Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

23 Августа 2018Удержания по исполнительным листам: особенности расчета и отражения в учете


Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Правила взыскания по исполнительным документам

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229‑ФЗ).

Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229‑ФЗ) в случае:

– взыскания периодических платежей;

– взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229‑ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229‑ФЗ) в случае:

– взыскания периодических платежей;

– взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;

– отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций[1]):

– постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;

– копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

– копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

– памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Алгоритм действий при поступлении исполнительного листа

При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму[2] (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

2) отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации, а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации, получившей исполнительный документ (п. I Памятки);

3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204‑6‑0);

4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).

Расчет удержаний по исполнительным листам

При расчете удержаний по исполнительным листам необходимо учитывать:

1) перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание;

2) ограничения по размерам удержаний;

3) очередность удовлетворения требований взыскателя.

Перечень доходов должника, с которых не производятся удержания. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца;

  • денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

  • компенсационные выплаты за бюджетный счет гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

  • ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в частности, в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака);

  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также выплачиваемой в виде гуманитарной помощи;

  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

  • прочие виды доходов, которые включены в закрытый перечень, приведенный в ст. 101 Закона № 229‑ФЗ.

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей также надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Ограничения по размерам удержаний. Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229‑ФЗ).

Очередность при удержании средств. Если на одного работника поступило несколько исполнительных листов, удержание средств осуществляется в соответствии с установленной ст. 111 Закона № 229‑ФЗ очередностью удовлетворения требований взыскателя:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь – все остальные требования.

Стоит отметить, что требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения долга предыдущей очереди в полном объеме. В рамках одной очереди (при наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п. 2, 3 ст. 111 Закона № 229‑ФЗ).

Рассмотрим порядок расчета удержаний на примере.

В июне 2018 года в казенное учреждение поступили два исполнительных документа на одного работника:

– первое – о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % зарплаты;

– второе – о взыскании налоговых платежей. Задолженность по налогу на имущество составляет 10 000 руб.

В июне работнику начислены следующие выплаты:

– заработная плата – 15 000 руб.;

– пособие по временной нетрудоспособности – 4 000 руб.;

– материальная помощь в связи с рождением ребенка – 7 000 руб.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составила 2 106 руб.

При взыскании средств по исполнительным документам в доход не включается величина материальной помощи. Кроме того, расчет выполняется исходя из суммы доходов, оставшейся после удержания НДФЛ. Таким образом, сумма доходов, из которых производится удержание по исполнительным документам, составит 16 894 руб. (15 000 + 4 000 ‑ 2 106).

Максимально возможная сумма удержаний по исполнительным листам равна 8 447 руб. (16 894 руб. x 50 %).

Сумма удержаний по первому исполнительному листу равна 4 223,5 руб. (16 894 руб. x 25 %).

По второму исполнительному листу можно удержать не более 4 223,5 руб. (8 447 ‑ 4 223,5).

Оставшаяся часть задолженности по налоговым платежам в размере 5 776,5 руб. (10 000 ‑ 4 223,5) будет удержана в следующих месяцах после удержания алиментов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Закона № 229‑ФЗ удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Стоит отметить, что в силу пп. 3 и 16 п. 1 ст. 64 Закона № 229‑ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. В связи с этим при расчете суммы взысканий бухгалтеры должны быть предельно внимательны.

Сроки осуществления удержаний и порядок их отражения в учете

Согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229‑ФЗ организации, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня осуществления выплат в пользу должника они обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Взысканные по исполнительному листу суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его счет в банке. Информация о реквизитах, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должна содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (пп. 9 п. II Памятки).

Фактический адрес взыскателя является обязательным реквизитом исполнительного документа (ст. 13 Закона № 229‑ФЗ). Получается, что если исполнительные документы не содержат ни адрес взыскателя, ни банковские реквизиты взыскателя, то учреждение, осуществляющее выплаты в пользу работника-должника, не обязано перечислять исчисленные суммы удержаний. Вместе с тем в пп. 9 п. II Памятки рекомендуется в случае, когда адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП.

В соответствии с п. 273 Инструкции № 157н[3] для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления по исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Согласно п. 108 Инструкции № 162н[4] в бюджетном учете казенного учреждения данный счет отражается в корреспонденции:

– с дебетом счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» – при начислении удержаний по исполнительным листам;

– с кредитом счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 1 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» – при перечислении удержанных сумм.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по начислению и перечислению удержаний по исполнительным листам на примере.

На основании исполнительного листа казенное учреждение ежемесячно удерживает из заработной платы сотрудника алименты в размере 25 % от его заработной платы, которая составляет 20 000 руб. Алименты отправляются получателю почтовым переводом через кассира. Почтовый сбор составляет 1 % от суммы алиментов.

В бюджетном учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена заработная плата сотруднику

1 401 20 211

1 302 11 730

20 000

Удержан НДФЛ

(20 000 руб. x 13 %)

1 302 11 830

1 303 01 730

2 600

Поступили в кассу с лицевого счета денежные средства для выплаты заработной платы сотруднику

(20 000 ‑ 2 600) руб.

