Меню

Актуально









Публикация

9 Ноября 2016Заработная плата административно-управленческого персонала федерального бюджетного учреждения


Т. Сильвестрова

редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

Мы уже говорили о положениях Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, которым вносятся изменения в ст. 145 ТК РФ. Новой редакцией этой статьи (будет применяться с 1 января 2017 года) установлено требование о соблюдении в учреждение соотношения предельного уровня среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения. Данное соотношение вправе не соблюдать только учреждения, поименованные в перечне, утвержденном Правительством РФ. Для реализации новых положений ст. 145 ТК РФ Правительство РФ разработало проект постановления, которым вносятся изменения в Положение № 583[1], Порядок № 922[2], Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р. Кроме того, разработан проект Порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников. В статье поговорим о проекте нормативного акта, положения которого вносят изменения в условия оплаты труда административно-управленческого персонала учреждения.

Новое в системе оплаты труда административных работников федеральных бюджетных учреждений

Положение № 583 применяется федеральными бюджетными, автономными и казенными учреждениями. Оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений субъектов и муниципалитетов регулируется нормативно-правовыми актами, изданными законодательными органами субъекта, муниципального образования. В качестве примера таких нормативных актов можно привести Закон Нижегородской области от 02.07.2014 № 88-З «Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Нижегородской области», Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».

Проектом определены следующие изменения в Положении № 583:

1. Предусмотрено требование о необходимости соблюдения соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждения в пределах кратности от 1 до 8. После внесения изменений абз. 4 и 5 Положения № 583 будет звучать так: предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. В действующей редакции Положения № 583 указано, что для определения такого соотношения нужно применять среднюю заработную плату, хотя фактически при расчете соблюдения соответствия соотношения размера заработной платы руководителя учреждения к заработной плате работников учреждения применяется, как правило, среднемесячная заработная плата.

Для справки

Действующей редакцией Положения № 583 установлено, что определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. Для статистического наблюдения применяется показатель «среднемесячная заработная плата». Так, Приказом Росстата от 14.04.2016 № 188 утверждена Методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). До этого подобная методика была утверждена Приказом Росстата от 16.09.2015 № 427.

2. В проекте содержится указание на то, что расчет соотношения среднемесячной заработной платы осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ (далее рассмотрим порядок такого расчета) (вносятся соответствующие изменения в Порядок № 922). Сейчас нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных бюджетных учреждений, такого расчета не содержат.

3. Внесено положение о том, что для поощрения руководителей федеральных учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются по результатам достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя, утверждаемых федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением – главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, за соответствующий период. Сейчас абз. 1 п. 9 Положения № 583 звучит так: федеральные государственные органы, учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

4. Внесено уточнение, что федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий условия оплаты труда руководителю учреждения, должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения, установленного в соответствии с п. 9 Положения № 583, при условии выполнения руководителем всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и получения премии по итогам работы в максимальном размере.

5. Пункт 9 Положения № 583 дополнен нормой о том, что не реже одного раза в год предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений, поименованных в перечне[3], может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета. Полагаем, что увеличение предельного уровня соотношения заработной платы работников и административно-управленческого персонала (руководителя учреждения, его заместителя и главного бухгалтера) возможно в пределах кратности, установленной для федеральных учреждений Постановлением № 583 (максимальный показатель кратности – 8). Выше максимального показателя кратности увеличивать разрыв между заработной платой работников и руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) нельзя.

Определяем соотношение среднемесячной заработной платы административного персонала и работников учреждения

Из проекта расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) и работников учреждения следует, что расчет такого соотношения производится по итогам календарного года. При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников не учитываются как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной заработной плате работников организации руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер.

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.

Если заместитель руководителя, главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете соотношения их среднемесячной заработной платы и среднемесячной заработной платы работников учреждения учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Для проверки соблюдения учреждением установленного соотношения между заработными платами руководителя (заместителя руководителя и главного бухгалтера) и работников учреждения производится расчет:

1. Среднемесячной заработной платы работников по формуле:

Среднемесячная заработная плата работников учреждения

=

Фактически начисленная заработная плата работников списочного состава

/

Средняя численность работников

/12

При расчете среднемесячной заработной платы работников организации учитываются

Начисленная заработная плата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда

Выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ

2. Среднемесячной заработной платы руководителя учреждения (заместителя руководителя, главного бухгалтера), его заместителей и главного бухгалтера по формуле:

Среднемесячная заработная плата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) учреждения

=

Фактически начисленная заработная плата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за календарный год*

/

12

* Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) учреждения отработал не полный календарный год, то расчет его среднемесячной заработной платы производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.

