Меню

Актуально









Публикация

14 Апреля 2016Дополнительные ограничения по алкоголю


Д. Столяров

Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Дополнение должно быть введено соответствующим органом

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Ограничение по возрасту

Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним (то есть лицам, не достигшим 18-летнего возраста, – п. 1 ст. 21 ГК РФ). Могут ли региональные власти поднять возрастную планку для лиц, которым разрешено продавать алкоголь? Именно такая норма содержится в пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона Республики Мордовия от 16.04.2015 № 18-З «О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия»: на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Верховый суд РФ поддержал судей, которые приняли решение о признании указанной нормы недействительной как не соответствующей федеральному закону. Установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

Ограничение по времени

На федеральном уровне (абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ) действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, но распространяется он не на всех. Так, в группу исключений попали организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания (напомним, ИП вправе заниматься розничной продажей только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15‑4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762‑2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»[1] (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

Под запретом алкоголь на вынос

На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример – п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк[2] (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Еще один пример – Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171‑ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171‑ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762‑2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

Уже попавший на «зубок» судьям Закон Забайкальского края № 616-ззк содержит среди прочего требование о том, что на территории Забайкальского края организации и ИП при оказании услуг общепита могут заниматься розничной продажей алкоголя при условии наличия в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и 32 посадочных мест. Аналогичную норму можно найти в Законе Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области»: в зале обслуживания должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания посетителей с потреблением на месте (п. 2 ч. 1 ст. 1). Два ИП и ООО посчитали, что данная норма нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вводит дополнительные, не предусмотренные законом ограничения для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, ставит в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Однако судьи (и их поддержал ВС РФ) не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству. В ней содержится не требование (обязательное предписание) к предприятию общественного питания, а дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции заведениями общепита (Определение ВС РФ от 10.06.2015 № 59-АПГ15-2).

Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

К примеру, такой запрет имеется в Законе Республики Мордовия № 18-З. На территории Республики Мордовия запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, а именно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина или других тонизирующих веществ в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции (п. 3 ст. 7).

Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

* * *

Федеральным законом № 171‑ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, – это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции.


[1] Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

[2] Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

16 Ноября 2017

Особенности уплаты НДС при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения

По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Если здание входит в региональный перечень, то любое помещение в нем облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости

Минфин России разъяснил, что если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым комплексом и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне. А также без привязки к фактическому использованию данного помещения.

Один ценник на группу товаров возможен?

Предприятие розничной торговли в рамках маркетинговой акции реализует разные виды продукции по одной цене. Товары, участвующие в акции, выставлены в торговом зале в напольных корзинах. В отношении указанных товаров устанавливается единый ценник. Не противоречит ли это российскому законодательству?

15 Ноября 2017

Новшества при проведении плановых проверок работодателей

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей. Напомним, что с недавнего времени при плановых проверках работодателей применяется риск-ориентированный подход, при котором форма, продолжительность и периодичность проведения контрольных мероприятий определяются категорией риска, к которой отнесен работодатель. Каким образом устанавливаются категории риска и классы опасности в отношении организаций и ИП? Какие требования предъявляются к содержанию проверочных листов? Какие сервисы рекомендованы работодателям Рострудом для самоконтроля? Ответы на эти и другие вопросы – в представленной статье.

Если в компании нет специалиста по охране труда

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Ноябрь 2017

20 - 24 Ноября Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и линейных объектов: изменения законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

20 - 21 Ноября Особо охраняемые природные территории (ООПТ): создание и установление/изменение границ, статус и режим, особенности использования для разных целей Москва, ЦНТИ Прогресс

20 - 24 Ноября Корпоративное право: актуальные вопросы правоприменения Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

20 - 23 Ноября Холдинги: особенности правового и налогового регулирования Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве в свете последних разъяснений Минфина РФ И ФНС Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Договор аренды: правовые и практические аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Договорная работа: финансово-экономические, правовые и налоговые аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

21 - 24 Ноября Претензионная и исковая работа с учетом изменений ГК, ГПК, АПК и КАС РФ Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Учетная политика предприятия на 2017 год

Сдача электронной декларации по НДС 2017 онлайн через интернет

Бухгалтерия онлайн позволяет вести тестирование и подготовку отчетности бесплатно

1с электронная отчетность

 



Налоговые новости

17 Ноября 2017

Могут появиться новые ограничения для тех, кто нанимает иностранцев

Налоговики разъяснили, в каких случаях ИП нарушит сроки подачи заявления на получение патента, но оно будет рассмотрено

Субсидия унитарному предприятию в счет оплаты работ или услуг относится к доходам от реализации

Дума передала регионам право устанавливать льготы на движимое имущество

Депутаты приняли закон о tax free

16 Ноября 2017

Налоговики получили право изменять срок уплаты задолженности по страховым взносам, возникшей до 1 января 2017 года

Страховые выплаты по договору добровольного страхования жизни, заключенному родителем в пользу ребенка ранее 2014 года, облагаются НДФЛ

Минфин России напомнил о правилах учета земельных участков

Установлены коэффициенты-дефляторы на следующий год

Заменить первичку с ошибкой нельзя, можно только исправить

Компенсация за рабочие поездки на личном автомобиле не облагается взносами

Рострудом утверждены формы 107 проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок

15 Ноября 2017

При реализации права требования долга непогашенная сумма задолженности по процентам относится на расходы

Если обучение в аспирантуре оплачивает организация, то такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ

Минфин хочет увеличить отсрочку применения ККТ для части компаний из сферы обслуживания населения

читать все Новости