Меню

Актуально









Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

25 Июля 2017Еще раз о профстандартах: профсоюз не во всем согласен с Минтрудом


М. Е. Смолева

эксперт журнала «Руководитель автономного учреждения»

Положения профессиональных стандартов и алгоритм их внедрения не только вызывают вопросы у работодателей, которые должны на практике исполнять законодательные нормы, но и остаются предметом дискуссий в кругах их разработчиков. Свое мнение, касающееся внедрения стандартов и отчасти идущее вразрез с позицией Минтруда, высказал Общероссийский Профсоюз образования. Что он уточняет и с чем не согласен?

Общероссийский Профсоюз образования выпустил Письмо от 10.03.2017 № 122, в котором ответил на актуальные вопросы о профстандартах. Хотя документ адресован образовательным учреждениям, он будет полезен и учреждениям, работающим в других сферах деятельности.

К аргументам отраслевого профсоюза следует прислушаться, в частности, потому, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584[1] план по внедрению профстандартов (а это основной документ, определяющий последовательность действий работодателя) должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников. То есть чтобы приступить к реализации плана, учреждению потребуется одобрение первичной профсоюзной организации (иных представителей работников), а она при формировании своего мнения, скорее всего, будет ориентироваться на позицию «вышестоящего» объединения.

Остановимся на самых важных тезисах письма, имеющих отношение к учреждениям всех профилей деятельности.

Что такое «поэтапно»?

В силу п. 1, 2 Постановления № 584 профстандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе соответствующих планов. Профсоюз указывает, что поэтапность применения предполагает достаточно длительный организационный период, в течение которого должны быть реализованы запланированные мероприятия.

Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 года) означает, что с этой даты можно начать подготовку к применению таких стандартов (то есть не требуется их полностью внедрять к указанной дате). Завершить работу (быть готовым к применению профстандартов) необходимо к 1 января 2020 года.

Как сформировать список профстандартов?

При составлении списка стандартов, подлежащих применению, нужно учитывать следующее:

1) список отражает особенности конкретного учреждения – он не может быть единым для всех. Наполнение списка зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции руководителя учреждения;

2) в список включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для основных работников (например, педагогов);

3) в список не включаются стандарты, которые существуют в виде проектов или утверждены, но не вступили в силу.

Как определить потребность в обучении работников?

Согласно пп. «б» п. 1 Постановления № 584 потребность в профессиональном образовании (в том числе дополнительном), профессиональном обучении работников выявляется на основе анализа:

– квалификационных требований, содержащихся в профстандартах;

– квалификации кадрового состава учреждения (уровня знаний, умений, навыков и опыта работы работников).

К примеру, если квалификация конкретного сотрудника не отвечает требованиям к образованию и обучению, установленным стандартом, план по внедрению профстандартов должен содержать информацию о действиях учреждения по преодолению такого несоответствия. Если же квалификация сотрудника удовлетворяет названным требованиям, но он обязан получать дополнительное профессиональное образование по профилю своей деятельности (что, в частности, актуально для педагогов и медиков[2]), в план должны вноситься и эти мероприятия.

Таким образом, существует два основания для включения сотрудника в план по обучению (он в силу пп. «б» п. 1 Постановления № 584 является составной частью плана по внедрению профстандартов): несоответствие образования работника требованиям стандарта и обязательное повышение квалификации, обусловленное отраслевым законодательством.

Какие документы корректировать?

Профсоюз образования считает, что сейчас, в процессе внедрения профстандартов, нужно вносить изменения только в те локальные акты и иные документы учреждения, которые регулируют проведение мероприятий по обучению. В частности, сюда могут быть отнесены:

Руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться – насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов.

1) коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и получения ими дополнительного профессионального образования);

2) локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

3) дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности);

4) должностные инструкции конкретных работников (в части изменения требований к квалификации);

5) договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование, заключаемые на основании ст. 197 ТК РФ.

Учитывать ли стандарты при определении должностных обязанностей работников?

Здесь мнения профсоюза и Минтруда расходятся. Так, министерство в п. 9 Письма от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 (далее – Письмо № 14-0/10/В-2253) сообщило: при определении содержания трудовых договоров и должностных обязанностей работников профстандарт можно использовать как рекомендательный методический документ. По мнению отраслевого профсоюза, данная информация фактически послужила для работодателей основанием для применения стандартов при установлении должностных обязанностей работников, хотя в настоящее время для этого нет правовых условий.

Аргументирует свою позицию профсоюз следующим образом. Во-первых, письмо не является нормативным правовым актом. Во-вторых, оно противоречит действующей редакции ст. 195.1 ТК РФ, согласно которой профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, а квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Значит, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профстандарт.

Как считает профсоюз образования, при определении должностных обязанностей работников целесообразно по-прежнему руководствоваться квалификационными справочниками.

Использовать ли стандарты при аттестации работников?

На этот вопрос профсоюз дает отрицательный ответ. Правовые основания для применения какого-либо инструментария, разработанного для применения профстандартов при аттестации работников, отсутствуют, хотя в отдельных стандартах все же есть ссылки на подобное использование.

Дело в том, что раньше пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, принятых Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, действительно предусматривал использование стандартов при аттестации работников. Однако с 1 июля 2016 года данные номы утратили силу[3]. В одних профстандартах это изменение учтено, а в других – нет.

Стандарты, содержащие ссылку на их использование при аттестации работников

Стандарты, в которых ссылка на их использование при аттестации работников отсутствует

Образование:

– «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н);

– «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 613н);

– «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н).

Социальное обслуживание:

– «Руководитель организации социального обслуживания» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 678н);

– «Социальный работник» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н);

– «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (Приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 681н)

Образование:

«Специалист в области воспитания» (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).