3. Соотношения – путем деления среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) на среднемесячную заработную плату работников этой организации.

Положения ст. 145 ТК РФ вступают в силу с 1 января 2017 года. Поэтому, по нашему мнению, в конце 2016 года для соблюдения в 2017 году требования о соотношении среднемесячной заработной платы руководителя учреждения (заместителя руководителя учреждения, главного бухгалтера) и среднемесячной заработной платы работников следует произвести расчет соотношения среднемесячных заработных плат этих категорий. Сравнить полученный результат с уровнем кратности заработных плат, утвержденных учредителем, и в 2017 году, в случае несоответствия, произвести корректировку.

Приведем пример расчета соответствия уровня среднемесячных заработных плат установленной кратности.

Пример 1

По итогам 2016 года в учреждении сформированы следующие показатели:

– фактически начисленная заработная плата работников списочного состава, включаемая в расчет среднемесячной заработной платы – 33 720 000 руб. (показатель по кредиту счетов (0 302 11 730, 0 302 12 730, 0 302 62 730);

– средняя численность работников – 80 человек;

– фактически начисленная заработная плата руководителя учреждения – 1 200 000 руб.;

– фактически начисленная заработная плата заместителя руководителя 960 000 руб.;

– фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера 900 000 руб.

Руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер отработали в учреждении полный 2016 год (12 месяцев).

Исходя из имеющихся данных производим расчет:

1. Среднемесячной заработной платы работников. Для этого определяем:

а) фактически начисленную заработную плату по итогам года работникам учреждения (в расчет не берем заработную плату руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера). Она составит 30 660 000 руб. (33 720 000 - 1 200 000 - 960 000 - 900 000);

б) среднемесячную заработную плату работников, которая равна 33 181,82 руб. (30 660 000 руб./ 77[4] / 12);

2. Среднемесячной заработной платы:

а) руководителя учреждения: 100 000 руб. (1 200 000 руб. / 12 мес.);

б) заместителя руководителя: 80 000 руб. (960 000 руб. / 12 мес.);

в) главного бухгалтера: 75 000 руб. (900 000 руб. / 12 мес.).

3. Рассчитаем уровень кратности заработных плат:

а) руководителя учреждения: 100 000 руб. / 33 181,82 мес. = 3. Уровень кратности заработных плат равен 3;

б) заместителя руководителя: 80 000 руб. / 33 181,82 руб. = 2,41. Уровень кратности заработных плат равен 2,41;

в) главного бухгалтера: 75 000 руб. / 33 181,82 руб. = 2,26. Уровень кратности заработных плат равен 2,26.

4. Сравниваем полученный уровень кратности заработной платы с уровнем кратности, установленным учредителем.

Пример 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что главный бухгалтер отработал в учреждении 9 месяцев. Фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера за период работы составила 850 000 руб.

При неполной отработке финансового года в учреждении расчет соотношения среднемесячной заработной платы главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения производится так:

1. Определяется среднемесячная заработная плата главного бухгалтера, которая составит 94 444,44 руб. (850 000 руб. / 9 мес.);

2. Рассчитывается уровень кратности заработной платы главного бухгалтера: 94 444,44 руб. / 33 181,82 руб. = 2,85 Уровень кратности заработных плат равен 2,85.

3. Сравнивается полученный уровень кратности с уровнем кратности, установленным учредителем.

Изменения порядка исчисления средней заработной платы

Проектом вносятся изменения в название Порядка № 922. Предполагается, что оно будет звучать следующим образом: Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и о Порядке расчета соотношения среднемесячной заработной платы.

Преамбула Порядка № 922 дополнена указанием, что этот документ разработан не только в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ, но и с требованиями ст. 145 ТК РФ.

В пункте 3 Порядка № 922 указаны выплаты, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Перечень выплат проектом Правительства РФ дополнен выплатами к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням. После внесенных в этот пункт изменений не будут учитываться при исчислении среднего заработка выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха, выплаты к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням).