1 210 03 560

Забалансовый счет 17 (КОСГУ 510)

1 304 05 211

17 400

1 201 34 510

Забалансовый счет 17 (КОСГУ 510)

1 210 03 660

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 610)

Удержана сумма алиментов*

(20 000 ‑ 2 600) руб. x 25 %

1 302 11 830

1 304 03 730

4 350

Удержана сумма почтового сбора при переводе алиментов

(4 350 руб. x 1 %)

1 302 11 830

1 304 03 730

43,5

Выдана сотруднику заработная плата за вычетом произведенных удержаний

(20 000 ‑ 2 600 ‑ 4 350 ‑ 43,5) руб.

1 302 11 830

1 201 34 610

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 211)

13 006,5

Выданы кассиру под отчет денежные средства для осуществления почтового перевода

(4 350 + 43,5) руб.

1 208 11 560

1 201 34 610

Забалансовый счет 18 (КОСГУ 211)

4 393,5

Отражен почтовый перевод алиментов через кассира на основании авансового отчета с приложением квитанции о сумме почтового перевода и почтового сбора:

– в сумме алиментов

1 304 03 830

1 208 11 660

4 350

– в сумме почтового сбора

1 304 03 830

1 208 11 660

43,5

   *
Сумма удержаний по исполнительным документам начисляется по расчетной ведомости (ф. 0504402), расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401).

* * *

В заключение отметим, что требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех организаций, граждан и должностных лиц на территории РФ. За неисполнение требований по исполнительному листу учреждению, осуществляющему выплату заработной платы или иных доходов работнику-должнику, и его должностным лицам грозит штраф от 50 000 до 100 000 руб. и от 15 000 до 20 000 руб. соответственно (п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).


[1] Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП РФ 19.06.2012 № 01‑16.

[2] Утверждена Приказом Минфина РФ от 15.05.2001 № 36н «Об утверждении Правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Источник: Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение"



Последние публикации

20 Февраля 2019

Правила расчета резерва на оплату отпусков в бухучете

Составляя бухотчетность за 2018 г., надо, в частности, определить сумму резерва на оплату отпусков на 31.12.2018. Как правильно ее рассчитать? Надо ли выводить точные суммы затрат, связанных с оплатой неотгулянных дней отпуска, по каждому работнику или есть менее трудозатратный способ?

Сельхозпроизводителям предложили проверить кадастровую стоимость земли

С 1 января 2020 года земельный налог в Крыму начнут начислять не по нормативной стоимости участка, как было последние годы, а по кадастровой. Оценку уже провели, и в прошлом году республиканский Совмин утвердил ее. В результате на многие сельхозземли налог вырастет в несколько раз.

Иностранных работников предложено обложить новым налогом

МВД России предлагает с 2020 года распространить обязанность уплаты авансовых платежей, которые выплачиваются иностранными гражданами, работающими в России на основании патента, на иностранцев, имеющих вид на жительство или разрешение на проживание и работающих на территории страны. Проект соответствующего закона полицейские разместили для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов.

18 Февраля 2019

Плата "Платону" не уменьшит транспортный налог

В 2019 г. организации, владеющие большегрузными автомобилями, больше не смогут уменьшать транспортный налог на плату "Платону". Однако плательщики налога на прибыль, ЕСХН и те, кто применяет "доходно-расходную" упрощенку, смогут учитывать всю сумму "отъезженной" платы в расходах.

"Вредность" - не всегда повод для уплаты взносов по доптарифам

Если плательщик не заполнит разделы 1.3.1 и 1.3.2 расчета по страховым взносам, в то время как рабочим местам по итогам проведения спецоценки присвоен вредный или опасный класс условий труда, то велик риск, что налоговики потребуют представить уточненный расчет.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

20 Февраля 2019

Удерживать ли НДФЛ с чаевых, поступивших на банковскую карту официанта или счет ресторана?

Начисленные пени и штрафы по результатам налоговой проверки можно взыскать с руководителя юрлица в качестве убытков

Минфин: компенсация затрат на проезд к месту работы и обратно облагается взносами

Налогоплательщик не вправе ссылаться на окончание налоговой проверки, если документы истребуются в рамках допмероприятий

Минфин России уточнит перечень репетиторских услуг, которые могут быть освобождены от НДФЛ

Иностранные организации будут вставать на налоговый учет по новым правилам

18 Февраля 2019

ФНС России запустила новый интерактивный сервис "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки"

ТПП предложила вдвое сократить срок блокировки счетов малых компаний

При определении налоговой базы по НДС дата перехода права собственности на товар не имеет значения

Минфин России разъяснил, по какой ставке земельного налога облагаются участки с несколькими видами разрешенного использования

Три года на возврат НДФЛ считают с даты уплаты налога, а не с окончательного расчета базы за год

13 Февраля 2019

Минфин пояснил, является ли дефектная ведомость "первичкой" для учреждения

С 17 февраля компании должны будут сообщать в военкомат о работниках, не вставших на воинский учет

Долго шло по почте: суд восстановил срок обжалования решения ФСС и поддержал плательщика взносов

ФНС исключила из своего "черного" списка девять стран

читать все Новости