Физкультура и спорт:

– «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (Приказ Минтруда РФ от 29.10.2015 № 798н);

– «Тренер» (Приказ Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н).

Здравоохранение:

– «Врач-стоматолог» (Приказ Минтруда РФ от 10.05.2016 № 227н);

– «Врач-педиатр участковый» (Приказ Минтруда РФ от 27.03.2017 № 306н).

Культура:

«Хранитель музейных ценностей» (Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н)






В то же время ст. 5 ТК РФ гласит: акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ. А значит, как полагает профсоюз, работодатели не могут применять стандарты при аттестации своих работников, даже если там указано на это. Учреждения по-прежнему должны руководствоваться ведомственными нормативными актами прямого действия[4].

Активно внедрять или не торопиться?

Итак, отраслевой профсоюз считает, что применение профстандартов обязательно только в части соответствия квалификации, понимая под ней образование и опыт работы сотрудника. Это совпадает с позицией Минтруда (п. 6 Письма № 14-0/10/В-2253). Но министерство настроено на всестороннее внедрение новшества и рекомендует работодателям двигаться дальше: использовать профстандарты в том числе для правильного подбора и расстановки кадров, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения их трудовых обязанностей (п. 9 Письма № 14-0/10/В-2253).

Профсоюз же уверен, что торопиться не стоит – форсирование применения профстандартов в части положений, не являющихся обязательными (к примеру, в части наименования должностей), излишне. «Рекомендательные» положения остаются предметом острых дискуссий, поскольку содержат неопределенности, необоснованно предоставляющие работодателю право по его усмотрению применять любые трудовые функции к работникам с различными наименованиями должностей, рекомендуемыми в профстандартах, что может привести к нарушению прав работников.

В данной ситуации руководителям учреждений предстоит самим решить, какой позиции придерживаться – насколько активно и в каком масштабе вести подготовку к применению профстандартов. А разногласия разработчиков можно расценить как признак вероятной последующей корректировки стандартов, что тоже надо учесть при внедрении.


[1] «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Пункт 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 72, п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[3] См. Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 № 406.

[4] См., например, приказы Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории», Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Минкультуры РФ от 24.06.2016 № 1435 «Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек».

Источник: Журнал «Руководитель автономного учреждения»



Последние публикации

16 Августа 2018

Бизнесмены Зауралья теперь смогут проверить подноготную потенциальных партнеров через сервис ФНС

В Курганской области налоговая служба начала публиковать через специальный сервис в интернете сведения о налогоплательщиках, раньше считавшиеся налоговой тайной. Чем этот ресурс полезен для предпринимателей и обычных граждан, расскажем в данной статье.

Резонансное письмо ФНС России об аннулировании налоговых деклараций: профилактика нарушений или дискредитация конституционных прав?

10 июля 2018 года ФНС России опубликовала очередное письмо, направленное на профилактику нарушений налогового законодательства (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"). Оно подготовлено в рамках реализации мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Обозначенная ведомством ключевая цель письма заключается в профилактике нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы деклараций по налогу на прибыль и НДС, которые формально соответствуют требованиям Налогового кодекса, от лица компаний, подпадающих под ряд признаков, свидетельствующих о фиктивной деятельности таких юридических лиц.

Очередная партия обновленных форм от Росстата по труду и зарплате

Обновленные формы мало чем отличаются от прежних. Они содержат небольшие техправки. Например, в порядке заполнения формы N П-4 "предыдущий год" заменен на "2017 год". Аналогичные правки предусмотрели для формы N П-4 (НЗ). Впрочем, несколько важных изменений в отчетах и порядках их заполнения все же есть. Рассмотрим их.

15 Августа 2018

Минфин: Экологический налог не повысит расходы бизнеса

Замена экологического сбора на налог не повысит расходы бизнеса, обещает Минфин. Министерство выступило с разъяснениями для прояснения ситуации с законопроектом об экологическом налоге.

Перечислены условия, при которых срок проверки деклараций по акцизам может быть сокращен

ФНС рассказала, когда камеральная проверка деклараций по акцизам может быть завершена до истечения трехмесячного срока (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса). Это связано c применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новом варианте формы 6 НДФЛ и ошибках при ее заполнении

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Новшества в «зарплатных» налогах и отчетности в 2018 году



Налоговые новости

17 Августа 2018

Минфин посоветовал, как ускорить отмену приостановления операций по счетам

Порядок формирования кассового чека коррекции зависит от версии применяемого формата фискальных документов

При пересчете иностранной валюты в рубли дата списания средств со счета покупателя не учитывается

Покупаем электронные услуги у иностранной компании: условия вычета НДС с 2019 года

Задолженность можно признать сомнительной при нарушении срока оплаты по договору

16 Августа 2018

Сомнительное требование налоговиков лучше исполнить

Минфин рассказал о том, как срок для освобождения от НДС исчисляется для новых компаний и ИП

Уведомление о контролируемых сделках необходимо представлять в налоговый орган по новой форме

ФНС России сообщила о снижении налога на имущество физлиц по объектам недвижимости: часть жилых домов, гараж, машино-место

При прощении "старых" долгов физлицам прощается и НДФЛ

15 Августа 2018

Как нельзя увольнять топ-менеджера: ВС РФ разбирался с делом о "золотом парашюте"

Предлагается скорректировать коэффициенты дифференциации по субъектам РФ, применяемые для расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения

Определены особенности налогообложения международных холдинговых компаний

Разъяснено, как заполняются два раздела 2 декларации по налогу на имущество организации

ФНС России рассказала об изменениях в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

читать все Новости