Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

25 Июля 2017Еще раз о профстандартах: профсоюз не во всем согласен с Минтрудом


М. Е. Смолева

эксперт журнала «Руководитель автономного учреждения»

Положения профессиональных стандартов и алгоритм их внедрения не только вызывают вопросы у работодателей, которые должны на практике исполнять законодательные нормы, но и остаются предметом дискуссий в кругах их разработчиков. Свое мнение, касающееся внедрения стандартов и отчасти идущее вразрез с позицией Минтруда, высказал Общероссийский Профсоюз образования. Что он уточняет и с чем не согласен?

Общероссийский Профсоюз образования выпустил Письмо от 10.03.2017 № 122, в котором ответил на актуальные вопросы о профстандартах. Хотя документ адресован образовательным учреждениям, он будет полезен и учреждениям, работающим в других сферах деятельности.

К аргументам отраслевого профсоюза следует прислушаться, в частности, потому, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[1] план по внедрению профстандартов (а это основной документ, определяющий последовательность действий работодателя) должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников. То есть чтобы приступить к реализации плана, учреждению потребуется одобрение первичной профсоюзной организации (иных представителей работников), а она при формировании своего мнения, скорее всего, будет ориентироваться на позицию «вышестоящего» объединения.

Остановимся на самых важных тезисах письма, имеющих отношение к учреждениям всех профилей деятельности.

Что такое «поэтапно»?

В силу п. 1, 2 Постановления № 584 профстандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе соответствующих планов. Профсоюз указывает, что поэтапность применения предполагает достаточно длительный организационный период, в течение которого должны быть реализованы запланированные мероприятия.

Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 года) означает, что с этой даты можно начать подготовку к применению таких стандартов (то есть не требуется их полностью внедрять к указанной дате). Завершить работу (быть готовым к применению профстандартов) необходимо к 1 января 2020 года.

Как сформировать список профстандартов?

При составлении списка стандартов, подлежащих применению, нужно учитывать следующее:

1) список отражает особенности конкретного учреждения – он не может быть единым для всех. Наполнение списка зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции руководителя учреждения;

2) в список включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для основных работников (например, педагогов);

3) в список не включаются стандарты, которые существуют в виде проектов или утверждены, но не вступили в силу.

Как определить потребность в обучении работников?

Согласно пп. «б» п. 1 Постановления № 584 потребность в профессиональном образовании (в том числе дополнительном), профессиональном обучении работников выявляется на основе анализа:

– квалификационных требований, содержащихся в профстандартах;

– квалификации кадрового состава учреждения (уровня знаний, умений, навыков и опыта работы работников).

К примеру, если квалификация конкретного сотрудника не отвечает требованиям к образованию и обучению, установленным стандартом, план по внедрению профстандартов должен содержать информацию о действиях учреждения по преодолению такого несоответствия. Если же квалификация сотрудника удовлетворяет названным требованиям, но он обязан получать дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности (что, в частности, актуально для педагогов и медиков[2]), в план должны вноситься и эти мероприятия.

Таким образом, существует два основания для включения сотрудника в план по обучению (он в силу пп. «б» п. 1 Постановления № 584 является составной частью плана по внедрению профстандартов): несоответствие образования работника требованиям стандарта и обязательное повышение квалификации, обусловленное отраслевым законодательством.

Какие документы корректировать?

Профсоюз образования считает, что сейчас, в процессе внедрения профстандартов, нужно вносить изменения только в те локальные акты и иные документы учреждения, которые регулируют проведение мероприятий по обучению. В частности, сюда могут быть отнесены:

Руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться – насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов.

1) коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования);

2) локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

3) дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности);

4) должностные инструкции конкретных работников (в части изменения требований к квалификации);

5) договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование, заключаемые на основании ст. 197 ТК РФ.

Учитывать ли стандарты при определении должностных обязанностей работников?

Здесь мнения профсоюза и Минтруда расходятся. Так, министерство в п. 9 Письма от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 (далее – Письмо № 14-0/10/В-2253) сообщило: при определении содержания трудовых договоров и должностных обязанностей работников профстандарт можно использовать как рекомендательный методический документ. По мнению отраслевого профсоюза, данная информация фактически послужила для работодателей основанием для применения стандартов при установлении должностных обязанностей работников, хотя в настоящее время для этого нет правовых условий.

Аргументирует свою позицию профсоюз следующим образом. Во-первых, письмо не является нормативным правовым актом. Во-вторых, оно противоречит действующей редакции ст. 195.1 ТК РФ, согласно которой профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, а квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Значит, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профстандарт.

Как считает профсоюз образования, при определении должностных обязанностей работников целесообразно по-прежнему руководствоваться квалификационными справочниками.

Использовать ли стандарты при аттестации работников?

