагала признание КИК в случае прямого/косвенного участия 10% и
более. Текущая редакция в версии Мин экономразвития существенно
увеличила данный порог и предлагает признавать КИК ту иностранную
компанию, в которой российский резидент владеет долей более 50%. Что,
естественно, уже значительно ближе к ожиданиям бизнеса.
В соответствии со ст. 25.15 законопроекта прибыль КИК приравнивается к прибыли (доходу), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у плательщиков, признаваемых контролирующими лицами в соответствии с главами части второй Налогового кодекса РФ.
При этом взгляды на то, что такое прибыль, у Минэкономразвития и Минфина России разошлись. Минэкономразвития предлагает считать прибылью КИК сумму чистой прибыли после налогообложения, подлежащую распределению и уменьшенную на величину выплаченных дивидендов. В более раннем проекте Минфина России под прибылью КИК, подлежащей налогообложению, подразумевался доход в целом (до вычета налогов и без учета выплаченных дивидендов), полученный налогоплательщиком – контролирующим лицом.
В этой связи вопрос о снижении ставок является весьма неоднозначным,
поскольку, как вы понимаете, основной посыл законопроекта заключается в
уходе от низких иностранных налогов и увеличении поступлений в бюджет
РФ.
В первую очередь холдинговым компаниям необходимо оценить и понять, что для них является более приемлемым. Первый путь – облагать налогом прибыль иностранных компаний группы в РФ через концепции КИК и налогового резидентства и, как следствие, проводить мероприятия по сбору информации, необходимой для выполнения требований антиофшорного законодательства. Второй – все же заново оценить целесообразность и деловые цели иностранных компаний с учетом нового закона и отказаться от их сохранения в структуре группы.
Если идти по первому из указанных мною путей, данная новелла вызывает ряд вопросов по адаптации, в т. ч. административного характера, в связи с появлением необходимости пересчета налоговой базы иностранных компаний по правилам НК РФ и подготовки уведомлений об участии в КИК. Как вы понимаете, это приводит к созданию новых бизнес-процессов и их интеграции с уже существующими корпоративными процедурами.
Кроме того, существует ряд проблем, связанных со сроками
представления отчетности. Во многих иностранных юрисдикциях не
установлены жесткие сроки для подачи отчетности, в отличие от РФ, где
налогоплательщик должен отчитаться по налогу на прибыль до 28 марта и по
НДФЛ до 30 апреля года, следующего за отчетным. Отсюда также возникает
ряд вопросов: подавать уточненные декларации по мере формирования
отчетности КИК или приводить сроки подготовки отчетности КИК в
соответствие с требованиями НК РФ (что более чем трудозатратно и не
всегда возможно)?
На сегодняшний момент в редакции проекта Минэкономразвития предусматривается двухлетний переходный период. При этом налог на нераспределенную прибыль КИК будет начислять с 2015 г., но штрафы и пени за неуплату введут только с 2017 г.
Возможность реструктуризации бизнеса оценить непросто. Крупные российские холдинги имеют дочерние компании во многих юрисдикциях, где корпоративное законодательство является более регламентированным, чем в РФ. В этой связи проведение реструктуризации иностранных активов при полном соблюдении норм корпоративного законодательства может потребовать значительно больше времени, чем отводится законодателем в РФ.
Помимо этого принципиальным является вопрос о том, как
реструктурировать бизнес, не потеряв большую часть его стоимости. Поиск
ответа на этот вопрос, разработка детальной стратегии реструктуризации –
вот основная сложность.
В соответствии с законопроектом контролирующим лицом организации признается лицо, которое прямо или косвенно участвует или контролирует иностранную организацию единолично или совместно с взаимозависимыми лицами, определяемыми в соответствии со ст. 1051 НК РФ. При этом наличие взаимозависимости не означает наличие доступа к информации о долях владения взаимозависимых лиц. Это создает проблемы при определении статуса КИК. Поэтому даже после выявления КИК у российских налогоплательщиков могут возникнуть проблемы с исчислением налоговой базы. В силу корпоративного законодательства многих иностранных государств доступ акционеров к информации о доходах компании и ее раскрытие без согласия на то прочих акционеров (особенно в случаях, когда доля акционера в компании не является мажоритарной) могут быть ограничены.
Насколько, по Вашему мнению, принятие закона будет способствовать заявленным целям?Подобный закон должен носить как фискальный, так и стимулирующий характер. В текущей версии выполнение фискальной функции в нем реализовано практически в полной мере, существует ряд открытых вопросов по администрированию, установлению механизмов взаимодействия между налоговыми органами Российской Федерации и стран присутствия КИК и т. п.
Что же касается стимулирующей функции, то она в нем прослеживается куда слабее. В текущей редакции бизнес не видит стимула для возвращения капитала в РФ, такого как пониженные ставки налогообложения для отдельных видов дохода. В результате вопрос полного отказа от низконалоговых иностранных юрисдикций по-прежнему остается открытым.
Также, учитывая тот факт, что предложенный законопроект является весьма прогрессивным и поддерживает принципы ОЭСР, становится очевидно: гражданское законодательство РФ в текущей редакции не позволит в полной мере реализовать заявленные цели. Существующая в РФ система гражданского права требует синхронной модернизации. Для привлечения бизнеса в российскую юрисдикцию необходимо на базе ГК РФ развивать институты права, предоставляющие комфортные условия для акционеров и инвесторов. Примером может послужить развитие института соглашений о разделении прав, обязанностей и ответственности акционеров (SHA), который активно используется в англо-саксонской правовой системе и является весомым аргументом при выборе юрисдикции для ведения бизнеса.
Спасибо за интервью!Александр Александрович Пахомов – член Правления – руководитель Блока правовой работы ОАО «Интер РАО». Член Совета директоров ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Мосэнергосбыт». Родился 15 сентября 1973 г. в Москве. В 1995 г. окончил Военный университет Министерства обороны РФ, в 1999 г. – Академию государственной службы при Президенте РФ. В компании ОАО «Интер РАО» работает с 2003 г. В период с 2007 по 2008 гг. принимал участие в проектной группе РАО «ЕЭС России» по налоговому сопровождению реформы электроэнергетики. Третейский судья при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), судья третейского суда при НП «Совет рынка». С 2013 г. – преподаватель кафедры энергетического права ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».
Источник: http://www.n-kodeks.ru