* * *

В завершение статьи отметим, что все описанные в статье новшества, внесенные в Положение № 583, касаются федеральных бюджетных учреждений. Однако поскольку нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов, как правило, дублируют нормы федеральных законодательных актов, а Порядок № 922 применяется всеми государственными (муниципальными) учреждениями, то, по нашему мнению, в ближайшем будущем нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов, регулирующие вопросы оплаты труда работников учреждений соответствующего уровня бюджета, бюджетной системы РФ, подвергнутся аналогичной корректировке.


[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

[2] Порядок исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

[3] Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р.

[4] Из средней численности работников исключаем три единицы (руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера).

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

11 Декабря 2017

Осуществляем контроль расчетов с подотчетными лицами

Исходя из положений ст. 19 Закона о бухгалтерском учете и п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения спорта самостоятельно организовывают и осуществляют внутренний контроль совершаемых данными учреждениями фактов хозяйственной жизни. При этом порядок осуществления внутреннего контроля должен быть закреплен в учетной политике. Указанный контроль должен затрагивать в том числе вопросы проверки расчетов с подотчетными лицами.

Вычет НДС по товарам, купленным у банкрота, не предоставляется

Если поставщик товара выставил счет-фактуру по операции, которая не признается объектом налогообложения по НДС, покупатель право на вычет НДС не имеет. Такова позиция Минфина России и некоторых судов.

При проверках розницы подрос только средний штраф

Обнародованные Росстатом данные Роспотребнадзора о проверках организаций торговли за январь — сентябрь текущего года отразили снижение контролирующего давления на розницу по части проверок качества товаров. Немного подросла только средняя сумма штрафа.

07 Декабря 2017

Изменения в Едином плане счетов и в инструкции по его применению

29.10.2017 вступил в силу Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н, согласно которому внесены изменения в Инструкцию № 157н. В частности, в Едином плане счетов скорректированы названия отдельных счетов, некоторые счета исключены, дополнены общие положения порядка ведения бухгалтерского учета, правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов и др. В статье ознакомимся с новшествами, актуальными для автономных учреждений.

До 1 января разделите арендованные основные средства на объекты операционной и финансовой аренды

Минфином России для руководства в работе подготовлены Методические указания по применению переходных положений СГС "Основные средства" в части вопросов отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах объектов недвижимого имущества.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Декабрь 2017

18 - 20 Декабря Урегулирование земельных споров в судебной и внесудебной практике Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

18 - 21 Декабря Земельный кодекс : практика применения по состоянию на 2017 год Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

18 - 21 Декабря Медицинские споры Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

18 - 22 Декабря Внешнеторговый контракт. Оформление и сопровождение ВЭД сделок Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

Январь 2018

22 - 26 Января Перспективы развития и практические вопросы сметного нормирования с учетом положений новых методик ценообразования в строительстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

24 - 26 Января Исполнительное производство - новое в законодательстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Января - 02 Февраля Внешнеэкономическая деятельность на предприятии. Таможенное и валютное регулирование Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

Февраль 2018

05 - 10 Февраля Готовимся к предстоящей проверке Росприроднадзором Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Учетная политика предприятия на 2017 год

Сдача электронной декларации по НДС 2017 онлайн через интернет

Бухгалтерия онлайн позволяет вести тестирование и подготовку отчетности бесплатно

1с электронная отчетность

 



Налоговые новости

11 Декабря 2017

Надбавки за вахтовый метод работы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами

Организации на УСН, применявшие в 2016 году пониженные тарифы страховых взносов, вправе сохранить льготу

Хозяйственные сооружения облагаются налогом на имущество физлиц, только если на них зарегистрировано право собственности

КС РФ: надбавки за работу в особых климатических условиях должны начисляться сверх МРОТ

Подавать в ФСС документы, поясняющие правильность исчисления взносов на травматизм, станет проще

ФНС планирует обновить форматы книги продаж, книги покупок и журнала учета счетов-фактур

08 Декабря 2017

При выдаче чека платежным агентом от поставщика чека не требуется

С 2018 года условия налогообложения движимого имущества организаций будут изменены

Трудовая функция, место работы и установление неполного рабочего времени родителям: новые разъяснения Минтруда

ФНС России планирует обновить некоторые формы документов, применяемых при зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей

Средства материнского капитала предлагается направлять на осуществление ежемесячной выплаты на второго ребенка

В Госдуму внесен законопроект о ежемесячных выплатах на первого и второго ребенка

07 Декабря 2017

Матвиенко призвала ограничить арендную плату для молодых компаний

Росстат уточнил, как считать среднесписочную численность

Работодатель не обязан наказывать сотрудников по требованию прокурора

читать все Новости