На этот вопрос профсоюз дает отрицательный ответ. Правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профстандартов при аттестации работников, отсутствуют, хотя в отдельных стандартах все же есть ссылки на подобное использование.

Дело в том, что раньше пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, принятых Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, действительно предусматривал использование стандартов при аттестации работников. Однако с 1 июля 2016 года данные номы утратили силу[3]. В одних профстандартах это изменение учтено, а в других – нет.

Стандарты, содержащие ссылку на их использование при аттестации работников

Стандарты, в которых ссылка на их использование при аттестации работников отсутствует

Образование:

– «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н);

– «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 613н);

– «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н).

Социальное обслуживание:

– «Руководитель организации социального обслуживания» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 678н);

– «Социальный работник» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н);

– «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 681н)

Образование:

«Специалист в области воспитания» (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).

Физкультура и спорт:

– «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (Приказ Минтруда РФ от 29.10.2015 № 798н);

– «Тренер» (Приказ Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н).

Здравоохранение:

– «Врач-стоматолог» (Приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 № 227н);

– «Врач-педиатр участковый» (Приказ Минтруда РФ от 27.03.2017 № 306н).

Культура:

«Хранитель музейных ценностей» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н)






В то же время ст. 5 ТК РФ гласит: акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ. А значит, как полагает профсоюз, работодатели не могут применять стандарты при аттестации своих работников, даже если там указано на это. Учреждения по-прежнему должны руководствоваться ведомственными нормативными актами прямого действия[4].

Активно внедрять или не торопиться?

Итак, отраслевой профсоюз считает, что применение профстандартов обязательно только в части соответствия квалификации, понимая под ней образование и опыт работы сотрудника. Это совпадает с позицией Минтруда (п. 6 Письма № 14-0/10/В-2253). Но министерство настроено на всестороннее внедрение новшества и рекомендует работодателям двигаться дальше: использовать профстандарты в том числе для правильного подбора и расстановки кадров, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения их трудовых обязанностей (п. 9 Письма № 14-0/10/В-2253).

Профсоюз же уверен, что торопиться не стоит – форсирование применения профстандартов в части положений, не являющихся обязательными (к примеру, в части наименования должностей), излишне. «Рекомендательные» положения остаются предметом острых дискуссий, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие работодателю право по его усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профстандартах, что может привести к нарушению прав работников.

В данной ситуации руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться – насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов. А разногласия разработчиков можно расценить как признак вероятной последующей корректировки стандартов, что тоже надо учесть при внедрении.


[1] «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Пункт 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[3] См. Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 № 406.

[4] См., например, приказы Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории», Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Минкультуры РФ от 24.06.2016 № 1435 «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек».

Источник: Журнал «Руководитель автономного учреждения»



Последние публикации

21 Июня 2018

Изменения, внесенные в Единый план счетов

Минюстом 26.04.2018 зарегистрирован Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, вносящий значительные поправки в Инструкцию № 157н. Указанные изменения вызваны необходимостью приведения положений Инструкции № 157н в соответствие положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, вступивших в силу 01.01.2018.

Рост платежей за недвижимость предложили затормозить

В России может измениться порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость. Такие поправки вчера в первом чтении рассмотрела Госдума. Они призваны сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Поручение решить проблему по итогам Послания Федеральному Собранию дал президент Владимир Путин.

Мобильный "Личный кабинет" налогоплательщика стал доступен по отпечатку пальца

Граждане, которые пользуются мобильным "Личным кабинетом" Федеральной налоговой службы (ФНС), теперь могут заходить туда со смартфона, используя собственные биометрические данные.

20 Июня 2018

Об изменениях, направленных на усиление ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности

В целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части применения мер ответственности за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений, необходимых для осуществления бюджетного процесса, а также расширения перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, Правительством РФ разработан и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи глав 15 и 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Об изменениях в Инструкции № 157н

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н. Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

22 Июня 2018

Правительство РФ разработало целый ряд поправок в законопроект для юрлиц и ИП на общей системе налогообложения

Авансы по налогам и взносам – нарушение норм Бюджетного кодекса

Финансисты приравняли чаевые официантам к подаркам

Новые правила расчета пеней и налогообложения доходов участников организаций приняли в первом чтении

Депутаты приняли во втором чтении срочные поправки об онлайн-кассах

Минфином России утвержден порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации

21 Июня 2018

Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Какие государственные учреждения должны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года?

Количество дней, на протяжении которых педагоги могут привлекаться к работе во время каникул, не ограничено

ФНС России разъяснила нюансы заполнения расчета по налогу на имущество организаций с учетом льгот

20 Июня 2018

С 21 июня уточнят правила назначения скидок к тарифу взносов на травматизм: учтите изменения

При приобретении товаров с НДС для деятельности, не облагаемой этим налогом, можно заявить вычет

При внесении исправлений в счет-фактуру можно использовать только определенную форму

Правительство РФ предлагает расширить перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю

читать все Новости